Новосибирские дороги

Здесь описаны дороги на территории Новосибирска, возникшие в конце XVII – начале ХХ веков. Данные, собранные из различных источников, названия дорог содержат очень редко. Однако описывать никак их не называя крайне неудобно, поэтому дорогам здесь даны определённые названия. Что касается их действительных, исторических названий, то их могло и не быть вообще. Предки наши в слова не играли и без особой нужды не давали специальных названий. Дороги же назывались, как правило, по конечному пункту. Но это если ехали из центра. А если ехали в центр, то дорога могла называться «большаком».

Далее в тексте те названия, которые имели хождение в действительности, не выделены. Те названия, которые присвоены на каком-то основании, обозначены звёздочкой (*). Условные названия, присвоенные без всяких оснований, выделены цветом. Анахронизмы взяты в квадратные скобки.

 

Мочищенский тракт

Древнейшие сведения об этом направлении имеются в списках дорог за 1782 год, хранящихся в ГААК ф. 1 оп. 2 д. 8, где указана дорога длиной 25 вёрст из Кривощёковской слободы  на известную уже в 1740е годы деревню Кубавинскую. Это расстояние соответствует прямому направлению (по [Красному проспекту], или по [Советской], и далее) на нынешнюю Кубовую на Барлаке. На этой дороге, видимо, находилась и деревня Мочищенская (до неё указано расстояние 20 вёрст), известная с 1764 года. Между Мочищенской и Кубавинской дорога шла через Ломовскую лесную дачу. На карте Мейена (1864) показана дорога, соединявшая Мочище и Ломовскую дачу с деревней Каменкой. Она проходила приблизительно по направлению [ул. Кедровой]. По документам Кузьмы Зайцева (ГААК ф. 50, оп. 1, д.174) видно, что по створу [железнодорожного моста] в XIX веке  была Конная переправа, от которой по улице Кривощёковского выселка (на правом берегу Оби) до нынешней [улицы Фабричной], а далее прямо (примерно до [Автовокзала]) шла дорога в село Каменку. Выселок на правом берегу, чтобы не путать, удобнее называть Ново-Кривощёково*. В литературе его называют Новой деревней (иногда Гусевкой), а на картах, бывает, – Мало-Кривощёково.

У [Автовокзала] от дороги на Каменку влево отходила дорога на Мочище (примерно по направлению [Красного  проспекта]). В 1906 по Кабинетской ([Советской]) существовал переезд через Транссиб, через который эта дорога выходила на Малую [1ю] Ельцовку. На городском плане 1913 года показан, однако, ход, расположенный восточнее. Он начинался не от Кабинетской, а от Николаевского проспекта. В фонде Городской думы (≈ 1915 г., ГАНО. ф. Д-97 д. 295) указан Колыванский тракт (III класса), который, очевидно, проходил по дороге на Мочище. На тракте было два моста. На 2й версте мост № 1 (длиной 2 сажени) через Малую Ельцовку и на 5й версте мост № 2 через Большую [2ю] Ельцовку, длиной 3 сажени. Далее дорога шла к парому через Обь у деревни Мочище. Может быть, и улица Колыванская была названа так потому, что от неё в 1890е годы начинался Колыванский тракт? На плане  1919   дорога в Мочище идёт от улицы Кабинетской по створу Обдорской и далее по створу будущей [ул. Лесной Авиации]. А по местным топографическим условиям ещё в 1973 было очевидно направление Мочищенского тракта от улицы Советской по Мочищенскому спуску в Первой Ельцовке на улицу Дачную, где он и проходил в 1924. На плане 1924 года (в атласе «Новосибирск 100») от Мочищенского тракта вдоль правого берега Большой Ельцовки идёт дорога к совхозу Военведа (на [Северный посёлок]). Другая дорога, к Пехотным лагерям, начиналась в районе [пл. Калинина], далее шла между Сосновым бором и Большой Ельцовкой. От [Северного посёлка] она уходила к Транссибу (район [1й Кайтымской ул.]), а за Транссибом шла в село Каменку. Параллельно этой дороге от станции Ельцовка ([Новосибирск Восточный]) примерно по [Кайтымской улице] шла третья дорога, соединявшаяся с первой где-то в районе [ВСО]. На плане 1930 года Мочищенский тракт начинался за [пл. Калинина] на углу [Красного проспекта] и ул. Воровского. На [Развилке] он поворачивал налево (на нынешнее Мочищенское шоссе) и шёл вдоль бора. В 1931 завершено строительство Мочищенской дороги («История промышленности Новосибирска», т.2, с.80). В 1940 на ней, за Красной горкой (мочищенской), перед «Мостиком», появился жилой квартал, а на развилке за Мостиком  ― кладбище.

 

Дачная дорога

Там, где в 1960 была остановка «Мостик», Мочищенский тракт пересекал приток Второй Ельцовки (не его ли называли Мочищенской промоиной?). На плане 1930 после этого пересечения от тракта налево по Заельцовскому бору отходила [Дачная дорога], которая за [«Лесной»] шла по Заячьему логу к пионерлагерям. В 1940 Дачное шоссе от [остановки «Домик лесника»] было проведено прямо до [«Дачи»], где разветвилось в меридиональном направлении, к санаториям. А от мочищенской* Красной горки (у излучины притока Второй Ельцовки) к Дачному шоссе пролегли 2 параллельные дороги (просеки?) по будущим улицам [Лесной Авиации] и [Васюганской].

 

Каменский тракт

В списках дорог за 1782 год (ГААК ф. 1 оп. 2 д. 8) указана дорога из Кривощёковской слободы  на деревню Каменскую длиной 10 вёрст. Каменская деревня известна с 1764 года. Из неё по водоразделу с речкой Издревой, дорога шла в Барлак. В списках дорог (1782) указана и дорога на деревню Новобарлацкую (35 вёрст от Кривощёкова). Вероятно, это  и был Барлак. В списках указана также деревня  Луктинская (тоже в 35 верстах от Кривощёкова). У Миненко («По старому Московскому тракту») в тот год указана деревня Локтевая (Чаусского ведомства), а в списке Кривощёковской волости 1904 года (и ранее в метрических книгах XVIII века Чаусской Богоявленской церкви) – деревня Локтинская. Видимо, это одно и то же селение. Возможно, в Локтинскую попадали через Барлак. А Каменка, очевидно, в XVIII-XIX  веках была узлом  дорог. С.К. Канн указывает, что в 1860х с Карасука через переправу у Кривощёкова на Томск и Енисей шёл скотопрогон, а по документам Кузьмы Зайцева, в XIX веке от Конной переправы у Кривощёкова шла дорога на Каменку. На карте Мейена (1864) Каменский тракт начинался от устья Каменки и шёл по её правому берегу. Очевидно, его начало позднее стало улицей [Мостовой]. Ещё в 1976 году она за Алтайским мостом поворачивала на север, и у пересечения с улицей Колыванской сильно сужалась, превращаясь в тропу. Метров через 300, около пересечения с ул. Сибревкома, она несколько расширялась, становясь улицей Каменской. За ул. Коммунистической Каменская уходила вправо и уже асфальтированная далее шла по современному положению. Видимо, и тракт сперва шёл от [Мостовой] прямо, к  будущему перекрёстку с улицей [Ственской] ([Трудовой]). Оттуда, огибая овраги, он поворачивал в направлении [проспекта  Дзержинского]. С застройкой города в соответствии с планом, часть его была «сдвинута» на образовавшуюся улицу Каменскую.

На плане 1913 года Каменский тракт отходит от Николаевского (Красного) проспекта на восток на углу Тобизеновской ([Горького]). За Городским кладбищем (приблизительно на углу Ядринцевской и Логовской) ответвлялась от него дорога на север, которая по левому берегу ручья (примерно по Граничной) шла до Малой Ельцовки.  За Ельцовкой эта дорога уходила к [Северному посёлку], где пересекала Большую Ельцовку. Далее шла к Пашину и Ломовской даче. Другой ход этой дороги проходил, вероятно, от ул. Логовской к мосту на Малой Ельцовке (примерно в створе [ул. Трикотажной]) и далее близко к [улицам Хмельницкого, Учительской и Красных Зорь] выходил за нынешнюю городскую черту.

В фонде Городской думы (≈ 1915) указан Кузнецкий тракт (II класса), ведущий в село Каменское. На нём был мост №1 (через Ложок) на 7ой версте (ширина 3 аршина, высота 4 аршина, почти сгнил). Теперь это между [улицами Комбинатской и Волочаевской]. Мост № 2 через ложок на 8й версте (длина 1,5 аршина, высота 1 аршин). Это теперь между [Волочаевской и ул. Ползунова]. Мост № 3 через Крутой лог на 10й версте (длина 3 аршина, ширина 5, высота 1,5, «очень плох»). Теперь это между [3м переулком Седова и переулком Верещагина]. Из Каменки тракт шёл в Гусиный брод, Плотниково и далее на Салаир. На плане 1924 года («Новосибирск 100») от [Берёзовой рощи] прямая дорога шла на [Дом Одежды], где она по мосту пересекала Малую Ельцовку и примерно по [Богдана Хмельницкого и Новой Заре] шла на [Северный посёлок], а далее к Транссибу. То есть «другой ход дороги на север» существовал и в 1924 году.  От него были ответвления на Лагеря, Дом отдыха и [спортклуб «Север»] в [Сосновом бору]. На плане 1930 года Каменский тракт от Кладбища ([Берёзовая роща]) идёт прямо до [Золотой горки], далее с обходом рощицы слева до села Каменки. На станцию Ельцовка от него почти перпендикулярно отходила отнога (на её месте теперь промзона). Параллельно тракту вдоль Каменки шла дорога (примерно по [Поселковой] или [Трактовой]). Вероятно, это старый или летний ход тракта. Он сворачивал на тракт примерно по [Промкирпичной – Гоголя – Трикотажной]. В 1935  вдоль Малой Ельцовки от Весёлой горки по створу [Народной] проходила Безымянная дорога. На Красной горке (ельцовской) от неё отходила отнога по створу [ул. Богдана Хмельницкого].

 

 «Окружная»

На плане 1924 года («Новосибирск 100») показана «окружная» загородная дорога, которая проходила по [улицам Писарева, Промышленной, Комбинатской, Автогенной и Дунайской]. Её пересекала, примерно по Пролетарской, дорога, которая затем уходила логом по Кирпичной ([Долидовича]) к [Переселенческой] на Плющихе. Был на эту «окружную» дорогу и выход по улице Телеграфной ([Кирова]). В 1928 часть этой дороги проходила по меридиональному участку [Автогенной]. В то время имелась ещё и железнодорожная ветка в Военный городок, проходившая между Шологовым логом и логом притока Плющихи и далее по этому логу до ул. Пролетарской.

 

Гусинобродский тракт

На карте Мейена (1864) полевая дорога за Каменкой начиналась от её устья (вероятно, у «Кабинета»). Можно предположить, что эта дорога шла от Кабинета по [улице Инской] на [Павловский взвоз]. Близ [Закаменской площади] она уходила на [ул. Локтевскую (Богаткова)].  Далее, дублируя Каменский тракт, шла полем примерно по створу [Гавриловской (Добролюбова)] (в том направлении, которое за [улицей Воинской]). Примерно у нынешнего [сада Мичуринцев] полевая дорога брала левее и, пересекая речки Чернушку и Водопойку, вновь выходила к Каменке возле  одноимённого села. В период застройки Закаменки через неё пролегли также и дороги, ведущие на Кузнецкий тракт из Города и Усть-Ини. Одна из этих трёх дорог, видимо, называлась Гусиной: такая  была известна  вблизи Военного городка в  1923. Там, где эти три дороги сходились (примерно у [сада Мичуринцев]), начинался [Гусинобродский тракт]. Участок старой полевой дороги не позднее 1922 года был, вероятно, превращён в ВПП Закаменского аэродрома. На плане 1924 года («Новосибирск 100») выход на [Гусинобродский тракт] проходил от Ядринцевского Конного спуска в обход Кирпичной горки, мимо [сада Мичуринцев]. А старая полевая дорога от [Трикотажной] примерно по [Сурикова, Волочаевской и Ставропольской] шла в село Каменку. Мост на этой дороге указан только на речке Норнистой. От него  (примерно по [Коминтерна], или восточнее) был прямой выход на [Гусинобродский тракт]. На плане 1930 года от Ядринцевского Конного спуска шла дорога параллельно Каменке до Почтового лога. На плане 1940 года она не показана, но появилась застройка по улицам Почтовым и Трикотажстрой. Итак, Гусинобродский тракт, вероятно, образовался как спрямление Кузнецкого (Каменского) тракта. Современная его трасса за городом проложена Сибкрайдоротделом в 1930-38.

 

Инюшенская* дорога

На плане 1924 года («Новосибирск 100») эта дорога примыкала к Полевой* дороге у брода на Водопойке, к которому она подходила приблизительно по улицам [Приисковой] и Почтовой. Она шла вдоль Плющихи и через тоннель под Алтайской железной дорогой по кривой улице [Днепрогэсовской] выходила в Усть-Иню на ул. [Инюшенскую].

 

Через Луговую*

В списках дорог (1782) указаны дороги на деревни Барышеву (16 вёрст), Издревинскую (20). Луговая деревня находилась на мысу между Инёй и Обью. Видимо, дорога вдоль правого берега Оби шла летом по бечевнику, а местами бором, и соединяла с Кабинетом (Гусевка?) не только Мочище и Шмаково, но также Усть-Иню и Луговую. А из Луговой вдоль Ини шла дорога на Барышево и Издревую.

 

Дорога в Новолуговое

На плане 1924 года дорога в Ново-Луговую шла по [Выборной]. Она обходила [площадку ТЭЦ-5] с северной стороны, а затем сворачивала на юг и шла к [ул. Андреева]. На плане 1930 года дорога в Новолуговое начиналась у станции Алтайка ([Новосибирск-Южный]), шла примерно по улице Декабристов к Плющихе, которую пересекала по Плющихинской. Далее по Вилюйской в обход Камышенского ключа шла в Новолуговое, на ул. Советскую. В конце Плющихинской от неё отходила дорога параллельно Плющихе (по [Выборной]) за городскую черту.

 

Бердский тракт

В списках 1782 года указаны дороги на деревни Усть Инскую (5 вёрст от Кривощёкова), Луговую (7), Кривошапкину (7) и Ельцовскую (9 вёрст). Согласно карте Колывано-Воскресенской горной округи (1816) деревня Луговая находилась на мысу между Инёй и Обью.  Очевидно, дорога была одна, и шла она параллельно Оби. Деревни Усть-Инская и Луговая известны уже в 1740е годы, Кривошапкина и Ельцовская – с 1764. Кривошапкина находилась у мыса Камешек, а Ельцовская – это [Нижняя Ельцовка]. В том же списке указана и деревня Шмакова, в 6 верстах от Кривощёкова. Это получается у устья Большой Ельцовки. На карте Мейена (1864) дорога из Усть-Ини начиналась на левом берегу Ини и шла вдоль берега Оби через Кривошапкову Каменку на юг. А на плане Кузьмы Зайцева в Закаменке показана дорога в Усть-Инскую, видимо, по будущей улице [Инской]. В 1901 были начаты изыскания для постройки почтовой дороги из посёлка Ново-Николаевского в село Бердское («История промышленности Новосибирска»). Но и в 1909 дорога к деревне Ине проходила примерно по улице [Инской]. Впрочем, в Закаменке тогда названий улиц не было. В этой «братолюбовке» было всего 4 улицы, которые и назывались по номерам. Поэтому улица Инская приобрела такое название не сразу, а старая Инская дорога проходила, быть может, по [Большевистской]. В 1910 указана  дорога без названия (и без мостов) от Фабричной улицы к [Инской] через Каменку. На плане 1913 года дорога до Усть-Ини шла по Трактовой ([Большевистской]), и, продолжаясь к югу от деревни, уходила за обрез карты. На плане 1924 года Большевистская проходила через Усть-Иню и шла дальше по современной трассе за Иню.   На плане 1930 года Бердский тракт виден примерно до Матвеевки, а трасса его уже совпадает с современным положением. В 1935 Бердское шоссе начинается от Плющихи.

 

Барнаульский тракт

Вслед за Московским трактом (1744) был оборудован почтовый тракт в Алтайский горный округ. В Кривощёковском ведомстве он проходил через село Крохалёвское, деревни Коткову, Чиковскую, Бункову, Прокуткину, Толмачёву, Ересную. В Котковой и Ересной были почтовые станции. Согласно списку дорог (1782) расстояние между Ересной и Толмачёвой – 9 вёрст. Южнее находились деревни Нижнечемская (16 вёрст от Кривощёкова), Верхночемская (19). Тракт выходил на берег Оби меж Чемских деревень, у Огурцова, которое известно уже в 1808 году. Далее он шёл через Верх-Чемскую к перевозу напротив села Бердского. Оттуда – в Барнаул. Именно так проходил он на карте Мейена (1864), поворачивая к югу в Ересной и пересекая Тулу где-то в районе [Тёщина языка]. С постройкой железной дороги начало почтового тракта было перенесено на станцию Кривощёково, а потом в Ново-Николаевск. В 1909 тракт проходил от Бугров на юг и выходил на старый почтовый ход в окрестностях нынешнего [Элитного]. А далее – прямо на Огурцово. У Верх-Чемской (в 1909 это Малые Чёмы) тракт шёл через  гать (сибиряки говорили «стлань»). По документам Городской думы (1915) Барнаульский тракт (II класса) на 1й версте от Оби к Буграм пересекал по мосту протоку. Длина моста была 8 саженей, ширина 4 аршина, высота 5. Мост был «очень плох». Мост № 2 был через Тулу в Буграх (длина 20 сажен, ширина 3 аршина, высота 6,75). На плане 1924 года тракт, как и в 1915 от городского парома шёл в Бугры. На плане 1930 года тракт также начинался от парома, в устье Тулы, и в обход Большого лога шёл к мосту в Буграх. Далее через Бугринскую рощу – к железной дороге на Кузбасс (западнее [Бронных] ― Чемского посёлка). На плане 1940 года параллельно железной дороге от тракта шло шоссе в Малое Кривощёково, на улицу Ворошилова ([Тяньшанскую]).

 

«Другая» дорога

На карте Мейена (1864) другая дорога от Бугринского выселка шла к Барнаульскому тракту приблизительно по нынешним [улицам Пригородной, Ольховской, Беловежской].  На плане 1924 года «другая» дорога примерно от [улицы Молотова (Урожайная)] шла к деревне Вертковой, пересекая Барнаульский тракт приблизительно по [ул. Мира]. Было ещё спрямление, обходившее перекрёсток примерно по [Тюменской]. Из Вертковой эта дорога шла параллельно [Ватутина] от начала [ул. Римского-Корсакова] к участку [Станционной] между [пл. Труда] и ст. Кривощёково ([Новосибирск-Западный]). На плане 1928 года «другая» дорога выходила на перекрёсток на [улице Ольховской] и далее по [Мира] в район Расточки. Оттуда примерно по [Беловежской] и [Чукотской] через Тулу приблизительно по [2й Архитектурной] улице и далее по направлению [1го, 2го Вертковских переулков]. Примерно по створу параллельного [Ватутина] безымянного проезда, между [Вертковской и Немировича-Данченко] из Вертковой шла дорога до деревни Перовой, ставшей посёлком станции Кривощёково. На плане 1930 года показана дорога по створу [Дружба — Костычева], от которой шла грунтовка к Транссибу.  На плане 1940 года она проходит не по [Дружбе], а по [Серафимовича] в Вертково.

На плане 1924 года показана также и дорога от [Горской] к Верткову (по [Немировича] или по [Новогодней]). На плане 1928 года она выходила на берег Оби.

 

Кировская магистраль

На карте Мейена (1864) дорога в Криводановку шла из Ерестной примерно по [ул. Связистов] и [2й Станционной]. К ней в районе [Западной площадки] примыкала дорога из Вертковой. В 1930 названия «Кировская магистраль» ещё быть не могло, поскольку район имя Кирова получил в 1934, а до того назывался Заобским или Яренским. Дорога же, возможно, существовала и ранее, поскольку вела от городского парома на тракт к Камню на Оби. Она могла быть известна как Яренская* дорога. С Яренского острова она шла к [проезду Энергетиков], затем через переезд выходила на [Троллейную], искривлявшуюся к востоку, а потом (ближе к [Вертковской]) поворачивала на юго-запад. Мимо Кирзавода шла к [Тёщину языку] и далее по [Хилокской] на Ярки. На плане 1940 года Кировская магистраль шла от площади (Демьяновской*?), существовавшей на месте пересечения [Киевской и Троллейной] к улице [Петропавловской].  От [Вертковской] поворачивала на юго-запад и мимо Кирзавода шла к [Тёщину языку], а далее выходила на [Толмачёвское шоссе]. Кировская магистраль в 1956 переименована в улицу Троллейную.

 

Большая* дорога

В списках дорог 1782 года расстояние от Кривощёковской слободы до села Крохалёвского не указано. Видимо,  прямой дороги в то время не было. На плане Кузьмы Зайцева Большая* дорога начиналась в Горском выселке и, перейдя по мосту Каменное озеро, уходила на запад, в Криводановку.  Однако на плане Хребтова (1893) Большая* дорога через выселок Кривощёковский (Горский), идущая по створу [Выставочной] и далее по 1му Горскому переулку, за Каменным озером сворачивает направо и возле Большого лога соединяется с Песочной* дорогой. Ход на запад по Большой* на этом плане не показан. На карте Томской губернии 1901 года Большая* дорога идёт уже до Криводановки. На плане 1913 года из Кривощёковского выселка по улице Горской, а далее через мостик в Буграх шла дорога к развилке у [2й Гэсстроевской] в Мало-Кривощёково. Это как бы продолжение Большой* дороги.  В документах Городской думы (1915) указан Подъездной тракт (I класса) к станции Кривощёково. Он шёл от Московского тракта через Каткову и Криводановку. Очевидно, это и есть нынешняя улица [Большая]. На плане 1924 Большая* дорога упиралась в Транссиб в точке пересечения с Песочной*. Севернее [ул. Туннельной] в районе [о. п. Жилмассив] находилась площадка, на которой от Большой отходила ул. [Станционная] и «продолжение» Большой*, сместившееся тогда  к западу. Оно пересекало Транссиб и выходило на угол [Выставочной] и [Котовского], а далее (примерно по [Геодезической]) – на Парковую ([Западная]). На плане 1928 года продолжение Большой* от Горского выселка примерно по [Космической] уходит в Бугры, на [Западную]. На плане 1930 года Большая* дорога шла от Криводановского карьера к Транссибу, а за ним заходила по ул. Подгорной в Бугры. Оттуда через Бугринскую рощу она шла на ул. Ленинскую в Малое Кривощёково. В 1940 от Большой* дороги появились ответвления: одно возле карьера (на Колывань), другое по 1й Шоссейной (на Яренский остров). Последнее пересекало идущую вдоль Затона («по Пескам»?) 2ю Шоссейную.

 

Песочная* дорога

Согласно спискам дорог 1782 года деревня Бугринская находились в 2 верстах от Кривощёкова, деревня Малокривощёкова – в 7 верстах. Согласно карте Колывано-Воскресенской горной округи (1816) на левом берегу Оби, примерно в районе [Зелёного мыса], находилась деревня Лугова Катанцова. На карте Мейена (1864) показана дорога из Кривощёкова вдоль Оби на север. Вероятно, она шла по пескам, так как примерно проходила по нынешней улице [Чулымской, ранее называвшейся Песочной].  Она и сейчас доходит до Рыбачьего острова, а далее уже как полевая дорога ведёт до Старого Чауса (ранее Чаусский острог). На плане Зайцева (XIX век) Песочная* дорога шла мимо Кривощёкова в Бугры. В Кривощёково от неё был проезд на Соборную площадь. На карте Мейена она из Бугринского выселка шла примерно по [Бугринской улице] на Малое Кривощёково. В 1910 приблизительно по ней ж.д. ветка от Транссиба вела к началу Яренского  острова. На плане 1913 года Песочная* дорога шла на север вдоль Яренской протоки по нынешним [Шоссейным улицам] за обрез карты. Из Кривощёкова на юг она шла берегом Оби примерно по [Саввы Кожевникова] до [2й Гэсстроевской]. Потом по [Комсомольской и Прокопьевской] – в Малую Кривощёкову (примерно до [Колхозной]). На плане 1924 года из Бугров по Производственной ([Яковлева]) и [Саввы Кожевникова] шёл просёлок в Мало Кривощёково на ул. Ильича ([Искры]). В 1935 дорога на Яренском острове шла от парома вдоль Оби и далее через старицу на ул. Шоссейную. Другая дорога шла вдоль Затона по острову ([1я Ракитная]), пересекала [Моторную] у дамбы и далее – к [о.п. Левая Обь] по Песочной.  А затем в объезд озера и проезд под ж.д. мостом на остров в устье Тулы. Через Тулу был мост по створу [Коммунального]. На плане 1940 года  в посёлке Оловозавода к ней подходит 1я  Оловозаводская улица [Аникина], и от этого же перекрёстка (Чемская площадь как бы?) ― проезд к путепроводу в конце [ул. Ватутина], против [14го и 15го Бронных переулков].

 

Тульская дорога

С.К. Канн пишет, что в 1860х скотопрогон шёл с Карасука через Верхнечиковскую к переправам у Кривощёкова и Мало Кривощёкова на Томск, Салаир, Енисей. Это предполагает ход между речками Власихой и Тулой с выходом в долину последней. Такому положению соответствует и «дорога ис Томска чрез Барабу на Тару» указанная в Хорографической книге (1697), где показан ход южным берегом реки Омуртка, пересекающий её ближе к устью. Затем, ближе к реке Чик, дорога пересекает реку Курбес. Здесь ориентиром для нас является, прежде всего, Чик, который и сегодня протекает там, где и 300 лет назад. Тогда Омуртка это Власиха, а Курбес – старица, соединяющая Чик с Обью. В списках дорог 1782 года указаны расстояния от Кривощёковой до деревень: Бугринской (2 версты), Вертковой (4), Ересной (6). Видимо, здесь и проходил в 1860х скотопрогон. На плане 1913 года  дорога эта от Бугров по задам Кривощёкова выходила к железнодорожному мосту. По документам Городской думы (1915) на участке Бугры – Ярково тракта (II класса) Ново-Николаевск – Камень был мост № 1 через Тулу в Ерестной. Длина моста 10 аршин, ширина 7,25, высота 7 аршин. Один конец оседает. На плане 1924 года («Новосибирск 100») начало почтового тракта заходило в Бугры от городского парома. В Буграх по ул. Тульской «улучшенная грунтовая» дорога уходила на Ярки и Камень. На плане 1930 года дорога из Толмачёва,  через переезд у [Тёщина языка], выходила на Тульскую улицу и шла в Бугры.

 

Дорога из Соцгорода

На плане Хребтова (1893) дорога через выселок Кривощёковский ([Горский]), идущая по створу Выставочной и далее по [1му Горскому переулку], за Каменным озером сворачивает направо и возле Большого лога соединяется с дрогой на Бугры. На плане 1924 года от Песочной* дороги ответвлялся просёлок, идуший по левую сторону Транссиба вдоль насыпи. Пересекая его на кривой, он по 1му Горскому переулку выходил приблизительно на угол [Выставочной] и [Котовского]. Здесь он становился «улучшенной» Главной дорогой, которая шла примерно по [Пермитина]. Возле [«Металлиста»] она изгибалась и далее вела к углу [Титова] и [Костычева] (за обрез карты). На плане 1930 года дорога из Соцгорода в Бугры шла по створу [ул. Трамвайной] до [Башни], далее к [Облбольнице], и выходила на ул. Парковую ([Западную]) в Буграх. На плане 1940 года появилась дорога по [Сибиряков-Гвардейцев] от Башни до Вертково.  Таким образом, можно говорить, что до 1930 был Старый ход по [Пермитина]), а после 1930 – Новый ход (по [Трамвайной]). Но, возможно, это лишь  старые полевые тропы.

Паромы

1) от Чернышовской пристани на Яренску улицу.

2) от ул. Локтевской на [пляж] левого берега (по створу ул. Маковского).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *