В мировой торговле господствовала Англия. США и Германия от неё сильно отставали. В сельском хозяйстве лидировали США, Британская империя и Россия, а в переработке сельхозсырья ― США и Англия. Расширение посевов зерновых в США привело к их сокращению в Британии. Средние темпы прироста населения в США были 2,1% (с учётом иммиграции). На втором месте была Россия (1,3%), на третьем ― Япония (1,2%). В России была наивысшая в мире рождаемость, а смертность ― вторая в мире (после Индии). В пореформенной России земледелие вытесняло скотоводство, поскольку рост населения требовал расширения посевов. К концу века этот процесс охватил и Сибирь. То же происходило и в Германии, которая давала 36% мирового производства картофеля (Россия ― 23%). Две трети овса давали США, Россия и Германия, свыше половины ячменя ― Россия, Германия, Австро-Венгрия. США производили 22% пшеницы, Россия ― 15, Франция ― 12%. Большую часть ржи производили Россия (56%) и Германия (24%). Основными производителями сахара были: Германия, Куба, Ява, Россия и США. Мировое производство льна на 77% обеспечивала Россия. Большую часть шёлкового волокна давали Китай, Япония и Европа, а шёлковых тканей ― Франция, США и Германия. Основными производителями хлопка были США (62%) и Индия (15%), шерсти ― Британская империя, Россия и Аргентина. После 1879, когда семена гевеи контрабандой вывезли из голландской Остиндии, каучуковая «лихорадка» охватила бассейн Амазонки. К 1914 году плантации гевеи были созданы и в Малайзии, где производство каучука было более выгодным. Более двух третей мирового поголовья коров содержали Индия, США и Россия. Однако темпы роста населения в мире вдвое превышали рост поголовья, вследствие чего росли мировые цены на продукты животноводства. С начала XX столетия в связи с ростом городов США сократили вывоз зерна в Европу, и к 1910 их доля с 50% опустилась до 12,5%. В то же время в России сборы выросли, и она вышла на первое место по производству пшеницы.
Темпы роста горной промышленности в XX веке опережали темпы роста населения. Мировая добыча угля в 1900 составила 785 миллионов тонн. В США добывали 36%, в Англии ― 29%, в Германии ― 20%. К 1913 при увеличении мировой добычи более чем в полтора раза доля США выросла до 42%. Британия имела все нужные угли: в Йоркшире добывали энергетические, в Нортумберленде ― коксующиеся, в Уэльсе ― антрацит. Благодаря дешевизне угля развивался британский флот. От британских поставок зависели Франция, Италия, Испания. Один только Петербург потреблял миллион тонн британского угля в год. Второе место в горнодобыче занимала железная руда. Доля США в её производстве была 34%, Германии ― 21, Англии ― 14%. Южная Африка давала 36% мировой добычи золота, США ― 17%, Венесуэла ― 10, Австралия ― 9%. Треть серебра производила Мексика, ещё треть ― США. В США добывали 56% медной руды и 25% цинка, 30% цинка добывала Германия. Доля США в производстве алюминия составляла 41%, Швейцарии ― 30%, Франции ― 21%. В добыче марганцевой руды доля России была 45%, Индии ― 17%, Бразилии ― 16%. Олово добывали в Остиндии (80%) и в Боливии (10%), ртуть ― в США (34%), Испании (29%), Австрии (15%). Более половины добычи соли давали США, Англия, Россия и Германия. Серу добывали в Италии. С 1901 добыча серы началась в Техасе, и к 1920 американская сера захватила мировой рынок. Основой благосостояния Чили была селитра, разработку, которой вели английские и американские компании. Калийная промышленность была создана в середине XIX века, когда в Германии была пущена фабрика по производству хлорида калия. На рубеже веков получило развитие производство искусственных каменных материалов (силикатного кирпича, асбестоцемента, шлакобетона), теплоизоляционных и гидроизоляционных материалов.
К началу ХХ века почти всю нефть добывали в России и СШA. В Америке рынок контролировал Рокфеллер, а российский захватили Нобель и «Каспийско-Черноморская» компания Ротшильдов. Но революционные выступления в Баку в 1905 году привели к падению добычи и прекращению экспорта нефти из России. В Остиндии нефть добывали голландская «Ройал Датч» и «Шелл», созданная при поддержке Ротшильдов. Британия и Германия бролись за нефть в Ираке, а в Персии нефть стала добывать «Бритиш Петролеум». В 1913 в США добывали уже 65%, а Россия ― 16%. В 1910 началась добыча нефти в Мексике, которая к 1921 вышла на второе место в мире.
Утратив промышленную монополию, Англия сохраняла первенство в судостроении. В 1913 она производила 58% всех судов (в 1896 ― 78%). Крупнейшей судостроительной фирмой была «Армстронг». Компания «Виккерс» производила также моторы, железнодорожную технику, торпеды. С 1901 она выпускала автомобили «остин», конструктор которых создал свою компанию. В 1914-1918 «Остин» производил аэропланы, пушки, грузовики, прожекторные установки, броневики. Компания «Бристоль» выпускала самолёты-разведчики, а к 1916 для борьбы с дирижаблями создала истребитель. Компания «A.В.Рo», создавшая в 1912 первый в мире самолёт с полностью закрытой кабиной, в 1913 создала биплан Авро-504, выпускавшийся почти 20 лет. «Роллс-Ройс» произвела около половины авиамоторов стран Антанты, а «Сопвич» ― более 16 тысяч аэропланов. Во Франции преобладала лёгкая промышленность, но с начала XX века развивалось и машиностроение, особенно автомобильная и авиационная промышленность. На первое место в мире по производству машин вышла Германия. Заводы Круппа занимали господствующие позиции в военной промышленности, добыче угля, железа, стали. Одна только верфь «Германия» построила 57 военных судов и 171 подводную лодку. Активно развивалась также электроэнергетика. Благодаря высокому научно-техническому уровню, Германия завоевала мировой рынок химической продукции. Фабрика «Мерк» в Дармштадте производила алкалоиды (морфин, хинин, стрихнин). Фирма «Байер», начинавшая с краски, с 1862 производила ализарин. В 1863 была основана «Хёхст». В конце XIX века начался выпуск лекарственных препаратов: антифебрина, фенацетина, уретана, аспирина. В 1906 появился новокаин. К 1914 году Германия производила около 20% мирового объёма медикаментов. Только у «Хёхст» было 9 000 работников, её предприятия были созданы в Москве, Париже, Манчестере. Во время войны центр химической промышленности сместился в США, где развитие шло по немецким технологиям и на немецкие деньги.
Основными производителями чугуна и стали в мире были США (40%), Германия (23%) и Англия (17%). Американская «Карнеги» одна производившая больше стали, чем вся Британия, в 1901 вошла в корпорацию «Юнайтед Стейтс Стил», которая производила 67% стали в США. На втором месте была «Бетлехем стил», которая с 1905 занялась и судостроением. В США эта отрасль ориентировалась на строительство военных судов. Компания «Ньюпорт-Ньюс», созданная на доходы от железных дорог, построила 6 из 23 дредноутов ВМФ США, 7 линкоров. Компания «Электрик боут» с 1900 строила подводные лодки. Лицензию у неё приобрели Британия, Япония, Россия и Нидерланды. Во время Империалистической войны, компания построила 85 подводных лодок и 722 охотника для американского флота. Компания «Форд», начав в 1908 поточное производство автомобилей, в 1912 построила для этого новый завод: хорошо освещённый, вентилируемый, с автоматическими конвейерами. Созданная в 1908 «Дженерал моторс» вскоре перешла в руки Дюпонов и Морганов. К 1916, присоединив ряд компаний, она стала основным конкурентом Форда.
Таким образом, становится заметным, что в этот период происходило укрупнение предприятий и даже образование монополий. Это проявилось впервые во время кризиса 1870х, и по-настоящему развернулось с 1900 года. Объединение происходило в различных формах, простейшей из которых является синдикат ― договорённость о ценах и рынках. Картельное соглашение может регулировать и объёмы производства, использование патентов, наём работников и другие вопросы, но предприятие при этом остаётся самостоятельным и может в любое время покинуть картель. Тресты, распространившиеся в США, напротив, полностью подчиняли присоединённые фирмы. В Германии характерно было объединение в форме концерна, когда «муттер-гезельшафт» владело контрольным пакетом «тохтер-гезельшафт». При этом «тохтер-гезельшафт» оставалось юридически самостоятельным, что, кстати сказать, создавало возможность манипуляций, в результате которых балансы предприятий теряли прозрачность. Кроме того, лицо, владевшее контрольным пакетом «муттер-гезельшафт», могло управлять капиталами, превосходящими его собственность в десятки раз и более (величина их зависела от количества и богатства «дочек» и «внучек»). Было распространено (особенно в США) «разводнение» капитала, когда выпускались акции на сумму многократно превышавшую реальное состояние.
Банки в ходе процессов монополизации срастались с промышленными и торговыми предприятиями. Директора банков входили в их правление, а владельцы предприятий ― в советы директоров банков. Дела в этот период большей частью велись уже не на собственные средства, а на заёмные, поэтому банки, выдавая кредиты, фактически управляли производственной деятельностью. При этом директорами банков становились отставные политики и чиновники, и концерны превращались в политические «силы». Для сокрытия этих связей от конкурентов и общественности используются подставные лица, фирмы, а также трастовые фонды, которые управляют пакетами акций в различных компаниях. Трудно составить представление, что именно находится под контролем тех или иных семейств. В США сложилось две мощнейшие группировки: Моргана и Рокфеллера. «Банкерс траст компани» Моргана, владел компаниями «Ю. С. Стил», судоходной «ИММ» (ей принадлежали суда «Олимпик», «Титаник» и «Британник»), «Дженерал электрик», «Интернэшнл харвестер», «Интернэшнл телефон энд телеграф». Рокфеллер, владелец треста «Стандарт ойл», создал «Нэшнл сити бэнк». Под его контролем были предприятия горнодобывающей, электротехнической, газовой и других отраслей. Эти две группы обладали 56% всего акционерного капитала страны. Были и другие группы: Вандербильда, Гарримана, Доджа.
В Германии в 1893 образовался «Рейнско-вестфальский синдикат», контролировавший 87% добычи угля. Председателем его был Кирдорф, основатель «Гельзенкирхен бергверкс-гезельшафт», крупнейшего концерна в германской горной промышленности. В 1897 был создан «Чугунный синдикат», а в 1904 ― «Германский стальной синдикат». В электротехнической промышленности господствовали два общества – «Сименс» и АЭГ, в химической – концерны «Байер», «Агфа» и БАСФ, производившие две трети анилиновых красителей в мире. Аналогичный процесс шёл и в банковском деле, где девять берлинских банков контролировали 83% всего банковского капитала. «Дойче банк» был связан с компаниями Сименс, Крупп, БАСФ, АЭГ, производил вложения в экономику Китая, Японии, России и Латинской Америки, финансировал строительство Багдадской железной дороги. В основе банка «Дисконто-гезельшафт» лежали доходы железных дорог. В 1901 он фактически стал филиалом банка Ротшильдов во Франкфурте. «Дисконто-гезельшафт» давал государственные займы России, Румынии, Китаю и Японии, финансировал Камерунскую и Венесуэльскую железные дороги. «Дрезднер банк», обладавший самой большой банковской сетью в Германии, в 1905 вошёл в альянс с банком Моргана.
В Британии монополизация промышленности шла медленнее. Банковский капитал опережал промышленный и в национальном доходе преобладал процент от вывоза капиталов. Постепенно выдвинулась «большая пятёрка» банков: «Барклейз», «Уэстминстер», «Ллойдс», «Мидлэнд», «Нейшнел провиншиал». За 1894-1914 оборотный капитал лондонских банков вырос в 2,5 раза. Британские финансисты «осваивали» Китай и Латинскую Америку, где британские инвестиции в десятеро превосходили инвестиции США. В Аргентине 50% капиталовложений и 80% железных дорог принадлежали англичанам. Как писал Гобсон: «Процесс… идёт под давлением финансовых и промышленных интересов небольших хорошо организованных групп внутри нации. Эти группы обеспечивают сотрудничество с чиновниками и политиками. Материальную помощь оказывают и в Америке и в Британии люди подобные Рокфеллеру, Ханне, Родсу, Бейту». Почему-то он не упоминает Ротшильда. Во Франции, как и в Британии, капитал вывозился за границу в форме займов для иностранных государств. Около двух третей его вывозилось в Россию. Франция превратилась в государство-рантье, и прибыль от ростовщичества стала основной статьей государственных доходов. Крупнейший металлургический завод принадлежал Шнейдеру, президенту объединения «Комите де Форж» и регенту Банка Франции. Банком Франции управляли 200 наиболее крупных его акционеров, это и были знаменитые «200 семейств» Франции. Директором Банка мог быть назначен лишь человек, имевший не менее ста его акций. В совет директоров десятилетиями входили Моллеты, Хеттингеры, Ротшильды, Нейфлизы, Оттанге. Крупнейшими банками во Франции были созданный Шнейдером «Сосьете женераль», «Креди лионе» и «Комптуар насьональ».
В 1867 Кун и Лёб учредили банк, который стал крупнейшим в США. На дочери Лёба в 1895 женился Варбург, племянница которого в 1916 году вышла замуж за Ротшильда. «Кун, Лёб» вкладывал деньги в железные дороги, электротехническую промышленность. В 1901 они оказали помощь Гарриману против Моргана, в 1911 совместно с Рокфеллером приобрели «Эквитабл траст», преобразованный потом в «Чейз банк». Однако в начале XX века «Дж.П. Морган» с ними сравнялся. Достигнув такой мощи, крупные банки стремились взять под контроль колебания курсов на бирже. Эти колебания происходили из-за спекуляций, стихийных бедствий, сезонных изменений цен на сельхоз продукцию и по другим причинам. В 1906 ньюйоркский предприниматель Олдрик был избран конгресменом и продал своё дело фирме, связанной с банком Моргана. Дочь его потом вышла замуж за одного из Рокфеллеров. Сам Олдрик был масоном и казначеем ложи Род-Айленда. Спекуляции на бирже в 1907 вызвали отток капиталов и Морган, вложив в городскую казну 30 миллионов долларов, спас Нью-Йорк от банкротства. Тогда в Конгрессе была создана комиссия во главе с Олдриком, который специально посетил Европу. Олдрик был впечатлён немецкой банковской системой. Рейхсбанк, основной задачей которого был контроль над стоимостью и объёмом валюты, был подчинён канцлеру, а президента его назначал кайзер. В 1910 Олдрик, Варбург, Стронг (вице-президент подконтрольного Моргану «Траст оф Нью-Йорк»), Дэвисон (старший партнёр «Дж.П. Морган»), Нортон (президент подконтрольного Моргану Первого Национального банка Нью-Йорка) и другие разработали принципы формирования центрального банка. Олдрик предложил Конгрессу частный центральный банк, в совете директоров которого было бы представлено государство. Но республиканцы не смогли набрать достаточно голосов, а демократы предпочитали резервную систему, не подконтрольную банкирам Уолл-стрит. Закон, принятый в 1913 году, отражал мнение демократов. Капитал ФРС был сформирован при продаже акций коммерческим банкам, а председателем её в 1914 стал Стронг.