I (до 1893 года)
Телеуцкая межа
Обь
Первой дорогой на нашей территории, вне всякого сомнения, была Обь, будь то движение по воде, по льду, или по берегу. Древнейшим известием о ней является сообщение воеводы Воейкова от 1598 года об уходе царя Кучума Обью на север после Ирменского сражения. Очевидно, по левому берегу приходили к Кучуму посланец Воейкова Тул-Мамет и чатский мурза Кожбахтый, находившие его за рекой, то есть на правом берегу. В 1631 году из Томска на юг по льду Оби проследовал отряд сына боярского Якова Тухачевского, высланный для разгрома бежавшего к Белым калмыкам чатского мурзы Тарлава. Городок Тарлава находился, как утверждают, в районе Чингисов. Рейд Тухачевского был вторжением на территорию соседнего государства. Хотя Москва считала, что Белые калмыки (телеуты) дали шерть (присягу) московскому царю, сами они наверняка считали отношения с Москвой союзом. Союзом они считали и отношения с Чёрными калмыками (Джунгарским царством), хотя эти последние считали телеутов своими данниками. Граница же с Белыми калмыками проходила по Туле и Ине.
Итак, уже в домосковские времена существовали три параллельных хода: по левому берегу Оби (обозначим его как Песочную* дорогу), водный путь и дорога по правому берегу, известная в документах городской думы, как «бечевник». Эту последнюю назовём Береговой* дорогой (по улицам Береговым).
Водным путём из Томска каждую весну приходили «бугровщики». Они промышляли грабежами древних могил – курганов, которые у нас называли «буграми». Бугровщиками было добыто в Сибири огромное количество золотых и серебряных изделий, большую часть которых они переплавили. Но и то, что сохранилось («золото скифов»), вызвало оторопь у пришедших позднее учёных людей: они не ожидали обнаружить в «диком краю» высокохудожественные изделия, да ещё в таком количестве. Та часть из этих сокровищ, которую удалось собрать, хранится теперь в Государственном Эрмитаже, в Петербурге («Коллекция Петра I»).
Из «Хорографической книги» Ремезова (1697) известна «дорога ис Томска чрез Барабу на Тару», проходившая на левобережье Оби ближе к реке Чик. Между Чиком и Обью эта дорога пересекала реку Омуртка, близ её устья, и шла вдоль её южного берега. Омуртка это, по всей видимости, нынешнея Власиха.
Русские селения на территории Новосибирска до конца XVII века неизвестны. Но ещё в начале ХХ века на Каменке существовало Чёртово городище. Возможно, в прежние времена в нём жили чатские татары, а может быть, «обские люди» – кыштымы (данники) чатских татар. По языку они могли быть южными самоедами, карагасами например. Ремезов селения на этом месте не указал. Если этот городок был подвластен чатам, то, скорее всего именно в нём, скрывался после ирменского разгрома царь Кучум.
На левом берегу Оби первой появилась деревня Кривощёкова. Она располагалась близь границы Московии и Зюнгарии (Джунгарии). Ремезов о ней не знал, во всяком случае, на его карте эта деревня не показана. Появилась она, как уверяют, около 1700 года. Однако бибиблиографический словарь «Служилые люди Сибири» (стр. 130) утверждает, что она была основана в конце 1680х годов. Характерно её расположение на другом берегу Оби супротив «Чёртова городища». Возможно, в городище («кокуе») тогда уже жили телеуты («белые калмаки»), а это русское поселение на «телеутской меже» – Кривощёково – было не только земледельческое, но и торговое. Хотя основателями Кривощёковой деревни словарь указывает красноярских казаков Быковых, но ещё до них это место могли облюбовать бугровщики. В Кривощёкове (рядом с буграми) мог быть их станец. Да и вообще, это удобное место могли ранее занимать те же «обские люди». Русские пришельцы могли просто подселиться к ним, а потом те ассимилировались, или ушли (или вымерли).
До Почтового тракта
Судя по названиям малых речек на территории Новосибирска, русское население телеутов здесь уже не застало – все названия ничего общего не имеют с теми, что на карте Ремезова. Очевидно после того, как телеуты (белые калмыки) джунгарским царём Цэван-Рабданом были переселены за Алтай (около 1713 года), на освободившихся землях быстро появились русские деревни. На территории Новосибирска, на левом берегу Оби это были Малокривощёкова и Чемские (Верхняя и Нижняя); а на правом – Инская (в устье Ини) и Ельцовская (за Инёй, в лесу Таболган). Все они были уже известны к 1720 году. Малокривощёкова с 1710, Чемские с 1719, Ельцова с 1720. Последняя [Нижняя Ельцовка], имевшая ещё другое название – Чёрное село, по слухам, была мордовской. Однако о мордве в Сибири ранее пореформенного периода ничего не известно. Расположена эта деревня за протоками. Впрочем, в первой половине XVIII века Малая протока, видимо, ещё не заросла, и по ней можно было подходить к деревне с Оби. Таким образом, все деревни были расположены по берегам Оби, и, следовательно, Обь была тогда единственной дорогой. Сухой путь был только по берегам: «береговая дорога» на правом и «песочная» на левом. Зайцев пишет (по сообщению Голодяева) о том, что на левом берегу Каменки с 1730 года «была поставлена сторожевая усадьба кривощёковского подлесничего на Гусинской дороге», а также дома объездчиков Приобского бора». Этот бор, как известно, назывался потом «Гусинская лесная дача».
Следующие несколько десятилетий были временем наиболее упорного преследования властями староверов. Поэтому деревни, появившиеся в то время, могли быть тайными староверческими поселениями. Всего было две деревни, которые стали известны уже в 1740е годы: Луговая и Верткова. Луговая находилась на левом берегу Ини, у самого её устья. Поэтому она вряд ли могла быть тайным поселением. Верткова находится на Туле, в 3 км от Оби. О её существовании первое время (с 1735 года) могли знать лишь жители Кривощёкова. Однако, в отличие от правого лесистого берега Оби, здесь, на Кривощёковской сопке, местность открытая, степная. Впрочем, Верткова находится под горой, и не очень-то заметна со стороны.
Тогда же на сопряжённой территории появились деревни Крохалёвская, Прокудкина [Чик], Чиковская [Старый Чик] и Кубавинская.
Колыванский горный округ
Барабинский участок Московского тракта обустраивался с 1744 года, а в 1762-80 заселялся. На нашей территории Московский тракт был обустроен в 1770 годы. Почтовый тракт в Алтайский горный округ был оборудован раньше: на карте Пимена Старцева (1752) он уже существует. В то время он шёл от Чаусского острога через Малый Оёш, Грязнуху, Попову, Молокову, Криводанову, Тулинскую, Большую и Малую Чемские к перевозу у Бердского острога. А далее левым берегом Берди в Легостаеву. Потом от Берди, от деревни Детлевой, шёл к Барнаульскому заводу «тракт вперёд». А в деревню Чернодырову приходил «тракт обратной». Тулинская деревня на карте Старцева находится приблизительно на месте Вертковой. От неё идёт дорога в село Кривощёково и далее через Обь к устью Каменки. Потом левым берегом Каменки примерно до [ул. Декабристов] и по ней к Клечьм речке. На этой карте название написано не чётко, на карте 1771 года – «Клечовка». Видимо, это нынешняя Плющиха. В устье её находился «завод винной томскаго компанейщика Переплетчикова (?) с товарищи». От этого завода показан речной ход в деревню Луговую, потом Кривощёкову (деревню), и далее сухой путь на тракт. Показана и прямая дорога из села Кривощёкова на тракт: она соединялась с ним примерно в районе [ТЭЦ-3].
В XIX веке тракт проходил через село Крохалёвское, деревни Коткову, Чиковскую [Старый Чик], Бункову, Прокуткину (теперь [станция Чик]), Толмачёву, Ересную (на Туле, возле [Станиславского жилмассива]).Однако на карте Бердского острога 1771 года тракт не заходит ни в Толмачёву, ни в Ересную, а идёт прямо на Бугор. Далее в Нижне, потом Верхне Чемскую и по берегу Оби, вдоль бора к переправе. Далее, на правом берегу, тракт на этой карте не показан.
Однако дорога через Толмачеву и Ерестную есть, и она выходит на тракт за Бугром. А в Нижне Чомскую приходили также дороги из Верх Тулинской и Луговой Катанцовой. Есть также дороги между Бугром и Мало Кривощёково, и проезды к тракту от Кривощёково и от Мало Кривощёково.По левому берегу Оби в 1771 показана Песочная* дорога, идущая с севера до Малого Кривощёкова. Стоит заметить, что Малое Кривощёково и находившиеся напротив него на правом берегу деревни Усть Инская, Луговая Инская и Кривошапкина представляли собой транспортный узел. Переправа в этом месте позволяла выходить на дороги правого берега, ведущие на юг (в Морозову) и на восток (в Каменку).
Деревни Крохалёвская, Прокудкина и Чиковская были известны уже в 1740е годы, остальные – в 1764. Коткова, Бункова, Толмачёва и Ересная, возможно, и возникли при почтовом тракте. В Котковой и Ересной были созданы почтовые станции. Вероятно, этот ход появился уже после 1771 года, а первоначально Барнаульский почтовый тракт проходил через Бугор, который тоже мог возникнуть в связи с его обустройством. От Ересной тракт уже поворачивал на юг и шёл на Чемские деревни: Нижнечемскую и Верхночемскую, к югу от которых начинался Чомской бор. В 1782 в Нижне Чемской было 24 «годные» души, в Верхно Чемской – 13. (Годные души были у людей, годных в работу). Надо заметить, что названия деревень и их написание в документах имеют много вариантов. Это объясняется тем, что чиновники их записывали всегда на слух, со слов местных жителей, да и никаких языковых нормативов тогда не было. К 1771 появилась деревня Лугова Катанцова, находившаяся и согласно карте Колывано-Воскресенской горной округи (1816 года) на левом берегу Оби, напротив Луговой Инской (примерно в районе [Зелёный мыс, Смородинка, Тихие зори]). Эта деревня не встречается в церковных метрических книгах. Возможно, она была населена староверами, что освобождало от церковного учёта, но не от горнозаводских работ. На берег Оби тракт выходил меж Чемских деревень, у Огурцова, которое известно было (по метрическим книгам) уже в 1808 году. Далее был перевоз через Обь к Бердскому острогу (потом селу).
Может быть, именно устройство в Ерестной почтовой станции и повлекло смещение дороги «через Барабу» в долину Тулы. Конная переправа через Обь напротив Кривощёкова (от устья Тулы к устью Каменки), должно быть, уже действовала. Заметим, что Тула до середины ХХ века впадала в Обь не там, где сейчас, а ниже по течению, примерно против устья Каменки. Так вот, к переправе и подходила Тульская дорога «через Барабу». В 1782 в деревнях по этой дороге было: в Ересной – 35 «годных» душ, в Вертковой – 16, в Бугринской – 26. Последняя была отмечена уже на карте 1771 года как «Бугор». В списке дорог указано её расстояние от Кривощёкова – 2 версты. И на карте Колыванского наместничества 1792 года тоже обозначено «Бугор».
К 1764 в верховье реки Каменки была основана деревня Каменская. Согласно списку 1782 года она находилась в 10 верстах от Кривощёкова, но в действительности расстояние было даже больше. Причиной такого её расположения могла быть нехватка свободных земель по берегам Оби. В 1782 в ней было 30 «годных» душ. В XVIII-XIX веках Каменская была важным узлом дорог: с её появлением сюда продолжилась и дорога «через Барабу» (или наоборот – она населилась уже на этой дороге). Это «продолжение» дороги шло полем, по левому берегу Каменки и позднее получило название Гусиной дороги (Зайцев же её упоминает уже в 1730м, но на картах она появляется только в XIX веке). Из Каменской одна дорога шла на Барлак и Локтинскую, другая – в Мочище. В южном направлении дорога из Каменки шла в Усть Инскую деревню. А из Луговой и Кривошапкиной – в Морозову на Берди. Из Ельцовки – в Шадрину на Берди.
.На правом берегу Оби в то время появились деревни Мочищенская и Кривошапкина. Обе они известны с 1764 года. Кривошапкина находилась у мыса Камешек, чуть выше Луговой. На карте 1864 года она названа «Кривошапкова Каменка», а в 1878-82 «Кривошапкина (Камешок)».
Деревня Издревинская была известна в 1777, Локтинская, Новобарлацкая – в 1782 (последняя только из списка дорог). Барышева известна по списку дорог 1782 года. В ней было 20 годных душ.
В списках 1782 года на Береговой* дороге указаны деревни Мочищенская (27 «годных» душ), Шмакова (6), Кривошапкина (15) и Ельцовская (4). Впрочем, на карте 1771 года Береговая* дорога не нанесена, следовательно, её тогда ещё не было. Но это не значит, что не было бечевника. Деревня Шмакова, согласно списку, находилась, в 6 верстах от Кривощёкова, примерно на Большой Ельцовке. На карте Горной Канцелярии она показана на некотором расстоянии от Оби. Это подтверждают и другие данные. В частности сообщение моего родственника, о рассказе местного старожила, услышанного им в конце 1930х годов. Этот старожил (ему было тогда лет 60) утверждал, что родился он где-то недалеко от [площади Калинина]. Но, согласно Списку населённых мест Томской губернии 1868 года, Шмакова – второе название деревни Плотниковой на Ине. Другой Шмаковой «в угле, образуемом правыми берегами Оби и Ини» нет. Однако на рубеже XIX-XX веков обследовавшими русло Оби геодезистами близ устья Большой Ельцовки отмечена заимка «Шлакова». Может быть, это поселение на Большой Ельцовке всё же существовало. Возможно также, что уже в XVIII веке в его окрестностях, в бору начала формироваться тропа к кабинетской усадьбе подлесничего. Позднее, может быть, через бор дорогу протоптали до кривощёковской Конной переправы. Эта дорога могла идти от кабинетской усадьбы подлесничего примерно по [улице Советской] на Мочищенский спуск к Малой Ельцовке. И далее на ельцовскую Шмакову, Мочище, Кубовую.
На карте Чаусского и Берского управительств 1821 года Огурцова показана не между Чемскими деревнями, а между Нижне Чемской и Мало Кривощёковой. А между Берским селом и Ельцовкой (Нижней) на этой карте – деревня Шарина.
Пореформенный период
Впервые после отмены приписки к заводам дороги на территории Новосибирска показаны на карте Мейена 1864 года. К тому времени уже сложилась сеть просёлков, соединявших деревни и угодья.
Тульская дорога, проходившая через Ересную, Верткову и Бугринскую деревни, пересекала Обь у Кривощёковой, где была Конная переправа. Согласно Списку населённых мест Томской губернии 1868 года в деревне Вертковой при Большой Туле было 8 дворов, 24 мужчины и 30 женщин. В Бугринской – 41 двор, 143 мужчины и 140 женщин. По списку 1878 года в Вертковой было 17 дворов и мельница. В деревне Бугринской – 73 двора, 444 мужчины, 510 женщин, мельница и 2 пасеки.
Прямой дороги в Мочище от Конной переправы на карте Мейена нет, только вкруговую, через Каменскую деревню. Однако это не 10 вёрст, как было указано в списке 1782 года. Близь Мочища дорога на Каменскую шла приблизительно по направлению [ул. Кедровой]. В Мочищенской деревне в 1859 году был 51 двор, и проживало 140 душ мужского пола, 167 женского. В 1878 там было 75 дворов и 7 пасек. Однако, возможно, что и прямая дорога от Мочища на переправу (в виде широкой лесной тропы) тогда всё же была. Если существовала кабинетская «усадьба подлесничего», то местность в устье Каменки была как бы центром округи. Прямой ход сюда из Мочища и Кубовой мог быть «протоптан» крестьянами. Он тогда логично мог бы называться «Кабинетской дорогой» и проходить примерно по [Советской (Кабинетской) улице].
Прибывшие в 1877 году в Кривощёково переселенцы (вероятно вятские) в следующем году были заселены в новую деревню в устье Каменки. Этот выселок на правом берегу Каменки, чтобы не путать, удобнее называть Ново-Кривощёково*. В литературе его называют Новой деревней (иногда Гусевкой), а на картах, бывает, – Мало-Кривощёково. Близь него пересекались Береговая* и Гусинская дороги с Каменским трактом.
После мощных половодий 1890 и 1891 годов, смывших часть Большого Кривощёкова, жители его стали выселяться в Бугры, Новую деревню и образовавшиеся в 1891 Горский выселок и Михайловский засёлок. Где находился последний, не удаётся выяснить.
Каменский тракт Голодяев в статье «Кривощёково», ссылаясь на Сергея Канна сообщает о древней «калмыцкой дороге на восход», по правобережью Каменки, ведущей в село Каменское, а далее на Ояшское, Болотинское и Томск. Канн предполагает, что «в далеком прошлом «калмыцкая» дорога, как и переправа, использовалась кочевниками для походов на Томск. Об этой дороге, отмечает Голодяев, упоминал и инженер-изыскатель Адрианов в записке по итогам железнодорожных работ 1892 года. Однако походы на Томск в XIX веке не упоминаются, а дорога существует. Скорее всего, эта переправа была действительно для перекочёвок, но не дальних: с одного пастбища на другое. Из Оёша в Ояш, например. В Ояш! В Ояш!
На карте Мейена Каменский тракт был показан примерно от [Берёзовой рощи] до Каменской деревни. Видимо, в начале, от Конной переправы до [Каменской Нахаловки], он шёл в логу, по правому берегу Каменки. Далее он показан примерно по [проспекту Дзержинского]. Видимо, из-за сужения поймы тракт где-то у [Кирпичных сараев] вышел наверх, и дальше шёл яром.
В конце XIX века Каменский тракт начинался уже у Конной переправы через Обь и шёл яром по правому берегу реки Каменки. Очевидно, его начало позднее стало улицей [Мостовой]. Ещё в 1976 году эта улица за Алтайским железнодорожным мостом поворачивала на север, и у пересечения с улицей Колыванской сильно сужалась, превращаясь в тропу. Метров через 300, около пересечения с ул. Сибревкома, она несколько расширялась, становясь улицей Каменской. За ул. Коммунистической Каменская уходила вправо и уже асфальтированная далее шла по современному положению. Видимо, и тракт сперва шёл от [Мостовой] прямо, к будущему перекрёстку со [Стевенской (Трудовой)]. Оттуда, огибая овраги, он поворачивал в направлении [проспекта Дзержинского]. Видимо, сохранялся и нижний ход, в логу.
Гусинская дорога от Конной переправы, «через брод Каменки, вдоль обского берега выходила на Сузунский подъём (ныне улица Восход), далее шла вверх «по угорью между Каменкой и Тагайнихой», на гриве отворачивала от Каменского к поселку Гусиный брод и далее через Издревую, Гутово, Салаирский кряж и к Кузнецку», – пишет Голодяев. Но позже, в городских документах, «Сузунский подъём» нигде не упоминается, зато известен Павловский взвоз. Видимо, по Павловскому взвозу дорога и проходила тогда. Это метров на 200-300 ниже по Оби.
На карте Мейена Гусинская дорога идёт по левому берегу Каменки через Каменскую деревню в Гусиный брод, Жеребцово. Эта полевая дорога проходила приблизительно по [улице Инской] на [Павловский взвоз]. (Павловский взвоз – по [улице Павловской (Сакко и Ванцетти)]). Близ [Закаменской площади] она уходила на [ул. Локтевскую (Богаткова)]. Далее шла полем примерно по створу [Гавриловской (Добролюбова)] (в том её направлении, которое за [Воинской]). Примерно у нынешнего [сада Мичуринцев] дорога брала левее и, пересекая речки Чернушку и Водопойку, вновь выходила к реке Каменке возле одноимённой деревни. В деревне Каменской «при речке Каменке» согласно «Списку населённых мест Томской губернии» 1868 года было 92 двора, в которых проживало 274 души мужского пола и 310 женского. А согласно «Списка населённых мест» 1878 года это было уже село. В нём имелось 136 дворов, 508 мужчин и 533 женщины; а также церковь, хлебный магазин (т. е. склад), 11 мельниц и 24 пасеки.
Бердский тракт. За Инёй дорога вдоль берега Оби на карте Мейена идёт от деревни Луговой через Кривошапкову Каменку на юг. Согласно «Списку населённых мест Томской губернии» 1868 года в заводской деревне Усть-Инской было 28 дворов, 93 души мужского пола и 95 женского. В Кривошапкиной (Каменской) – 12 дворов, людей 36 и 40 соответственно. В Ельцовке – 21, 61 и 80.
По списку 1878 в Устьинской деревне Барышевского сельского общества имелось 45 дворов, мельница, 3 пасеки. В самом Барышевском селе дворов было 54, мужчин – 504, женщин – 557. В селе была церковь, 2 мельницы, 8 пасек, ренсковый погреб. В деревне Ельцовской того же общества – 40 дворов (а в них 42 строения), 7 мельниц. В Кривошапкиной (Камешок) – 19 дворов, мельница, 3 пасеки. Дорога от Усть-Ини по левому берегу Ини вела на Барышево и далее. На плане Кузьмы Зайцева, соответствующем концу XIX века, впервые показан участок Трактовой* дороги в Усть-Инскую деревню.
Песочная* дорога на карте Мейена идёт вдоль Оби на север по нынешней улице [Чулымской, ранее называвшейся Песочной]. Эта дорога и сейчас идёт до Рыбачьего острова, и далее к Старому Чаусу (ранее Чаусский острог). В южном направлении она проходила через Бугры примерно по [Бугринской улице] на Малое Кривощёково. На плане Зайцева Песочная* дорога шла мимо Кривощёкова в Бугры. В Кривощёково от неё был проезд на Соборную площадь.
Согласно Списку населённых мест Томской губернии 1868 года в селе Кривощёково была православная церковь, 49 дворов, 122 души мужского пола, 156 женского. В Малокривощёковой – 66 дворов, 174 мужчины, 190 женщин. В Огурцовой – 37 дворов, 112 мужчин, 149 женщин. В 1878 году в селе Кривощёковском было 82 двора (85 строений), церковь, училище, волостное правление, хлебный магазин, 2 лавки, 8 мельниц, питейный дом и ренсковый погреб. В селе проживало 162 мужчины и 190 женщин. В деревне Мало-Кривощёковой Бугринского сельского общества был 91 двор, лавка и ренсковый погреб.
Почтовый тракт в Алтайский горный округ шёл через Верх-Чемскую к перевозу напротив села Бердского. Оттуда – в Барнаул. Именно так проходил он на карте Мейена, поворачивая к югу в Ересной и пересекая Тулу где-то в районе [Тёщина языка]. На этой карте тракт уже не заходит в Чиковскую, Бункову, Прокуткину, а прямо из Котковой идёт в Толмачёву и далее в Ересную. На этой же карте показана «другая»* дорога, идущая к Почтовому тракту от [Бугринского выселка] приблизительно по нынешним улицам [Пригородной, Ольховской и Беловежской]. Также на этой карте показана Пограничная* дорога, идущая на [Верх-Тулу] от Малого Кривощёкова. Она пересекала Почтовый тракт недалеко от [Учхоза]. Парковая* дорога от [Бугринского выселка] подходила к ней в районе [Затулинки].
Согласно Списку населённых мест Томской губернии 1868 года в деревне Криводановой при речке Криводановке было 39 дворов, 101 душа мужского пола и 116 женского. Заводская деревня Ересная находилась при речке Малой Туле по Почтовому тракту от Колывани (Чаусск) в Барнаул. В ней было 66 дворов и почтовая станция. Население составляло 191 душу мужского пола и 217 женского. По левую сторону Почтового тракта находились заводские деревни и село Кривощёково. В деревне Нижне-Чомской было 43 двора, 116 мужчин и 136 женщин. В Верхне-Чомской – 5, 15 и 16. По списку 1878 года в Ерестной (при Туле) было 98 дворов, хлебный магазин, почтовая станция, ренсковый погреб. В Огурцовой – 80 дворов, торговая лавка, 4 пасеки. В Верх-Чемской (при речке Чемке) – 10 дворов, мельница. Нижне-Чемская – 71 двор, 313 мужчин, 407 женщин, хлебный магазин.
Большая дорога. На карте Мейена показана дорога из Ерестной примерно по [ул. Связистов] и [2й Станционной] в Криводановку. К ней в районе [Западной площадки] примыкала дорога из Вертковой. Дороги из Бугров и Верткова в Криводановку, соединялись где-то в районе нынешнего [Кривкарьера]. Из Криводановки эта дорога шла в Крохалёвку, где соединялась с Почтовым трактом.
Горский выселок образовался после мощных половодий 1890-92 годов. Уже в 1891 в него переселилась часть жителей Кривощёкова. На плане Кузьмы Зайцева Большая* дорога начиналась в Горском выселке и, перейдя по мосту старицу Каменное озеро, уходила на запад, в Криводановку.