НОВОЕ ВРЕМЯ 5

Граф Сен-Симон, первым воспевший «индустриалов», первым же заметил бедственное положение рабочих. В 1825 он обнаружил противоречие между капиталом и трудом, причиной которого посчитал эгоизм капиталистов. Сен-Симон полагал, что  общество в каждый момент определяется организацией его материальных сил и соответствующим ей мировоззрением. (Это, собственно, и есть исторический материализм.) Повторяя Бёрка, он призывал изучать законы, которым подчиняются общественные изменения, но шёл дальше, полагая, что на основе этих знаний можно установить правила руководства обществом. Таким образом, он увязал милленаризм с традиционализмом, создав то, что позднее назвали «научным коммунизмом». В истории Европы Сен-Симон видел прогресс, следующий за эволюцией труда: рабство, крепостничество, свободное наёмничество. Далее, он считал, должна наступить стадия общественной работы, которая и будет «золотым веком».

После смерти Сен-Симона его ученики организовали в Париже лекции, которые потом издали в виде книги. Они писали об анархии, царящей в науке,  искусстве и промышленности. Источник индустриального беспорядка они видели в принципе laissez-faire (невмешательства государства), и отмечали, что предполагаемое экономистами согласие личного интереса с общим («невидимая рука рынка») опровергается опытом. Сенсимонисты полагали, что социальный прогресс состоит в смягчении отношений между эксплуататором и эксплуатируемым. Нормой «Всякому по способностям, всякой способности по её делам!» («пропорциональное равенство») они намеревались  заменить  право  наследования. Это было какбы продолжение революции, отменившей уже майорат (право первородства).  Существующее анархическое хозяйство следовало заменить централизованным, плановым хозяйством. Владельцы земель и капиталов при этом становились лишь хранителями орудий производства. Считали, что такая организация низведёт царство Божие на землю. А сенсимонизм оказывался последним откровением Божьим – откровением прогресса. Новая пантеистическая религия сенсимонистов объявляла природу Богом, проявляющимся для человека и как дух, и как материя. Здесь видно отличие от либералов: для тех Бога какбы нет (он сотворил мир и «уснул»), для социалистов вся природа – Бог (это близко народным представлениям). Вот разница между рациональным безбожием философов и простонародным чувством единства всего Мира. Сенсимонисты считали, что начальниками общества должны быть  люди с преобладающим чувством любви; но так как любовь проявляется в искании Бога, то ими могут быть только священники. Над священниками науки и промышленности стоит священник общий — «живой закон», воплощающий в себе самую идею правды. Воспитание должно развивать чувства долга и привязанности к вождям общества. Личную самодеятельность сенсимонисты отрицали: всякий человек может и должен заниматься только тем, что ему будет указано. В писаных законах нет надобности: в будущем законами станут объявления начальства.

Фурье  осуждал сенсимонистов, говоря, что в случае достижения ими власти через полусотню лет земля, капиталы и фабрики — сосредоточились бы в руках священников нового типа, которые станут обращаться с народом, как обращались с ним жрецы Египта. У Фурье на первом месте был рабочий со своими нуждами. Он предлагал создавать «фаланстеры», в которых каждый будет и трудиться, и отдыхать. Фаланстер должен обеспечивать себя всем необходимым, не нуждаясь, в общем, во внешних связях. Торговлю Фурье считал делом презренным. Он осуждал и революцию,  «ко всем прежним бедствиям присоединившую свирепую вражду партий, зверское истребление людей целыми массами». «Бог сделал хорошо всё, что сделал», – писал Фурье и призывал к созданию гармонии между людьми. Он призывал изучать духовную природу человека и на полученных психологических данных построить наилучший общественный порядок. Луи Блан, развивая  идеи Сен-Симона и Фурье, призывал к созданию «общественных мастерских» — производственных артелей. Сначала он говорил о равной оплате труда, но к 1847 принял формулу «пропорционального равенства». Блан  продвигал идею объединения всех мастерских и введения планового производства. Он говорил, что предприниматели и рабочие должны сосуществовать мирно, так как не могут обходиться друг без друга.  В то время и племянник бывшего императора Луи-Наполеон склонялся к социализму, и, как писал Энгельс: «всеми силами старался вызвать восстание французского пролетариата». Социалистические идеи не были чужды христианству. Священник Ламенне сперва был сторонником христианской монархии. Государство должно внимать авторитету церкви, опирающемуся на традицию и народную веру, − считал он. Однако уже в 1830 Ламенне призывал к отделению церкви от государства, гражданским свободам и установлению всеобщего голосования. Он подверг  критике существующий экономический и политический строй, противный  требованиям веры, и выступил защитником кооперации, равенства полов и народного суверенитета. Женщины всегда твёрже держатся привычных идей. Такой идеей тогда во Франции было католичество, и даже католические школы в основном использовались для обучения девочек. Поэтому женщины были опорой христианского социализма в большой степени. В 1848 Ламенне признал, что человек подчинён закону прогресса. Он отказался от доктрины первородного греха: познание добра и зла он объявил не грехом, а первым шагом на пути прогресса. А прогресс это уменьшение количества зла на земле. А зло это эгоизм. Это предпочтение себя семье, семьи − отечеству, отечества — человечеству, человечества — Богу. Модная писательница Жорж Санд (Аврора Дюдеван) готова была писать бесплатно для основанной им газеты. Однако он вынужден был отказаться от сотрудничества, когда речь зашла уже о «роли страсти в жизни женщины». Дюдеван происходила из рода куртизанок, в котором многие поколения рождались вне брака. Она любила носить мужскую одежду и подписывалась мужским именем. Именно такие женщины (да и мужчины этого круга тоже) тяготились семейным порядком. А Ламеннэ не хотел, «чтобы писали о разводе». Именно тут и проходила грань между рационализмом развратных аристократов, и житейской мудростью.

В Британии огромные богатства, пришедшие в страну, невозможно было сохранять, не делясь ими с соотечественниками. Иначе бунт был неминуем. И многие понимали, что рабочим следует платить больше. Впервые мысль о необходимости рабочего законодательства возникла в Манчестере. Фабрикант Оуэн, доказывал, что забота о работниках выгодна и хозяину. На его фабрике был запрещён труд детей до 10 лет, а рабочий день продолжался 10 часов 45 минут. (В то время значительной частью рабочих в английской промышленности были дети от 5 до 10 лет, работавшие наравне со взрослыми по 14-16 часов). С внедрением машин в Англии начались увольнения рабочих и в 1811 прокатились бунты, участники которых громили машины.  Тогда парламент установил смертную казнь за нанесение вреда машинам, и в 1813 году 17 человек были казнены. Оуэн же в 1816 открыл «Новый институт для формирования характера». В него входили: детский сад  (от года до 5 лет), начальная школа (до 10 лет), вечерние классы (для работавших подростков), вечерний очаг культуры (для неграмотных рабочих). Там же проводились лекции, музыкальные вечера, танцы, игры. С 1820х из-за перепроизводства товаров возникла безработица, прокатились голодные бунты. Оуэн объяснял, что из-за низких доходов работников ширпотреб, который производит промышленность, не раскупается, и возникает кризис.  В 1833-34 под руководством Оуэна был создан первый национальный профсоюз, объединявший до полумиллиона членов.

В 1834 призрение бедняков в приходах в Англии было заменено помещением их в работный дом, с крайне суровым и унизительным режимом содержания. Против этого закона поднялась волна протестов, развившаяся затем в движение под названием «чартизм». В 1839 году собрался конвент чартистов, который по плану его устроителей должен был иметь значение народного парламента. В Бирмингеме произошло столкновение  с полицией. Было много убитых, сгорело 30 домов. В конце  года 380 чартистов были приговорены к тюремному заключению. В 1844 профсоюзы совместно с чартистами основали сети магазинов, продававших товары по низким ценам. В 1868 был создан Конгресс тред-юнионов, являющийся координирующим органом профсоюзного движения в Англии. В 1872 году было введено тайное голосование на выборах, и в 1874  впервые в британский парламент были избраны рабочие. Был введён запрет на работу детей до 10 лет в промышленности, дети до 14 лет должны были посещать школу. С 1875 забастовки были исключены из перечня уголовных преступлений. Был введён закон о народном здравоохранении, который установил единые нормы городского благоустройства. В 1880 вся страна была разделена на округа по 50 000 человек, от каждого округа избирался 1 депутат. В 1888 были введены выборные советы в графствах, избирательные права получили женщины. В 1891 году был принят закон о бесплатном начальном образовании. Фабианское общество, в которое входили и представители интеллигенции, отвергало борьбу труда и капитала, и заявляло о возможности реформирования капиталистического строя. Его стараниями в 1893 году на основе объединения рабочих организаций была создана независимая рабочая партия (лейбористы).

Во время наполеоновских войн противники Наполеона автоматически становились союзниками англичан.  В Неаполитанском королевстве тогда усилилось общество карбонариев. Прослеживается определённая мысль: «каменщики» (масоны), «угольщики» (карбонарии), а далее рабочие вообще («пролетарии»). Карбонария строилась иерархически: каждая «лавка» состояла из пяти членов, из которых только один знал старших руководителей. Центральная «лавка», состоявшая из семи членов, управляла работой остальных. С изгнанием французов, Карбонария  хотела объединить Италию посредством стихийного восстания трудящихся, под руководством студентов и «интеллектуалов», и насадить либеральные идеи. В 1830е годы многие карбонарии во главе с Мадзини влились в ряды  созданного им во Франции движения «Молодая Италия». Они создали ячейки рабочего движения. Во Франции карбонарии требовали восстановления республики и способствовали приходу к власти племянника Бонапарта.  Генуэзец Мадзини, увлекавшийся в молодости французскими романтиками – Жорж Санд, Виктором Гюго, – хотел уничтожить Австрийскую, Российскую и Османскую империи. Он мечтал создать федерацию Германии, Италии и народов Восточной Европы. Он утверждал, что индивидуальной души нет — есть только коллективная. Его лозунг призывал к обожествлению народа – популизм становился новой религией. «Свобода, — говорил Мадзини, — не есть отрицание авторитета; она лишь отрицает тех, кто не может выразить коллективную цель нации».

 В 1834  немецкие политические эмигранты  создали в Париже «Союз отверженных» −  тайное общество с иерархической структурой и авторитарным руководством. Целью было заявлено «освобождение и возрождение Германии». Вскоре из этого Союза выделились радикалы, создавшие осенью 1836 года «Союз справедливых». Его руководитель Шаппер  в 1833 участвовал в организованном Мадзини Савойском походе. Но экспедиция не удалась, и Мадзини уехал в Лондон. В 1840 году в Лондон перебралось и руководство «Союза справедливых». После принятия в свои ряды Маркса и Энгельса  (1847)  эта организация стала называться «Союзом коммунистов». Маркс и Энгельс утверждали, что «не производители господствуют над средствами производства, но средства производства господствуют над производителями». Следуя теории трудовой стоимости (Смита) Маркс считал, что стоимость это «кристаллизованное» рабочее время. Сам труд стоимости иметь не может. Труд — это деятельность, при которой создаётся стоимость. Не труд покупается и продаётся как товар, а рабочая сила. Вслед за физиократами Маркс делил общество на классы. Но у него классы противостоят один другому: капиталисты и рабочие, феодалы и крестьяне. Опираясь на это разделение, Маркс объяснял предложенную Сен-Симоном последовательность рабства, крепостничества и свободного наёмничества.  Но сам этот «прогресс» он воспринял как догму.

Серия неурожаев, голод, падение реальных доходов и засилье английских товаров в Германии привели к бунту. Рабочие громили фабрики и конторы, жгли долговые книги. В 1848 революции прокатились по Германии, Италии, Франции. Слабость Габсбургов подталкивала Англию и Францию к захвату Италии. Правившая в Англии либеральная партия и её лидер лорд Пальмерстон открыто поддерживали европейских либералов и движения за независимость. В 1859-60 Пальмерстон содействовал Мадзини против австрийских и французских интересов. Предлагаемый Мадзини языческий национализм (а национализм это язычество) подрывал империи и церкви, и это было на руку Британии. Не имея мощной сухопутной армии, она была вынуждена использовать таких агентов. Однако агентура оказалась даже лучше армии – она позволяла изображать непричастность и вести двойную политику. Вслед за «Молодой Италией» были созданы «Молодая Польша» и «Молодая Германия». Весной 1834 в Берне представители этих трёх обществ учредили «Молодую Европу», которую Мадзини считал противовесом Священному союзу. По сути это был британский ответ русскому царю.

В 1864 в Лондоне на митинге в поддержку польских повстанцев, где  присутствовали рабочие из Англии, Франции, Германии и других стран, было принято решение создать Международное товарищество рабочих (Интернационал). Учредительный манифест этой организации написал Мадзини. Его сторонники, как и Маркс, были избраны в состав руководства. Мадзини призывал к сотрудничеству труда и капитала. Стачки мадзинисты считали «аморальным средством» и в Интернационале активно выступали против марксистов. В 1865 году секции Интернационала были созданы во многих странах Европы. Теория «научного коммунизма», разработанная Марксом (вернее скомпилированная из сенсимонизма, политэкономии и гегельянства), нашла противников в лице анархистов, во главе которых стоял Бакунин. «Отцом» анархизма называют Прудона, утверждавшего, что политическая свобода невозможна без богатства и власти. Прудон доказывал, что собственность есть кража. Противоположность собственности – общность. Но если собственность это эксплуатация слабого сильным, то общность это эксплуатация сильного слабым. Коммунистическую систему он называл «диктаториальной, авторитарной», в которой личность подчинена обществу, и гражданин принадлежит государству, как дитя – семейству. В 1865 Прудон умер, и вождём анархистов стал Бакунин. Его деятельность способствовала широкому распространению анархизма – в Испании, Италии, Швейцарии, России, Бельгии, Голландии. Анархистское крыло в Интернационале марксистский Генеральный совет пытался подавить с помощью аппаратных интриг и организации фиктивных секций, позволявших создавать мнимое большинство на съездах. Однако после исключения Бакунина его сторонники в 1871 создали свою федерацию. Раскол привёл к угасанию Интернационала, и в 1876 году он был распущен. В 1889 году в Париже марксисты образовали Второй интернационал. Самой сильной в нём была социал-демократическая партия Германии  во главе с Либкнехтом. Но эта партия во многом следовала английским парламентским путём.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *