ВЕРА 5

Принятие ислама позволило царю Берке получить поддержку булгарского и туранского купечества, привлечь на службу грамотеев. Но ориентация на мусульман ставила его в конфронтацию с христианами. Чтобы её погасить, Берке в 1261 году согласился с митрополитом Кириллом и Александром Невским на учреждение в Сарае епархии, включавшей земли от Днепра до Волги, где проживало много христиан-несторианцев. Сарайская епархия охватила их во множестве, вероятно, и сами епископы здесь были несториане. От православия несторианство отличалось доктриной, а по обрядам они были близки.  Эта церковь распространялась из Сирии сначала в Персию, в 420 проникла в Туран, в 635 ― в Китай, в 700е годы ― в Японию, Индию. Несторианское христианство было распространено среди алан, половцев, монголов. Несторианцем был побратим Александра Невского царь Сартак (сын Батыя). После смерти Кирилла митрополит Максим перенёс свою резиденцию из Киева (Русская земля) в Брянск, бывший тогда столицей Северской земли, а потом ― во Владимир, столицу Мерьской земли. После него митрополитом стал русин Пётр, поселившийся в Москве. Предав суду некоего еретика в Сарайской епархии и сместив епископа Измаила, Пётр закрепил подчинение ордынских христиан Москве.

С усилением Москвы в неё переселились многие бояре из других великих княжеств. Из Ростова Великого ― Кирилл (Радонежский), из Чернигова ― Фёдор Бяконт, из Рязани ― Хвост Бусоволков. Хвост потом стал тысяцким (главой ополчения), и сложилось две партии: старомосковская, во главе с бывшим тысяцким Вельяминовым и их противники во главе с Хвостом. На эту (мерьско-муромскую) группировку опирался сын Ивана Калиты Симеон Гордый. Духовником Симеона был игумен Стефан (Радонежский). В 1353 митрополитом был утверждён Алексий (сын Фёдора Бяконта). Великим князем в то же время стал брат Симеона Иван Красный, женатый на дочери Вельяминова. Политика изменилась, и игумен Стефан ушёл к брату Сергию в Троицкую лавру. Зато Алексий получил поддержку вдовствующей царицы Тайдулы. Тем временем стараниями великого князя Ольгерда была образована Литовская митрополия, к которой склонялся и Новгород. В 1359 Иван Красный умер. Его наследнику было 9 лет, и Москва утратила ярлык на великое княжение. Фактическим правителем Московского княжества был тогда Алексий. Опора на авторитет митрополита всея Руси позволила Москве, во время начавшейся в Орде «великой замятни» проводить свою политику. Генуэзцы, имевшие тогда колонии в Крыму и в Молдове, хотели организовать концессию по скупке мехов в Великом Устюге. Соседствуя с Белой ордой, они ссужали деньгами её правителя Мамая, сотрудничавшего с Москвой. Против этой коалиции выступили грекофилы: литовский митрополит Киприан и Сергий Радонежский. Генуэзцы получили отказ, а в 1374 и Вельяминов-младший был вынужден бежать из Москвы. После смерти в 1378 Алексия старомосковские бояре хотели поставить митрополитом княжего духовника Митяя, союзника генуэзцев, который уже поехал в Царьград, но там внезапно умер. Тогда его свита с помощью генуэзских денег добилась поставления митрополитом Пимена. В мае 1380 Вельяминов был схвачен и казнён, а Пимен вскоре был осуждён и выслан. Грекофилы победили, и Киприан прибыл в Москву. В сентябре объединённые силы Мерьской и Северской земли в союзе с Литвой, Псковом и отрядами из других земель разгромили на Куликовом поле войска Белой орды (Мамай) и генуэзцев. Киприан установил почитание Александра Невского и вписал в житие митрополита Петра слова о том, что величие Москвы зависит от поддержки православия. Он сосватал великого княжича московского Василия Дмитриевича с литовской великой княжной Софьей Витовтовной, и после восшествия Василия на престол под властью Киприана была объединена «всея Русь» за исключением захваченной поляками Галичины. Новгород, однако, судебное право митрополита не признал (словене!).

Потом, в 1433, митрополию выпросил себе смоленский епископ москвитин Герасим. Но литовский князь Свидригайло его арестовал и предал сожжению в Витебске. После того митрополитом стал учёный грек Исидор, подписавший в 1439 унию об объединении с католической церковью. Позже он оставил кафедру и перешёл на службу к папе римскому. В Москве же собор епископов избрал митрополитом Иону. В 1459 решением собора был закреплён порядок избрания митрополита епископами с согласия великого князя. Так Московская церковь стала автокефальной. Следующие митрополиты старались повысить образовательный и нравственный уровень священников, вели строительство церквей. Итальянское влияние возросло, и в Москву прибыли итальянские архитекторы. К этому времени в Церквях стала разворачиваться борьба сначала между католиками и православными, потом против католиков выступили и протестанты. В Литве и Новгороде они были в союзе с православными. На этой почве взрасли «жидовствующие». Но в московское православие проникли и католические идеи о моральном улучшении земного мира. Они особенно усилились после женитьбы Ивана Великого на униатке Зое Палеолог. Так появились в Московской церкви нестяжатели-исихасты (похожие на протестантов) и осифляне-прозелиты (похожие на католиков). Иван Великий поставил митрополитом Зосиму Брадатого. Зосима входил в круг дьяка Курицына, близкий «жидовствующим». Он же первый и сформулировал концепцию «Москва ― третий Рим», очевидно направленную против униатов: Рим и Царьград погибли по своей нечестивости, а Москва подхватила их знамя. Эти идеи, в общем, созвучны тому, что писал Иван Пересветов.  Но Зосима был раскритикован Иосифом Волоцким, и в 1494 «своея ради немощи» ушёл в монастырь.

Митрополит Даниил преследовал нестяжателей, одобрил развод великого князя Василия Ивановича и его женитьбу на Елене Глинской. После смерти Елены Даниил был низложен Шуйскими. Но возведённый Шуйскими в митрополиты Новгородский архиепископ Макарий стал определять политику, и через год Шуйские были удалены. В январе 1547 Макарий организовал венчание Ивана Грозного на царство. В том году Москву охватили пожары, которые привели к бунту. Тогда влияние на царя приобрёл протопоп Благовещенского собора Сильвестр, приведённый Макарием из Новгорода. Оба они вели обширную торговлю с ливонскими купцами. Сильвестр, кроме того, владел иконописной мастерской. Его же считают и автором «Домостроя» ― книги об идеальном устройстве семьи и домашнего хозяйства. Увлечённый ими царь принял участие в подготовке и проведении Стоглавого собора 1551 года, фактически создавшего самостоятельную русскую церковь. В решениях собора были определены многие неясные вопросы церковной жизни. (Ранее все толкования были в ведении византийцев). Собор ограничил приращения церковных земель ― земель не хватало для помещения воинов. Для «бережения церковного» (наблюдения за образом жизни священников) были введены «поповские старосты». Были осуждены скоморохи и азартные игры, указано у священников и дьяконов «учинити в домех училища», а иконы писать с древних образцов, «как писал Андрей Рублёв». Собор установил двукратную аллилую, двоеперстие и запретил стричь бороды.

После пожаров 1547 года Сильвестр занимался восстановлением церквей. При этом были допущены изображения Бога-отца и других духовных существ в образе человека. Во время болезни царя Сильвестр склонялся к поддержке Владимира Старицкого. Этим его влияние было подорвано, и Сильвестра сослали на Соловки. После смерти Макария митрополитом был избран казанский архиепископ осифлянин Герман, который вскоре скончался. Следующий митрополит Филипп Колычёв происходил из боярского рода потомков Бяконта. В юности он участвовал в мятеже против Глинских, потом ушёл в Соловецкий монастырь, где стал игуменом. Монастырь при нём процвёл: обзавёлся соляными варницами, был благоустроен и стал промышленным и культурным центром Поморья.

Осифляне были вовлечены в мирскую жизнь. В монастырях проживали богатые вкладчики. У таких, по словам Ивана Грозного, «и десятый холоп, который с ним в келье живёт, ест лучше братии, которая обедает в трапезной». И далее царь пишет монахам: «бояре, придя к вам, ввели свои распутные уставы… не вы им учителя и законодатели, а они вам». Святители погрязали в мирских делах и при этом пытались наставлять царя. Однако Иван Грозный видел себя самодержцем. Он создал свой «монашеский орден» ― опричнину. Митрополит Филипп, увидев его в монашеском облачении, заявил: «Не узнаю царя Ивана!» Конфликт разросся вокруг Ливонской войны: царь хотел избавиться от ливонского посредничества в балтийской торговле. Церковные иерархи тогда устроили суд над митрополитом, главными свидетелями на котором были соловецкие монахи. Филиппа, очевидно, обвинили в колдовстве, а он, в свою очередь, обвинил Новгородского архиепископа в желании стать митрополитом. Филипп был сослан в монастырь. Малюта Скуратов приехал к нему, но, по его словам, обнаружил Филиппа мёртвым.

При митрополите Антоние, выходце из Сарайской епархии, приобретение земель церковью было окончательно запрещено (1580).  Сподвижник Годуновых митрополит Иов, как и митрополит Герман, происходил из тверской Старицы. Вместе со Старицей Иов и вошёл в Опричнину. В 1589 Иов был возведён в патриаршее достоинство Константинопольским патриархом, а в 1593 Московская патриархия была признана и другими восточными Церквями. При появлении Самозванца Иов предал его анафеме, назвав Юшкой Отрепьевым, и заявил, что тот был секретарём сначала у Романовых, а потом и у него самого. После победы Самозванца Иов был изгнан. При Василии Шуйском патриархом стал Гермоген, как и Герман, происходивший из Казанской епархии. В Казани Гермоген обретал Казанскую икону, прославлял русских воинов, крестил местных инородцев. Свержение Шуйского он не признал, но согласился признать Владислава, если тот примет православие.  После его отказа Гермоген стал рассылать по городам и весям грамоты, призывая на борьбу с поляками. В декабре 1610 он был заключён под стражу и умер от голода в тюрьме.

После Деулинского перемирия в Москву вернулся патриарх Филарет Романов. Он возобновил работу московской типографии и учредил «правильню» для сверки текстов. «Патриаршина» (район Орехова-Зуева) получила свой суд и приказы. Бежавший в Россию епископ Курцевич в 1625 был поставлен суздальским епископом. Однако его «западные» привычки: жестокость, поборы, своеволие, небрежение ― восстановили против него паству. Курцевич по жалобам в 1634, после смерти Филарета, был смещён и сослан в монастырь. Патриарх Иосиф, избранный в 1642, приглашал учителей из Киева, учебную литературу пополнил катехизисом Могилы и «Грамматикой» Смотрицкого. Тогда сложился кружок «ревнителей благочестия», противостоявший этой политике. «Ревнители» опирались на «Стоглав», принятый московским собором в 1551 году. В их число входили духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Ртищев (близкий к фактическому правителю Борису Морозову). Многие «ревнители» были связаны с Макарьевским монастырём (близ Нижнего Новгорода). Этот монастырь поднялся на доходах от Макарьевской ярмарки ― главного волжского торга, наследницы Казани и Булгара Великого. С Макарьевским монастырём так или иначе были связаны Никон, епископ Павел Коломенский, попы Иван Неронов и Аввакум Петров. В начале 1650х «ревнители» собрались в Москве, участвовали в «книжной справе». Благочестие проявляется в самообладании и терпении, во внимании к нуждам близких. Греческий оригинал этого слова имеет значение «уважение, преданность, страх» по отношению к родителям или богам. Благочестие направляется осознанием приоритета Божьей воли, которой определяются поступки христианина. Если совсем упростить, то можно сказать, что благочестие опирается на Нагорную проповедь.

В 1652 по настоянию царя Никон был избран патриархом. Это было время после Соляного бунта, когда влияние боярина Морозова ослабело. Никон стал главным советником царя, и даже замещал его во время военных походов. Усиление царства, присоединение Сибири, Украины, захват литовских земель превращал Россию в мировую империю, превосходящую уже и Византию. Государство, созданное на землях, объединённых прежде только церковью, где митрополиты (и патриархи) всея Руси направляли политику и бывали правителями, вынуждено было состязаться с церковью в борьбе за первенство. Никон вынудил царя поклясться «послушати его во всѣм». Он принял титул  «патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх». Уже в 1654 он изгнал епископа Павла, а в 1656 объявил анафему крестящимся двоепёрстно. Однако в России и в прихожанах, и в духовенстве укоренилось мнение о превосходстве русского благочестия над греческим, а московского над киевсим. Ибо именно Москва хранила традиции православия.

Созданный соборным уложением 1649 года Монастырский приказ получил власть над духовенством. Никон был непримиримым противником такого порядка. Разгоревшийся конфликт привёл к уходу Никона в Новоиерусалимский монастырь в 1658. Грекофильство, тем не менее, сохранялось. К нему склонялся Ртищев, создавший в 1648 школу, возглавлявшуюся Епифанием Славинецким. Но ещё ранее в Яссах (Молдова) преподаватель Киево-могилянского коллегиума Иевлевич основал славяно-греко-латинскую академию. Иевлевич поддерживал связи со Ртищевым и опекал Симеона Полоцкого. А по приглашению Никона в Москву прибыл Лигарид, как теперь известно, тайный агент римской Конгрегации пропаганды. В 1666-67 состоялся Большой московский собор, осудивший как Никона, так и староверов. На соборе присутствовали восточные патриархи, а в качестве переводчиков ― Лигарид и Симеон Полоцкий.  Этот выпускник Киево-могилянской коллегии, ученик иезуитов и униат в 1664 прибыл в Москву, а в 1667  стал учителем подьячих приказа тайных дел и воспитателем царевичей.

В то время под европейское влияние попали иконописцы. Сначало появилось «годуновское письмо», когда на иконах стали появляться детали окружающей среды, стала передаваться материальность мира, движение. «Строгановское письмо» тоньше прорабатывало детали, показывало и пейзаж. А «фряжское письмо», по словам Аввакума, было «писано по плотскому умыслу, понеже сами еретици возлюбиша толстоту плотскую». Все эти новации изменяли представление об истинности: важным становилось не богоприсутствие, а внешнее подобие. Патриарх в 1668 издал «Выписку… о благолепном писании икон… и обличение на неистово пишущих».

В 1674 патриархом стал Иоаким, сторонник грекофилов, арестовавший сразу же царского духовника Савинова. Боярыня Морозова в 1675 была уморена голодом в темнице, Аввакум в 1681 сожжён в Пустозерске. Тогда же на Печатном дворе была открыта Типографская школа, ректором которой стал иеромонах Тимофей. После смерти царя Алексея Иоаким с Иваном Милославским фактически возглавили правительство. Однако с усилением Милославских латинство стало набирать силу. Иоаким всё же настоял, чтобы учителем царевича Петра был не Сильвестр Медведев (ученик Симеона Полоцкого), а Никита Зотов. По смерти царя Фёдора Иоаким посадил на престол Петра, однако Милославские добились назначения «старшим» царём Ивана, а Софьи ― регентшей. В  1685 были приняты «12 статей», согласно которым упорствующих староверов следовало сжигать в срубах живыми. В том же году была открыта «Еллино-греческая академия» Лихудов, куда перевели всех учеников Типографской школы. Покровителем Лихудов был фактический правитель Василий Голицын.  В 1689 была попытка передачи власти Софье, в которой участвовал и Медведев. Латинофилы планировали устранить Иоакима и поставить Сильвестра патриархом. Их поддерживали стрельцы. Но планы эти были раскрыты. Иоаким, Пётр Алексеевич и Борис Голицын сумели оказать сопротивление и стрельцы не выступили. Князь Борис Голицын («дядька» царя) тоже был «латинофил», он был склонен к культурным заимствованиям, но не к преклонению перед Европой. Софья в 1689 была заточена в монастырь, Медведев бежал, но был схвачен и расстрижен. Состоялся собор, признавший неправославными сочинения Медведева, Полоцкого, Транквиллиона, Могилы. Иоаким в 1690 умер. Патриарх Адриан такой власти уже не имел, а после его смерти в 1700 году патриарха и вовсе не избрали. Кафедра надолго осталась «вдовствующей».

Одна идея о “ВЕРА 5

Добавить комментарий для whoiscall.ru Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *