«АКИ ОБРЕ…» 1

Птолемей в середине первого века от рождества Христова писал: «А занимают Сарматию очень большие народы – венеды  –  вдоль всего Венедского залива (Балтика)… ниже венедов, суть галинды и судины и ставаны вплоть до аланов…». Венеды у него, очевидно, не общее название отдалённых народов, а иллирийцы. Галинды и судавы это балты. А ставаны, вероятно, славяне (которых другие авторы тоже называли венедами). Расселение славян-земледельцев, возможно, было связано с расширением хлебной торговли с римлянами, завоевавшими тогда Дакию. Рим нуждался в хлебе, и славяне, обеспечивая резко приблизившийся рынок, расширяли посевы, осваивая для этого новые земли. Процветала торговля с античными центрами, свидетельство чего ― амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки. Это были «трояновы века».

Земледелец в одиночку может прокормить семью, поэтому родовая община распадается. У славян соседская община возникла очень рано, и в состав её легко вливались чужеземцы. Пленники и прибившиеся иноплеменники со временем становились полноправными общинниками. Это притягивало изгоев и беглецов, и численность славян росла. У скотоводов (германцев, иранцев) сохранялась родовая община, которая выявляется по наличию «больших домов» (до 300 м2). Существовала строгая иерархия родов. Чужие там могли быть только рабами. Считается, что германцы сложились из обитавших в Северной Германии, Ютландии и Скандинавии староевропейцев и арийцев, пришедших туда из Силезии и Тюрингии. Ко времени рождества Христова германцы занимали земли до Вислы. Они разводили преимущественно овец и коров, питаясь главным образом молоком, сыром и мясом.

На Днепре в то время сложилась зарубинецкая культура, поселения которой располагались вдоль рек. Они были неукреплёнными и насчитывали по 20-40 жителей. Жильём были  прямоугольные полуземлянки  или наземные дома столбовой конструкции площадью 30-35 м2. В большинстве домов имелись каменные или глинобитные очаги. Полуземлянки, вероятно, служили зимними жилищами. В русском и чешском языках долго сохранялось слово «лазня», означавшее бани. Возможно, это старинное название землянки. Эта культура образовалась в результате смешения ряда культур, созданных разными (в том числе и пришлыми) группами населения. Однако последующее распространение славян практически невозможно объяснить, не признав зарубинецкую культуру славянской по языку, который мог быть унаследован от «скифов-пахарей». С 5400 годов носители зарубинецкой культуры стали проникать на Десну, где смешались с местными балтами-меланхленами. Там археологи нашли вырубленный из ствола дуба чёлн, длинной 8,24 метра при ширине 60 сантиметров. К 5500 годам от сотворения мира движение зарубинцев на восток усилилось, число поселений и их размеры увеличились. В 5600-5700 (II век от рождества Христова) на среднем Днепре при смешении зарубинцев с балтскими племенами галиндов  образовалась киевская культура, в которой полуземлянки уже сменили срубные дома. Эти люди, которых можно идентифицировать с голтескифами Иордана, расселились на Десне и в лесостепи между Днепром и Северским Донцом.  Севернее, между Днепром и Западной Двиной,  андрофаги и галинды (в 300 годы от рождества Христова = 5800-5900) смешались с проникшими туда голтескифами, образовав тушемлинскую культуру.  Во II–III веках (5600-5800) они расселились на верхней Оке, где сформировалась мощинская культура, носителей которой отождествляют с колдами Иордана и голядью русских летописей (балты).

В  5200-5400 годы в праславянском языке стала возрастать звучность слога («закон открытого слога»), а расширение территории привело к выделению в 5300-5700  западного и восточного диалектов.  Праславянская лексика позволяет увидеть уровень зернового хозяйства (гумно, ток, сноп, солома, мука, жёрнов), известные тогда молочные продукты (сыр, сметана, масло), развитие ткачества (ткать, стан, крoснo, нaвoй, уток, челнок, бердо, веретено, кудель, прясть, сукно, полотно), использовавшиеся орудия (тесло, нож, пила, долото, молот, шило, игла, копьё, лук, тетива, стрела, праща, щит). От германцев были переняты слова (понятия), касающиеся общественных отношений (князь, долг, купить), видов вооружения (шлем, меч), посуды (котёл, блюдо), скота (осёл). Все слова здесь приведены в современной русской форме, в древности они звучали иначе (гумьнo, кънѫзь).

В середине II века из Скандинавии в район Гданьска (которого тогда ещё не было) на трёх кораблях прибыли готы. Вряд ли их было больше сотни, но они, тем не менее, подчинили ругов и вандалов. К началу III века это «княжество» покинуло побережье и, продвигаясь вдоль Западного Буга,  достигло Полесья и Волыни. Историк Иордан сообщал о князе Филимере, что «в поисках удобнейших областей и подходящих мест он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум». Здесь он победил неких спалов (сарматы или фракийцы), и двинулся «в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем». Остготы в течение века продвигались к побережью Черного и Азовского морей, а вестготы ― к Дунаю. Переселение должно было  захватывать и другие племена: ругов, вандалов, гепидов, герулов. От готов в славянский язык пришли слова «хлеб» (hlaifs [хлефс]); «ограда» (gards  двор,  garda загон); «свекровь» (swaíhro [свехро]). Возможно, готского происхождения и слово «чудь» − θiuda на языке готов означало «народ».

Около 235 года от рождества Христова остготы дошли до Днепра и Южного Буга, проникли на Днестр.  В это время в степи и лесостепи от Олта и Дуная до Сейма и Северского Донца, сложилась черняховская археологическая культура, объединявшая иранцев, германцев, фракийцев и славян. Славянская община и эффективное сельское хозяйство привлекали соседей, и славянский язык широко распространялся среди черняховского населения. Постепенная славянизация иранцев привела к образованию племени антов. Именно здесь иранские божества Хорс и Семаргл стали славянскими.

Одним из   важнейших признаков, разделившим  праславянские диалекты, была оттяжка ударения на   предшествующий слог. В славянских языках встречаются 4 типа первоначальной системы ударения. В 1-м типе оттяжка происходит на любой предшествующий гласный. Во  2-м типе ударение оттягивается только  на   предшествующий краткий гласный. В 3-м оттяжка происходит на   долгий гласный. В 4-м типе сохраняется праславянское состояние. 1-й тип распространён на территории южных славян. С черняховских времён 2-й тип характерен для галицкого диалекта, (родина хорватов). Вклад  даков в развитие славянской культуры Прикарпатья был достаточно весом, и их можно рассматривать как непосредственных предков хорват. Дыбо и соавторы (1990) относят сюда кривичей, антов и дулебов. В таком случае, можно полагать родство антов и сербов (в том числе лужицких). Кривичи же сложились, вероятно, с приходом «лужичан» в междуречье Двины и Днепра. Дулебы, возможно, тут лишь «присоседились».  3-й тип характерен для центральных и южных белорусских и правобережно-полесских украинских говоров. Согласно Седову, именно это территория племени дулебов. Здесь и родственные им (по Седову) древляне и дреговичи. Дыбо считает эти говоры и определяли тех, кто носил имя «славян». В том числе и ильменские словене, по их мнению, из этой группы. С этим можно согласиться, поскольку и кашубские говоры отнесены сюда же. 4-й тип характерен для восточных и юго-восточных говоров великорусского языка и занимает Окско-Донскую равнину, Мещерскую и Верхневолжскую низменности. Согласно выводам лингвистов, «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы … должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос носитель этого диалекта, представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян». Но территория эта расположена восточнее, чем соответствующие археологические культуры. Даже в VII – VIII веках её занимали меря, мещера и мордва. Судя по карте рис. 37 (Седов, 1999)* браслетообразные височные кольца пришли туда с Угры и Днепра. Учитывая всё сказанное, можно вслед за Седовым принять гипотезу о славянизации «мери», происходившей с территории тушемлинской культуры, где и были распространены браслетообразные височные кольца. Поэтому исходной территорией 4го типа могла быть киевская культура голтескифов. Итак: на верхнем Днестре жили хорваты – славянизированные даки; по Припяти – дулебы; на Днепре – «голтескифы». Может быть, «голтескифы» именовались венетами, вентами. «Ен» у восточных славян позже превратилось в «я» (сначала в носовое, потом чистое), поэтому произносить стали «вяты», потом «вятичи». Заметим, что «хорват» слово аланское, а «дулеб» ― германское.

Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота, самоцветов, янтаря и стекла, применяли зернь и скань. Посуду делали на гончарном круге. Применяли перелог, при котором участок земли используют, пока он не истощится. Потом переходят на новое место, оставляя прежний участок для восстановления почвы за счёт природной растительности. Новый участок расчищали, сжигая траву (или лес), при этом почва обогащалась азотом. После истощения нового участка, возвращались на старый. Пахали ралом с железным наральником. В качестве тягла использовали волов. Зерно мололи жерновами. Разводили коров, овец, свиней, лошадей, птицу.

В 350-370 годы князь остготов Германарих, как уверяет Иордан, подчинил «много весьма воинственных северных племён». Затем Германарих напал на венетов, которые не имели сильного войска, но «были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности». «Эти [венеты], − писал Иордан, −  происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха».

_______

* Седов В. В. «Древнерусская народность», Москва, 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *