ЦИВИЛИЗАЦИЯ 3

Насаждаемая католической церковью образованность порождала борьбу идей, которая никогда не прекращалась. Господствующий в церкви томизм (взгляды доминиканца Фомы Аквинского) принимались не всеми, а монашеские ордена становились своего рода партиями. Францисканец Дунс Скот говорил, что предмет богословия − воля Божия, которая есть безусловный произвол. Бог хочет чего-нибудь не потому, что оно добро, наоборот, оно только потому и добро, что Бог его хочет. Бога мы не можем понимать, можем  только воспринимать в Его действиях. Разум познаёт Божество как совершенную первопричину, действующую целесообразно, но о собственно Боге мы можем иметь лишь смутное познание.

Схоластика послужила той основой, без которой не могла бы возникнуть современная система научного знания. Именно с её помощью францисканец Оккам сформировал каноны научного исследования. Дунс Скот считал, что воля Бога свободна лишь в выборе идей, которые существуют в Божественном мышлении. Оккам же  полагал, что свобода Божественной воли не связана даже идеями. Он также считал, что общие идеи видов (например, «яблоко вообще») не существуют в реальности. Индивиды (конкретное яблоко) — это единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Познание мира начинается с восприятия вещей чувствами. Но наше знание формируется на основе общих понятий, существующих только в человеческом уме. Поэтому знание о мире может быть только вероятным, но не достоверным. Таким образом, Оккам отрицает рациональность (разумность) мира, и схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов, становится беспредметным. Это рассуждение, собственно, и есть высшее достижение схоластики, превращающее её в науку.

Неоплатоник Николай Кузанский (кардинал Кребс) вселенную считал бесконечной, а небесные тела − состоящими из той же материи, что и Земля. Видимое движение небосвода он объяснял осевым вращением Земли. Склоняясь к пантеизму, он характеризовал Бога как «абсолютный максимум», замечая, что любые определения его неполны. Наш конечный разум, – говорил он, – не может постичь истину, но, чем больше учёность, тем ближе мы к ней подходим. Подобно тому, как вписанный в круг многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к кругу, так и разум бесконечно будет приближаться к истине. А Леонардо да Винчи единственным критерием истины признавал опыт и отрицал не только схоластику, но и гуманизм, застывший в суеверном преклонении перед авторитетом древних.

Гуманистическое движение началось во время «авиньонского пленения пап». В сущности, это была очередная ересь в католицизме, который являлся истоком всех течений европейской мысли той эпохи. Она зародилась в среде куриалов (папских чиновников), где много было лентяев и бездельников. Утверждали даже, что для развития гуманизма необходим «досуг». Само понятие родилось из противопоставления схоластическому изучению «божественного» (divina) изучения «человечного» (humanitatis). Здесь очевидно вырождение церковного просвещения, которое привело к появлению большого числа начётчиков, заучивавших тексты Священного писания, но не проникавшихся верой. В куриалы пробивались по знакомству и родству люди бездуховные, погрязшие в мирских делах. Часто церковную карьеру вынуждены были делать младшие сыновья аристократов, согласно праву майората не получавшие наследства. Они думали не о любви к Богу, а о восхождении к вершинам власти, не важно какой – светской или духовной. Стремление оправдать свои заботы о телесном толкало их к выпячиванию «человечности». Дело ведь в том, что люди, живущие трудом, не имеют гарантии успеха и надеяться могут только на Бога. Потому их духовность естественна. Люди же, занявшие синекуру (как Петрарка, например), имеют гарантированный доход. Смысл слова «Бог» от них уже ускользает. Они прикрыты от Бога гарантией, и живут играя. Они сами выдумывают правила, полагая себя богами. Но «никто, как Бог».

«Колдуны» (они же и алхимики), сохранявшиеся в подполье христианской Европы во все времена, тщились доказывать свою силу, противопоставляя её силе Божьей. Для них главным было не воспевание «человечного», а дискредитация Божественного. Они претендовали на то, что любое знание может им быть доступно. Сокровенное знание («гнозис») было целью стремлений магов-гностиков, для которых гуманизм расчищал путь, как таран. Церковь же науку не развивала, понимая, что рай на земле построить нельзя, и, следовательно, всякие попытки улучшения техники это лишь суета. Прямая дорога к счастью проходит через отношения между людьми. Этим церковь и занималась, насаждая добро и любовь.

Гуманисты видели своей главной задачей воспитание совершенного человека (равного Богу). Они  опирались на доктрину о сотворении человека по образу и подобию божьему, но на первый план выдвигали античную философию, проводя «паганизацию» христианства, насыщая его языческими идеями. Например, один из них (кардинал Пикколомини), в молодости писавший эротические стихи, а в 1458 ставший папой (Пий II), писал, что «христианство — не что иное, как новое, более полное изложение учения о высшем благе древних». А Леон Альберти считал: «человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье». Для христианства добродетелями были вера, надежда и милосердие. Для гуманиста Альберти это были мудрость, умеренность, сознание своего достоинства. Гуманисты считали, что возрождают истинную церковь и веру в Бога, по сути же это учение было направлено против христианского аскетизма. Они полемизировали с сочинением Иннокентия III «О презрении к миру», в котором восхваляется дух, и стремились реабилитировать телесное начало. Первоначально их идеал добродетельного человека отличался религиозно-нравственным стоицизмом, но затем потребности тела возобладали.

Литература ренессанса началась с Данте, Петрарки и Боккаччо. Последний, незаконный сын флорентийского купца и француженки, автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов. Главное его произведение — «Декамерон» (1353) — книга новелл, многие из которых просто похабны по содержанию,  проникнуты ненавистью к церкви,  неприятием аскетической морали. По объяснению автора, книга эта порождена чумой, когда богатые бездельники, бежали из Флоренции за город. Утратив остатки стыда, они будто бы рассказывали друг другу скабрёзные анекдоты, собранные автором в «Декамероне». Да́нте Алигье́ри — политик, поэт, мыслитель, один из основоположников литературного итальянского языка, создатель «Комедии», в которой изображены средневековые представления о потустороннем мире, отражающие земную жизнь. Одним из самых распространённых жанров творчества гуманистов были письма, которые посылалась не только адресату, но и его друзьям, и расходились, поэтому,  во многих экземплярах. Со времен Петрарки письма гуманистов предназначались именно для опубликования. Слогу их была свойственна торжественность и публичность, в которых проявляется надуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов. Петрарка составлял из писем сборники, перерабатывал и редактировал их задним числом. У него было много последователей. Например, Поджо Браччоли́ни, сочинения  которого отличали острословие, злободневность и повышенный интерес к половым отношениям. Он увлечённо  обличал монахов в лицемерии, сам же в 56 лет женился на 18-летней, которая родила ему шестерых законных детей вдобавок к четырнадцати внебрачным. Лоренцо Валла женат не был, но в Риме у него была подруга, родившая ему троих детей. Считают, что он не хотел жениться, собираясь стать священником.  В философии и жизни Валла был гедонистом. Он написал два трактата против аскетизма, стоицизма и монашества. Продолжая борьбу с папством, Валла написал также  «Рассуждение о подложности… Константинова дара». («Константинов дар» − грамота, по которой власть над западной частью Римской империи была передана папе). В этом трактате Валла, опиравшийся на свои обширные познания и логику, заложил основы исторической и филологической критики.

Чума сократила население Флоренции со 120 до 90 тысяч жителей. Те, кто выжил после чумы, особенно горожане, унаследовали деньги и имущество умерших. Немало было и тех, кто присвоил чужое. Некоторые невероятно разбогатели. Торговля не замерла, а наоборот, сильно оживилась. Многие ремесленные цехи, где ремесло передавалось от отца к сыну, теперь стали принимать к себе новых людей со стороны. За недостатком мужчин в сферу производства стали втягиваться и женщины. В 1340е обанкротились кредитовавшие пап и королей банки семей Барди и Перуцци. В это время разбогатевшие на торговле Медичи создали свой банк. После 1378 вокруг них стали группироваться богатые ремесленники и землевладельцы. В 1402 году Джованни Медичи был избран приором цеха менял, а в 1421 − правителем Флоренции. В 1434 Медичи стали сеньорами Флоренции. Козимо Медичи, мечтавший объединить православие и католицизм, собрал свою «академию», названную так в подражание Платону. Во главе её был поставлен Фичино, считавший, что философия есть «озарение ума», и вместе с религией имеет общим истоком священные мистерии древности. Источником и христианской доктрины, и платоновской традиции, и герметических трактатов он считал Логос (Бог-слово). Один из его учеников Пи́ко де́лла Мира́ндола, пытался объединить христианство и неоплатонизм. В 1489 году применяя «тонкую герменевтику», он «исследовал» сокровенный смысл Книги Бытия. Объявив рассказ о сотворении мира «грубым» и «простонародным», Пико с помощью каббалистического толкования Библии, придал ему другой смысл. В духе неоплатонизма он представил мироздание иерархией «трёх миров», выделив человека в особый, «четвёртый» мир, пронизывающий три других. Не обладая собственной природой, человек должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». Он может подняться до звёзд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. «Божественность» человека вообще не дана, но достижима.  Пико считал важнейшей задачей познания изучение действительных природных закономерностей, он выдвинул мысль о математической структуре природы и природных законов. Натуральную магию он считал наукой, «посредством которой познаются силы и действия природы».

В то время гуманизм во Флоренции привёл уже к падению нравов, которое возмущало доминиканского монаха Савонаролу. Пико делла Мирандола стал его страстным последователем, и незадолго до смерти сам  вступил в орден доминиканцев. В 1492 под влиянием Савонаролы, которого в городском Совете представлял Макиавелли, республика была восстановлена. Савонарола был непримиримым врагом гуманизма, он говорил: «Рим — это Вавилон. Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии… Вы найдёте в их руках Горация, Вергилия, Цицерона». Доминиканцы рассмотрели содержание проповедей Савонаролы, но не нашли в них основания для обвинения его в ереси. А сам он обвинял богачей в присвоении доходов бедняков, и говорил, что всякий излишек — смертный грех. В 1496 Савонарола потребовал выслать из Флоренции всех ростовщиков (бравших по 32,5%). Азартных игроков он наказывал огромными штрафами, а развратников и гомосексуалов  призывал сжигать заживо. На его стороне были простые люди, а против него − аристократы и «серые», стоявшие за Медичи. В 1497 он был скомпрометирован францисканцами и  при огромном стечении народа повешен. Очевидно, францисканцы всё же были ближе к гуманистам, чем доминиканцы. Здесь следует обратить внимание на проповедь гармонии (любви!), которую вёл Фома Аквинский. А с другой стороны, на отождествление богатства (то есть благ видимого мира) со злом  францисканцами. Отсюда до Люцифера, как творца видимого мира, уже совсем близко. Большая разница между двумя положениями: «излишек – грех» и «богатство – зло».

Считается, что гуманизм содействовал прогрессу в искусствах. В первых десятилетиях XIV века во Франции и Италии появился новый музыкальный репертуар, названный «арс но́ва», который противопоставлялся строгой сдержанности старинной музыки. Распространённая в европейской живописи  в XIII веке утончённая и красочная интернациональная готика вызывала благоговейный восторг. Золотой фон и пренебрежение пространственной глубиной сочетались в ней с тщательностью проработки деталей и совершенством ремесла. Масляные краски, усовершенствованные в Нидерландах, в  XV веке распространились в Германии и Франции, а потом и в Италии. Тосканская живопись тогда была провинциальным вариантом византийской. Она развивалась двумя школами: в Сиене и во Флоренции.  Сиенская школа, проявлявшая религиозную нравственность, соединяла византийские, готические и ренессансные элементы. На формирование флорентийской школы большое влияние оказал Джотто (1266 — 1337). Считается, что в своём творчестве он сумел преодолеть стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Используя светотень, он создавал иллюзию глубины, превращая плоское пространство иконы в трёхмерное. Однако такие приёмы использовались и до него. Поражает отсутствие выражений на лицах в его картинах в сравнении с мастерами сиенской школы.

В странах Северной Европы готика продолжала господствовать в архитектуре и в эпоху «возрождения». Пренебрежение к ней возникло в Италии, где Леон Альберти воспевал древнеримскую архитектуру. Это пример эстетства, когда художник следует выдуманной концепции. На лицо было, как говорил Леонардо да Винчи, «суеверное преклонение перед авторитетом древних». Первый из архитекторов «возрождения» Брунеллески тщательно измерял сохранившиеся в Риме развалины, зарисовывал планы построек, капители и карнизы, проекции, виды зданий и их детали. Он раскапывал засыпанные части, восстанавливал то, что не было в сохранности. В 1419 году Брунеллески построил во Флоренции  «Воспитательный дом» − первую постройку эпохи «возрождения». Все архитектурные элементы его ясны, масштаб не превышает человеческую меру. Прямоугольные окна, их рамы и фронтоны скопированы с римских образцов, так же, как и колонны, пилястры и профиль карниза. Затем Брунеллески увлекся возведением купола над кафедральным собором города. Он предложил сделать лёгкий восьмигранный купол, скреплённый вверху архитектурным фонарем. Купол был  построен с использованием готических приёмов. Возвышаясь над городом, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, он определил характерный силуэт Флоренции, и стал символом новой эпохи. В 1429 году Брунеллески начал строительство капеллы Пацци, сферический купол которой является первым куполом ренессанса. В 1486 Браманте построил в Милане церковь Санта Мария, все основные конструктивно-архитектурные элементы которой, заимствованы у Брунелески, а купол является дальнейшей проработкой купола капеллы Пацци.

2 идей о “ЦИВИЛИЗАЦИЯ 3

  1. Катерина

    Каждая цивилизация имеет 2 уникальные особенности из 6 возможных: научная, трудолюбивая, религиозная, торговая, милитаристская и экспансионистская (в Conquests также аграрная и мореплавательская ). Россия, в частности, является научной и экспансионистской цивилизацией, а Египет — религиозной и трудолюбивой. Кроме стартового набора научных достижений, от типа цивилизации зависят её уникальные качества: например, отряды милитаристской цивилизации быстрее получают Кроме того, каждая цивилизация может строить доступный только ей уникальный отряд (на определённом этапе истории действительно существовавший у неё). Уникальный отряд заменяет один из стандартных (например, римский легионер заменяет мечников, а японский самурай — рыцарей ) и имеет по сравнению с ними небольшое преимущество (например, у римского легионера защита на 1 единицу выше, чем у стандартного мечника).

  2. admin Автор поста

    Вообще, слово цивилизация я в данном случае соотношу, прежде всего с латинским civitas — «город», имея в виду некое «буржуинство» — страну городов. С эпохи коммунальных революций сила и власть городов в Европе всё более возрастали. Это был «буржуазный строй», из которого вырос впоследствии капитализм. Поэтому «цивилизация», на мой взгляд, это культура городская, и в тёмные века (в самый-то «феодализм») её не было и в Европе. Вот слово «цивильный», хоть оно и не совсем литературное, это как бы подтверждает. Что же касается Conquests, то там «цивилизация» понимается в том смысле, в котором этот термин использовал Тойнби. Я думаю, что он не удачно выбрал термин — можно ли говорить о «цивилизации» эскимосов или полинезийцев. Наверное, всё таки лучше «культура», как предлагал Шпенглер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *