В США в 1940 был принят «Акт Смита», применявшийся против политических оппонентов либерализма. В 1941 в Миннеаполисе был организован процесс против троцкистов из Социалистической рабочей партии, в 1944 – процесс против фашистов, закончившийся ничем. В 1948 были арестованы лидеры Компартии, которых обвинили в заговоре «с целью пропаганды и обучения принципам марксизма-ленинизма». Обвиняемые, как и их защитники, были приговорены к тюремному заключению. Всего более 140 коммунистов попали под действие «Акта Смита», который в 1957 был отменён Верховным судом, как неконституционный. В США господствовала идеология успеха, и социальные реформы отставали. Только к 1957 там стали оплачивать отпуска. Пенсионные фонды охватили к 1959 только 70% работников, больничные листы оплачивали 85%. Рабочая неделя в 40 часов была введена к 1960 году. Надо учитывать, что все «левые», коммунисты и национальные меньшинства были сторонниками справедливости, которую могла обеспечить только сила монополий. Бывшие «крепкие молодцы» рядом с монополиями силу свою потеряли, но продолжали бороться за демократию. Это и порождало такие явления как «расизм» на Юге, или «маккартизм». Участники событий, конечно, не видели всей «битвы» целиком, но вдохновлялись борьбой с СССР. В ФРГ, поскольку Эрхард развивал рыночные отношения, его оппонентами также выступали концерны, левые партии и профсоюзы. Однако помощь США перевесила, а с восстановлением экономики и подъёмом жизненного уровня реформы Эрхарда были приняты обществом. Борьба с монополиями развернулась и в СССР, где она приняла совершенно иную форму. Здесь промышленным «управляющим» противостояли партийные секретари. После убийства в 1953 одного из лучших управленцев ― Берии ― секретари усилились. Перелом произошёл в 1957, когда Секретариат ЦК отобрал власть у Политбюро. Ликвидация монополии мтс привела к потере контроля над сельской экономикой. Чтобы «удержать равновесие» крестьян прижали увеличением налогов, запретом приусадебных хозяйств, закрытием базаров. Эти меры подорвали снабжение городов продовольствием: начались перебои в поставках мяса, хлеба, муки, крупы, масла. В этой политике проявился и коммунистический догматизм Хрущёва, пытавшегося бороться с частным (кооперативным) производством. Во Франции входившие в 1944-47 в состав правительства коммунисты, добились принятия социального законодательства и частичной национализации. В парламенте они имели 27%, но после принятия плана Маршалла из правительства были удалены. Итальянские коммунисты, отказавшись от вооружённой борьбы за социализм и разоружив своих партизан, в 1944-47 тоже входили в правительство.
Рост населения после войны продолжился. В 1945-60 высокие темпы прироста были в Германии, Японии, СССР. К 1960 население Британии составляло 52 миллиона, Франции ― 45, ФРГ ― 53 и Японии ― 91 миллион. Население США составило 179 миллионов, СССР ― 209 миллионов. Рост населения Англии, Франции и Японии в значительной степени объяснялся иммиграцией из бывших колоний. В США, как и в СССР, иммиграция в этот период была минимальна. Основной причиной роста населения было снижение детской смертности, следствием чего было увеличение средней продолжительности жизни. Во Франции и в Западной Германии в послевоенные годы промышленные центры стали быстро расти. А в Британии урбанизация уже достигла предела: городское население там составило 80%. В Японии же ещё в 1950 деревня обеспечивала 30% прироста населения городов. В США после войны в города переселялись разорявшиеся фермеры. Активность рабочего класса там снижалась, его характерные черты стали исчезать. После разгрома Германии общественные идеи о «фольксгеноссе» были восприняты победителями. Гигиенические требования к жилищу, которое должно быть просторным, здоровым и опрятным, учли и в Америке, и в России. С конца 1940х в США началась застройка пригородов типовыми домами, изготовляемыми заводским способом. Скромные внутри и снаружи, они были дёшевы и позволяли хотя бы приблизиться к «американской мечте». «Справедливый курс» Трумэна предусматривал повышение минимума зарплаты, финансирование образования, введение медицинского страхования. Был принят закон о строительстве 800 тысяч квартир в течение шести лет. В 1946-60 реальные доходы американских домохозяйств выросли на 16%. В 1957 из всех электрифицированных домов 96% имели холодильники, 87% — посудомоечные машины, 67% — пылесосы, 18% — морозильники, 12% электрическую или газовую сушилку, 8% — кондиционеры. Около 72% домохозяйств в США к 1960 имели автомобиль. В 1956 году Конгресс выделил 26 миллиардов долларов на строительство автострад. Широко распространилось телевидение: к 1960 телевизор имели три четверти семей. Выросли торговые центры, изменившие стиль потребления. Если в конце войны их было всего 8, то в 1960 — 3 480.
В СССР, где за время войны было разрушено 1710 городов и посёлков, после её окончания тоже развернулось жилищное строительство. В больших городах строились электрифицированные многоэтажные здания с водопроводом и канализацией, ванными, холодной и горячей водой. В 1954 на жилищное строительство были ассигнованы громадные средства, развёрнуто типовое проектирование, налажено производство строительных деталей на заводах. Градостроительная политика в СССР была направлена на развитие коммунальной сферы, поскольку это соответствовало коллективизму и требовало меньше затрат. Простые по архитектурному облику «хрущёвки» были оборудованы всеми удобствами. Ведущее место заняла двухкомнатная квартира, включавшая кухню, санузел, переднюю. Расстояния между домами определяли санитарные нормы, дворы озеленялись, а вдоль улиц устраивали газоны. Одновременно с жилыми домами строились школы, магазины, кинотеатры, парикмахерские, ателье, почтовые отделения, поликлиники. Развивался общественный транспорт. В США тоже строили сети горячего водоснабжения и центрального отопления, но масштабы были намного скромнее. В ФРГ в 1950е рабочая неделя была сокращена, узаконены ежегодные отпуска. В соответствии с ростом цен автоматически повышались пенсии и пособия. В 1957 размер законодательно установленной пенсии составил не менее 60% средней заработной платы. Рабочим в 50-е годы продавали «народные акции» для привлечения их к управлению и расширения класса собственников. В Японии в 1945 были разрешены профсоюзы, в 1946-48 приняты законы о помощи нуждающимся, страховании по безработице, благосостоянии детей и нетрудоспособных, в 1959 был принят закон о пенсиях. Во всех богатых странах мира именно национальные, а не частные пенсионные системы позволили искоренить бедность среди пожилых, которая была широко распространена еще в 1950-60е. Наряду с доступом к образованию и здравоохранению пенсии были третьим «китом» социальной революции. При устойчивом экономическом росте государствам не трудно направить часть доходов на увеличение социальных отчислений.
В Англии в 1948 была создана Национальная служба здравоохранения. Как и в СССР, она финансируется за счёт налогов, а не медицинского страхования и предоставляет широкий спектр медицинских услуг, большей частью бесплатно. В Германии же медицина финансируется за счёт страхования: ежемесячно из зарплаты работника отчисляется определённый процент. В СССР в 1944 были открыты вечерние школы для молодёжи, введены системы оценок успеваемости и поведения учащихся, выпускные экзамены. Хотя с 1940 обучение в 8-10м классах стало платным, уровень образования населения возростал, и школы охватывали всё более широкие слои. Возростали и требования к выпускникам. К началу 1950-х школы РСФСР перешли на всеобщее семилетнее обучение. В Англии, где среднее образование было обязательным с 1918 года, большинство детей, в действительности, оставалось в начальных школах. С 1947 приём в гимназии стали проводить на основе тестирования. Впрочем, в Лондоне это обошли, создав единые школы, в которые принимали без тестирования детей своего микрорайона. Гимназия была определена, как место обучения одарённых детей. Таким образом, удалось сохранить элитарный характер образования. Не прошедшие испытаний, направлялись в ремесленные училища или школы второй ступени. Рекомендованное дополнительное образование для всей молодёжи в возрасте до 18 лет, в Британии не удалось реализовать из-за экономии бюджетных средств. Ребёнок в буржуазное время стал экономической проблемой: радость при его рождении омрачалась беспокойством о предстоящих расходах. Дети стали помехой, а брак ― способом удовлетворения потребностей. Укрепился индивидуализм, проповедовавший «освобождение» женщины. На сцену вышла мужеподобная работница, которая, придя домой, чувствовала себя усталой и не хотела заниматься домашней работой. Нацисты попытались это исправить. Гитлер говорил: «Большой мир строится на малом: мужчина проявляет мужество на поле боя, а женщина самоутверждается в самоотдаче, в страдании и в работе. Каждый ребёнок, которого она рожает на свет – это её битва. Выигранная битва за существование своего народа». Только став матерью, она достигает полного совершенства как женщина. Именно мать развивает душу ребенка, учит его верности, чести, правдивости, мужеству и постоянству. «Нордическая» семья рассматривалась как товарищество. Особое внимание уделялось «улучшению расы». Восстановление семьи наблюдалось в этот период и в других странах. Послевоенный экономический бум возродил семью в Америке. В 1946 число свадеб там достигло абсолютного максимума. Американская семья 1950-х являла собой образец: мужчины каждое утро уезжали на работу в город, а их жёны воспитывали детей, готовили и убирали. Американцы предпочитали семейные отпуска, вместе ходили в библиотеку или кинотеатр. Товарищеские отношения между супругами позволяли строить более устойчивую и удобную семью, чем могли вообразить себе их родители.
СССР, проходивший за десятилетия путь, на который Запад затратил столетия, не мог избежать социльных перегрузок и перекосов. Число городских семей быстро увеличивалось. При этом производственная деятельность перемещалась за пределы семьи, производственные обязанности отделялись от семейных. В России эти общемировые тенденции были доведены до крайности, особенно в отношении женского труда на производстве. Женщин всеми способами понуждали оставить домашнее хозяйство и наняться на работу. В социальном плане результатом этого стали безнадзорные дети. Авторитет старших таял, чему способствовало и повышение уровня образования детей. А обеспечение образования и медицинской помощи из общественных фондов тоже косвенным образом понижало авторитет родителей. В то же время дети оставались иждивенцами намного дольше, чем прежде. Возросшие потребности городских детей привели к снижению рождаемости. Вынашивание и вскармливание, занимавшее десятилетия жизни крестьянки, стали укладываться в несколько лет, материнские обязанности резко сократились. Традиционный брак, отвечавший базовым условиям существования людей, был деформирован. Стали рапространяться внебрачные связи, разводы. Погоня за личным счастьем оправдывала эгоизм, заставляла пренебрегать счастьем близких. Распад семей травмировал супругов и детей, порождал недовольство. На этой почве развивался цинизм, гедонизм и другие нетрадиционные подходы. Традиционные семейные отношения в наибольшей степени сохранялись на Востоке. В Японии даже в производственном коллективе существовала атмосфера семейного клана, где старшие всегда заботились о младших, а младшие стремились образцово выполнять свой долг.
Коммунизм Маркса отрицал христианскую веру. Не смотря на то, что коммунизм вообще по происхождению был христианской сектой (ересью), впоследствии, соединившись с рационализмом, это учение отвергло духовность. Естественной реакцией верующих христиан было отвращение и ужас. Но сами коммунисты вовсе не стремились в геенну огненную, а напротив, собирались обустроить царство Божие на земле. Однако вместе с Библией они отвергли и десять заповедей, полагая, что в раю не должно быть ни собственности, ни семьи. Заменив веру культом Разума, они возлагали на него все свои надежды. Но Мировая революция задерживалась, а жизнь продолжалась, поэтому некоторые заповеди продолжали фактически выполняться и в России после 1917. Запад же, особенно США, оказался в вынужденном противостоянии с этой идеологией. Недостаток аргументов подтолкнул западную пропаганду к демонизации СССР, где якобы царили грабёж и прелюбодейство. Даже нейтральная социалистическая Швеция американской пропагандой выдавалась за страну разврата. Но в действительности, не смотря на революционное разрушение моральных устоев, сталинский СССР в нравственном отношении более походил на фашистские государства, где моральный кризис прогресса вернул уважение католической церкви. Такой разворот «коммунистов» произошёл под воздействием традиционных нравов населения, которое в подавляющем большинстве было крестьянским по происхождению. Крестьянство же («мелкая буржуазия», как говорили марксисты) было базой фашизма. Поэтому в СССР и мода установлась как в Третьем рейхе: практичная, пристойная и со вкусом. Одежда, мешавшая движению, вроде узких юбок, высоких каблуков, остроносых туфель была отвергнута. В некоторой степени такой подход был распространён и на Западе. Счастливое социалистическое (или «кейнсианское») поколение взрослых приняло традиционную мораль, но дети и молодёжь, не обременённые экономическими проблемами (а потому и не осознававшие земных тягот) жили в мире мечтаний и грёз. Они верили в химеры (свободу, например) и традиционную мораль клеймили как ханжество. Холодная война на той и на другой стороне подпитывала подростковые протесты иллюзиями заморского «рая».