СЕВЕРНЫЕ ПРОСТОРЫ 2

Самые ранние следы людей на Большой земле найдены в Диринг-Юрях под Якутском. Это камни, заострённые сколами около 300 тысяч лет тому назад. На Алтае в Денисовой пещере найдены останки людей, которым от 170 до 48 тысяч лет. Генетический анализ показал, что это были темнокожие, темноглазые, темноволосые люди, близкие современным меланезийцам и папуасам. Денисовцы уже умели сверлить и шлифовать камни, умели шить. Установлено, что в пещере они поселялись много раз на протяжении как минимум 65 тысячелетий. Возможно, их гены достались и тибетцам, благодаря чему те смогли приспособиться к жизни на высокогорье. К востоку от Алтая  70-50 тысяч лет назад жили древние монголоиды. Они тоже были смуглые и черноволосые, но широколицые и худобородые. Это были сухопутные охотники на лошадей, быков, куланов.  Они заселяли горы, доходя на севере до Байкала. Население было редким и разрозненным. На Алтае в это время, в пещере Усть-Каракол и в урочище Кара-Бом развивалась «прогрессивная» техника обработки камня – «пластинчатая» индустрия.

Около 50 тысяч лет назад, на пике ледникового периода,  леса исчезли,  и тундры распространились далеко, на юге переходя в степи. Всё это пространство заселили мамонты и другие крупные травоядные звери. Люди шли за мамонтами и, видимо, добивали ослабевших. Или даже разделывали туши уже погибших животных.  Неандертальцы через Туран дошли до  Алтая около 44 тысяч лет назад (пещера Сибирячиха). Возможно, как раз тогда в горах Алтая и сложился гипотетический «борейский» язык, позволявший общаться людям разного «роду-племени». Вообще, эта страна (Алтай, Хангай, Саяны) должна была иметь огромное значение. Это разделённые долинами горы в самом центре Азии, где сходятся леса, степи и пустыни. На горах в древности было жить легче, чем на равнине: там проще устроить укрытие, проще охотиться, там разнообразнее ландшафты. Там и сошлись денисовцы, древние монголоиды, неандертальцы. Там и могло выработаться общепонятное языковое койне. Около 40 тысяч лет тому борейское языковое единство должно быть уже распадалось на юго-восточную и северо-западную группы, находившиеся по разные стороны Алтая и Саян.

На Русской равнине неандертальцы появились тоже более 40 тысяч лет назад. Они распространились по краю ледника, имея главную базу на высоком правом берегу Дона, в «Рипейских» горах. Сначала люди жили там только летом, а на зиму уходили куда-то на юг, может быть в Туран.  В то же время неандертальцы достигли Урала.  Около 37 тысяч лет назад из Крыма на Дон пришли  негроиды. Они строили лёгкие, круглые, покрытые шкурами балаганы на деревянном каркасе, в центре которых устраивали очаги. В захоронении найден скелет мужчины  25 лет, ростом 1,6 м. Узкое лицо, широкий нос, выступающие челюсти указывают на африканское происхождение. Он был одет в кожаную  рубаху и штаны с пришитыми к ним мокасинами, на голове шапка. Тело было засыпано охрой. Эти люди были охотниками на лошадей. 27 тысяч лет назад они дошли до Днепра, а потом и до Урала (19 тысяч  лет). Эти же люди заселили и Европу, где (вероятно, от их смешения с неандертальцами) появилсь кроманьонцы.

Севернее, по Оке, а возможно, и до Печоры  28 тысяч лет назад обитали люди с монголоидными и денисовскими чертами. На стоянке Сунгирь (на Клязьме) обнаружены захоронения, в одном из которых скелет пятидесятилетнего мужчины – широкоплечий, ростом 1,78 м, похожий на кроманьонца, но широколиций и плосконосый. Многие особенности сближают сунгирца также с неандертальцами. Минеральный анализ костей показал, что пришёл он от южных морей. На нём лежали бусы из бивня мамонта. (Бивни размягчали в настое из щавеля, после чего их можно было резать, как дерево, а на воздухе они вновь твердели). Скелет был густо засыпан охрой. Рядом с ним лежало копьё из кости мамонта длиной 2,4 метра и выточенный из камня силуэт сайгака.

Около 24 тысяч лет назад охотники с Моравы через Вислу, Припять и Десну прошли к Дону и смешались там с местными негроидами. Новая культура распространилась от Днепра до Оки.  Эти люди селились на открытых площадках, по оси которых горели костры, а вокруг них были устроены полуземлянки и ямы-кладовые. Каркасы жилищ строили из жердей, костей и бивней. Вероятно, в тёплое время полуземлянки покрывали шкурами, а с наступлением холодов утепляли слоем земли, покрытым дёрном. Эти люди оставили много поделок из кости, в том числе фигурки людей и зверей. Характерны реалистические женские статуэтки.

На Ангаре около 22 тысяч лет назад существовала похожая культура.  Там раскопано 15 жилищ сооружённых из костей мамонта. Обнаружено также погребение ребенка с налобным обручем, бусами, нагрудной бляшкой с орнаментом. Могила облицована плитами камня и окрашена охрой. Похороненный  мальчик генетически родственен европейцам и американским  индейцам. Здесь тоже изготовляли женские фигурки (обнажённые и в меховой одежде), похожие на русские  и европейские, но на Ангаре более выражены не формы тела, а черты лица. Найдены также гравированные изображения мамонта, змей. Среди остатков охотничьей добычи больше всего костей оленя, песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка и лошади.

К этому времени относятся стоянки охотников на мамонтов, обнаруженные в низовьях Яны. Об их населении неизвестно ничего. Первая волна американцев, как считают многие исследователи, пришла по Берингову перешейку или Алеутскому мосту около 30 тысяч лет назад. На Яну эти люди могли попасть, двигаясь с Алтая по горным системам Саян и Станового хребта. Другие племена, обитавшие в монгольских пустынях, двигаясь на восток (или распространяя на восток через посредников технику обработки камня), вышли в Ордос и на Уссури. Видимо, они же проникли в Корею и Японию, где обнаружены орудия, похожие на алтайскую культуру Кара-Бом. Так распадалось «борейское» языковое единство (если оно было).  Юго-восточные «борейцы» тогда разделились: «кавказцы» ушли в Джунгарию, «енисейцы» – в Монголию, а «китайцы»  − на Хуанхэ.

От 16 до 10 тысяч лет назад на севере Азии происходило постепенное потепление, ледники отступали. В бывших холодных тундростепях выросли деревья, и местность стала походить на современную нам лесотундру.  Мамонты, овцебыки и другие животные двинулись на север. За ними потянулись и люди. Мамонты в то время мельчали и вымирали. Развивалась охота на мелких животных, рыболовство. Появилось много костяных орудий – гарпунов, кинжалов,  наконечников копий. Северо-западная группа борейских языков, называемая лингвистами ностратической (nostra по латыни «наша»), тоже разделилась. На юг ушли носители дравидийских языков, на юго-запад – картвельских. Оставшиеся на северных предгорьях Алтая и Саян  образовали урало-юкагирскую  языковую семью. Там,  на Енисее, обнаружены посёлки монголоидных охотников и собирателей. Долговременных поселений у них не было, жизнь состояла в частых перекочёвках. Предки тунгусов, обитавшие к  востоку от них, ушли в Монголию.

Древние «енисейские» языки из Монголии проникли в Прибайкалье. Здесь развивалась культура охотников-рыболовов, умевших обжигать керамику. «Енисейцы» постепенно распространялись по Лене и далее на северо-восток до Чукотки. Потом на северо-восток стали распространяться предки юкагиров. Они обошли Байкал с севера, разделив надвое «енисейские» племена. В Прибайкалье остались енисейцы, а на Лене оказались отрезанными от них  на-дене. Юкагиры,  продолжая своё движение, постепенно вытеснили на-дене в Америку. Енисейцы расселились в Саянах, по Ангаре и по Енисею. К северу от Алтая и Саян остались «уральцы» − рыболовы-охотники, жившие зимой в полуземлянках с коническими  крышами. Они били из лука оленей, соболей, куниц, собирали ягоды и птичьи яйца. Рыбу и мясо они варили в горшках или ели сырыми. У них были лодки, сани и лыжи-снегоступы. Они умели склеивать дерево, а также связывать детали с помощью сухожилий. Одежду шили из шкур. Постепенно продвигаясь на запад, они распространились до Аральского озера. С запада навстречу им двигались староевропейцы, выходившие на Русскую равнину поток за потоком. Особенно мощной была миграция около 8 тысяч лет назад, когда староевропейцы заселили бассейны Вислы, Немана и Припяти, а затем по долине Днепра вышли и в бассейн Северского Донца. Под влиянием дунайских  племён 7-6 тысяч лет назад (около «сотворения мира») эти палеоевропейцы занялись животноводством и подсечно-огневым земледелием. Дунайское влияние распространилось и в Таврии, где вместо каменных домов стали строить большие балаганы. И посуду стали изготавливать дунайского типа (археологи её называют «линейно-ленточной»). Далее на восток, в Приазовье и на Дону, жили племена, занимавшиеся охотой и рыбалкой. Понемногу разводили быков и коз, имели глиняную посуду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *