ЦИВИЛИЗАЦИЯ 5

На Пиренейском полуострове с XIV века установилось господство христианских государств (Кастилия, Арагон и Португалия). Самым влиятельным сословием в Арагоне было духовенство. И эта приверженность католицизму была вознаграждена избранием арагонца папой. Каликст в 1456 подтвердил право португальцев на территории вдоль западного побережья Африки, и порабощение там иноверцев. Хотя это и противоречило запрету на захват рабов на Канарах, установленному ранее папой венецианцем Евгением IV.  В 1469 наследники престолов Кастилии (Изабелла) и Арагона (Фернандо) вступили в брак, а после их коронования (1474, 1479) оба королевства объединились, и так образовалась Испания. Фернандо и Изабелла вошли в историю как «католические короли». Полномочия кортесов в Кастилии были шире, чем у французских генеральных штатов потому, что в условиях постоянной войны с маврами связь населения и власти в испанских государствах была прочнее. Кортесы существовали  уже в 1137 году, а с  1250 в них были включены и  представители городов. Португальский король говорил: «Два сословия в государстве должны вы особенно лелеять и возвышать − духовенство, а также жителей городов. Бог любит их больше, чем знатных». Поэтому знать имела здесь меньшее влияние, чем в других странах, а значительную часть войска составляли рыцарские ордена. Около трети из всех существовавших духовно-рыцарских орденов действовали только на Пиренейском полуострове. Права городов, их отношения с королём оговаривались в специальных грамотах, которые в Испании назывались фуэро. Крепостного права в Испании практически не было, а деревни подчинялись ближним к ним городам.

Испанская инквизиция (inquisitio – расследование) в конце XV века усилилась. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозности, на которую опирались доминиканцы. Мавры и евреи, вынуждены были принять христианство, но продолжали тайно исповедовать свои религии. Для упрочения веры духовник королевы доминиканец Торквемада в 1480 году с разрешения папы создал центральный совет и четыре местных трибунала инквизиции. После 1492 года ему удалось добиться изгнания из Испании всех евреев. Вообще, вся Реконкиста напоминает пунические войны – то же наступление «римлян» на «карфагенян». Те же территории и те же народы: латиняне и семиты. Откуда, собственно, взялось такое количество сефардов (испанские «евреи») в то время? Если учесть, что еврейский язык близко родственный карфагенскому, что сефарды, как и пуны, жили торговлей и ремеслом, не следует ли из этого, что эти «евреи» в действительности потомки карфагенян-финикийцев? А берберы − местное население − жили в тех землях и до римлян, и даже до Карфагена. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди народа, и Торквемаду до самой смерти сопровождало всеобщее уважение. Во Франции же деятельность инквизиции была ограничена королём, и пришла в упадок. В Венеции политические дрязги 1308-09 годов привели к  образованию Совета десяти. В его ведение было передано следствие и тюрьмы. Совет собирал информацию, имел влияние на полицию, армию, финансы. Этот чрезвычайный орган венецианской инквизиции  был политическим трибуналом. Он приобрёл власть над всеми жителями, и в 1355 году даже осудил на казнь дожа. Венеция доминировала в Средиземном море. Она чеканила золотой цехин, который был международной валютой, низкие налоги привлекали предпринимателей. В 1328 году восемь венецианских кораблей ходили на Кипр, четыре на Фландрию и десять на Чёрное море. Специи венецианцы закупали в Египте, а шёлк – в Трапезунде. Из Причерноморья также вывозили фундук, воск, пушнину;  а ввозили туда сукно, металлы и мыло. Генуэзская Каффа в Крыму была рынком рабов, привозимых из Золотой орды и с Кавказа.

Венецианская галера  была длиной от 40 до 50 м, шириной — 5 м, а от киля до палубы имела около 1,8 м. На галере было 180 гребцов. Мореходные качества её были невысоки, плаванье было небезопасным даже в Средиземном море, не говоря уже об океане.  В конце XV века турки перекрыли пути на Восток, а Венецию в 1498−1499 годах потрясла череда банкротств. Но к тому времени поднялись новые морские державы — Испания и Португалия. Португальские и ганзейские корабли давно уже ходили через Бискайский залив. В Португалии и северной Германии развивалось судостроение.  Ещё около 1250 года на севере появился ког, имевший круглый корпус с обшивкой внакрой, и одну мачту с квадратным парусом. У кога был прямой киль и грузовой трюм под палубой. Рулевой управлял судном с помощью румпеля — деревянного бруса, закрепленного в верхней части руля.  Коги строили в ганзейских городах. Во время войн на них перевозили войска, а бак и квартердек использовали как боевые площадки  для лучников. На палубе кога устанавливали брашпиль — ворот для поднятия грузов. В 1300е парусное вооружение судов было улучшено благодаря введению фок-мачты (передняя мачта).

Португалия всегда была обращена к морю. Расцвет её начался с правления короля Диниса Земледельца, построившего множество крепостей и подписавшего торговое соглашение Англией в 1308 году. Он основал португальский флот, и объединил тамплиеров в орден Христа. В 1373 кастильцы и французы вторглись в Португалию, но португальцы в союзе с англичанами отразили вторжение. Рыцари ордена Христа в 1415 захватили город Сеуту в Марокко. А великий магистр ордена принц Генрих Мореплаватель основал школу навигации, собрав математиков, астрономов, картографов и капитанов со всех стран. Они составляли карты, усовершенствовали компáсы, астролябии и градштоки. Генрих видел свою миссию в поиске южного пути в Индию и распространении христианской веры по всему миру. Начиная с 1419 года, он отправлял морские экспедиции вдоль западного побережья Африки. С 1421 года мореходы стали заплывать за мыс Нун, считавшийся пределом, за которым «ужасное море, палящее солнце и чудовища». Для экспедиций строили каравеллы. Оснащённые косыми «латинскими» парусами, они могли ходить быстро и очень круто к ветру, были пригодны для плавания в океане и на реке. Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на паруса арабских багал, известных с VII века (600е годы). Их длина доходила до 30 метров, а каравеллы были, большей частью метров 20. Соотношение длины к ширине для багалы составляет 5:1 и больше, а для каравеллы − 4:1 и меньше. Это увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, позволяя брать больше воды и провизии. Небольшой экипаж в штормовую погоду не мог управлять развитым парусным вооружением, поэтому главную роль играла форма корпуса, сводившая к минимуму взаимодействие с разрушительной энергией штормового моря. Бизань (задняя мачта) позволяла уменьшить давление воды на руль, возникающее при уваливании под действием носового паруса, и делала судно более маневренным. Кормовая надстройка смещала центр парусности в корму, а большая ширина носовых шпангоутов переносила центр тяжести в носовую часть корпуса. Благодаря этому, на ветру корпус поворачивался подобно флюгеру, обеспечивая штормование носом на волну (без хода).

Вообще, самыми передовыми в Европе в то время были, конечно, пиренейские государства. Именно там проникали в Европу технологии и знания Востока. Остальные европейские страны от них сильно отставали. По окончанию Реконкисты в Испании соединились секреты восточных мудрецов с христианским прозелитизмом Римской церкви. К тому же окрылённые успехами рыцари испанских и португальских орденов искали новых подвигов и побед. Отправленные Генрихом экспедиции открыли остров Мадейра (1419), Азорские острова (1427), острова Зеленого Мыса (1456). Они исследовали устья рек Сенегал и Гамбия (1445). К 1460 году португальцы достигли побережья Сьерра-Леоне. Из Сенегала и Гвинеи привозили золото. С появлением чернокожих невольников была введена государственная монополия на торговлю рабами. Негров привозили в Португалию и крестили. Только после этого их можно  было продать (отдать в услужение). Первые негры были завезены в Португалию в 1442 году. Работников на Пиренейском полуострове всегда не хватало, поэтому рабство там существовало и ранее. Во второй половине XV века эта категория пополнилась африканцами. Надо заметить, что в Африке работорговля и продажа в рабство за преступления существовали и до португальцев. С появлением европейцев местные правители в Конго и Анголе нашли выгодным обмен рабов на ткани и металлы.

В Испании развитие получила каравелла-редонда с прямыми парусами на фоке и гроте, и латинским парусом на бизани. Она была более эффективна в океане, где преобладают постоянные попутные ветра. К концу XV столетия в океанских походах каравеллу стала заменять созданная в Португалии более крупная и более мореходная каракка. Её борта были закруглены и загибались внутрь, что уменьшало риск заливания палубы при ходе корабля под парусами с большим креном. Соотношение длины корпуса к ширине было 3:1. После 1460 года португальцами были открыты острова Сан-Томе и Принсипи, в 1482—1486 исследован берег южнее экватора. В 1487 году Диас обошёл мыс Доброй Надежды. В 1492 году генуэзец Колумб, находясь на службе у короля Испании, открыл Багамские острова вблизи Америки. В 1497 из английского порта Бристоль отправилась каракка под командованием венецианца Каботто, дошедшая до Лабрадора. В 1497-1499 годах португалец Васко да Гама совершил плавание из Лиссабона в Индию. Обогнув Африку, он при содействии арабского лоцмана проник в малабарскую гавань Каликут (Кожикодэ).

4 идей о “ЦИВИЛИЗАЦИЯ 5

  1. Ника

    Это теперь самое важнейшее, собственно что легко было раздобыть по названной тематике. Возблагодаряю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *