ЖЕЛЕЗО 2

Важнейший ресурс для жизни есть продовольствие, которое производится на земле. Поэтому земля – важнейшее средство производства. В земледельческую эпоху из права распоряжаться землёй возникала возможность  распоряжения избытком продовольствия,  а как следствие этого, и руководства обществом. Хранитель запасов зерна в суровую годину превращался в кормильца, и воля его была усилена голодом. И чем выше была техника, тем больше был избыток продовольствия, а кто распоряжался избытком – накапливал богатство.

В Китае в то время образовалось несколько самостоятельных государств. В 5152 году главным советником в княжестве Цинь стал Шан Ян. Он провёл ряд реформ, и в том числе разрешил распахивать пустоши. При этом распаханная земля становилась собственностью того, кто её обрабатывал. Так возникло частное землевладение. Потом общественные работы были заменены уплатой налогов. Разорявшиеся бедняки стали продавать земли,  и правительство пыталось с этим бороться. Около 5700 года (200 от рождества Христова) налоги стали брать только с торговцев, а для крестьян уплата налогов была заменена воинской повинностью. В то время широко распространилось рабство. Но отношение к рабам в Китае было лучше, чем на западе. В Китае по цене одного раба можно было купить десять лошадей, а в Афинах в то же время – пять рабов по цене одной лошади.  В Китае даже были попытки отменить рабство. Хотя цели они и не достигли, но правовое положение рабов стало заметно лучше.

В Индии сильны были общины, поэтому собственность и общество там имели особенности. Большая часть земель принадлежала самоуправляющимся общинам, которые платили налоги. Но внутри общин не было равенства – люди принадлежали к различным кастам в зависимости от рода занятий. Были богатые и бедные. Каждая каста относилась к одной из варн. Высшей варной считались брахманы, потом кшатрии, после них – вайшьи. Низшей варной были шудра. Ранг касты определял положение в обществе.   Хотя в более позднее время появились земли, полученные за службу и земли монастырей, общинное землевладение в Индии, в отличие от других стран,  сохранялось всегда.

В Ассирии  земли принадлежали царю, вельможам и храмам. Работали на них шакну («посаженные»), которые не имели права покидать имение. Однако шакну могли иметь собственность и даже рабов. Потом, в Персидской державе, вновь появились мелкие землевладельцы, получавшие наделы за воинскую службу. Но с окончанием войн они быстро разорялись и превращались в вечных должников. Бывало, что они фактически продавали свои земли под видом «усыновления» кредитора. В дальнейшем стали усиливаться храмовые общины. Зачастую они объединяли население целых городов, а иногда и нескольких городов. Царям сильные общины были выгодны, так как на них можно было опереться в противостоянии вельможам. В эллинистический период царские земли были распределены между общинами земледельцев. Каждый земледелец был приписан к какой-нибудь общине. Община платила царю налоги и имела собственное управление, но земля принадлежала царю. В Арабском халифате вновь появилось владение землёй за службу.

В Риме земли изначально были частными (родовыми и семейными). Постепенно границы участков менялись. Кто-то разорялся, кто-то богател, появлялись большие хозяйства – виллы. По мере роста империи образовывались огромные латифундии. На востоке они принадлежали самим императорам, на западе в большей степени частным владельцам. Земли могли быть пожалованы за службу. Когда власть цезарей ослабела, латифундисты сами стали жаловать своим слугам привилегии. В Римской империи существовал также обычай патроната, когда «сильный» человек защищал более слабого от всяких неурядиц; а «слабый» обязан был помогать своему патрону по первому зову. Эти обычаи, наряду с иммунитетом, запрещавшим царским слугам заходить на некоторые земли, создали в Европе ситуацию, когда частные землевладельцы оказались сильнее государства. Так образовалась «феодальная лестница» и вассальные отношения.

Накапливавшийся у владельцев земли избыток продовольствия позволял приобретать ценные предметы. Так появлялись украшения в храмах, возвышавшие храмовых «богов». Так  приобретая регалии,  власть повышала собственный престиж. Так накапливались сокровища у частных владельцев. И чем более редким было украшение, тем дороже оно ценилось. Это стимулировало развитие международной торговли. Товары из дальних земель ценились высоко, и находилось много желающих путешествовать за туманом. И за тем туманом, который дымка, и за тем, который в Персии означает «деньги». По морям плыли корабли, а по суше шли караваны. Они везли из Китая шёлк, фарфор, металлическую посуду, лаковые изделия, косметику, чай и рис.  Из государства Шривиджайя (на Суматре) в Китай вывозили черепашьи панцири, слоновую кость, камфару, жемчуг, сандал, розовую воду, благовония, янтарь, кораллы, «кошачий глаз».  Из Индии во все стороны  вывозили хлопок и слоновую кость, сталь и оружие. Молуккские острова поставляли пряности китайцам, индийцам и арабам. Из иранских стран везли нефрит, золото, серебро, самоцветы, скакунов и курдючных овец, ковры, сухофрукты, охотничьих собак и диких зверей. С севера Азии – мёд, кожу, меха и лес. Из Европы – соль, серебро, янтарь.

Через всю Азию пролегали торговые пути. На юге они шли по синим волнам Индийского океана. Дорога пряностей от Молуккских островов через порты Суматры и Индии тянулась к Персидскому заливу и Красному морю. Там, начиная с I века, товары перегружались и попадали в Средиземное море. По суше проходил Великий шёлковый путь. Из Китая по горам и пустыням Ганьсу и Кашгарии он шёл в Согдиану и далее в Персию. Оттуда — в Сирию или на Балканы и далее по  Европе. Севернее была ещё одна дорога. Транзитной торговли по ней проходило мало, но  возможность такая была. На северо-запад от Китая через горы и леса по этой дороге  можно было выйти в долину Енисея, а оттуда по Чулыму на Обь. Тут торговали мехами, рыбой, металлическими изделиями. По Оби и её притокам движение было до Урала, где сходились с западными торговцами, привозившими товары русские и европейские. В меридиональном направлении в Европе проходила Янтарная дорога, соединявшая Балтику со Средиземьем. Восточнее шёл путь из Варяг в Греки, а по Волге – с Балтики в Согдиану. Последним путём  ходили и до Индии, где столица была связана с провинциями прямыми дорогами уже в 5200 годы.  От Алтая до Согда шла Золотая дорога. При Цинь Шихуане в Китае был построен прямой тракт длиной 1400 км, соединявший столицу с  Внутренней Монголией. Через несколько столетий дороги связали столицу Китая с главными городами всех провинций. Почта перемещалась по ним со скоростью до 300 км в сутки. А на востоке по южным морям проходил путь из Китая в «дальние земли» Суматры.

В общемировом масштабе во 2-й половине VIII — начале IX века начался подъём международной торговли, основными агентами которой были еврейские торговцы — рахдониты. Происхождение этого названия не ясно. Возможно, оно восходит к древней форме названия реки Рона. Евреи изначально состояли в близком родстве с финикийцами, которые создали государство Карфаген и колонизировали многие земли. Финикийцы были мореплавателями и торговцами, а евреи жили в Палестине и занимались сельским хозяйством. После разгрома Карфагена Римом и образования религиозного центра в Иерусалиме пуны (карфагеняне), возможно, причислили себя к евреям. Так могла сложиться общность евреев-сефардов. Впрочем, на восток от Палестины торговлю вели другие группы «евреев». И само «мировое еврейство», возможно, сложилось как купеческое сословие вдоль  пути рахдонитов, включив в себя разные компоненты. Рахдониты торговали специями, духами, ювелирными украшениями, шёлком, маслами, ладаном, оружием, мехами, а также рабами. В Х веке рахдониты исчезают из международной торговли. Торговые связи еврейских общин в Индии, в Китае и сефардов  прерываются. Очевидно, существует связь между исчезновением рахдонитов и падением Хазарского каганата (оба события произошли в Х веке).

Через Хазарию проходило несколько международных торговых путей. На Русской равнине основной торговой артерией стала Волга, нижнее и среднее течение которой находилось под хазарским контролем. Волжский торговый путь отмечен многочисленными кладами арабских монет. Ключевую роль на нём с определённого времени стали играть русы. Из устья Волги, где находился город  Итиль, купцы попадали в акваторию Каспийского моря и, высаживаясь на его южных берегах, могли следовать по суше до Багдада или  Самарканда. Археологические исследования обнаружили существование сухопутных торговых маршрутов: цепь караван-сараев от Хорезма к Нижнему Поволжью. Через портовые города Крыма Хазария  торговала с Византией. Контроль над важными транзитными путями привёл к тому, что в IX—X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Итиль превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались. Она находилась в руках иудейских и мусульманских общин. Хазария славилась как крупный рынок по перепродаже меха и рабов. Предметом собственного экспорта были рыбий клей и овцы.

Кто-то богател, кто-то беднел, кому-то были нужны товары для доставки их в дальние страны. Нуждающиеся обращались к имущим, и те их обеспечивали с выгодой для себя. Постепенно такая деятельность сосредоточилась в храмах и специализированых «домах». Ещё в бронзовом веке она была развита в Месопотамии. В железном веке такие дела распространились по всему цивилизованному миру. Запад здесь был впереди планеты всей. Преуспевали в этом евреи, создавшие ряд таких контор во время «вавилонского плена». Археологи нашли в Ниппуре документы «Дома Мурашу» −  контракты на аренду земли, каналов, садов и баранов; сделки по купле и продаже; договоры о займах; расписки в получении залога за арестованных должников. За посредничество эта фирма брала 20% со сделки. Это было во времена персидского царя Кира. Восток отставал в этом деле на тысячелетия и не спешил передавать финансы в частные руки. Там кредитовало нуждающихся государство. Поэтому роскоши было меньше, а справедливости больше.

Развитие торговли вызывало к жизни деньги – особый вид товара, который легко обменивать и перевозить. Чугунные и медные деньги появились впервые в Китае. Фактически первые деньги это были раковины каури, отлитые из меди. Потом форма денег в китайских княжествах бывала различной – нож, мотыга, колокольчик, рыбка. Около 4800 года в Анатолии стали чеканить монеты из белого золота  – природного сплава золота и серебра. Монета представляла собой округлый слиток, на который был нанесён чекан. Таким образом, местный правитель удостоверял вес слитка. В 5300 годы царь Цинь Шихуан, объединивший Китай, впервые в мире ввёл монеты в виде диска с квадратным отверстием посередине. За этой монетой закрепилось название «юань», что означает «круглый».  В Китае в обращении находились миллиарды монет. Даже у бедняков их были десятки и сотни. Торговцам было не удобно перевозить монеты из одного города в другой, и они вскоре стали выдавать друг другу векселя. Бумага в то время в Китае уже была в большом ходу. К 6400 годам (900) китайское государство забрало себе право выпуска бумажных денег. В течение последующих столетий они стали в Китае привычными. Но Марко Поло, приехавший в Китай полутысячелетием позже, был изумлён при виде  денег из бумаги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *