«АКИ ОБРЕ…» 5

Между Доном и Донцом в то время существовала салтовская культура, носителей которой считают аланами.  Первое упоминание о народе «рос», прибывшем с северных берегов Чёрного моря, появляется в IX веке. В следующем столетии греки уже довольно хорошо знакомы со страной, которую они называют «Росиа». Они знают о славянах, данниках росов, и даже перечисляют названия  днепровских порогов по-русски и по-славянски. При этом славянские названия очевидны, а «русские» названия учёные уже несколько столетий пытаются сопоставлять со словами из разных языков. Более убедительными выглядят иранские сопоставления.  Дело представляется таким образом: около 810 года на Крым напало некое племя «рос» во главе с князем Бравлином. Пересекая на челнах Чёрное море (которое тогда называлось Русским), русы (у греков «рос») нападали на прибрежные города. Видимо, в то время и возник Русский каганат. Галкина доказывает, что его центр находился как раз на территории салтовской культуры. Однако для плавания по морю эта база (район Харькова) не удобна. Вот если центром Русского каганата изначально была Тмутаракань, то вся деятельность русов сразу становится понятной. Хазары на границе (на Дону) с помощью греков построили крепость Саркел, а их союзники венгры заняли Кубань. Тогда русы, оказавшиеся оттеснёнными от моря, отправили в 838 году посольство в Византию, но помощи не добились. Вероятно, следующие 20 лет были заняты борьбой. Венгры осаждали крепость «Верхнее Салтово», но после 840 они ушли за Днепр, а хазары были заняты борьбой с арабами. Вернули ли русы Тмутаракань не ясно, но, видимо, захватили Киев. В 860 около 200 русских судов подошли к Константинополю. Русы «дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси». Однако в 867 русы помирились с греками и приняли христианство.

Южный берег Балтики, называвшейся тогда Варяжским морем, занимали славяне. Восточнее жили племена западных балтов. Пруссы выращивали рожь, ячмень, овёс, лён, разводили лошадей (на мясо), коров и свиней. Ятвяги занимались земледелием, молочным животноводством, рыболовством, бортничеством и торговлей. С конца I тысячелетия на их территорию с востока стали проникать дулебы (дреговичи и волыняне), возникли славянские поселения (Гродно, Новогрудок). Считают, что это язычники-славяне уходили от христианских проповедников. Часть этих беглецов укрылась на землях полоцких кривичей. Литва занимала бассейн Вилии и Чёрную Русь (северо-запад Белоруссии).  Из Пруссии по Висле на Варту, а далее через Одру на Эльбу проходил Янтарный путь. От Эльбы ответвление вело на Рейн, а затем в долину Роны, к раданитам. А на восток от Одры можно было идти аварской дорогой на Перемышль, а оттуда на Киев, где был перевоз. «Оу Кїєва бо бѧше перевозъ тогда с оноӕ сторонъı Днѣпра». Дальше дорога, которую контролировали  русы вела на Дон и через Переволоку на Волгу, в Хазарию. Её столица была одним из центров раданитской торговли, поднявшейся после захвата арабами Средиземного моря. По Каспию ходили в Персию, а цепь караван-сараев от нижней Волги вела в Хорезм и далее в Согдиану. В IX-X веках Итиль превратился в крупнейший рынок мехов и рабов. Сами хазары, как и все тюрки, были  кочевыми скотоводами. Но их подданные в Дагестане выращивали виноград. В Крыму, на Кубани и на Дону выращивали пшеницу, ячмень, рис, овощи и бахчу, разводили сады и виноградники, ловили рыбу. Другое ответвление Янтарного пути по Неману и Днепру вело к Смоленску. В Смоленске было развито ремесло: кузнечное, слесарное, ювелирное, плотницкое. Далее через Валдай путь лежал «в чёрную Булгарию и Хазарию». Но с началом крестовых походов Шёлковый путь вышел на берег Средиземного моря, и русская торговля захирела.

Рюрик был сыном погибшего на войне с Каролингами князя ободричей Гостомысла. Потеряв права на престол, он с братьями отправился в Ладогу, куда, должно быть, с Балтики славяне шли потоком. К  востоку от Ладоги распространялись говоры ильменских словен.  А дальше, на верхней Каме большими патриархальными семьями жили пермяки, занимавшиеся земледелием, скотоводством, охотой. Они жили в укреплённых городках, в деревянных домах с открытым очагом и подполом. Выращивали пшеницу, ячмень, просо. Основой хозяйства была подсека с применением железных мотыг. Резьба по кости и металлургия выделились в ремесло, и в IX веке около нынешних Березников сложился металлургический центр.  Ещё дальше, на правом берегу Печоры в VI-X веках существовала деревянная крепость с земляным валом и рвом. По валу шла стена из вкопаных брёвен. Возможно, там была столица сиртя, которые в русских летописях назывались «печера». При раскопках здесь найдено полторы тысячи предметов из чёрного и цветного металла, костяные наконечники стрел, литые бронзовые изображения пантеры и медвежьей головы. Печера охотилась на морских зверей и оленей. Ещё одно городище найдено рядом с Пустозерском. Там же обнаружено и жертвенное место, подобное святилищу на острове Вайгач.

После смерти Рюрика варяжская дружина во главе с Олегом (Вещим) в 882 году захватила Киев … «и  бѣша оу него Варѧзи и  Словѣни  и  прочи прозвашасѧ Русью». Летопись утверждает, что Олег подчинил также древлян, северян, и радимичей. В 907 году он совершил поход на Царьград и заключил договор с Византией. Благодаря этому начал действовать путь «из варяг в греки». В 939 году русы пытались отобрать Тмутаракань у хазар, но были разбиты. В 944 они попытались завоевать земли в Закавказье, но тоже неудачно. Князь Святослав в 964 отбил у Хазарии вятичей, а в 965 захватил Саркел, Семендер и Итиль. По-видимому, тогда же была захвачена и Тмутаракань. Болгарское царство на Балканах в то время пришло в упадок, и Святослав намеревался перенести туда свою столицу, но был вытеснен греками и погиб на обратном пути в 972 году. Венгры же, ушедшие на Дунай, в 907 заняли Моравию. Часть мораван мигрировала тогда на Днепр в Гнёздово (старый Смоленск), где найдены  моравские артефакты. В 950-975 в Гнёздове насыпаны «большие курганы» (5-8 м высотой и 25-37 в диаметре), сопоставимые с курганами в Чернигове. Видимо, в Смоленске были свои князья, которых «Повесть временных лет» «подчиняет» Киеву: «по тем… городом седяху велиции князи, под Олгом суще». В действительности Смоленск был столицей кривичей, подчинённых русью только при Святославе. Владимир Святой, которого митрополит Иларион называл «великий каган нашей земли», в 985 окончательно разгромил Хазарию.

Новгородские летописи словом «Русь» называют только земли полян и северян. Очевидно, это и есть древнейшая русская территория. Итак, на Русской равнине существовали следующие государственные образования: Русь (от Дона до Днепра), белые хорваты (Галичина), кривичи (Смоленск и Полоцк), словене (Ладога, потом Новгород), меря (Ростов Великий), вятичи (Корьдно), северяне (Чернигов). Надо заметить, что территории Руси и северян в общем совпадают. Все их объединяла династия Рюриковичей и родство языков. Но вятичи фактически были самостоятельны всегда. Только к середине XIII века они «обрусели»: были уничтожены языческие святилища, а на их месте возникли храмы или часовни. Полоцкий князь Всеслав Брячиславич присоединил земли по Западной Двине и на Балтийском побережье, где возникли города Герцике и Кукенойс, ставшие центрами удельных княжеств, со смешанным славяно-латгальским населением. Есть мнение, что Всеслав организовал языческие волнения в землях ободричей и в Швеции. В то же время великий князь киевский Изяслав пытался обложить данью эстов. На Волге существовала Булгария, на Кавказе Алания, а между ними буртасы. Среднерусскую возвышенность занимала мордва, а Дикое поле ― половцы, союзники северян. В 1088 булгары захватили Муром, а в 1107 – Суздаль, но в 1120 их усмирил ростовский князь Юрий Долгорукий (в союзе с половцами). Ростовско-муромские войны с Булгарией продолжались до 1221 года, когда было подписано перемирие. После смерти Мстислава Великого (1132), Полоцк и Новгород вовсе перестали признавать власть киевского князя. А с 1139 киевский стол стал объектом борьбы. При этом усилились окраинные княжества ― Галицкое и Ростовское.

В 1157 ростовским великим князем стал Андрей Боголюбский, который перенёс свой стол во Владимир на Клязьме. В 1169 с примкнувшими к нему смолянами и северянами он захватил Киев. Занятый войнами с Булгарией он не стал переезжать на Русь. Киев потерял статус столицы Древнерусского государства. В качестве великого князя Андрей вернулся во Владимир. Великими стали зваться также князья галицкий, черниговский и рязанский. Князь (кънязь), как известно, то же самое, что и konung. Последнее переводят как «король», но это не верно. «Король» происходит от имени Карла Великого и означает независимого и сильного правителя у западных славян. На Руси этот титул не получил распространения, здесь ему соответствовал титул великий князь. Поэтому наши великие княжества соответствуют европейским королевствам.

Север Русской равнины активно осваивали славяне. В  XI веке ильменские словене расселились по Онеге, Ваге и Двине. Они ходили и на Белое море, а поселившись на побережье стали зваться поморами. Новгородцы стремились контролировать путь вниз по Волге потому, что хлеб им отпускали по завышенным ценам, а их товары облагали большими пошлинами. В 1135 новгородская рать, включавшая и немецкий отряд, напала на «Низ», однако из-за бегства с поля боя князя Всеволода была разбита.  Всеволод был изгнан из Новгорода, власть в котором взяло вече. Оно избирало посадника, тысяцкого и архиепископа; принимало законы и призывало князя, который стал ведать только войском и гражданским судом. Правил городом посадник. Тысяцкий командовал ополчением, собирал налоги, ведал торговым судом. Посадники снаряжали дружины повольников для охраны границ.  Те ходили на ушкуях, а в свободное время промышляли на северных реках. Ушкуй — парусно-гребное судно длиной 12-14 метров, шириной 2,5 ― вмещал до 30 человек. На море использовался косой парус, а на реке ― прямой. Новгородские промысловые экспедиции за рыбой, пушниной, тюленьим салом приводили к конфликтам с «мурманами». В 1187 ушкуйники  в наказание взяли и разорили столицу Швеции. В   1193 они ходили  в Югру в поисках серебра и пушнины, но были разбиты «князем югорскым». В то время на Ветлуге существовало княжество черемисов, столицей которого была Шанга. В 1181 году на Вятке ушкуйники «взяша воинскимъ промысломъ градъ чудской называемый Чудью Болванской городокъ» и черемисский город Кокшаров (ныне Котельнич). И начали жить по своей власти «и прозвашася Вятчане». С «Устюга великаго и съ Двины и отъ многихъ различныхъ странъ христиане приходяще въ Вятскую страну поселишася мнози». Новгородцы же «вознегодовавше на нихъ Вятчанъ зело, наипаче же называху ихъ Вятчанъ разбойниками и … пишуще ихъ самоволниками». Высшим органом власти на Вятке было народное вече. Волости возглавляли земские воеводы. Посадника не было: его не кому было «посадить». Вятка никакому князю не принадлежала. И это прямо показывает истоки русского государства: оно появлялось без всяких князей-инородцев. Его создавали местные люди. Князь и его посадники всегда приходили на готовое. Ополчением, стражей и походами на Вятке руководили ватаманы, подвойские выполняли судебно-полицейские функции. В сельских местностях всеми делами ведали сотские и старосты. В случае военной опасности собиралось ополчение. Воеводы избирались из бояр, ватаманы и подвойские из числа житьих людей и купцов.

Полоцкое княжество в XII веке тоже превратилось в своеобразную конфедерацию, включавшую иноплеменные уделы: латгальские Кокнесе и Ерсика, и имевшее собственную династию Литву. В Полоцке возросла роль управляемого боярами веча. Основным занятием ильменских словен  и кривичей было подсечное земледелие. Выжженный участок леса называли лядо, а брошенный и вновь заросший― лядина. В степи применяли перелог, а когда население увеличилось, и земли стало не хватать, появилось  двуполье. Из зерновых на юге выращивали полбу, пшеницу, гречиху, на севере – рожь, овёс и ячмень. В Киево-Печёрском монастыре был фруктовый сад. В монастырях и вокруг городов были огороды, где выращивали капусту, горох, репу, лук, чеснок и тыкву. Первые упоминания о капусте и свёкле относятся к 1073 году, а лук стал известен в XII веке. На протяжении XII-XIII столетий жители многолюдных южнорусских княжеств переселялись на север, в Ростово-Суздальское Залесье. Пополнив ряды кривичей и словен, пришедших туда в  X веке, переселенцы вскоре составили большинство и ассимилировали местную мерю. В этот период были основаны многие города, названия которых нередко повторяли названия мест исхода. На юге жили в мазаных хатах, на севере ― в избах. До X века под избу выкапывалось углубление (на аршин) и над ним возводили сруб в 3-4 венца. Вход (≈0,9×1 м) закрывался пологом. Пол был земляной. Со временем появились оконца для выхода дыма, затем печь, потом дымоволок. Окно прорубали в двух смежных бревнах и в проём вставляли раму с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. Такое окно называли просветец. К избе пристраивали сени. С X века стали пристраивать неотапливаемую клеть, сообщавшуюся  с избой через сени. Клеть служила кладовой, летней спальней. Основное пространство избы занимала печь, располагавшаяся у входа. Только на юге печь находилась в дальнем от входа углу. Древние печи были курные: дым выходил через устье и висел под потолком, отчего верхние венцы бревен в избе покрывались копотью. Для выхода дыма открывали дверь и небольшое отверстие в потолке или в задней стене избы ― дымоволок.

Владимир Святой во все земли посадил наместниками своих сыновей. С того времени все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей.  После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования. Старший по линии родства получал Киев. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. По смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству.  Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Помимо князей в управлении территориями участвовали бояре и «мужи» — нанятые князем дружинники. Со времени Владимира дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать города в кормление. В XI веке они стали получать сёла, становившиеся боярскими вотчинами. Бояре составили старшую дружину. Мужи (богатыри), отроки (военные слуги) и детские (дети бояр) составляли младшую дружину. Численность её вряд ли превосходила 2000 человек. Более многочисленным было племенное ополчение — вои. Бояре также имели свои наёмные дружины. Основой войска была пехота, лишь в XI веке конница сравнилась  с ней по значимости. Крепости окружали стены, состоявшие из городни — деревянных срубов, наполненных землёй. По верху городни устраивали широкую площадку, прикрытую с поля «забралами», в которых прорезали «скважни» для стрельбы.

Из бояр выдвигался воевода, который порой фактически управлял государством. Таковыми были Олег, Свенельд, Добрыня. Княжеский двор возник в X веке из ближайшего окружения князя, которое составляли как зависимые, так и свободные люди, имевшие определённые обязанности. В 1070-е годы упоминаются сельские и ратайные старосты, «старые» конюхи, тиуны (управители, слово явно происходит от тюркского «тудун»), огнищане (смотрители?). С XII века, когда младшая дружина влилась в состав двора, все они назывались дворянами. Старшая дружина (бояре) обосновались в своих вотчинах. На местном уровне действовало племенное самоуправление в виде веча и «градских старцев». Около 1100 года был записан свод законов — «Русская правда». Основной категорией в ней является муж — свободный мужчина. Селяне названы смердами. Это древнее арийское слово, означающее «смертный», то есть, простой человек. Заключив с господином договор («ряд») о служении, смерд мог стать рядовичем. Он мог стать также и закупом, взяв купу (ссуду) для поправки собственного хозяйства. На время отработки долга он становился зависимым, а за попытку бегства его могли сделать холопом (рабом).  Холопы, получившие свободу, или люди, изгнанные из общины, становились изгоями.  «Дворище» представляло один или несколько «дымов» (дворов). Члены дворища сообща и общим инвентарём вели хозяйственные работы, а продукты распределяли уравнительно. Первоначально дворище представляло собой большую семью, которая с течением времени распадалась на малые, но тесно связанные хозяйственной деятельностью и взаимопомощью семьи, жившие отдельными «дымами». Постепенно дворище утратило родовой характер и превратилось в соседскую общину. Погостом называлась сельская община, где велась «гостьба» (торговля). В погосте строили церковь, близ которой находилось кладбище. Селения с церковью носило название погоста; село без церкви, но с двором землевладельца называлось сельцом. Поселки, возникавшие вновь, носили название починков. С течением времени починок разрастался и становился деревней. Деревня превращалась в пустошь, если в ней не оставалось жилых дворов.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *