СРЕДНИЕ ВЕКА 2

В те времена все правители имели право чеканить монету, поэтому монет было великое множество. Существовала профессия менял, которые обменивали монеты. Торговцы и финансисты часто вынуждены были доверять друг другу. На этом доверии (credito) основывались кредитные сделки с использованием векселей. Вексель представлял собой письменный приказ, которым какое-либо лицо, жившее в одном месте, поручало другому лицу, находившемуся в другом месте, заплатить предъявителю векселя обозначенную на нём сумму денег. Знания об изменениях вексельных курсов, о местах и времени проведения вексельных ярмарок (наиболее известных в Шампани) позволили «ломбардам» (так их называли в Европе) создать сеть финансовых услуг. Первенствовали в этом деле Венеция и Генуя. В 1157 году в Венеции был основан первый банк. И расцвет Флоренции и  Сиены был связан с банковским делом. Римский папа поручил банкирам из этих  городов собирать по всей Европе церковную десятину, и в их руках  оказались огромные капиталы. В 1290-х годах при резиденции папы открылись отделения сиенского банка и флорентийских торгово-промышленных компаний Уцциано, Перуцци и Барди, которые собирали десятину в отдаленных епархиях. Вначале компании просто перевозили деньги на собственном транспорте, а затем занялись безналичным переводом средств. Флоренцией в то время правил «жирный народ» (popolo grasso), представлявший семь цехов: «Калимала» (суконщики), «Лана» (шерстянщики), «Камбио» (менялы), «Пор-Санта-Мария» (торговцы шёлком), а также Меховщики,  Врачи и аптекари,  Судьи и нотариусы. По одному представителю из каждого цеха формировали совет, в котором три самых богатых цеха — Калимала, Лана и Камбио — обладали наибольшим влиянием.

На противоположном конце Франкской дороги усиливался Париж – столица Франции, где  в 1163 был заложен собор Парижской богоматери (Нотр-Дам). Это было первое сооружение готического стиля, который вскоре проник в Англию, а в XIII веке и в другие страны. Характерной особенностью готических соборов был свод, усиленный рёбрами жёсткости. При этом оболочку свода делали тонкой, и свод становился легче. Вертикальное давление от него передавалось на стены, а распор воспринимали контрфорсы, вынесенные за периметр сооружения. Такая схема требовала глубокого понимания распределения усилий в конструкции, поэтому в эпоху готики выросла роль мастера — хранителя профессиональных секретов, знатока всех строительных работ. Париж постепенно становился центром наук и ремёсел: профессор Гроссетест (1168-1253) изучал там оптику и преломление света, а его ученик Бэкон (1214-94), пользовавшийся схемой глаза, сделанной Аль-Хайсаном, предложил использовать увеличительные линзы в качестве очков. Изготовил первые очки итальянец Армати в 1289 году. В Италии же (Болонья, 1272 год) были механизированы процессы кручения и перематывания шёлка, а для прядения был приспособлен гончарный круг.

Старейшим университетом Европы считается Болонский, основанный в 1088 году. Впрочем, это была скорее школа права, хотя и самая авторитетная в Европе. Парижский университет был основан около 1160 года. Это изначально была высшая школа богословия и свободных искусств. Оба университета образовались из корпораций: Болонский из корпорации студентов, а Парижский из корпорации преподавателей. Около 1200 основаны университеты в Оксфорде и Монпелье. Оксфордский университет испытал значительное влияние Парижского, а университет Монпелье вырос из местной  медицинской школы, медицина и позже там была важнейшей дисциплиной.  Кроме этих,  в XIII веке были открыты университеты в Кембридже, Саламанке и Мадриде, Падуе, Неаполе и Сиене, Тулузе и Лиссабоне. Парижский университет с момента возникновения играл роль главного католического собрания учёных. Его решения по спорным богословским вопросам признавались Римской курией. Фактически это была высшая богословская инстанция, и даже папы в этом отношении уступали ему первенство. В 1231 году папа предоставил Парижскому университету право самому избирать своих руководителей.

Кроме Франкской дороги оживлённой была и  дорога святого Якова, ведущая в испанский город Сантьяго де Компостела, где находилась могила святого. По этой дороге проходило огромное количество паломников. К северу от Пиренеев к дороге сходились несколько лучей, самый южный из которых проходил через Тулузу – бывшую столицу вестготов. Потом Тулуза была столицей королевства Аквитания. Карл Великий образовал в Аквитании Тулузское графство, которое позже усилилось и стало фактически независимым. На всей этой территории (теперь Южная Франция) был распространён провансальский язык «ок», и называлась она «страна языка ок» – Лангедок. На языке «ок» сочиняли усвоившие литературный стиль святого Бернара провансальские трубадуры. Их кансоны воспевали куртуазную любовь и «прекрасную даму»; в сирвентах ставились вопросы морали, политики, веры. Трубадуров Лангедока знали  и в других странах Европы. Их приглашали ко дворам монархов. Вся последующая европейская литература началась с их поэзии. Лангедок был культурным центром Европы. Популярны у трубадуров были диспуты на художественные, психологические или философские темы. Такие диалоги проходили в жанре тенсоны или партимена. В то время вопросы веры и морали занимали многих. Обмирщение церкви вело к тому, что люди начали сами искать правду. Горожане Ломбардии и Лангедока критиковали духовенство за стремление к материальным благам.

В 1123 году немецкий монах Теофил создал руководство по работам для убранства церкви − «О различных искусствах». В нём описаны эмалировка чаш, роспись храма, создание органных труб, отливка больших колоколов, лужение железа методом погружения, разные механические приспособления. Теофил хорошо владел латынью, был сведущ в Писании, знаком с современными ему теологическими проблемами. Бенедиктинские монахи в течение столетий были наиболее образованными людьми Европы. Их стараниями физический труд, связанный с хозяйственной деятельностью, стал достойным занятием, что и открыло путь к его рационализации. Церковь покровительствовала учёности и заботилась о её распространении. Главным было, правда, не изучение природы, а обращение к неизменным основаниям всего существующего. Но не осуждалось и познание природного мира: ведь он — творение Бога. Однако  устав францисканцев, например, рекомендовал не стремится к учёности. «Пусть не учатся грамоте не знающие её». Ведь знание о пути, по которому надлежит идти человеку, ещё не означают прохождения этого пути, но может, как бы, подменить собою реальное прохождение. Поэтому «охраним себя от мудрости века сего и от разума плоти».

В 1160 году лионский купец Пётр Вальдо, оставив всю  недвижимось жене и раздав деньги нищим, стал проповедывать на улицах идеи простоты и бедности. У него нашлось много последователей, которых стали называть вальденсами. Движение распространилось во Франции, Пьемонте, Ломбардии, Богемии. Вальденсы не выступали против церкви, но считали, что миряне могут читать Библию и проповедовать. Однако папа в 1179 году запретил им проповедовать, а в 1184 отлучил их от церкви.

Около 1170 года богомильский епископ Ницетас из Константинополя посетил Ломбардию и Лангедок и провёл общее собрание еретических церквей. Богомилы распространялись на запад из Болгарии, где появились ещё около 970 года. Близкие к ним павликиане впервые появились в Армении в 657 году. Это движение существовало очень долго и в 700-800 годы даже образовало своё государство. Их вера была пронизана манихейскими представлениями. Павликиане считали, что добро и зло имеют равную силу. Около 970 византийский царь переселил павликиан в Болгарию, где вслед за тем и появились богомилы. В отличие от павликиан богомилы верили, что добро, в конце концов, должно победить. Катары тоже следовали манихейскому дуализму. Творцом видимого мира они признавали Люцифера. Опираясь на слово апостола Павла: «…если не имею любви, — то я ничто», катары учили, что окружающий жестокий мир есть порождение зла. Они говорили об иллюзорности этого видимого мира, погрязшего во зле. Они считали, что ад это и есть видимый мир, который в конце времён должен исчезнуть. Видимое они не признавали священным, поэтому не поклонялись кресту, не строили храмов. Они полагали, что души людей это падшие ангелы, и они не появляются вновь, а переселяются из одной телесной тюрьмы в другую. По мере того, как  души будут осознавать своё небесное происхождение и отказываться от видимого иллюзорного мира, будет наступать конец света. Все эти их представления нельзя расценить иначе, как ненависть к жизни. Исус же был живой Бог живых.

В Лангедоке к 1170 году было образовано четыре епархии катаров, в том числе в Тулузе. Была образована епархия и в Ломбардии. «Катары» было одним из многих названий этого движения. Оно не было ни точным, ни ясным, но стало наиболее употребительным и потому закрепилось.  Сами катары предпочитали называть себя просто «добрый человек». Как и католики, катары делились на духовенство и мирян. Но у катаров не было монахов. Епископы их жили в небольших городках и общались с епархией с помощью диаконов. К 1200 году в Тулузском графстве насчитывалось 40 000 катаров. Посланцы папы пытались вести с катарами открытые дебаты, но проигрывали им. Граф потворствовал катарам и был отлучён за это от церкви. В 1208 слуга графа убил папского легата. Потрясённый этим второй легат направил папе письмо с просьбой объявить крестовый поход, и в 1209 году 10 000 крестоносцев двинулись из Лиона в сторону Монпелье. Через пять лет катары были разбиты, а тулузский граф лишён владений и бежал в Англию. Но в 1216 году он вернулся и возглавил восстание. Через десять лет французский король Людовик Лев начал новый крестовый поход против катаров. Сопротивлялся ему только Авиньон, остальные города сдались без боя. Граф принёс покаяние в парижском соборе Нотр Дам и признал себя вассалом французского короля. Его единственная дочь была обязана выйти замуж за брата короля. Оставшиеся катары к 1233 году собрались в крепости Монсегюр. Через 10 лет французы осадили крепость, и в марте 1243 Монсегюр пал. Двести проповедников в тот же день были сожжжены у подножия горы. Оставшиеся катары укрепились в замке Керибюс, но и он был взят французами в августе 1255 года.

Идея о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Христос будет править миром на протяжении 1000 лет, была унаследована христианами от иудеев. Не смотря на то, что Августин призывал понимать это как уже существующее бытие Церкви, многие верующие считали, что Тысячелетнее царство ещё грядёт и будет  временем земной справедливости. Новый подъём таких настроений вызвал Иоахим Флорский из Калабрии. Около 1169 года он совершил паломничество в Палестину, где пережил духовный кризис. Вернувшись, он несколько лет жил отшельником , затем странствовал и проповедовал, после чего поступил в цистерцианский орден. Около 1191 он основал монастырь, ставший оплотом более строгого течения — флоренсов. Согласно его учению, всемирная история распадается на три периода: Ветхого Завета — Царство Бога-Отца, Нового Завета — Царство Бога-Сына и грядущего Третьего Завета — Царство Святого Духа, которое должно было наступить с 1260 года. Именно в Царстве Третьего Завета исполнятся все обетования Ветхого и Нового Заветов: люди будут обладать духовными телами, не требующими пищи; на земле победит свобода и любовь, а власть отомрёт за ненадобностью. Это будет тысячелетнее райское состояние на земле. Его учение было осуждено Церковью в 1215 году, но под его воздействием возникло движение флагеллантов («бичующихся»), которые проповедовали жесточайшую аскезу, отказываясь от всяких отношений с женщинами, даже от разговоров с ними. Еда предписывалась только самая простая, спать разрешалось исключительно на соломе. Их преданность вере вызывала огромное уважение населения. Они создали собственные песни под народные мелодии на живом, народном языке, а не на традиционной латыни.

Философ из Парижского университета Амальрик в 1204 году был обвинен в пантеизме. Он учил: «Бог есть всё. Каждый христианин должен верить, что он член в теле Христа. Пребывающим в любви, не вменяется в вину никакой грех». В 1209 собор в Париже осудил это. Амальрикане утверждали: божество не имеет трёх лиц, а Бог в течение времен проявился трижды в лице человека, и таким образом было троякое различное откровение. Вслед за флоренсами они делили историю на три периода, утверждая, что в период Святого Духа теряет своё значение весь внешний церковный порядок. Божественный дух открывается в сердце отдельного человека, и тот, в ком он пребывает, не может грешить. Это положение послужило предлогом для свободной чувственной любви, проповедуемой «братьями и сёстрами Свободного Духа». Эта секта проявилась в 1212 в Страсбурге, а в 1216 в Швейцарии. В 1230 они появились в Лионе, смешиваясь с  вальденсами, чуть позднее − в Кёльне и Швабии. В 1300е годы секта распространилась на Рейне, в Голландии и северной Франции. В Париже их называли турлепинами, в Брюсселе – Homines Intelligentiae (интеллигентные люди).

Около 1170 года в Брабанте возникло движение бегинок,  получившее распространение в Нидерландах и в немецких городах вдоль Рейна. Членами общин были женщины, которые вели образ жизни, близкий к монашеству. Они проживали в бегинажах (общежитиях), но могли вступать в брак, выходить из общин, не давать монашеских обетов. Странствующие бегинки, проповедовавшие без всякого контроля со стороны Церкви, зачастую по невежеству распространяли ереси.  Церковь вела борьбу против еретических движений бегинок, и их общины в 1215 году были запрещены. С 1220х годов среди ремесленников Льежа и Антверпена образовалось мужское ответвление этого движения — бегарды, которые в 1252 появились и в Брюгге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *