Средние века 4

Как видно, причин возвышения Европы было две: культурно-историческая и естественно-географическая. Первая из них действительно была наследием Римской империи – её законов и географического ядра. Из всей юридической традиции Рима важнейшим оказалось право иммунитета, создавшее ситуацию, когда вышестоящие власти не могли прямо вмешиваться в действия своих вассалов. Это породило слабость государства, и повысило уровень анархии в средневековой Европе. Вместе всё это способствовало повышению роли власти идеологической, то есть церкви,  её фактическому превосходству над светскими властями. Особенность Западной империи состояла в наличии двух её центров: Рима и Галлии. Поэтому  последующее развитие Европы строилось вокруг оси Рим – Париж (Франкская дорога). Второй причиной возвышения Европы был  средневековый климатический оптимум («потепление викингов»). Вследствие потепления увеличилось производство продовольствия, повлёкшее рост населения. И это избыточное население стало концентрироваться в городах. Но растущие города не смогли поглотить всего избытка  людей, который стал изливаться из Европы. Этот избыток и был причиной средневековой европейской экспансии – крестовых походов. Внешняя экспансия принесла в Европу материальные ценности награбленные крестоносцами в соседних регионах. Но и рост городов  в увеличении богатства европейцев сыграл не меньшую роль. С самого начала в развитии городов ведущая роль принадлежала производству сукна. Особенно преуспевали в этом флорентийцы, которые уже очень скоро стали не только скупать шерсть в окрестностях города, но и завозить её с соседних территорий, а потом и с удалённых. И первую роль в этой торговле играла Франкская дорога. Важнейшим производителем шерсти стала Англия, бывшая конечным пунктом этой дороги и имевшая большие возможности для разведения овец. Сукно было основной статьёй экспорта из Европы, и сукноделы не случайно  оказались самыми богатыми людьми. Они  стали образовывать банки, занимать деньги святому престолу. Земледелие при этом отходило на второй план. Вместе с тем, богатеющие горожане оттесняли помещиков.

Во времена Карла Великого численность населения Европы составляла около 30 миллионов человек, в том числе около 15 миллионов в самой империи. Уже к 1000 году население удвоилось, а к 1300 удвоилось ещё раз. В Европе тогда проживало уже около 120 миллионов. Со времён Карла Великого в империи действовал майорат – порядок наследования, при котором вся недвижимость доставалась старшему сыну. Остальные дети должны были обеспечивать свою жизнь самостоятельно. Это было очень болезненное правило, но объяснялось оно стремлением сохранять крупные, доходные хозяйства, производящие много продуктов. Майорат отражён даже во французских сказках. Например «Кот в сапогах», где младшему сыну достался из всего имущества только кот. Эта же сказка описывает и авантюры, в которые с отчаяния бросались такие наследники. Бедность толкала многих рыцарей на путь разбоя.  В 800е годы римский папа писал о рыцарях-разбойниках: «Я видел этот буйный народ, невероятно яростный и нечестием превосходящий язычников, разрушающих церкви, преследующих христиан, которых они иногда заставляли умирать в страшных мучениях. Они не щадили ни детей, ни стариков, ни женщин». Среди простолюдинов также было немало воров и мошенников. Это не удивительно − в период роста населения резко увеличивается количество людей, не успевших найти себе ремесло, а такие всегда более склонны к авантюрам и преступлениям.

Тяжёлое положение способствовало распространению слухов, фантазий, мрачного настроения и возбуждения надежд. А в это время турки захватили Иерусалим, и византийский царь обратился к папе за помощью.  В 1095 году на соборе в городе Клермоне папа Урбан II призвал французов вырвать Палестину из рук мусульман: «Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев — христиан… Земля та течёт молоком и мёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат». Призыв Урбана II вызвал воодушевление,  и огромные толпы людей, возглавляемые бедным рыцарем по имени Вальтер Неимущий, двинулись на восток. Они не взяли с собой еды и вещей, и уже вскоре, оказавшись в бедственном положении,  начали грабить местное население. В Венгрии это «воинство» сильно пострадало от королевских войск, но 180 тысяч всё же дошли до Константинополя. Переправившись в Анатолию, они даже захватили там крепость, но вышли из неё и были разгромлены турками.

Вслед за ними из Европы двинулось настояще рыцарское войско в несколько десятков тысяч воинов во главе с графом Тулузским и другими феодалами. Единого командования у них не было, но в Царьграде они были вынуждены присягнуть византийскому императору. Поход этот был успешным – в 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим и создали в Палестине несколько государств. Со временем, однако,  в Дамаске укрепился могущественный султан Саладдин. После ряда провокаций со стороны крестоносцев он начал против них войну. Саладдин был сильнее и успешнее. В 1187 он взял Иерусалим.

А Европу охватила религиозная экзальтация. Господство церкви укрепляло дух европейцев. Когда «наместник Бога на Земле» папа Римский назначал царей и князей, простые люди, потрясённые силой его власти, какбы впадали в  транс, очарованные этой мощью. Они уверовали в особую миссию римского христианства, которое должно было нести «истину божью» всему миру. И Бог «любимым и верным» своим детям даровал бы рай. Такие настроения толкали простодушных, легковерных и малоопытных людей на «подвиги» во имя Христа. Во Франции и Германии распространилось движение «пастушков» за «освобождение гроба господня». Тридцать тысяч отроков двинулись к Марселю, полагая, что море расступится перед ними, и поход их был поддержан орденом францисканцев. В Марселе «пастушки» не дождались, пока море расступится, и погрузились на корабли, предоставленные им купцами, которые  преправили их в Алжир и там продали в рабство.

Крестоносцы в дальнейшем действовали не согласовано. В 1228 году им вновь удалось захватить Иерусалим, который несколько раз переходил из рук в руки, пока не был окончательно потерян в 1244. После этого были попытки завоевания Египта и Туниса. Потом идея «освобождения гроба господня» потускнела и походы прекратились. К 1300 году мусульмане изгнали крестоносцев из Палестины. Большинство  крестоносцев составляли французы. Видимо, это следует объяснять тем, что ремесло во Франции было развито относительно  слабо, и города поэтому  были невелики. Избыточному сельскому населению некуда было деваться. В Италии и Фландрии лишнее население втягивали растущие города. Германия и Англия были подобны в этом отношении Франции, но заселены менее плотно; а на Пиренеях шла своя война – Реконкиста – поглощавшая избыток населения. Экономика созданных в Палестине государств отчасти тоже была сельскохозяйственной, но заняты в ней были местные жители, крестоносцы просто отбирали у них часть урожая, как хозяева земли. Гораздо большее значение имела транзитная торговля, в которой доминировали Генуя и Венеция. Многие из крестоносцев продолжали заниматься привычным делом – разбоем. Например, барон де Шатильон, деятельность которого и привела к конфликту с султаном Саладдином.

Ещё с 600 года в Иерусалиме существовал странноприимный дом (госпиталь) для паломников, который позднее превратился в монастырь святого Иоанна Крестителя. В 1113 году папской буллой монастырь был преобразован в духовно-рыцарский орден (госпитальеров), в задачи которого входила защита и поддержание паломников. В соответствии с этим в ордене появились лекари и воины, сопровождавшие и защищавшие пилигримов. Орден приобрёл большие земельные владения в Иерусалимском княжестве и за его пределами. Он не подчинялся никому, кроме папы, не платил десятину и имел право владеть собственными храмами. В Палестине не действовало право иммунитета, и не возникали отношения патроната, поэтому феодальная лестница там была фикцией. Государство «европейского» образца не имело основы, так сказать, на земле. Поэтому в Палестине, как и в Испании, образовались духовно-рыцарские ордена, которые были корпорацией воинов, наподобие казачьего войска. Структура ордена позволяла и на территории формировать определённый порядок. Ордена привлекали к работе медиков, архитекторов, оружейников, создавали сеть укрепленных пунктов на границах.

В 1119 году 8 рыцарей образовали в Палестине орден Иерусалимского храма (тамплиеры), который  в 1128 при содействии святого Бернара получил благословение папы римского. Этот орден, впитал традиции ранних монашеских орденов, в первую очередь  цистерцианцев (бернардинцев). У тамплиеров существовали братья-монахи, братья-рыцари (не дававшие монашеских обетов), сержанты (просто воины на службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством Храма). В сущности, получилось что-то вроде транснациональной корпорации со своим войском, хозяйством и со своей идеологией (храмом). Орден был подчинён непосредственно папе и освобождён от уплаты десятины. В Европе была создана сеть командорств, объединённых в округа. Провинции ордена располагались от Венгрии до Португалии и от Шотландии до Сицилии. Около половины их находилось на территории нынешней Франции. В каждом командорстве была церковь, гостиница, амбары, конюшня, дормитории (спальные корпуса). Командорство ежегодно переводило определенную сумму великому командору провинции, который направлял собранные средства в Тампль (храм). Между Европой и Палестиной шёл постоянный обмен. Европа поставляла людей, лошадей, вооружение, одежды и  деньги, в Европу везли больных и старых членов ордена, специи, шелка. Тамплиеры управляли более чем девятью тысячами поместий, пожалованных ордену благочестивыми владельцами. Казначеями ордена были изобретены чеки, наличие которых избавляло путешественников от необходимости перевозить золото и драгоценные камни. Вместо этого, обладатель ценностей мог явиться в любое командорство и внести их в его казну. Взамен он получал чек, по которому в конечном пункте ему выдавали ценности.  Орден также выдавал ссуды, взимая за это десять процентов. (Евреи-ростовщики давали в то время ссуды под сорок процентов). Приобретя опыт, тамплиеры стали управлять финансами многих европейских монархов. Четверть века  министрами финансов Франции были тамплиеры, и даже королевская казна хранилась в парижском Тампле. Орден располагал собственными, верфями, портами и флотом, занимался  строительством дорог и мостов, которые охраняли отряды тамплиеров.

В первой половине XIII  века, вытесненные из Палестины крестоносцы, сохраняли за собой остров Кипр, где образовалось княжество, входившее в Священную Римскую империю. Госпитальеры обосновались на острове Родос. В 1204 году крестоносцы разгромили Византию и образовали Латинскую империю, находившуюся под контролем Венеции и Франции. В 1261 году, воспользовавшись уходом венецианцев на войну с Генуей, греки вновь заняли Константинополь. Венеция сохранила при этом Крит, Эвбею и другие острова. В это же время Генуя по соглашению с греками получила острова Хиос, Лесбос и колонии в Крыму. В 1240-42 годах монголы завоевали Русь и Восточную Европу до Адриатики. Великий шёлковый путь оказался во владениях Великого Государства монголов (Улуг улус), обеспечившего свободное продвижение товаров. Европейцы увидели в монголах естественных союзников против мусульман и вынашивали мысль о совместном крестовом походе. В то же время свобода передвижения толкала европейцев на проведение разведки (знакомства с дальними землями), одновременно с торговлей и проповедью римского христианства. Европейских агентов на Дальнем Востоке должно было быть много, но сведения обо всех сохраниться не могли. Наиболее известны те, кто оставил описание своих путешествий. Первым из них были францисканцы Плано Карпини, побывавший в Монголии в 1247 году, и Рубрук (1251). Но наиболее известен купец Марко Поло из Венеции, прибывший в Пекин в 1271. Он остался при дворе кагана и прожил в Китае до 1291 года. Марко выполнял различные поручения великого хана  и даже был три года посадником в городе Янжчоу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *