Предположение, что «происхождение» человека состоялось в условиях пляжей и мелководья, позволяет выдвигать идею о раннем освоении им водной стихии. Из этого следует возможность создания плавательных средств и развитие примитивного судоходства в самый ранний доисторический период. Впрочем, развитие прибрежного плавания в раннем палеолите вовсе не исключено и при следовании ныне принятой гипотезе происхождения человека («африканской прародины»).
Подтверждения раннего освоения морской стихии археология может предоставить лишь косвенным образом: указывая на расселение людей за проливами и морями.
В дальнейшем, те популяции, которые углубились в континентальные пространства, навыки мореходства утеряли и развили технологии, необходимые на суше. Каменная индустрия оставила множество следов и довольно легко поддаётся исследованию. Однако результаты изучения «сухопутного» палеолита указывают на два его центра: африканский и восточноазиатский (в юго-восточной Азии). Встречная экспансия из этих центров привела к формированию на пространстве от Алтая до Хингана «борейского сообщества», из которого образовались все доминировавшие в следующую эпоху «народы» (языковые суперсемьи): американо-индейская, алтайская (или только её японо-корейская «часть»), аустрическая, сино-кавказская и ностратическая.
Но какие-то популяции должны были заселять морские побережья. Для них насущной необходимостью было передвижение по воде. Причём эта необходимость возникла в доисторические времена, за десятки тысячелетий до нашего времени (а, возможно, ещё раньше). Говорить о том, что человек (Homo sapiens) был на это не способен – не серьёзно. Можно говорить только об уровне развития технологий. Но для устройства плота необходимо лишь уметь вязать узлы. Гораздо сложнее научиться ориентироваться в открытом море и изучить морские течения. Но это вопрос времени, а не особого интеллекта. Поэтому сомневаться в раннем освоении мореходства островитянами не стоит. Другое дело, что нельзя определить, когда и насколько далеко они совершали плавания. Но понятно, что уже во втором тысячелетии до р. Хр. в Индийском океане ходили парусники. Вероятно, появились они и в Тихом океане. Это со всей очевидностью указывает на первенство восточных народов перед западными в мореходстве и морской торговле. И, в общем, именно это движение товаров, технологий и идей с востока на запад и определяло суть мировых исторических процессов. Это движение есть основа всех процессов, рассматриваемых как историческим материализмом, так и геополитикой.
На пространствах материков развивались цивилизации в долинах рек. На крупных реках тропического пояса в северном полушарии вследствие концентрации населения образовались государства, в которых сложилась и общая идеология (религиозная). Такая структура общества не слишком способствовала развитию торговли. Поэтому там складывались отношения «социалистического» типа – с бюрократическим правлением, преобладанием коллективизма и сакрализацией общественных институтов. На степных пространствах развивалось скотоводство, которое не требовало образования государств «речного» типа. Однако не стоит этот тип общества считать «отсталым». Это просто другая организация жизни, соответствующая своим природным условиям («климату»). В экономическом и военном отношениях скотоводы не уступали земледельцам. Что касается лесных и горных жителей, то их объединения были, конечно, гораздо менее людными, и гораздо менее сложными по своей структуре. Но не следует считать отсталыми и их: их «климат» требовал именно такого развития.
Вообще не следует понимать прогресс человечества как последовательное движение от плохого к хорошему. «Прогресс» это просто процесс перехода от одного состояния к другому, не обязательно лучшему. Можно говорить о прогрессивном развитии различных технологий, поскольку в целом в течение доисторического и исторического периодов, технологии становились всё более совершенными. Но нет оснований говорить о совершенствовании человечества вообще и различных цивилизаций в частности. Хотя можно говорить об усложнении общественных отношений. Развитие человечества состоит в его экспансии и связанными с этим изменениями в отношениях между людьми, их сообществами и цивилизациями. Причём развитие это всегда было направлено, в общем, с юго-востока на северо-запад; и только движение из восточной Азии на север и далее в Америку составляло альтернативный маршрут.
В четвёртом тысячелетии от сотворения мира (за пару тысяч лет до р. Хр.) в Центральной Азии появился колёсный транспорт. В следующем тысячелетии сухопутная торговля активно развивалась, охватывая всё большие пространства. Ко времени рождества Христова весь Старый Свет уже был соединён осью Восток – Запад, походившей двумя потоками: морским (Дорога пряностей), и сухопутным (Шёлковый путь). Это движение привело к интенсивному освоению Европы: увеличению там населения и развитию производства. В дальнейшем этот рост вызвал поиски в южном и западном направлениях и привёл европейцев в Африку и Америку. Богатства, захваченные на освоенных тогда континентах, подтолкнули бурное развитие технологий и производства. Это и стало причиной формирования «капитализма».