Каролингское просвещение

Распространение христианства требовало большого числа грамотных священников. Для того чтобы их быстро обучить, нужно было упростить преподавание догматов веры. Это можно было сделать, представив христианское учение в виде схемы, которую можно бы легко было понять и запомнить. Алкуин, помогавший  Карлу Великому создавать школы, считал, что познание Бога невозможно без помощи разума и пытался обосновывать догматы веры логикой. Так была создана схоластика. Этот подход совершенно противоречил тому, что говорил святой Августин, но книжники умели убеждать. Вот, например рассуждение схоласта Ансельма Кентерберийского (1033–1109): «Бог — это существо, лучше которого нельзя вообразить. Идея Бога присутствует в сознании.  Существо, существующее и в сознании, и в реальности лучше того, которое существует только в сознании. Если Бог присутствует только в воображении, тогда мы можем представить лучшее существо — то, которое присутствует и в реальности.  Мы не можем вообразить что-то лучше Бога. Поэтому Бог существует». Это рассуждение содержит логическую ошибку, но схоластика в дальнейшем развивалась и совершенствовалась.

В созданных Карлом высших школах преподавались «семь свободных наук» (тривиум и квадривиум). Тривиум включал грамматику, риторику и диалектику. Квадривиум состоял из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. В школах второго разряда обучали пению и музыке. Третий разряд составляли школы грамотности, которые Карл собирался открыть по всей империи для  обучения простолюдинов. Что касается книг, то арабы тогда значительно превосходили Европу. Библиотека кордовского халифа, например,  составляла около 400 тысяч томов. В империи же самые большие монастырские библиотеки насчитывали лишь сотни томов. Начало текста в книгах было принято выделять красной краской (киноварью). От латинского названия киновари происходит слово «миниатюра». Сложное плетение узоров, пурпур и золото миниатюр украшали текст. На миниатюрах изображали евангелистов в величественных позах, как правило, с книгой и пером в руках. Изображение на миниатюре было неким символом, как бы пояснявшим текст. В дальнейшем  этот символизм сохранялся и развивался. К Х веку (900е годы) появились иллюстрации на отдельных листах. Одна из миниатюр, созданных в Трире,  иллюстрирует легенду о сошествии Святого Духа (в образе голубя) на папу. Григорий Великий представлен сидящим на троне с голубем на плече. Над головой его сияет золотой нимб. Ещё в конце VI века (500е) папа Григорий говорил: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены». Таким образом, церковные росписи становились  иллюстрациями к тексту Библии. Появилось изображение Страшного суда, ставшее одной из характерных черт средневекового искусства. Росписи, в общем, следовали античным канонам, но в них  появился динамизм: жесты персонажей стали резкими, складки  одежд развевающимися. Около 1000 года расцвета достигла немецкая живопись. В ней раннехристианские и византийские черты сочетались с традициями германской культуры. Композиции выстраивали вокруг фигуры Христа, занимающей центральное положение. Здания изображали условно, а пейзаж дальнего плана − горизонтальными полосами различных оттенков.

Деревенские люди Европы, будучи уже крещёными, тем не менее, продолжали по древним языческим обычаям праздновать конец зимы, приход весны, сбор урожая. В этих увеселениях на первый план выходили гистрионы (скоморохи). В  XI веке (1000е) эти деревенские затейники появляются и в городах, превращая шутовство в профессию, выступают на улицах и на ярмарках. В начале, каждый из них мог петь, танцевать, рассказывать сказки, играть музыку. Но постепенно возникала специализация. Появились буффоны (комики), жонглёры (циркачи, рассказчики, певцы и музыканты),  трубадуры (сочинители и исполнители стихов, баллад и песен). В это же время появились  ваганты (бродяги-сочинители), которыми  становились, как правило, школяры-недоучки или разжалованные священники. Это были, так сказать, издержки распространения знаний. Не все, кто поступал учиться, имели достаточно сил, чтобы «грызть гранит науки», не все могли следовать твёрдой церковной дисциплине, «служить», как учил святой Бенедикт. Много было морально слабых, не способных следовать учению, но  нахватавшихся кое-каких знаний. Не имея другой профессии, они превращались в грамотное отребье. Настроенные против церкви, они проповедовали невоздержанность, пародировали церковные гимны и обряды. Их богом был отчасти заимствованный из античной литературы, отчасти выдуманный ими «Бахус всепьющий». Церковные власти осуждали и запрещали трубадуров и вагантов, и впоследствии они сохранились лишь в качестве придворных шутов.

Церковь для оживления проповедей тоже использовала  зрелища. Уже в 800е  повелось чтение в лицах эпизодов из жизни Исуса Христа. Из этого выросла литургическая драма, которую разыгрывали в храме на рождество и пасху.  В рождество выставлялась икона девы Марии с младенцем. К ней подходили священники, изображавшие евангельских пастухов. Священник, служивший литургию, спрашивал у них, кого они ищут. Пастухи отвечали, что ищут Христа. В пасхальной драме разыгрывалась сцена трёх Марий и ангела у гроба господня. Священник в образе ангела спрашивал: «Кого вы ищете в гробу, христианки?». Марии (тоже священники) хором отвечали: «Исуса Назарянина, распятого, о, небожитель!» Ангел говорил им в ответ: «Его здесь нет. Он восстал, как предсказал раньше. Идите, возвестите, что Он восстал из гроба». После этого хор пел молитву, восхвалявшую воскресение Исуса. Поскольку священники-актёры, разыгрывая драму, служили Богу, так же как священник, служивший литургию; сложилось представление о театральной игре как о служении. Литургическая драма разыгрывалась на латыни в форме напевной декламации. В дальнейшем появились костюмы,  инструкции с указанием текста и движений.  Для большей доходчивости вводили бытовые детали, понятную речь. Например, волхвы во время своего шествия говорили бытовым языком. У них были длинные белые бороды и широкополые шляпы. Это сближало библейские сюжеты с жизнью, но отвлекало прихожан от церковной службы. Иногда под сводами храма даже звучал смех. Возникла необходимость отделить драму от литургии и церковные власти вывели её из-под сводов храма на паперть.

Церковная музыка тоже связана с именем папы Григория, которому в средневековье приписывали авторство большинства песнопений римской литургии.  Григориа́нское пение — литургическое одноголосие, плавный распев текста, по сути — озвученная молитва. Текст обусловливает свободный ритм распева, включая ритмические нюансы, например, небольшое изменение длительностей, акценты, паузы разной величины между разделами «молитвословной» формы. Григорианское пение исполнялось чередованием двух групп певчих, или же пение солиста чередовалось с пением хора. На рубеже первого и второго тысячелетий зародилось многоголосие, формировались новые вокальные (хор) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры.

Единой европейской литературы в то время не было. При дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона античная мифология в целом была забыта, лишь отдельные сохранившиеся сюжеты использовались скорее для оживления текста. Красота и приключения рыцарских романов и поэзии роднили их с народными сказками. Но под влиянием христианства действия героев всё менее побуждались страстями, а более  нравственностью.

Блаженный Августин понимал  миллениум духовно и утверждал, что тысячелетнее царство Христово уже наступило − это  бытие Церкви. Однако учёный папа Сильвестр предсказал конец света на 1 января 1000 года. Это был пример цифрового суеверия – «пифагорейской ереси». Но в 1000 году в Европе всерьёз ждали «конец света». Когда он не случился, его перенесли на: 1033 год, считая 1000-летие уже со дня смерти Исуса. Но конец света опять не наступил, и его перенесли на: 1037 год, отведя ещё три с половиной года на битву с дьяволом. Но и тогда конец света не наступил. В ожидании конца света возникли течения призывающие вернуться к евангельским идеалам в жизни. Возникали сомнения в святости церкви и в необходимости церковной иерархии. Церковь ответила репрессиями. Около 1020 года были приговорены к сожжению еретики в Орлеане и в Тулузе. В Пьемонте были сожжены еретики замка Монфорте. Но гонения не уничтожили ересь. Наоборот, по всей Европе распространились общины еретиков. Ещё в 1080 годы в Ломбардии среди ремесленников возникло движение патаренов, которые выступали за поднятие нравственности в среде монахов.

Папа Сильве́стр (Ге́рберт Орилья́кский) в молодости учился в Кордове, а позднее популяризировал в Европе арабские достижения в математике и астрономии. Но не многие были этим увлечены. Кардинал Пётр Дамиани говорил:  «К чему наука христианам? Разве зажигают фонарь, чтобы видеть солнце? …Платон исследует секреты таинственной природы, определяет орбиты планет и рассчитывает движение звёзд — я с презрением отвергаю всё это. Пифагор выделяет на сфере Земли параллели — я не испытываю к этому никакого почтения… Евклид бьётся над запутанными задачами о своих геометрических фигурах — я также отвергаю его». Техника тогда не развивалась. Крестьяне применяли двуполье, а в качестве тягловой силы — главным образом быков, так как лошади ярмо не подходит (давит на горло). Сообщают, что хомут был изобретён в Китае в III — V веках (между 200 и 500 годами). Но это сомнительно, потому что в Китае не разводили лошадей. Их покупали у «северных варваров», которые жили в Степи. Вот там и был, видимо, «в незапамятные времена» изобретён хомут. В Европу он попал около 920 года и получил распространение только в XII веке (1100е). В крестьянских хозяйствах использовались сохи, серпы, косы, лопаты, мотыги. Применение тяжёлого колёсного плуга для большинства крестьян было недоступно, так как стоил он дорого, а за аренду его взималась плата. В X веке (900е) кроме зерновых (пшеницы, проса, ячменя) стали выращивать бобовые. В каждом поместье выращивали также и лён. Большое внимание уделялось садам, огородам, виноградникам, цветникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *