СРЕДНИЕ ВЕКА 5

В Германии со времён Карла Великого саксы продолжали жить своим укладом. В 1000е годы на их землях король (то есть, великий князь Германии), а впоследствии кайзер (царь немецкий – император Священной Римской империи) стал селить своих слуг – минестериалов (по-немецки «динстерманов»). Эти   минестериалы происходили из южногерманского народа швабов. Они получали на саксонских землях поместья и заставляли саксов строить им замки. В конце концов, саксы восстали. Их поддержали  папа и Тоскана, столицей которой была Флоренция. В 1125 году кайзер умер, не оставив наследника, и подчинённая уже им Флоренция оказалась без правителя. Власть в городе захватили «хорошие люди» (семьи Брунеллески, Буондельмонте, Донати, Уберти, Кавальканти и другие). Предполагали, что королём будет избран герцог (по-русски это воевода) Швабии Фридрих Штауфен. Но этому воспротивилась церковь. Соперничество между двумя родами — Штауфенами и Вельфами (в Италии произносили «гвельфи»)  приобрело политическое значение. (В Италии сторонники Штауфенов назывались «гибеллины» − от названия их замка «Вайблинген» в Вюртемберге). За Штауфенов были Швабия, Эльзас и Франкония, за Вельфов –  Бавария, Саксония и Тоскана. Вельфы, кроме того, вели «натиск на восток», на славянские земли Мекленбурга, Поморья и Полабья.

В 1130 году разделившийся конклав кардиналов выбрал одновременно двух пап. Папа Иннокентий II происходил из старинного римского рода. Его поддерживал святой Бернард и все европейские короли (но из Рима ему пришлось уехать). Папа Анаклет происхоил из семьи крещёных евреев. Его обвиняли в подкупе простолюдинов и ограблении римских церквей. Анаклета поддерживал только граф (посадник) Сицилии, которого тот сделал королём (князем), присоединив к Сицилии Южную Италию. В ходе войны между Сицилией и Германией Анаклет умер, но римский сенат, возглавляемый его братом, потребовал, чтобы папы отказались от светской власти.

В 1147 году немецкие феодалы уклонились от участия в крестовом походе в Палестину, объявив поход против славян, живших между Одером (Одрой) и Эльбой (Лабой). Христианство в том краю проповедовали давно, и славяне было приняли его, но затем вновь отпали. Немцы хотели покорить славян, прикрываясь борьбой за веру. Поход закончился компромиссом: славяне сохранили независимость, но согласились вернуться к христианству. В 1152 королём Германии стал Фридрих Барбаросса (Штауфен), царствование которого было вершиной могущества Священной Римской империи. В 1155 Барбаросса вторгся в Италию. Объединившись, папа Адриан и король  попытались захватить Рим, но им удалось лишь на время занять собор святого Петра, где папа короновал Фридриха. Однако вслед за тем папа заключил против него союз с королём Сицилии. После смерти Адриана было избрано два папы: Александр III (противник Фридриха) и Виктор IV (сторонник Фридриха). Император созвал церковный собор и низложил Александра, но тот не смутился  и отлучил Барбароссу от церкви. В 1163 образовалась антинемецкая лига, в которой против императора объединились Венеция, Верона, Виченца и Падуя.

Фридрих Барбаросса создал многочисленную армию, главной силой которой являлась тяжёлая, закованная в стальные доспехи рыцарская конница. Германское рыцарство стало примером для всей Европы. В 1165 году Фридрих захватил Рим. Он согласился признать Александра единственным законным папой, а  папа снял с него  отлучение. В 1167  Милан, Лоди, Феррара, Парма и Пьяченца для борьбы против императора образовали  Ломбардскую лигу. Их поддерживали папа и сицилийский король.  В 1171 против Барбароссы объединились Флоренция и Пиза. На стороне императора были Генуя, Лукка, Сиена и флорентийская семья Уберти (вожди гибеллинов и сторонники катаров). В 1183 году Барбаросса вынужден  был признать самостоятельность  городов Ломбардии. Борьба Фридриха с папами продолжалась всё его царствование, и перешла по наследству к его сыну Генриху VI. Этот император действовал очень энергично и жестоко. Он объединил Германию и Италию вплоть до Сицилии. Ему платил дань византийский царь, а английский король признал себя его вассалом. Генрих VI умер в 1197 году в возрасте 32 лет. Избранный после его смерти папой Иннокентий III, оказывал поддержку то одному, то другому претенденту, не допуская восстановления единства империи. Он добился признания королём Англии вассальной зависимости от папы. Для Германии Иннокентий издал указ, согласно которому немецкие князья могли избирать только  кандидата в короли. Утверждение их выбора оставалось за папой.

В XIII веке вновь начался «натиск на восток». Шведы, датчане и немецкий орден меченосцев завоевали языческие Финляндию и Прибалтику. При этом возник конфликт с Полоцким княжеством. Языческую Пруссию пытались покорить поляки, но не смогли. Тогда они обратились за помощью к рыцарям Тевтонского ордена. Этот орден образовался в Палестине и сначала был частью ордена госпитальеров. В 1196 году рыцари-немцы добились выделения в самостоятельный орден. Тевтоны заняли земли в Трансильвании, но в 1225 венгерский король выселил их оттуда. Тогда рыцари договорились с поляками и двинулись на завоевание Пруссии. После покорения пруссов крестоносцы попытались двинуться далее на восток, но были разбиты русскими князьями.

В 1220 году императором стал Фридрих II, который попытался  вновь подчинить Италию. За это он был отлучён от церкви и объявлен антихристом. Ему всё же удалось занять большую часть Северной Италии, Тоскану и Романью. Кроме того, он предпринял крестовый поход в Палестину и был избран королём Иерусалима. Эта политика отвлекала большие силы и вынудила Фридриха II пойти на существенные уступки немецким князьям, за которыми с 1232 года были признаны суверенные права в их владениях. Это привело к образованию полунезависимых наследственных княжеств. В Италии многие города были совершенно самостоятельными. В результате усиления разбогатевших городов, в некоторых областях сеньоры были лишены власти, и города  «освободили» крестьян. Зависимость крестьян от сеньоров в Италии была, но она возникла из бенефиция. Поэтому следовало бы освободить крестьян от сеньора, но их освобождали от земли. (Нужна им была такая свобода?) В 1235 году крепостное право было отменено в Падуе, в 1239 — в Брешии, в 1257— в Болонье. Коммуна Болоньи выкупила всех крепостных. Они получили личную свободу, но их наделы и имущество остались у сеньоров. Иначе говоря, городами были разрушены сельские общины, а крестьяне освобождены от своего имущества. Так рождался буржуазный (городской) строй, но ещё не капитализм.

Во Флоренции в 1246, когда градоначальником был поставлен сын императора, гвельфы подняли мятеж и через четыре года изгнали гибеллинов. Но  в 1260 году гибеллины разбили и изгнали гвельфов, конфисковали их имущество и разрушили их дома. В 1263 году папа отлучил от церкви гибеллинов Флоренции и Сиены, а через три года они были окончательно изгнаны. Гвельфы  же разделились на две фракции: «черных гвельфов», связанных с папством и финансовой элитой и «белых гвельфов». В 1289 крестьяне на землях Флоренции были тоже освобождены (без земли). Борьба гвельфов и гиббелинов это, в сущности, борьба между городом и деревней. И это борьба за еду. Потому, что город, победив, навязал деревне интенсификацию труда и снижение цен. Это всё совершенно понятно – горожане изначально были изгоями деревни. За еду они и дрались. И их борьба это и есть «буржуазная революция». А феодализм это фикция. Да буржуи разрушают традиционную общину, но не феодальную лестницу, не «феодальное» землевладение. Так было и у нас в 1920-30е. Голодный перенаселённый город вытряхивает деревню, и начинает расти, как раковая опухоль. То же самое в Италии с XIII века, вслед за тем в Германии, Франции…

А в Испании ничего подобного не было тогда. Между христианским севером и мусульманским югом наблюдались резкие различия в развитии сельского хозяйства. На арабских землях использовали ирригацию, тщательно обрабатывали почву; выращивали трудоёмкие культуры: рис, сахарный тростник, хлопок, апельсины, лимоны. Полеводство, животноводство и садоводство деревни было тесно связано с городским рынком. Наиболее развитыми в аграрном отношении районами юга были Андалузия, Гранада, Лузитания. На христианском севере среди зерновых преобладали овёс и просо, из огородных — бобовые, практически отсутствовало садоводство, но зато большое место занимало разведение скота. Иным был и характер землепользования; во многих районах была довольно сильна община с принудительным севооборотом, местами сохранились альменды и даже периодические переделы пахотных земель. Альменда  — земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находящиеся в общем пользовании всех членов общины.

4 идей о “СРЕДНИЕ ВЕКА 5

  1. Максим

    Господство французов не способствовало политической прочности и экономическому подъему Неаполитанского королевства. В промышленности и особенно торговле и банковском деле все заметнее становилась роль купцов из Северной и Средней Италии — флорентийцев, венецианцев, генуэзцев. Они сосредоточивали в своих руках важнейшие торговые операции, приобретали земельные владения и титулы, их принимали на государственную службу, путь к которой открывали широкие кредиты неаполитанским королям. Внутренние экономические связи в Неаполитанском королевстве складывались медленно, что делало непрочной и его политическую централизацию. На местах усиливалась власть графов и баронов, не встречавших сопротивления со стороны слабых правителей Анжуйской династии. На Неаполитанское королевство начал претендовать король Арагона и Сицилии Альфонсо I, почти 20 лет добивавшийся над ним военной победы, но в эту борьбу активно вмешивался на стороне Анжуйской династии правитель Милана Филиппо-Мариа Висконти. Альфонсо I удалось в конце концов склонить его к союзу, и в 1442 г. Неаполитанское королевство перешло к Арагону. Двор Альфонсо I стал крупным центром ренессансной культуры, он покровительствовал гуманистам, поэтам, художникам. В его правление Неаполитанское королевство обрело политическую устойчивость, но при его преемниках вновь начали усиливаться позиции феодальной знати.

    1. admin Автор поста

      Это верно, как и вообще всякий факт. Но фактов множество, и важнее не сами факты, а тенденция, которую они позволяют увидеть. Факты, как точки рельефа, который представляет разные формы: вершины, долины, седловины и так далее. Поэтому некоторые точки (некоторые факты) «важнее», чем другие. В “СРЕДНИЕ ВЕКА 5” главное событие это коммунальные революции. Коммуна (по-русски «община») возглавлялась сеньором («старостой»). Пятьсот лет до того сеньорами были «всадники» (рыцари, кавалеры), потому что кавалерия была главной силой войска. Ну вот, в ходе коммунальных революций сеньоры были изгнаны, и коммуны подчинены городам. Города раньше находились на земле коммун и управлялись сеньорами. С изгнанием сеньора деревни оказались в подчинении горожан. Горожане скупали земли и сдавали их в аренду, давали крестьянам ссуды. Это происходило в Италии. Город по-итальянски «читта», горожанин «читтадино». Но в русский язык эти реалии пришли из Франции. По-французски город «бург», горожанин «буржуа». Власть города это и был буржуазный строй, но вовсе не капитализм. Капиталов ещё было слишком мало. Это «буржуинство» постепенно расширялось, захватывая и другие страны.

  2. Катерина

    Представители аналитической философии в XX веке, в частности, Людвиг Витгенштейн, рассматривали метафизику как языковую игру, значения слов в которой неопределены и определены быть не могут. И это означает, что метафизические вопросы представляют собой не вопросы без ответов, а попросту языковую путаницу, ответ на которую не имеет смысла. Ясность мира дана целиком и полностью, но она невыразима в слове и недоступна вопрошанию (мистицизм). Постмодернисты XX века, наследуя Ницше и Хайдеггеру, объявляют войну метафизике в целом, полагая, что за проклятыми вопросами о первоначалах стоит первоначальное и метафизическое понятие целостного субъекта, который хочет «что-то понять» ( «метафизика присутствия» ).

    1. admin Автор поста

      Да, они так рассуждали. Но это мало что меняет. Я думаю, что эта проблема лучше всего решена Кантом, который указал антиномии чистого разума. После этого, мне кажется, можно было бы уже оставить эту тему. Но философы не могут, а сильные мира сего не хотят. Что же делать нам, не сильным? Нам следует жить жизнью человека, то есть говорящего животного, старательно выполняя все те половозрастные роли, которые выпадают на нашу долю. Любопытно, конечно, откуда всё это пошло, кто устроил и к чему всё приведёт. Но если Бог есть, он это знает, а в нашей голове это не поместится — разум человеческий ограничен. Поэтому согласимся с Витгенштейном — «о чём нельзя говорить, о том следует молчать».

Добавить комментарий для Катерина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *