МЕДЬ

МЕДЬ

 

                                        I

 

Когда люди стали обрабатывать камень, они обнаружили различие видов этого материала. Не все камни были пригодны. Среди негодных встречались и совсем особенные. Они были очень тяжёлые, с красивым блеском. При ударе они не раскалывались, а обминались. Из них нельзя было сделать никакой полезной вещи, но выкинуть было жалко. Из них делали украшения. Благо, они поддавались «ковке» зажатым в руке камнем. Самым первым металлом было, вероятно, золото. Оно встречалось в виде самородков в руслах высохших рек. В Азии его стали добывать, когда в Египте оно было уже в большом ходу. Азиатские центры  добычи находились в Индии, Малакке, Тибете. В самородках часто встречается природный сплав золота с серебром – электрум (белое золото).  Месторождения серебра в древности были найдены в Анатолии, Сирии. Самородное серебро встречается реже, чем золото, поэтому вначале оно и ценилось выше.  Медь впервые начали использовать в долине Инда и на Балканах, выковывая булавки, шилья, бусины. Вслед за тем медь начали осваивать в Аравии (Оман), в Иране и в Китае (Ганьсу). Довольно скоро обнаружилось, что при нагревании металлы плавятся, а остывая, приобретают новую форму. Это дало возможность делать более крупные предметы, и без отходов. А также переделывать старые негодные вещи в новые, пригодные. Мастера стали делать ножи и другие режущие инструменты. Но всё это ещё было в каменном веке. Медный век начался, когда обнаружили возможность добывать медь из руды. Вначале это был малахит. Его укладывали в горшок вперемешку с углем, ставили в яму, уголь поджигали. Малахит угорал, выделяя углекислоту и водяной пар, а в горшке оставалась медь. Такой процесс был освоен после случайного попадания малахита в огонь. Малахит было легко добывать – он залегал близко к поверхности земли, но его было мало. Медники потом нашли другой способ. Ниже малахита часто залегали другие медные руды, например, колчедан. Процесс получения меди из колчедана сложнее, но в течение нескольких столетий он был освоен. Для этого устраивалась плавильная печь, в которой колчедан обжигали, нагнетая воздух мехами. При этом выделялся удушливый (как при горении спичечной головки) и ядовитый сернистый газ. Затем обожжённый колчедан плавили, добавляя в печь песок. В результате образовывался шлак, который всплывал, и штейн. После отделения шлака штейн снова расплавляли и, вдувая мехами воздух, добавляли песок. Снова всплывал шлак и выделялся сернистый газ, а внизу на этот раз уже была медь.  Колчедан приходилось выкапывать из-под земли, и в разных местах существовали медные копи. Это были узкие и разветвлённые норы, по которым рудокопы продвигались на четвереньках, таща за собой кожаный мешок с рудой. Единственным инструментом был каменный молот. Никакой крепи в выработках не было, и бывало, рудокопов там заваливало – люди уже гибли за металл. Иногда в выработках встречалась «золотистая краска» (аурипигмент по-латыни) или красная «пыль пещеры» (радж аль гхар по-арабски, в Европе произносили «реальгар»). При попадании этих веществ в руду свойства получаемого металла менялись. Он становился прочнее, твёрже и плотнее, не растрескивался при ковке, а расплав был более текучим. Так была изобретена бронза.  Реальгар и аурипигмент это соединения мышьяка с серой. Сера выгорала, а мышьяк сплавлялся с медью. При добавлении мышьяка более 4% бронза приобретала золотистый цвет, а более 12% — серебристый. Но, если мышьяка было более 6%, прочность сплава уменьшалась. Поэтому красивая бронза использовалась только для изготовления украшений, а для инструментов и оружия нужна была бронза с меньшим содержанием мышьяка. Мышьяк ядовит. Старые медники, поэтому часто страдали разными расстройствами. Они теряли память, впадали в тоску, у них появлялась одышка, хрипы, сухой кашель, слабость в ногах. Кожа желтела, нарастала,  уплотнялась и шелушилась. Выпадали волосы. По этой причине использование мышьяка было затруднено. Но, кроме того, мышьяк имеет свойство возгоняться. Поэтому при горячей ковке, а также при переплавке бронзового лома часть мышьяка испарялась, и качество сплава снижалось. На замену мышьяку было принято олово. Его руда – оловянный камень – часто встречалась на золотых россыпях, и металлурги были с ним знакомы. Бронза, вероятно, была изобретена в Систане (провинция на границе Ирана и Афганистана). Там есть и мышьяк, и олово. Где-то там находилась и известная из шумерской литературы страна Аратта, богатая металлами и драгоценными камнями.

В это время было построено множество городов. Особенно много их было в Месопотамии. Они были окружены стенами, сооружёнными из битой земли. В центре города, как правило, имелся храм. В поперечнике города Шумера бывали не более 200 метров. Такие же города обнаружены и в «стране городов» на Урале («Аркаим», «Синташта» и другие). «Аркаим» окружён двумя концентрическими валами, и в нём найдена ливневая канализация. Канализация имелась и в городах, существовавших в то время в долине Инда. В индийских городах существовал водопровод, общественные бани и туалеты. Вероятно, это была известная шумерам страна Мелухха. Там были самые большие города. Некоторые насчитывали до 40 тысяч жителей. Дома строились из сырцового кирпича. Его изготовляли,  набивая глину, смешанную с песком и соломой в деревянные рамки. Потом рамки снимали, и кирпичи сушили на воздухе одну-две недели. В крупных городах Мелуххи использовали обожжённые кирпичи. Города эти делились на верхний город, где находилась цитадель, и нижний, где жили ремесленники. Многие дома, вероятно, были двухэтажными; на верхний этаж вели кирпичные лестницы. В городах Шумера и страны Харали (на Аму-Дарье) использовался только сырцовый кирпич. Он быстро разрушался, и на развалинах строения возводились заново. Так много раз перестраивались храмы Шумера. Развалины их утрамбовывались и превращались в основание, облицованное кирпичём. Храмы поднимались всё выше. Постепенно так появились зиккураты – земляные башни с храмом на вершине. В городе Эриду зиккурат имел три ступени: нижняя была чёрная, средняя – красная, а верхняя – белая. Храмы тоже были оштукатурены и побелены. Стены их расчленяли выступы и ниши, расположенные ритмично. Внутри храма находился центральный зал с алтарём и боковые помещения.

На западе, где камня было в избытке, велось каменное строительство. На Крите  дороги  мостили каменными блоками, которые выпиливали из монолита бронзовыми пилами. Из камня возводили нижние части стен, верхние строили из сырцового кирпича. Так строили многоэтажные дворцы. Перекрытия их опирались на деревянные балки, уложенные на деревянные колонны. В городах Крита существовал керамический водопровод и канализация, но это было доступно не всем. На дорогах устраивали организованный водоотвод. На Балканском и Пиренейском полуостровах  тоже велось каменное строительство. Там из камня возводили оборонительные стены. Дома строились из кирпича-сырца, а крыши иногда покрывали черепицей.

В Китае города строились на участках, имевших форму квадрата, а не круга.  При этом стены ориентировались по сторонам света. Главные фасады  зданий были обращены на юг. Это соответствовало правилам фэншуй и обеспечивало лучшее освещение и температуру в доме. Городские стены сооружали из земли, которую уплотняли каменными пестами. Главным строительным материалом было дерево. Из него возводили каркасы зданий. Стены строили из кирпича-сырца, крышу покрывали черепицей. При землетрясениях стены могли разрушиться, но каркас сохранялся. На Урале, в «стране городов» городские стены возводили в бревенчатой «опалубке», которую заполняли глиной или сырцовыми кирпичами. Перекрытия же по всей Азии сооружали только из дерева.

Дороги, соединявшие города и страны, существовали изначально. Сперва как звериные тропы, потом как пешеходные. В каменном веке уже по дорогам гоняли скот, а потом и вьючных животных. В Юго-западной Азии для этого использовали ослов, а в Средней Азии  – верблюдов, на Алтае и в Саянах — оленей. В степях, конечно, это была лошадь. Считается, что колёсные повозки впервые появились не то в Месопотамии, не то на Балканах. Может быть. Самая простая из повозок —  двухколёсная арба. Четырёхколёсная телега  появилась скорее в степи, где в неё запрягали лошадей. В течение медного века повозки совершенствовались: появилось колесо со спицами, ступицей. В эпоху бронзы  имелись и боевые колесницы. В Северной Азии использовался санный транспорт – летом ездили по траве, а зимой – по снегу. Дорог там не было вовсе, только тропы. Мореходство уже было освоено всеми народами, живущими у моря. Большой флот был у «царя» Крита Миноса. Средиземноморские корабли были сделаны из кипариса или кедра. Они были гребными длиной 15-20 метров. Доски обшивки соединялись обычно пеньковым канатом, и только финикийцы позднее додумались соединять их деревянными шипами.  Морские перевозки играли важную роль в жизни Шумера, но сами шумеры были неважнецкими мореходами и настоящих судов строить не умели. Они делали большие лодки из кожи или из тростника. По морям на таких судах плавать было опасно. Морской державой на Индийском океане была Мелухха. Там строили большие корабли – «магулим» — с высоко поднятыми носом и кормой. Магулим могли перевозить до 10 тонн груза. У них была мачта, видимо, магулим  были парусными судами. На побережье Аравийского моря (близ современного нам города Лотхал) Мелухха имела морской порт с большим кирпичным причалом.  Ничего не известно о мореплавании жителей Зондских островов, но трудно поверить, что эти народы в мореходстве были не сильны. Позднее плавания малайцев были гораздо более масштабными, чем остальных народов мира. И надо думать, что это было подготовлено в предшествующее время, то есть приблизительно в бронзовом веке. В тот период Зондские острова ещё населяли не малайцы, а макасары и другие родственные им австралоидные  народы.

В это время от Месопотамии до Европы уже распространилось плужное земледелие. Пахали сохой, которую тянули быки. Это было не везде, многие народы продолжали возделывать землю мотыгой. В Шумере  была развита ирригация. Там воду перераспределяли, осушая болота и обводняя пустыни. Для этого проводили каналы, строили дамбы, применяли водоподъёмную технику. В Месопотамии была известна «оросительная машина», сделанная из дерева и приводимая в действие быками и ослами. Вероятно, это был чигирь – водоподъёмное колесо с черпаками. Наверняка использовалось и более простое устройство – подъёмник-журавель. От южного Китая до Индонезии распространилось выращивание риса на заливных полях – «чеках». На Аму-Дарье (страна Харали) стали разводить двугорбых верблюдов-бактрианов. Здесь при раскопках обнаружены бронзовые зеркала, а в Мелуххе (в городе «Чандху-даро») – бритвы. В то время гончарный круг на юге был известен уже повсеместно, но широко использовался только  в Мелуххе и Шумере – там, где керамика уже была товаром, и появились профессиональные гончары. В «Чандху-даро» найден бисер, − видимо, стекло уже умели делать. Самый древний способ заключался в варке смеси песка, соды, извести и мела в глиняном тигле. (Соду с древнейших времён люди добывали кипячением золы в воде).  Когда образовывалась стеклянная масса, её цепляли металлическим прутиком и вытягивали стеклянную нить. Наматывая эту нить на бронзовый пруток, получали стеклянные трубки. Их разрезали и получали бисер.

Известно, что в Шумере и Китае существовала астрономия. Древние звездочёты наблюдали за движением планет, различали созвездия и могли предсказывать затмения. Ими были  разработаны календари, сочетающие солнечный год и лунные месяцы с помощью «вставочной луны». В Китае времена года были увязаны с появлением на небе ярких звёзд или созвездий. Год начинался с появлением «Огненной звезды» Дахо (Антарес), которое близко ко времени весеннего равноденствия. Был создан шестидесятилетний календарный цикл (5х12). В Шумере была принята семидневная неделя с посвящением дней разным планетам.   Шумеры использовали шестидесятиричную систему исчисления, ввели деление окружности на 360˚, они знали четыре действия арифметики, степени и корни. Как и китайцы, шумеры умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Китайцы были уже знакомы с отрицательными и иррациональными числами. Ещё больше была развита медицина. В Шумере уже умели делать массаж, припарки, компрессы, микстуры, мази; ставили свечи и клизмы. В Китае  существовали специальные трактаты по медицине, в которых описаны сотни лекарственных трав. Было уже известно и иглоукалывание. Известно, что шумеры варили мыло из смеси древесной золы (щёлок) с растительными маслами. В центре Европы соль получали выпариванием из раствора, потом её прессовали и получали так соляные «головы», которые были удобны при хранении или перевозке.

 

II

 

Добыча медной руды велась во многих местах. Крупнейшими центрами в Европе были Балканы, Карпаты, Альпы. Медь добывали в Анатолии, на Северном Кавказе и на Южном Урале, в южной Аравии (Маган), в Иране и в долине Инда. Мышьяковые руды – на Кавказе. Поэтому мышьяковистая бронза бытовала больше на юге Русской равнины и в Анатолии.  Оловянную руду добывали в Корнуолле (Британия), на Пиренейском полуострове, в Анатолии, на Памире и в Малакке. Серебро —  в Анатолии.  И оловянистая бронза тоже, вероятно, появилась в Анатолии.  Золото  добывали на Алтае, в Анатолии и на Пиренейском полуострове. Существовали также центры переработки привозного металла на Кипре и в Шумере. Развитое бронзолитейное производство на территории Сычуани существовало уже в III тысячелетии до рождества Христова (2500-3500 от сотворения мира), а позже появилось на Янцзы, Сицзяни и Хуанхэ.  Камень тоже не утратил своего значения, но его добывали уже везде, и только  камни-самоцветы ценились особо.  К югу от Аму-Дарьи, в стране Харали, добывали лазурит, в Индии – сапфиры, в Китае — нефрит. Ценилась также слоновая кость.  Каменную соль добывали в Альпах. Янтарь собирали на побережье Балтийского моря. Деревом были обеспечены все земли, кроме степей и пустынь. Помимо строительства дерево в большом количестве использовалось ещё и для плавки металлов. Выплавка металла требовала большого количества топлива, поэтому леса вокруг металлургических центров постепенно вырубались. На Кипре леса  уже тогда  были сведены полностью.  Керамика тоже производилась повсеместно,  но только в Месопотамии производство керамики было развёрнуто  в промышленных масштабах. На севере Азии люди носили меховые одежды. В степях  — вязанные шерстяные и тканые из кендыря (крапивные) и поскони (конопляные). От Европы до Месопотамии ткали льняное полотно. Хлопчатые ткани уже были широко распространены в Индии, а в Китае (к югу от Янцзы) – шёлковые.

Соответственно были распределены и технические культуры – на западе выращивали лён, в Индии – хлопок, в Китае – коноплю, а южнее Янцзы – шелковицу. Пшеница и ячмень были наиболее распространёнными культурами среди злаков. Просо выращивали от Месопотамии до Китая. Месопотамия была самым мощным земледельческим регионом, там культивировали всевозможные растения и западные, и восточные. Среди бобовых бобы были самым распространённым видом. Горох и чечевица более западным, а фасоль – более восточным. Различные фрукты и овощи тоже были распространены от Месопотамии на восток, а виноград и оливки – на запад. Овцы, козы и свиньи были распространены почти везде, а на севере – до лесостепи. Коровы – большей частью в степи, вплоть до Китая. Но и южнее, в Месопотамии и Индии разводили быков и буйволов. От Месопотамии на запад разводили ослов. В Индии – кур, а в Китае ещё уток и гусей, но также и собак. В степи и лесостепи от Китая до Европы была распространена лошадь.

На берегах Аравийского моря  уже действовали порты, через которые велась торговля. Самым главным узлом был Дильмун (Бахрейн) в Персидском заливе. Через него шла морская торговля Шумера. В Шумер ввозили медь из Магана (Оман), сапфиры из Мелуххи («Лотхал»), возможно и олово из Малайи. Из Мелуххи вывозили также украшения, слоновую кость, ракушки, ввозили – медь, известняк, малахит. С  Араттой вёл торговлю шумерский город Урук. В Аратту везли зерно и скот, а из Аратты получали дерево, металлы, камень и лазурит. В Маган из Шумера везли ячмень, пшеницу, горох, чечевицу, сушёные фиги, изюм. С Цейлона вывозили корицу. В Средиземном море главным торговым центром был Крит. Олово из Тартеса (Испания), возможно, уже доставляли на кораблях в медеплавильни Кипра. Караваны вьючных ослов перевозили олово и древесину из Леванта в Месопотамию. Там торговые дома и храмы, имевшие огромные запасы зерна, вели торговлю богатую и обширную. Из Харали   ослы везли олово и лазурь в Месопотамию и Мелухху. На севере Азии такой обширной торговли не было, но по лесостепи от Алтая на запад до Волги расселялись некоторые племена (видимо угры), умевшие выплавлять бронзу. Их изделия путём обмена проникали и в тайгу. Так металл распространялся повсеместно. В Европе и Китае торговля велась не так широко, как в Шумере. Важными товарами в Европе были янтарь и соль, а в Китае – шёлк и нефрит. Из Южного Китая на север поставляли золото, яшму, раковины каури, с Янцзы – рис, шёлк, медь, олово. На Хуанхэ выплавляли бронзовые изделия и поставляли их  ближним соседям.

Поскольку в наше время ни критское, ни индское письмо не расшифрованы, учёные смогли прочитать только шумерские и китайские тексты. Соответственно, о финансовых системах Шумера и Китая представления имеются, а о других странах сказать ничего нельзя. В Китае общинники были «братским коллективом», а потому страховые запасы зерна создавались в ходе общественных работ. Вся земля была государственной, и в государственных складах хранились тысячи единиц казённого инструмента. Этим инструментом, под руководством главного жреца общинники производили общественные работы как магический обряд, обеспечивавший плодородие всех полей. Страховыми запасами, как и землями, распоряжался правитель. В Шумере земля принадлежала «храмам». (У археологов нет уверенности, что все похожие сооружения были святилищами, на Крите крупные объекты они называют дворцами.) При них всегда имелись зернохранилища. В святилище Инанны в Уруке (около 3000 лет от сотворения мира) были обнаружены глиняные сосуды, в которых хранились миниатюрные керамические фигурки (фляги мёда, молока, мотки шерсти и тому подобное).  Так обозначались долговые обязательства в отсутствие письменности. Впоследствии из этого развились документы «шубати» — глиняная табличка, на которой клинописью наносилась дата сделки, имена кредитора и должника и ставилась печать должника (цилиндрические печати были у каждого). Появились специальные торговые агенты – «тамкары», которые были и поставщиками товаров, и ростовщиками. При этом шубати приобретали значение векселей и имели такое же обращение.  Глиняные фигурки, замещавшие настоящие ценности, уже были как бы деньгами. Потом в этом значении использовались и шубати. Позднее были определены меры веса, и тогда слиток серебра весом в 180 зёрен (около 10 грамм), названный «сикль», стал и мерой стоимости. В Китае в качестве денег использовались раковины каури (фарфоровая улитка), которые специально ввозили с южных морей. На Хуанхэ стали отливать бронзовые «каури», которые тоже были в ходу.

 

                                          III

 

Каждое племя имело своего священного покровителя – тотем. Часто это бывали священные животные, которые со временем приобретали и человеческие черты. Или это были особо почитаемые предки. Сохраняясь в течение поколений в общих представлениях (со-знании), они постепенно превращались в божества. Когда образовались соседние сельские общины, божества постепенно стали общими для всех, оставаясь покровителями своих прежних «подопечных». Одновременно происходила «специализация», и за определёнными именами закреплялись важные общие представления о мире. Самым сильным богом всегда становился бог неба (или само небо). Этот бог был и самым пассивным. Самым активным был обычно прародитель людей, который научил их самым важным делам. Вероятно, что это был настоящий предок племени. Со временем он превращался в бога земли. Рождение  и смерть  — важнейшие вехи в жизни человека – требовали особого осмысления. Эту сферу контролировало божество женского рода, которому поручалось и покровительство зачатию. Женская красота к этому образу добавилась поздно – изначально это божество  было некой прорехой между этим светом и тем. И через эту дверь люди приходили и уходили. Для земледельцев важнейшим даром являются тепло и вода. Поэтому божество солнца, периодически уходящее, а потом возвращающееся было у всех земледельческих народов. У китайцев же вместо него был герой, который стрелял в «лишние» солнца из лука, убивая их – пока из десяти солнц не оставалось лишь одно. Видимо, было слишком жарко, а, кроме того, теперь считается, что на Жёлтой реке первоначально основу хозяйства составляло не земледелие, а скотоводство. В Китае к тому же оформилось представление о центре и четырёх сторонах света, с которыми были связаны ветры. Дожди там тоже были важны, но такой важной фигурой, как на западе, громовержцы не были.

Противостояние добра и зла пронизывало мировоззрение  народов всей Азии. Но если на западе оно сводилось к местным упырям и берегиням, то китайцы уже в бронзовом веке превзошли этот уровень. Китайский дуализм говорит о двух началах в природе, вечная борьба которых порождает все вещи. Это светлое мужское начало и тёмное женское – ян и инь. Ян это Солнце, инь – Луна. Ян – небо, инь – земля. Они не враждебны, но противостоят одно другому. В Месопотамии боялись «мертвецов поедающих живых», которые могли освободиться из «страны без возврата». В Китае больше думали о своих умерших родственниках, и это было продолжением уважения к предкам и вообще к старшим. И это уважение было обязательным следствием из китайского коллективизма. Вот так индивидуализм (свобода!) порождает суеверный ужас (ответственность!).  Конечно, и китайцы знали добро и зло, но в Китае зло представлялось лишь неудачным сочетанием инь и ян. Опираясь на свою диалектику, китайцы сопротивлялись злу  спокойно, твёрдо и все вместе.

Китайские жрецы занимались гаданием и предсказаниями, и это, вероятно, была их главная задача. Высшим жрецом был правитель страны. Жрецы занимались наукой, они создали письменность, календарь, музыку. Это касается не только Китая – так было везде. В многочисленных и богатых храмах Шумера существовала храмовая администрация, состоявшая из счетоводов и писцов. Во главе её стояли  шангу — главный администратор храма, и эну — замещающий главного бога в ритуалах. Были жрецы-заклинатели и жрецы-толкователи. В жрецы принимали здоровых, грамотных и добродетельных мужчин из хороших семей. Службы часто проводили без посторонних. В первое время обряды совершались обнажёнными жрецами, позднее они стали облачаться в лёгкие балахоны. Существовали женщины-жрицы. Но если жрицы из высших сословий выполняли в ритуалах роли главных богинь, то жрицы низших разрядов должны были зарабатывать средства для храмов, торгуя собой. Возможно реальный «матриархат» был чем-то вроде равенства полов, которое освобождало мужчин он опеки над жёнами. В результате выигрывали женщины высших сословий, а простым женщинам без защиты приходилось нелегко. Вообще, храмы Шумера скорее исключение из правил, общая картина, надо думать, была ближе к тому, что мы видим в Китае. Вот и хеттские жрецы больше занимались гаданием. Но и все стихи, танцы и музыка тоже изобретение жрецов. Скорее всего, и критские гимнасты (или тореадоры?), прыгающие через быка тоже жрецы. Ведь кудесником был и легендарный Дедал – строитель Кносского дворца и Лабиринта, создатель крыльев Икара и другой «техники».

В начале времён у всех народов лежало какое-то событие, когда из вод образовалась земля. Её достала птица со дна. Или  разделив воды на небесные и подземные, творец образовал посередине землю. Потом были рождены боги и сделаны люди. Это совершала главная богиня. По прошествии времени случился великий потоп. Такова картина доисторических времён. Древнейшая её версия обнаружена не в библии, и даже не у шумеров, а у китайцев бронзового века. Они же представили древнейший солнечно-лунный календарь, в котором присутствуют 12 знаков зодиака. Он относится к эпохе первого китайского государства Ся («Страна лета»). Учитывая, что 2016 год от рождества Христова совпадает с китайским 4713, получим начало китайского летоисчисления в 2697 году до рождества Христова (2811 от сотворения мира).  В Вавилоне зодиак появился на два тысячелетия позже, что вообще ставит под сомнение  самостоятельное открытие его шумерами. Хотя прямым совпадением в греческом и китайском зодиаках является только телец (бык), можно видеть и некоторые иные соответствия (например, лев и дракон). Изначально китайский шестидесятилетний цикл был построен на системе «10 небесных стволов, 12 земных ветвей». Позже в соответствие 60 годам были поставлены знаки зодиака, умноженные на пять элементов «у-син»: вода, огонь, металл, земля, дерево. Число соответствий со временем увеличили, включив цвета, запахи, внутренние органы и так  далее. Самые старые из найденных археологами знаков зодиака на панцирях черепах, относятся ко времени государства Шан.

В Шумере, когда  стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами небесные светила и другие явления. Бог Ларсы стал под именем Шамаш (солнце) почитаться по всей стране. Бог Ура — Син был отождествлён с луной. Другие великие боги — с планетами: Набу — Меркурий, Иштар — Венера, Нергал — Марс, Мардук — Юпитер, Нинурта — Сатурн. Существовали также  древние верования о многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды — анунаки и игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний. Наиболее опасными считались «семь духов бездны», виновники всяких болезней. В заклинаниях перечисляются их имена и специальности: Ашакку поражал голову человека, Намтару — горло,  Утукку — шею, Алу — грудь.

Ни одна из азиатских цивилизаций того времени не создала сооружений, подобных зиккуратам Шумера. И нигде храмы не играли такой роли как в Шумере. Нигде не было такого обособленного и могущественного сословия, как шумерские жрецы, совершавшие порой и закрытые богослужения. Свобода порождала необходимость закрытой «бухгалтерии». А китайский коллективизм требовал открытости и правды. Столь величественные храмы там были ни к чему. Но при этом в обществе сложились твёрдые правила. Выполнение ритуала  поклонения небу и предкам  давало возможность «следовать достойному пути». В соблюдении ритуала и музыки при всех важных событиях участвовали аристократы в соответствии со своим рангом. В зависимости от ранга аристократ должен был обладать дорогостоящими бронзовыми сосудами для вина, а позднее и для пищи (ещё позже появились бронзовые музыкальные инструменты). При этом каждому рангу было приписано определённое количество тех или иных предметов. Судить о религии Мелуххи в отсутствие письменных источников очень трудно. Впечатление складывается такое, что вместо храмов и дворцов у этого народа были бани. Видимо, существовал культ  чистоты. Изготавливали там мелкую скульптуру из камня и бронзы, довольно выразительную.  Литература того времени найдена в Вавилонии. Это поздние записи шумерского эпоса. Ранее всё это передавалось в устной форме, как и в других обществах. Благодаря вавилонской клинописи древняя поэзия и мифы были зафиксированы в самом архаичном виде. Они повествуют о золотом веке в допотопные времена:

« Давным-давно, когда змей не было, скорпионов не было,

Гиен не было, львов не было,

Шакалов не было, волков не было,

Страха не было, ужаса не было,

У человека врагов не было…»

Другой миф повествует о нисхождении богини любви и войн Инанны в преисподнюю. Здесь очевиден исток общих для всех земледельцев мифов о богине плодородия, уходящей зимой под землю и пробуждающейся весной. Вавилонская литература огромна, в ней представлено множество мифов. Очевидно, что это не сочинения неких досужих шумеров, а собрание древнейших сказаний, распространённых по всей Азии со времён каменного века. Каждый народ их переосмысливал по своему, в зависимости от жизненных обстоятельств. Боги шумеров в мифах предстают далеко не идеальными. Они пьянствуют, ссорятся, ходят лохматыми.  Энки красит ногти, но не чистит их. Очевидно, что первоначально мифы строились из каких-то бытовых рассказов. Боги шумеров приземлённы. У китайцев – наоборот, очищены от всех нелепостей, идеализированы и обращены к небу. На западе преобладает «инь» − там следы  «матриархата» и приземлённость. На востоке мы видим  приверженность «ян» и  господство «патриархата».  Но устные предания гибнут вместе со сказителями, а тексты хранятся. Соседи Вавилонии – хурриты и хетты  переняли и клинопись, и литературную традицию. Частью восприняв шумерские и семитские сюжеты, частью дополнив своими повестями хетты  стали посредниками, передавшими эту традицию грекам.  Ещё одним источником греческой литературы стал Крит. Все легенды о Миносе и Минотавре были восприняты греками вместе с другими элементами минойской культуры.

 

                                       IV

 

Не смотря на появление бронзовых орудий, дававших большие преимущества, на большей части Азии продолжали существовать традиционные общества, в которых сохранялось равенство. Такие отношения сохранялись в Европе, в лесах и в Великой степи. Тоже было и в Китае (за небольшим исключением). И вероятно, даже развитая Мелухха была страной, в которой не было разделения на богатых и бедных. Тем более равенство сохранялось у рудокопов Магана, Аратты и Харали.

Как говорится в древнекитайском трактате: «Во времена Шэньнуна мужчины, обрабатывая землю, добывали пищу, а женщины прядением и ткачеством создавали одежду. Не было законов, но царил порядок; не было военной силы, но существовал авторитет вождя. После Шэньнуна сильный стал господствовать над слабым, а меньшинство – над большинством. Поэтому Хуанди установил правильные отношения между правителем и подданными, верхами и низами… внутри учредил законы с наказаниями, а вовне использовал военную силу». Надо понимать, что законы эти не были выдумкой Хуанди. Это была выраженная словами божья справедливость. На божьей справедливости основывался и священный авторитет правителя-жреца. На этот авторитет опиралась власть-собственность, которая была неразделима. В понимании людей всё это тогда было единым: самый мудрый и справедливый распоряжался имуществом и действиями коллектива к общей выгоде. Не было другого пути.

Итак, «во времена Шэньнуна» военной силы ещё не было. Спустя многие столетия войско Серединного государства господствовало на севере Великой Китайской равнины. Оно состояло из нескольких цзу (колен, полков). Командовал войском правитель государства – ван (князь). Цзу одновременно было и родовой организацией и профессиональной корпорацией. Ван-цзу, вероятно было гвардией или  дружиной князя и его роднёй, из которой избирались и наследники. Было ещё доцзы-цзу – «корпус княжат». Вероятно, это был полк боевых колесниц, которые с давних пор были переняты у соседей-степняков. Это и была главная военная сила Серединного государства. Была и пехота: сань-цзу – три знамени лучников и у-цзу – пять знамён копейщиков. Существовали также и другие колена: тао-цзу – корпорация гончаров, и-цзу – корпорация котельщиков. Всё общество делилось на такие кланы-корпорации. Ван-цзу был правящим кланом. Из него назначались правители окраинных уделов (в  число которых попадали и жёны князя). Внутри клан делился на поколения, младшие подчинялись старшим – это была признанная всем обществом структура: чжу (глава рода), бо (старший сын), я (средние сыновья), люй (младшие сыновья). Выделение сильных семей этому противоречило и подавлялось. Ещё в ранние времена князь упрекал своих помощников за склонность к стяжательству  («накапливают раковины и нефрит») и говорил, что предки за это сурово их покарают. Такая же клановая структура была в уделах и в обществах простых  «серединных людей». При дворе князя существовала администрация: писцы, управляющие, гадатели, начальники различных служб. Ван был также и главным жрецом, и руководителем хозяйственной жизни государства. Он давал указания, где распахивать новые поля, и кто это должен делать. С помощью жрецов-гадателей, следивших за календарём, указывал время начала сельскохозяйственных работ. Князь лично пахал первую борозду на общественном поле, обеспечивая сплочение коллектива и старательность работников. Это священнодействие было осью, на которой держалось единство государства  − источник его силы. Собираемый на общественных полях урожай был одновременно страховым фондом, источником праздничных общих жертвоприношений и трапез, а также казной. Содержание войска, двора, жрецов и чиновников обеспечивалось из казны. «Серединный люд» получал взамен инструкции по агротехнике, рост собственных сил благодаря сплочённости и защиту от врагов. Окружающие народы иногда бывали лояльны к государству Шан, иногда − враждебны. Бывало, что окраинные наместники пытались противостоять князю. Когда государство побеждало иноплеменников, появлялись сотни пленников. Их приносили в жертву. Изредка пленников использовали на тяжёлых работах – если была такая необходимость, пока они были живы.

Основная часть сведений о Китае того времени получена из древних китайских текстов. Письменность Мелуххи не расшифрована, поэтому мы знаем только то, что там писали иероглифами. Об Эламском обществе известно немного. Оно управлялось князьями, причём передача власти была похожа на китайскую: от поколения к поколению, а в поколении – от брата к брату.  Это потому, что общество, как и в Китае, имело клановую структуру. Но влияние расположенного рядом Шумера сказывалось в правовых отношениях – в Эламе существовала частная собственность.

Письменность Шумера расшифрована, и известно об этом обществе очень много. Евфрат течёт многими рукавами и протоками, образуя острова. Шумеры вначале жили разобщённо, каждая деревня обрабатывала своё поле. Воды там много, но распределяется она неравномерно, поэтому местное население ещё до шумеров распределяло воду с помощью каналов. Но если по каналам приходило слишком много воды, она просачивалась под землю и смешивалась с грунтовыми водами, которые в Месопотамии солёные. Соль выносило на поверхность, поля засаливались и становились непригодными для пшеницы и других злаков. У шумеров нашлись специалисты, которые умели определять, сколько воды надо для орошения полей, и как регулировать подачу воды каналами. Эти «колдуны» получали подарки за свои советы. Постепенно вокруг местного бога-покровителя складывалась община, центром которой был храм и руководившие им жрецы. Жрецы измеряли земельные участки, руководили проведением каналов, учитывали собранный на храмовых полях урожай. Они собирали подати, а в голодные годы раздавали зерно. Деревни вокруг храма объединялись, а в центре появлялся город. Городским ополчением командовал лугаль (тысяцкий, герцог). Он часто избирался из жрецов или их родни. Никаким богатством лугаль не располагал, поэтому противостоять храму не мог. Храмовые земли первоначально были деревенскими общинными участками. Но изначально жрецы руководили их обработкой, а потом и вовсе стали ими распоряжаться. Кроме того в Шумере была разрешена купля-продажа земли. Появились богатые, бедные и безземельные. Последние нанимались батраками на храмовые поля. Случалась продажа детей в рабство, часто маскируемая усыновлением. Земли также сдавались в аренду. Храмы могли продавать излишки зерна на рынке. Очевидно, что такое положение устраивало не всех. Единственной силой, которая могла противостоять храмам и богачам, был лугаль. Вокруг него и стали объединяться недовольные. Бедняки готовы были составить его дружину, но кормить их лугалю было не чем. Борьба храмов и лугалей в конце концов привела к разрушению шумерской цивилизации, и завоеванию Шумера семитами. Но и под властью семитских царей центрами хозяйственной жизни оставались главные храмы городов.

В царстве хеттов, в Анатолии, древние порядки сохранялись в большей степени. Страна эта менее пригодна для земледелия, и больших урожаев там не бывает. Поэтому богатство хеттских царей было не в зернохранилищах.  Сила хеттского царства состояла в боевых колесницах и железном оружии. Анатолия богата металлами. Здесь в древности добывалось серебро, свинец, медь. Железо получали ещё предшественники хеттов – хатти. Это, вероятно, был народ кавказского происхождения, родственный нынешним абхазам и адыгам. Их общее название – черкесы. (Но нельзя исключить, что хатти могли быть иберами). Хетты были арийцы, и раньше назывались иначе. Их прежнее имя не сохранилось. Придя в Анатолию, хетты приняли имя аборигенов и ассимилировали их. Лошади и колесницы у хеттов были всегда, как и у других арийцев. В Анатолии хетты создали царство ремесленников. Они экспортировали лес и металлы. Это общество было довольно свободным. Женщины пользовались большими правами. Могли даже требовать развода. Правда, в этом случае они лишались детей. Однако были в этом обществе и рабы, но о происхождении и положении их  известно мало. У хеттов были металлические деньги – слитки серебра. При необходимости от слитка отпиливали небольшие куски для расчёта. Тогда железо было самым дорогим металлом. Свинец был дешевле. Серебро было достаточно редким, но не таким редким как свинец и железо. Поэтому оно и использовалось в качестве денег.

На нынешнем сирийском побережье находился древний город Угарит. Там был свой князь и смешанное население. Коренными жителями были финикийцы. Это были мореплаватели, рыбаки и торговцы.  Их колонии были по всему Средиземному морю. Минойцы на Крите, возможно, тоже были  по происхождению финикийцами. Там не было единого государства. Но в глубине побережья острова существовало несколько дворцовых городов, каждый из которых управлял своей округой. От дворцового города к порту вела мощёная дорога.  Критские дворцы строились без всякого плана и представляли собой настоящие лабиринты. В них были и тронные залы, и мастерские, и храмы, и зернохранилища. Это скорее были некие общественно-производственные центры. Общество было очень свободным даже в одежде – люди ходили почти обнажёнными. В торжественных случаях не наряжались, а красили тело – мужчины в красный цвет, а женщины  в жёлтый. Войско было вооружено луками  и пращами. Богатство, вероятно, распределялось относительно равномерно. Жрецы не имели такого влияния как в Шумере, а государства были небольшими и не слишком обременительными для жителей.

 

                                          V

 

На Востоке с древних времён государства существовали в Китае, Корее и Вьетнаме. Но, если в китайских хрониках описывается множество происходящих одно за другим событий, то в корейских и вьетнамских существует большой разрыв во времени между первым правителем и последующей историей. При этом писали все они китайскими иероглифами, а время первых правителей во Вьетнаме и Корее привязано к китайским хроникам. Это вызывает сомнения в достоверности их древнейших датировок. Китайские же хроники в начале датировок не имеют и повествуют о событиях скорее мифических, чем исторических. Хронология им приписывается на основании китайского летоисчисления, которое как уже было сказано начинается с 2811 года от сотворения мира.  Первые «три властителя»  имеют мало реальных черт. Тайхао научил людей ловить рыбу, охотиться и разводить скот. Шэньнун изобрёл плуг и научил земледелию. Хуанди изобрёл письменность, музыку, арифметику, медицину и колесо.  Хуанди был первым из пяти государей, каждый из которых правил около 80 лет. Самым славным из них был Яо. Яо жил в просторной хижине и был любим народом. Помощников Яо выбирал по достоинству, а не по происхождению. При нём произошла великая засуха и великий потоп. Наследником он назначил простолюдина Шуня, доброго и умного человека. Шунь построил множество каналов, по которым вода ушла с земли, и страна вновь стала пригодной для жизни. Главным мелиоратором Шунь назначил Юя, отец которого безуспешно боролся с потопом ещё при Яо. Юй догадался вместо дамб строить каналы и справился с водой. Шунь назначил Юя своим наследником, и так в 3303 году от сотворения мира было положено начало династии Ся. Государство располагалось на юге излучины Хуанхэ, в нынешней провинции Хэнань. Правление Юя Великого и его сына были золотым веком Ся. Потом на престол взошёл Тайкан, который пренебрегал управлением, предавался пьянству и распутству. В 3349 году его сверг Хоу И правитель княжества Юцюн. Младший брат Тайкана Чжункан взошёл на престол, а Хоу И обложил Ся данью. Только на седьмом году своего правления Чжункан усилился настолько, что отказался платить дань и потребовал, чтобы  Юцюн платил налоги, но Хоу И вновь нанёс  поражение Ся. Впоследствии Чжункан и Хоу И были убиты захватившим власть Хан Чжо. Хан Чжо убил и сына Чжункана, но его беременная вдова сумела скрыться и родила наследника —  Шаокана. Шаокан вырос в одном северном племени, где он женился на дочери вождя и научился управлять страной. К Шаокану стали перебегать простые люди, а потом и чиновники, и даже один министр  с деньгами и оружием перебежал. Хан Чжо отправил против Шаокана войско, но Шаокан его разгромил и вошёл в столицу. Сын Шаокана Чжу около 3460  года изобрёл доспехи и копьё. Последний из князей Ся Цзегуй, правивший около 3700 года был негодным правителем. Он предавался пьянству и разврату, убивал невинных людей, даже ездил верхом на чиновниках и совершал многие подобные этим дикие поступки. Вассальное племя Шан свергло  Цзегуя и установило свою власть. Войско Ся перешло на сторону Шан. Цзегуй бежал, и на престол взошёл Чэнтан, который перенёс столицу в Бо.  Династия Шан правила около 600 лет с 3742 по 4386 год. Около 3960 года в Шан начались смуты, центральная власть ослабла. Так продолжалось около 300 лет. В  4107 году  на престол взошёл Пань Гэн, восстановивший прядок в государстве.  Пань Гэн перенёс столицу в Инь, и поэтому государство Шан иначе называют Инь. Расцвета Шан достигло в правление У Дина, племянника Пань Гэна. Взойдя на престол, он три года не отдавал никаких распоряжений, пытаясь понять, как надо управлять государством. Наконец он увидел во сне лицо мудреца. Проснувшись, он повелел отыскать этого человека. Им оказался работавший на отдалённой стройке колодник. Князь назначил его первым советником, так как он оказался в действительности мудрым человеком. У Дин нанёс поражение соседним племенам, которые постоянно нападали на Шан. Территория государства при нём увеличилась и достигла на востоке побережья Жёлтого моря, а на юге – долины Янцзы. Он назначал чиновников, оценивая их по достоинству. При У Дине развивалось производство тканей, медицина и астрономия. При его правнуке У И начался упадок. Последним правителем Шан был Ди Синь. Начало его правления было удачным. Ди Синь вёл победоносные войны с врагами. Сам он был не глуп и очень силён физически. Но со временем стали проявляться его недостатки: заносчивость, жестокость,  склонность к пьянству и распутству.  Он объявил себя «небесным правителем» и построил в столице «Оленью башню» высотой до облаков. Для увеселений были выстроены отделанные нефритом дворцы, куда со всей страны свозили захваченных слугами князя красивых женщин. К западу от Шан располагалось вассальное владение Чжоу, правитель которого получил от князя титул «западного бо». «Бо», как мы уже знаем, означает «старший сын», но также и старший брат, или дядя. Этот титул в Китае сохранялся вплоть до нового времени, и приравнивался к европейским графам, что на русский переводили словом воевода, или посадник. Вот этот «западный дядя» по имени Чан очень усилился, и Ди Синь на всякий случай засадил его в тюрьму. Но слуги Чана его выкупили. Тогда Чжоу выступило против Шан, и к нему присоединились все недовольные князем. Войско Ди Синя было разгромлено, а сам он поднялся на Оленью башню, разжёг там огонь и бросился в него.

Об истории Мелуххи, Аратты, Харали, Варахше нет сведений. Иероглифическое письмо Мелуххи не расшифровано. Было ли там единое государство? Маловероятно. Скорее каждый город имел своих вождей, которые «работали» в цитадели. Цивилизация Мелуххи сложилась около  2200 года от сотворения мира и погибла  примерно около 4200 года. Раньше считали, что Мелухху разрушили арии. Теперь полагают, что гибель этой цивилизации произошла до их прихода. Может быть, причиной была эпидемия, перешедшая в мор. Руины одного из крупнейших городов Мелуххи наши современники называют «мохенджо даро» — холм мёртвых.

В  3500 – 4000 годы от сотворения мира индоарии жили  в Пенджабе. Они  называли себя «ариями» («благородный») в противоположность анарьям (неблагородные) или дасью (разбойник, враг, демон) — местным народам, которых они  нашли в Индостане. Арии вели с ними ожесточенную борьбу. Потомки доарийских народов это живущие на юге Индии дравиды, а также  говорящие на австроазиатских языках мунда, которые рассеяны небольшими островками в Центральной Индии. Кроме того, на севере Индии — по склонам Гималаев — живут многочисленные гималайские племена, говорящие на  тибето-бирманских языках. Дравиды, по-видимому, также не были исконными жителями Индии. Вероятно, они (млеччха?)  пришли в Индию из Ирана  и оттеснили «дасью» в нынешние провинции Бенгалия и Орисса. В ведах «чёрные» аборигены представляются едва перешедшими ступень кочевого или пастушеского быта. У них богатые стада рогатого скота, есть и укрепленные места, в которых они защищаются от индоариев. Около 4300 года индоарии  продвигаются из Пенджаба  на восток и занимают верхнее течение Ганга, Джамны и Сарасвати. Постепенно пастушеский быт заменяется оседлым. Появляются  города. Отдельные племена соединяются в большие общества под управлением могучих князей. В эту эпоху индоарии имели уже торговые связи с другими странами.

Великий потоп в Месопотамии по данным геологии случился около 2500 года от сотворения мира. По данным шумерской клинописи – на много тысячелетий раньше. Но, поскольку хронология шумеров опирается на списки «царей», каждый из которых правил многие столетия, а некоторые более тысячи лет,  надёжнее будет принять дату геологов. После потопа в нижней Месопотамии, где жили шумеры, насчитывалось около двух десятков городов. На севере Шумера сильнейшим был город Киш, на юге – города Ур и Урук. Первым исторически правдоподобным лугалем  Киша был Этана. Список царей,  правивших до него, более похож на приписанный к царскому списку зодиак. Этана вошёл в предания, частично сохранившиеся, которые повествуют о его восхождении на небо на служившем ему орле. Другим лугалем Киша, оставившим след в истории был Эн Мебарагеси, победивший войска Элама и построивший храм в Ниппуре. Его сын Агга пытался принудить жителей Урука к участию в ирригационных работах, но лугаль Урука Гильгамеш отказался подчиниться. Началась война, в которой Гильгамеш в 2833 году  победил. Он не стал разорять Киш, а объединился с ним против Ура. После победы над Кишем Гильгамеш присоединил ещё несколько городов и стал сильнейшим правителем в Шумере. Около 3000 года какой-то эламский князь по имени Месилим подчинил Лагаш, Умму и другие города. Он объявил себя «лугалем Киша», но Киш захватить не смог. После него в Лагаше  правил Урнанше, который вёл торговлю с Дильмуном и Маганом. Потом между Уммой и Лагашем вновь разгорелся пограничный конфликт, который пытался разрешить ещё Месилим. Верховный жрец Лагаша Эанатум  «людей Уммы оружием поразил, горы трупов насыпал». Он завоевал большую часть Шумера и изгнал из Месопотамии эламитов. Эанатум объявил себя лугалем Киша. Его наследники через некоторое время захватили собственность храмов, ужесточили эксплуатацию населения. Правитель и его жена имели огромные поместья и вели обширную торговлю. Обнищавшие общинники вынуждены были продавать своих детей в рабство, чтобы выпутаться из долгов. В 3189 году произошло восстание, народ Лагаша (36 000 человек) избрал лугалем Урукагину. Новый правитель восстановил самоуправление общин. Было запрещено захватывать имущество общинников, введена плата за участие в обязательных ирригационных работах. Женщинам было запрещено иметь двух мужей одновременно. Потом  вновь началась война с Уммой, продолжавшаяся 5 лет. Вначале Лагаш побеждал, но после того, как в союз с Уммой вступил Урук, успех стал сопутствовать Умме. Правитель Уммы Лугальзагеси сумел присоединь  Ур и Ниппур. В 3192 Лугальзагеси завоевал Киш и объявил себя лугалем Киша и Страны. А у прежнего лугаля Киша был садовник, человек низкого происхождения и не шумер, а семит. По легенде, садовник этот был тайно рождён некой жрицей и пущен по Евфрату в тростниковой корзине. Корзину выловил водонос князя Киша. По другой версии садовник происходил из Шафранового городка, и только. Когда Киш завоевал Лугальзагеси, садовник основал своё царство в городе Аккаде и принял имя Саргон (истинный царь). В 3198 году Саргон разгромил Лугальзагеси, которого в медной  клетке доставили в Ниппур, где он предстал перед судом бога  Энлилля.

Семиты пришли в Месопотамию  несколькими столетиями раньше из Аравии и селились по верхнему течению Тигра. Их язык постепенно распространился по всей северной Месопотамии, которую при Саргоне стали называть Аккадом. И язык, на котором говорили соплеменники Саргона, стали называть аккадским. Саргон завоевал всю Месопотамию, вёл войны с Эламом, совершил поход на север «к кедровому лесу и серебряным горам».   После смерти Саргона поднялось мощное восстание, которое его сын подавил со страшной жестокостью – было убито 54 000 человек. После этого царь совершил поход в Элам. Тем временем восстание вспыхнуло вновь, и вновь было подавлено. На этот раз жертв было только 12 000. Тогда знать устроила заговор. Царь был убит – забросан каменными печатями, так как с оружием находиться рядом с ним было нельзя. В 3272 году на престол вступил Нарам-Син, внук Саргона. Он подавил восстание и назначил правителями городов своих родственников и близких. Высшими жрицами он ставил своих дочерей и внучек. Нарам-Син строил храмы и даровал привилегии жрецам. Он нанёс поражение правителю Магана, разгромил Эблу и Арманум, победил луллубеев. Он отменил традиционные титулы и стал именоваться «царь четырёх сторон света» и «бог Аккада». К концу его царствования положение ухудшилось: разразился голод, на окраины стали нападать кочевники. Особенно опасны были кутии, в борьбе с которыми Нарам-Син погиб. После его смерти кутии вторглись в Месопотамию, вмешались в борьбу за власть. С запада на страну надвигались семиты-амореи, на севере возникло царство хурритов («вайнахи»), а на северо-востоке – царство луллубеев.  Изгнал кутиев лугаль  Урука Утухенгаль. Он вновь объединил Шумер и восстановил ирригационную систему. При строительстве одного из каналов обрушился берег и Утухенгаль погиб. После этого власть в Шумере в 3396 году перешла к правителю Ура Ур Намму. Этот царь вёл огромное ирригационное строительство, построил в Уре величественный зиккурат, существующий и сейчас. В 3414 году на престол вступил Шульги, который создал в войске подразделения лучников. Шульги завоевал Элам, Ашшур, подчинил Эблу, луллубеев и некоторые города хурритов. Все храмовые хозяйства Шульги объединил и подчинил государству. В Уре был построен огромный дворец Эхурсаг, в котором чиновники и писцы вели учёт всего имущества. Бюрократия превратилась в главную силу государства. Была введена единая система мер и весов. В государственном хозяйстве основной рабочей силой были гуруши (молодцы) и нгеме (рабыни). Шульги также упорядочил законы и поддерживал школы. Сам он был семитом-аккадцем, но знал ещё 5 языков. Особенно ценил шумерский язык и литературу. Его наследники продолжали его политику, но при них усилился на западе натиск амореев, против которых была построена 200 километровая стена. Тем не менее, амореи проникали в Шумер и даже занимали там важные должности. Страна стала распадаться, отделялись провинции, аморейские племена пасли скот на посевах. С востока вторглись эламиты, которые захватили в плен царя. После этого несколько столетий столицей Шумера был Иссин, а затем власть захватили правившие Ларсой амореи. В 3716 в городе Вавилоне взошёл не престол аморей Хаммурапи. Владение его было не велико, но под управлением Хаммурапи значительно увеличилось. У него были сильные соседи: Ларса на юге и царство аморея Шамши Адада на севере. Где именно была столица Шамши Адада не ясно, но известно, что в 3699 году он завоевал Ашшур, и это положило начало истории  Ассирии. С Шамши Ададом и его преемниками Хаммурапи поддерживал мир, а против Ларсы вёл успешную войну. К 3752 году он объединил всю Месопотамию, включая и Ассирию. Хаммурапи не подчинял всю экономику государству, но власть укреплял. Особую заботу он проявлял к ирригационной системе. При нём был создан свод законов, закрепивший правовую основу отношений в обществе. При его сыне с северо-востока вторглись племена касситов, а в стране начались восстания. Вавилония утратила былую силу и превратилась во второстепенную державу. После разгрома потомков Хаммурапи хеттами в 3913 году власть захватили касситы. При их правлении были установлены дипломатические отношения с Египтом, но Вавилон был в этих отношениях слабым партнёром. В это время через Кавказ в Анатолию и северную Месопотамию проникли арийцы. В Анатолии они создали Хеттское царство. В Месопотамии они были малочисленны, но сильны своим вооружением – боевыми колесницами. Здесь они объединили кавказские племена хурритов и создали царство Митанни. Оно занимало север Месопотамии, и было рыхлым образованием – основу его составляли отдельные кланы. Тем не менее, Митанни было сильным государством. Оно воевало с Египтом  приблизительно на равных, а впоследствии заключило с ним мир. В Митанни было развито коневодство. Там найдены специальные трактаты на клинописных табличках описывающие все аспекты разведения лошадей. Эти трактаты содержат десятки специальных терминов. После смерти царя Тушратты в 4158 году началась междоусобная борьба, в которую вмешивались соседи Митанни, в первую очередь хетты. В ходе этой борьбы двести митаннийских колесниц было захвачено касситами, а войско разгромлено хеттами. В 4143 году в Ассирии пришел к власти Ашшур-убаллит, который установил дипломатические отношения с Египтом. Это вызвало недовольство как Митанни, так и Вавилона, считавших Ассирию своей провинцией. Но Митанни было разгромлено,  а в Вавилоне Ашшур-убаллит возвёл на престол своего ставленника. Около 4238 года царь Ассирии Салманассар довершил уничтожение Митанни. При этом он вышел на границу Хеттского царства. Усиление Ассирии вызвало беспокойство соседних держав и привело к заключению мира между Египтом и хеттами, хеттами и Вавилоном. Сын Салманассара Тикульти-Нинурта продолжил завоевания. К Ассирии были присоединены обширные области: страны луллубеев и кутиев, Субарту. На севере земли Ассирии простирались до озёр Ван и Урмия. Тикульти даже вторгся на земли хеттов и увёл от них 28 800 пленных. На юге Тикульти завоевал Вавилон и разгромил Элам. Он построил в пригороде Ашшура огромный дворец, забрал в свои руки торговлю и перестал подчиняться городскому совету Ашшура. Это вызвало недовольство знати. Против Тикульти составился заговор, он был объявлен сумасшедшим, и свергнут, а затем убит. После этого начался упадок государства, Ассирия ослабела и потеряла отдалённые области. В 4383 году в Вавилоне пришёл к власти Навуходоносор, который разгромил Элам, и  это государство следующие триста лет вообще не упоминалось. Но поход  Навуходоносора на Ассирию всё же был неудачным. Через десять лет после этого на престол Ассирии взошёл Тиглатпаласар. Начало его правления ознаменовалось нашествием мушков (армян) на севере. В своём первом походе Тиглатпаласар разбил мушков и расселил их по своим землям. В последующих походах Тиглатпаласар захватил на севере медные и серебряно-свинцовые рудники, вышел к Чёрному морю (в районе Батума). На западе – закончил разгром хеттов, захватил Палестину и даже вышел в Средиземное море на корабле охотиться на дельфинов. Египет признал силу Ассирии и прислал в подарок Тиглатпаласару бегемота и крокодила. Однако войны с Вавилоном не были столь успешны. Хотя Тиглатпаласару удалось на короткое время захватить этот город, но победы над вавилонянами он не добился. Кроме того на земли Ассирии из пустыни надвигались кочевники-семиты арамеи. После смерти Тиглатпаласара Ассирия пришла в упадок, большая часть территории была занята арамеями.

Около 3000 года от сотворения мира западные берега Средиземного моря заселяли иберы и родственные им лигуры – потомки рыбаков каменного века. На берегах Эгейского моря жили народы, говорившие на языках тирренской группы – пеласги, которым были родственны троянцы и этруски. Минойский язык, на котором говорили жители Крита, пока не могут разобрать, и родство его с другими языками остаётся неизвестным. Далее в Анатолии обитали хатти, а в Палестине – вышедшие из Аравии хананеи. Хананеи это западные семиты, которые уже в то время разделились на северных, построивших город Угарит, и южных, которые назывались финикийцами. Главным городом Финикии был Сидон. После того, как царь Саргон совершил поход в Анатолию, туда стали наезжать аккадские купцы. А хатти тоже стали строить города. Около 3500 года в восточной части Средиземного моря началось развитие цивилизации. Оно затронуло острова и побережье. Центром был Крит, где стали строиться дворцы и города. В Анатолии хатти тоже строили города, важнейшим из которых был Пурусханда.

Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра. Они вели и  сухопутную торговлю. Караваны верблюдов  длинными вереницами совершали переходы по степям и пустыням. Из Фувала и Мешеха они привозили медную посуду, из Дамаска — вино и белую шерсть, из Фогарма пригоняли лошадей, из Аравии — овец.  Искусные финикийские мастера выделывали вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева. Особенно высоко ценились ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин.

Около 3700 года на Балканский полуостров пришли ахейцы, говорившие по-гречески. Другой арийский народ – хетты напали на хатти. Правитель города Куссар хетт Анитта (3720-3760 годы) собрал войско из 1400 пехотинцев и 40 колесниц. Он разгромил войско Пиюсти — правителя Пурусханды. Пиюсти был принуждён передать Анитте железный трон и скипетр.  Правивший в 3860-3890 годах царь Хаттусили собрав 8 войск, 80 колесниц, покорил северную Сирию и вывез оттуда многочисленные стада скота, серебрянные скульптуры и другие ценности. Затем он отправился покорять города Месопотамии, где применял осадные башни, тараны, окопные работы. В это время в тыл хеттам нанесли удар хурриты – народ, предположительно родственный вайнахам (чеченам). Хаттусили разбил хурритов и продолжил войну в Сирии, где располагалось государство Ямхад. Война с ним была очень тяжёлой, Хаттусили даже был ранен в боях. В дальнейшем Хаттусили пришлось воевать одновременно со многими противниками. В его собственной семье постоянно зрели заговоры и вспыхивали мятежи. Хаттусили воевал с собственным племянником, а наследником назначил внука Мурсили, который помогал ему в делах ратных.  После смерти Хаттусили Мурсили стал царём и продолжил завоевания. Он даже захватил Вавилон в 3913 году, но удерживать не смог, а только вывез из него сокровища. После его смерти держава пришла в упадок, начались заговоры, нападения соседних племён. Часть территории была утеряна. В это время усилилось хурритское царство Митанни, правители которого были арии.

Около 4000 года греки-ахейцы заселили Крит и создали своё письмо. Финикийцы достигли Гибралтара, и вышли в Атлантический океан, где открыли Канарские острова. В Испании они обнаружили страну Тартесс чрезвычайно богатую серебром, медью, свинцом, которые  добывали в горах Сьерра-Морена. Кроме того, в Тартесс поступало олово из Британии, и было налажено производство бронзы, которую продавали во  всех странах Средиземноморья.

Около 4060 года египетский фараон Тутмос завоевал Сирию и Финикию.  В 4130 году царём хеттов стал Суппилулиума, который восстановил мощь державы, победил Митанни. В это время умер фараон Египта Тутанхамон, и его вдова предложила Суппилулиуме заключить  брак с его сыном. Царевич в таком случае получал египетский престол. Но по дороге, в Митанни, агенты египтян из противоборствующей партии убили царевича. Тогда началась война, в ходе которой в египетской армии разразилась чума. От египетских пленных чума перешла и на хеттское войско. Война прекратилась, а эпидемия продолжала губить людей. От чумы умер и Суппилулиума.  Тем не менее Хеттское царство не потеряло силу и оставалось сильнейшей державой того времени при преемниках Суппилулиумы.

Около 4300 года произошло нашествие на Египет «народов моря». В их числе упомянуты ахейцы – греки, создавшие микенскую цивилизацию и заселившие Крит; данайцы – тоже греки; троянцы и их соседи дарданы и ликийцы; мушки, с которыми потом воевал в Анатолии Тиглатпаласар; пеласги (филистимляне), которые поселились потом в Палестине;  сикулы, поселившиеся потом на Сицилии; сарды, переселившиеся на Сардинию; и тирсены, которых отождествляют с этрусками. Многие из этих народов упомянуты Гомером как участники Троянской войны. И приблизительно в то же время в Грецию с севера двинулись греки-дорийцы. Хеттское царство и Египетская держава рухнули. Тогда же прекратилось существование Крито-микенской цивилизации. Многие города были разрушены и пришли в запустение. Ослабление Египта привело к возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Тогда же они обрели  письменность. Вслед за этим были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Панорм (Палермо). Интересно, что вторжение ариев в Индию произошло примерно в те же века. И даже захват власти в Китае правителями владения Чжоу случился в те же смутные времена. «Народы моря» пришли с севера, и арии тоже. Чжоу – с запада. Но во всех трёх случаях движение шло из Великой азиатской степи.

Степь в бронзовом веке изучена хуже. Ещё около 2500 года западные арийцы начали экспансию во всех направлениях. На западе они продвинулись по Дунаю, потеснив «черкесов» и заняли Балканы. На восток они выбросили мощный десант, достигший Алтая. Позднее связь с Алтаем была утеряна, и тамошние племена совершенно отделились от основной территории. Собственно арии, распространялись на юг, в Закавказье, где жили черезполосно с хурритами (вайнахами). Там образовались царства хеттов и Митанни, правящая династия которого была арийской. Видимо, и закавказские народы ходили тогда на север теми же тропами, что и арии. Интересно, что на протяжении всего бронзового века на севере Месопотамии существовала страна Субарту (или Субир). Шумеры писали, что языки в этой стране смешаны. Не её ли название было перенесено затем на юг Урала, где около 3400 года   возникла «Страна городов» протяжённостью около 350 км. В ней были десятки укреплённых поселений, имевших много общего с городами Месопотамии. Именно там найдена древнейшая в мире колесница. Основу этой культуры заложили не выходцы с Кавказа, а арии. Это был народ, создавший впоследствии Авесту и Ригведу. Они заняли всю Степь от Волги до Алтая и от тайги до Копетдага и Гиндукуша. Алтайская ветвь арийцев, которую условно называют «тохарами», распространилась на территорию Синцзяни и Ганьсу. На восток от них, вниз по течению Хуанхэ находилось государство Шан. «Тохары», вероятно, поставляли туда нефрит, который добывали в долине Тарима (Синцзянь). На Тариме найдены «тохарские» рыжеволосые мумии. На запад по Иртышу и далее по Каме и Волге «тохары» посылали торговые экспедиции. Они везли местным народам свои бронзовые изделия высочайшего качества, нефрит. Поселений их на этом пути не было, только кладбища.

       

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *