ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1

Церковь была в Европе крупнейшим собственником: ей принадлежало около трети всех земель. Вся церковная собственность  называлась «patrimonium pauperum» –  наследство  бедняков. Дело в том, что бедняки ― плохие хозяева. Поэтому в обществе возникают институты, которые их экономически страхуют. При «азиатском» способе производства этим занимается государство, а в средневековой Европе этим занималась церковь. Усилившиеся светские государи, однако, вступили в борьбу с папской властью.

Самой населённой страной Европы была Франция, После присоединения Лангедока сила этого королевства заметно возросла. Со времён Людовика Святого (1226-1270) во Франции укреплялась королевская власть. Людовик стал вмешиваться в дела вассалов, запретил частные войны, отстаивал независимость французской церкви от Рима. Эту политику продолжили его наследники. Внук Людовика Филипп Красивый запретил вывозить из Франции золото и серебро, подрывая тем финансовое могущество папства. Окончательно папа и король рассорились в 1301 году, когда Бонифаций VIII призвал Филиппа к суду. Филипп тогда отправил в Рим отряд для ареста Бонифация. Дело дошло до того, что папе была нанесена пощёчина. В 1304 при поддержке Филиппа Красивого папой был избран Бертран де Го (Климент V), который обосновался сначала в Пуатье, а позже перенёс папскую резиденцию в Авиньон. Влияние церкви ослабло, а сила короля возросла.

В 1307 на территории Франции были арестованы все тамплиеры. Их обвиняли в богохульстве, поклонении дьяволу, распутстве. Может быть, обвинения и были справедливы: дело началось с показаний свидетеля, который сам явился к королю. Но, как бы то ни было, орден, подчинявшийся только папе, был подвергнут преследованиям. И именно во Франции, где он был особенно силён, где была самая его сердцевина. Следствие вели совместно папские инквизиторы и королевские слуги. Применялись пытки. Тамплиеры повинились, а великий магистр повторил своё признание перед собранием богословов Парижского университета. Пятьдесят четыре тамплиера были сожжены. В 1312 орден, у истоков которого стоял Святой Бернар, был распущен. Вместе с ним в обществе утрачен был христианский мистицизм. Победили рационализм и материализм. Победило государство. Главной причиной враждебности к ордену была его сила, на которую опиралось папство. Его уничтожение ставило пап в зависимость от короля. Во Франции вмешалось ещё и желание короля захватить казну ордена, и соперничество доминиканцев, контролировавших Парижский университет. В Англии доминиканцы такой силы не имели. Британские тамплиеры были предупреждены, и часть их бежала в Шотландию, где преследований не было. В Германии применяемые меры зависели от отношения к тамплиерам местных властей, а в Португалии их орден просто преобразовали в орден Христа.

1311 год был таким же тёплым, как и предыдущие столетия. Но дождливое и прохладное лето 1312 сменила необыкновенно холодная зима. Так же было и в последующие  три года. На севере Франции и Германии не вызревали урожаи, сады и виноградники вымерзли. Даже в Италии зимой бывали заморозки, и выпадал снег. Цены на продовольствие выросли в несколько раз. С 1315 года Европу охватил «великий голод», продолжавшийся семь лет. К северу от Пиренеев и Альп вымерла пятая часть жителей. Родители бросали детей, распространилось воровство, грабежи, людоедство. Ослабевших от голода людей косили болезни. Считается, что эти события отражены в сказках («Гензель и Гретель», например). Погода оставалась неустойчивой до 1330 года, но и потом тепло не наступило. После 1370 температура медленно повышалась, но относительно тепло стало только после 1440, да и тогда всё же было холоднее, чем в «эпоху викингов». Снежные зимы стали в Европе обычны, а  лето заканчивалось уже в августе.

Около 1330 года в Италии было приблизительно 9 миллионов жителей, во Франции −  13,5 миллионов. Население Германии достигало 7 миллионов. Особенно быстро прибывало городское население в Нидерландах. На Британских островах проживало около  5 миллионов, в Испании – около 9.  Наиболее плотно были заселены Тоскана и Ломбардия, Лотарингия и Фландрия (всё это на Франкской дороге). В начале XIV века рост населения прекратился. В городах чрезвычайная скученность уже создавала нездоровые условия. Улицы были завалены мусором, помои выливались в прорытые вдоль них канавы, куда стекала и кровь из боен. Всё это попадало в реки, из которых брали воду. В городах было полно крыс. Забота о теле в то время считалась грехом, и мылись люди редко. Медицина была слаба, а торговля по Шёлковому пути доставляла не только восточные товары, но и такие болезни, к которым у европейцев не было иммунитета. В 1347 году из Крыма генуэзскими кораблями на Сицилию была завезена чума. Узнав о заразе,  итальянские города запретили генуэзцам заходить в их порты. Даже в Геную они не были допущены: родной город обстрелял их горящими стрелами и выгнал в море. Корабли зашли в Марсель и завезли болезнь туда. Эпидемия, тем не менее, распространилась и по Италии, а на следующий год охватила Францию, Германию, Англию, дошла до Шотландии и Скандинавии. Чума проявлялась в «непрерывной лихорадке». Больные были раздражительны, бились и бредили, «бешено орали из окон». Возбуждение у них сменялось угнетённостью, страхом и болями в сердце. Дыхание было коротким и прерывистым, часто сменялось кашлем с кровохарканием. Моча и кал окрашивались в чёрный цвет, кровь темнела до черноты, язык высыхал и также покрывался чёрным налётом, от заболевших исходил тяжёлый запах. На теле возникали чёрные и синие пятна, бубоны, карбункулы. Больные умирали в течение нескольких дней, иногда в течение суток.

Врачи спорили о природе болезни, полагая, что её вызывают распространяемые по ветру миазмы, источниками которых считали болота или мёртвые тела. В Италии причиной эпидемии считали огромного кита, выброшенного на берег и «распространившего вокруг себя нестерпимое зловоние». Главным средством против эпидемии считали эвакуацию (бегство). Но это было доступно немногим. Для  очищения воздуха рекомендовали прогонять через города стада лошадей, «чтобы дыхание животных очистило атмосферу». Чтобы «поглощать заразу» ставили блюдечки с молоком в комнату умершего и разводили в домах пауков. На улицах жгли костры и окуривались дымом. Чтобы разогнать заражённый воздух, звонили в колокола. Для защиты от «миазмов» чумные доктора носили клювастую маску, закладывая в «клюв» благовонные травы.  Костюм доктора, сделанный (как и маска) из кожи чёрного цвета, состоял из длинной рубахи, спускавшейся до пят, штанов и высоких сапог, а также пары перчаток. Чтобы не дотрагиваться до пациента руками, чумной доктор брал с собой длинную трость.

Неспособность церкви остановить чуму вызывала распространение ересей, например, известных уже флагеллантов, занимавшихся самобичеванием во искупление общих грехов. Другое движение – бьянки − одевшись в белое, со свечами и распятиями в руках толпами ходили по городам, распевая молитвы и псалмы. Возглавляла процессию обязательно женщина, идущая между двумя маленькими детьми. Кроме этих поветрий случались ещё массовые пляски: без всякой видимой причины люди начинали прыгать, кричать и делать нелепые движения, напоминавшие неистовый танец. Одержимые сбивались в толпы до нескольких тысяч человек. Часто они скакали так до соседнего села или города. Затем падали на землю в полном изнеможении и засыпали на месте. Иногда этот психоз  продолжался несколько дней и даже недель. Возможно, так выплёскивались нервное потрясение и ужас, вызванные эпидемией. Многие предавались чревоугодию, пьянству и разврату. Могильщики, которых набирали из каторжников, бесчинствовали в городах, покинутых властью. Они врывались в дома, убивали и грабили. Трупы они волочили за ноги, специально разбрызгивая кровь, чтобы эпидемия, при которой каторжники чувствовали себя безнаказанными, продолжалась как можно дольше. Бывали случаи, когда в могильные рвы вместе с мёртвыми сваливали и больных, погребая заживо. На протяжении второй половины столетия чума несколько раз возвращалась: в 1360, 1371, 1381, 1400. В Европе вследствие чумы вымерла треть населения.

В отличие от других городов, Венеция сохраняла порядок и во время эпидемии. В городе была организована санитарная комиссия. Входящие в гавань корабли досматривали, и, если находили больных чумой или мертвецов, корабль сжигали. Для захоронения умерших был отведён один из островов, причём могилы предписано было рыть на глубину не менее полутора метров. Специальные команды собирали трупы в больницах, богадельнях и на улицах. Была запрещена торговля вином, закрыты все трактиры и таверны. Запрещались азартные игры, закрывались публичные дома. Опыт Венеции потом переняли все европейские государства.

Власть церкви, практически безусловная в прежние времена, была поколеблена. Духовенство сократилось на 40%. Огромное количество церквей пустовало. Священниками и аббатами назначали более молодых и хуже подготовленных кандидатов. Ожили старинные суеверия, вера в заговоры, дьявола и ведьм. Пережив ужасы XIV столетия, многие богобоязненные ранее христиане отвернулись и от церкви, и от веры, и, прямо сказать, осатанели.

В 1377 папа Григорий XI оставил Авиньон и вернулся в Рим, но на следующий год умер. Тогда было избрано два папы: один в Риме и один в Авиньоне. Римского папу признавали в Бургундии, Италии, Венгрии, Польше, Скандинавии и Англии. Авиньонский папа был признан во Франции, в Шотландии, Кастилии, Арагоне и в Неаполитанском королевстве. В 1409 при попытке преодолеть церковный раскол в Пизе был избран ещё один папа, и их стало уже трое. Император Сигизмунд созвал в Констанце Вселенский собор, избравший в 1417 году папой Мартина V. Нового папу признали и Рим, и Пиза. Авиньонский папа уехал в Испанию и властью уже не пользовался. Окончательно раскол был ликвидирован только в 1449 году.

2 идей о “ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *