ГОВОРЯЩАЯ ОБЕЗЬЯНА

 

                                           I

 

Множество людей живёт на Земле. Нас так много, что даже повстречаться с каждым человеком невозможно. Невозможно повстречаться даже с каждым десятым. Нам не известно всё множество живущих на Земле людей. А те, кто живёт от нас далеко, нам не понятны. Поэтому всё множество людей разделено на подмножества, внутри которых люди хотя бы могут друг друга понимать. Но эти подмножества культур тоже очень велики и сами делятся на другие подмножества, внутри которых люди хотя бы встречаются физически. Но и эти «подмножества» велики, и они дробятся на более мелкие. И так далее, пока мы не приходим к относительно небольшим обществам, в которых мы и живём. Это  свои. А те, дальние, − чужие, мы их не знаем. И пусть они тоже люди, и не хуже нас; но мы их не знаем, и у нас есть свои интересы. А они чужие.

Нет единого человечества. Всё множество людей разбито на подмножества. Одни подмножества оказываются «впереди планеты всей», другие – отстают. Лидеры со временем меняются. А культур сотни, поэтому вероятность того, что свои окажутся впереди всех, невелика. И возникает противоречие в душе человека: бежать вперёд, или идти вместе со своими. Школа учит нас мыслить прогрессивно – идти вперёд. Но идти приходится по ногам и даже по головам. Так требует наше школьное знание законов мироздания. А у живущих вместе, своих, есть своё, общее знание: со-весть. Совесть. И это знание не позволяет ходить по головам. Да и по ногам тоже.

Совесть сейчас многим кажется такой же химерой, как Бог, и другие такие понятия.  Это материализм – идеология, низводящая человека до уровня животного. Когда нет ничего святого, исчезают моральные преграды, и путь к победе становится прямее. Но презрение к морали автоматически порождает цинизм, а цинизм в дословном переводе означает «собачность». То есть, человек такой, как бы собакой становится. Ну, натурально, собака и есть. Облезлый только. Однако говорят, что человек от обезьяны произошёл.

И я верю – от обезьяны. И верю, что Богом сотворён. Не вижу тут противоречия: «технология» Божественного творения в Библии не раскрыта. Сказано только: «Создал Господь Бог человека из праха земного». Но и наука говорит то же: тело наше формируется из потребляемой пищи. А всё, что мы едим, растёт из «праха земного». В научных трудах вопросы биохимии и физиологии объясняются подробно. Но какая могла быть необходимость в донаучные времена описывать эти подробности в священном писании? Здесь нет противоречия между Библией и наукой. Есть только представление о «боженьке» — этаком старичке, сидящем на облаке. Вот такой «боженька», конечно, слепил из глины (или из пластилина даже) человечка. В такого «боженьку» я не верю.

Людям, чтобы уверовать, чудеса нужны особые. В обыденном чуда не видят. На себя взгляните! Разве не чудо, говорящая обезьяна?  Кто мог сотворить такое? И как? Биологи объясняют происхождение видов, но все изменения там в строении тела. Человек строением тела от гориллы мало отличается. Но речь и разум! Ведь тут же пропасть между человеком и всем остальным миром! Как мы её преодолели? Наука не в силах объяснить здесь ничего.

 

 

                                        II

 

Как возникла речь? Существуют сотни различных теорий происхождения языка. Но наука не может доказать их истинность или ложность. Наука сама опирается на логику, то есть на язык. Это заколдованный круг: посредством логики можно объяснять всё, что угодно, только не саму логику. Поэтому в 1866 году Парижское лингвистическое общество запретило дискуссии  о возникновении языка, и сто лет этот вопрос не рассматривался. С 60х годов ХХ века к нему стали снова обращаться. Но ни одна гипотеза так и не признана доказанной. Скорее всего, язык не мог образоваться не только «одномоментно», но и под воздействием единственной причины. Происхождение видов есть следствие мутаций, а мутации не имеют общего вектора. Так что, происхождение человека (а значит и языка) это следствие некоторого «броуновского движения», в ходе которого был пройден ряд последовательных (а может быть и параллельных) процессов, которые в итоге и привели к появлению человека.

Одной из главнейших предпосылок образования языка был язык – орган вкуса и осязания. Вернее, конечно, все органы речи и слуха.  У человека они особенные – позволяют слышать и воспроизводить очень точно самые различные звуки. Почему возникла такая способность? Возможно, миллионы лет назад была причина, теперь до неё не докопаться. Но по аналогии, скажем, с птицами можно предполагать, что была необходимость обмена звуковыми сигналами (в зарослях? в темноте?). Итак, человек уподобился какаду. А подражать он умеет лучше попугая.

Есть ещё мнение, что труд сделал из обезьяны человека. Действительно, работа руками очень способствует развитию сообразительности. Но, надо заметить, что для того, чтобы начать сознательно работать – добиваться поставленной цели – нужно сначала осознать такую возможность. Отсюда следует, что человек сначала имел способности, но не говорил и, в общем, не думал. А потом задумался и начал говорить. Вот этот «человек», не говоривший, но способный издавать звуки – сигналы, это и был тот самый обезьяночеловек – питекантроп.

Высказывалось также мнение, что человеком стали те особи, которые воспринимали внушение – внушаемые. Действительно, человек, в отличие от всех животных, поддаётся внушению, и сам способен внушать. Внушение едва ли не самый важный способ организации человеческого сообщества, и это отличает нас от животных. Более того, именно внушение является скрепой общества, удерживает людей от разобщения и разброда. И вообще, оно как бы замещает стайность, стадный инстинкт. По сути, внушение это и есть инстинкт стаи, переложенный на язык, логическая проекция коллективизма. Таким образом, внушение не могло не появиться в человеческом обществе, но оно не причина становления человека, а его следствие.

Существует ещё гипотеза формирования человека на побережьях-мелководьях. Действительно, эта экологическая ниша привлекательна во многих отношениях. Прежде всего, надо отметить здесь обилие разнообразной пищи. Эта гипотеза также легко объясняет прямохождение (в воде на четвереньках не очень удобно передвигаться), стопу, совершенно не похожую на обезьянью «руку» (это скорее ласта, чем лапа) и, наконец, практически полное исчезновение «шерсти», которое иначе вообще не поддаётся объяснению. «Лысые» животные только в водоёмах и живут. Поддерживает эту гипотезу и любовь человека к водным процедурам, к которым другие понго довольно равнодушны. Может быть, человек и в самом деле обособился от своей «родни» переселившись из леса на пляж?

 

                                        III

 

В наше время к поиску предков человека подключилась и генетика. И почти мгновенно выдала просто замечательные результаты. Они на удивление связны и хорошо совпадают с мнением авторитетных антропологов об африканской прародине человечества. Эта «красота» столь быстро полученных результатов настораживает. Почему в этой, относительно новой, научной дисциплине нет ошибок, нет своего «пильтдаунского человека»? Может быть, следует подождать, приняв полученные генетиками результаты к сведению?

Как они получены? Проанализирован состав ДНК, содержащихся в хромосомах двухсот тысяч человек по всему миру. Для восьми тысяч анализ проведён полностью, для остальных ДНК проанализирована частично. 200 000 от 7 000 000 000 живущих на Земле людей составляет 0,35%. Это, прямо скажем, небольшая выборка, поэтому важно, как именно она выбиралась. Но о порядке формирования этих двухсот тысяч известно мало.

Результатом  работы стало определение нескольких десятков популяций, локализованных на определённых территориях. Считается, что эти популяции (соответствующие выявленным различным мутациям ДНК) господствуют каждая на своей территории. Далее была выстроена иерархия популяций, соответствующая генетическому древу  мутаций. Генетики при этом исходят из того, что мутации развиваются последовательно, поэтому можно проследить, как из более ранних групп развиваются более поздние.

Таким образом были выявлены «исходные» ДНК, названные журналистами «митохондриальная Ева» и «Y-хромосомный Адам». По средней скорости мутаций определён и их возраст – около двухсот тысяч лет. За возраст, впрочем, поручиться нельзя, так как при разных условиях скорость мутаций может меняться в очень больших пределах. Да и эта скорость получена в экспериментах над дрозофилами. Насколько корректно  её применение к человеку? Да ещё и в не известных точно условиях, которые существовали давным-давно.

Однако всё же по этим данным удалось построить  маршруты движения «племён» в доисторические времена. Исходным пунктом является Африка, вернее экваториальная её часть. То есть, как бы подтверждается «олдувайская прародина человечества». Далее мощными потоками через Баб-эль-Мандеб и Синай народы двинулись в Азию и, покрутившись в центре её, разошлись по всей земной суше. Может быть, так всё и было. Но хотелось бы, что бы это подтвердили и другие исследования —  генетические, антропологические, лингвистические, геологические.

 

                                         IV

 

Первые млекопитающие появились примерно 225 миллионов лет назад, возможно даже, в Антарктиде, которая тогда соединялась с Австралией, Африкой и Южной Америкой. Около 190 миллионов лет назад появились сумчатые млекопитающие, которые распространялись в тех же местах. Плацентарные появились приблизительно 170 миллионов лет назад. В то время связь с Австралией, видимо уже прервалась, и плацентарные в Австралию не попали. Расселяясь по разным континентам плацентарные образовали много различных групп. В Африке  жили африканские звери (в том числе предки слонов), в Южной Америке – неполнозубые (ленивцы, муравьеды). Около 100 миллионов лет в Северном полушарии появились «северные звери». Это противоречит теории дрейфа континентов – по ней Южная Америка и Африка связей с северными материками в то время не имели. Но, надо сказать, палеонтологи не очень упирают в эти миллионы лет, для них более достоверна последовательность событий: это раньше того, а то позже этого. Абсолютный возраст определяют в основном физики, и гарантировать точность они не могут. Но для непрофессионалов всё же удобнее пользоваться абсолютной хронологией, в миллионах лет.

Так вот, непонятно как попавшие на север звери около 90 миллионов лет назад разделились на два таксона. В первый входят все от ежей до китов, включая рукокрылых, хищных и копытных. Во второй – только грызуны и приматы. Предполагают, что приматы появились в Азии примерно 75 миллионов лет назад. Отсюда они расселились по тропикам Старого света. Если так, то непонятно как обезьяны попали в Южную Америку. Человекообразные обезьяны выделились из обезьян Старого света 35 миллионов лет назад. Сейчас человекообразные живут на экваторе — в Африке и в Индонезии. Только гиббоны живут ещё в Южном Китае. Где же они обитали изначально? Трудно поверить в их путешествие вокруг Индийского океана, которое утверждает наука. Другие обезьяны живут на его северных берегах, но человекообразные – нет.

Предположим, миллионов так 15 лет тому назад жил такой человекообразный питекантропус близко родственный шимпанзе, но повыше ростом и потяжелее. По этой причине он жил больше под деревьями, как горилла, а не на ветвях, подобно шимпанзе. Это была обширная страна с пересечённым рельефом, лесистая и очень тёплая (экваториальная). Питался наш питекантропус преимущественно кокосами и бананами (чем-то вроде этого), но не брезговал и другой пищей, включая и мясную. Добывая пищу, иногда использовал палки и камни. Умел строить гнёзда из веток.

Допустим, прожил он так 5 миллионов лет. А потом вся страна, где он обитал, опустилась вследствие геологических процессов и была затоплена водами океана. Но затопление было неглубоким, и страна превратилась в скопление лесистых островов среди мелководных водоёмов. Плодовые угодья при этом сократились, но не исчезли. А в воде появилась новая пища: моллюски, раки, иногда и рыба.  По мелководью удобно было именно ходить на двух ногах, иногда и плавать. Волосы здесь только мешали, поэтому жизненно полезны были мутации, ведущие к слабому росту «шерсти». Мелководья опасны: туда могут заплывать акулы и крокодилы. В воде от них не убежишь. Полезно было выставлять на горе сторожа. Который следил бы за обстановкой в акватории и, в случае опасности, мог бы подать сигнал. Например, «справа в ста шагах крокодил!»

В этих условиях рыба должна быть желанной добычей, но трудной. Руками её взять практически невозможно. Есть только камни и палки. Заострённая палка в воде необходима – ей можно бить рыбу, поддеть закопавшихся в дно раков и моллюсков, можно даже отбиваться от акул и крокодилов. А заострить палку можно острым камнем. Вот так мог появиться современный человек – прямоходящий, голый, плохоговорящий, овладевший всего одним-двумя технологическими процессами, но способный. Человек способный – Homo sapiens. И продолжалась такая жизнь, я думаю, ещё лет миллионов этак пять. Так это было или нет, наука точного ответа не знает.

 

                                        V

 

Чтобы ответить, нужно найти доказательства. На поверхности мало что могло сохраниться, следовательно, надо копать. А где? Сначала копали в Германии. Оно и понятно – первыми задачу сформулировали Гёте и Геккель. Затем подключились французы и англичане. И это понятно  после трудов Ламарка и Дарвина. Копали по всей Европе – в своём огороде копать проще. Но выяснилось, что люди в Европе появились уже «готовые» — «произошли» они где-то в другом месте. Если человекообразные живут вблизи экватора, по берегам Индийского океана, то и первобытного человека следует искать там же. В конце XIX века Дюбуа поехал на Яву и нашёл там три кости. Определили как питекантропа яванского. Но потом переключились на Африку. Там уже и «колыбель  человечества» построена и «Еву» с «Адамом» генетики нашли. А на юге Индии, Мадагаскаре, в Юго-Восточной Азии или совсем не ищут, или копают в сотни раз меньше. То ли политика примешалась, то ли «научная школа» не сложилась…  А, между тем, доказать «происхождение человека», вообще говоря, нельзя. Можно только подтвердить стройную теорию. И верить в неё.

Так вот, африканская прародина сомнительна:

  1. Потому, что там удобнее копать (а копать надо везде, где можно что-то найти);
  2. Наименее специфические черты имеет раса австралоидов, поэтому их территории больше подходят для поиска «колыбели» человечества;
  3. Наибольшая «плотность» языковых семей находится на Новой Гвинее – это косвенным образом указывает на большую древность обитания людей в этих местах;
  4. Юго-Восточная Азия является центром, из которого по суше (или через небольшие водные препятствия) люди могли двигаться во всех направлениях и заселить все материки. А Африка – это тупик. Это не доказывает, конечно, что «африканская прародина» не возможна, но требует проверить и «азиатскую прародину».
  5. Гипотеза дрейфа континентов не согласуется с существованием лемуров только на Мадагаскаре и с существованием обезьян также и в Южной Америке. В то же время эта гипотеза утверждает, что уже 20 миллионов лет назад карта мира приобрела современные очертания, и Африка, Индия, Мадагаскар и Индонезия сухопутные связи утратили. Однако человекообразные разделились позже, но живут по обе стороны Индийского океана, а в Индии их нет. Как орангутаны и гиббоны попали в Индонезию? Это наводит на мысль о существовании сухопутного моста в Индийском океане (который исчез около 5 миллионов лет назад). Вот там и могли жить и человекообразные, и голый человек. С этого «моста» они могли проникнуть в Африку и в Индонезию.

 

Но, не смотря на то, что восстановить «родословие» человека не удалось, в общем, представляется такая картина: Около 5 миллионов лет (±2 или даже 3) тому назад люди стали выходить из пределов райской Лемурии, в которой они обитали изначально. Или она продолжала погружаться в океан, или людей стало больше, но исход начался. И выходили люди на восток – на Зондские острова – и на запад – в Африку. Так можно судить по найденным останкам. Расселяясь, люди разделялись на расы, что естественно. (Когда группа уходит и живёт изолированно в течение столетий, внутри неё идёт близкородственное скрещивание и закрепляются определённые признаки. Так и образовались первоначальные расы.) Первые расы были: яванский питекантроп,  а вслед за ним питекантропы из южного Китая. Позже в северном Китае появились синантропы. На западе старейшим из найденных является сахелантроп в Сахаре. Более поздние гомо хабилис и гомо эргастер в восточной Африке. В Индии и на Мадагаскаре не нашли никого, да, впрочем, и не искали.

Различают два «класса» каменных орудий: просто сколотые гальки и тщательно оббитые «рубила» (их иначе называют «каменные топоры»). Считается, что по ним можно определить уровень развития человека и даже степень «очеловеченности». Наверное, это упрощение. Люди использовали то сырьё, которое им было доступно, и делали те инструменты, которые были необходимы. Кроме того, камень широко использовался там, где он был. В лесных районах скорее применяли дерево, в Юго-Восточной Азии – бамбук, на морских берегах могли использовать раковины. А ещё во многих местах могли использовать кость. Могли использовать и не обработанные природные камни, если их форма была подходящей. Дерево, кость, бамбук с тех времён сохраниться не могли; раковины и «природные» камни трудно выявить. Поэтому судить о прогрессивных и отсталых обществах по этим первым типам каменных орудий трудно. Развитие техники могло иметь и иное выражение. А могло его и не быть на каких-то территориях. Но это нельзя считать косностью. Если было развитие, значит, оно имело смысл и причины, если не было развития, значит, и нужды в нём не было. Нужды не было! Так это же хорошо.

Человек по природе своей смел. Поэтому смел, смеет и посмеет принимать вызовы больших сил, на что другие звери не способны. И даже думать человек посмел. Поэтому и огня человек не боялся в отличие от других зверей. Человек нашёл способ тушить огонь, а потом и разводить, и поддерживать. Собственно, это и сделало его отличным от других зверей. Но человек долго не пользовался огнём – нужды не было. И, только, когда, осваивая более северные края, человек пришёл в местность с прохладным климатом, он стал пользоваться огнём постоянно. И не только для тепла. Фрукты в тех краях растут хуже, а корни и листья (и тем более мясо) лучше обжарить – они станут мягче и вкуснее. Мясо! Там, где мясо, там и шкуры, там мех. А в холодных краях хочется закутаться в тёплое, укрыться чем-нибудь. Огонь и одежда появились у людей, когда они вышли из субтропиков в  умеренный климат. Сегодня известно, что уже синантропы постоянно пользовались огнём около полутора миллионов лет тому назад. В те времена севернее них никто не жил. Хотя есть сообщения о стоянке Диринг-Юрях в Якутии, но там находки довольно скудны. А следы огня в Африке, может быть, и не связаны с человеком. Освоение огня это, собственно говоря, и было становлением человека… и исходом из рая.

Постепенно люди занимали более холодные области, и связано это было, скорее всего, с увеличением населения. В связи с этим продвижением формировались новые расы. Наиболее изучены из них (и наиболее раскопаны) неандертальцы, занимавшие 300-100  тысяч лет назад всю континентальную Европу, кроме Польши. На юге они обитали вплоть до Аравийской пустыни. Как и все древние люди, они держались ближе к предгорьям, поэтому часто жили в пещерах, хотя умели строить хижины. Жили они преимущественно охотой и питались больше мясом. Главным орудием на охоте была деревянная пика, конец которой заостряли обжигом в огне. Неандертальцы продвинулись и в обработке камня. Они умели скалывать тонкие отщепы, изготовляли из них скребки, ножи и другие орудия. Такая техника сильно изменяла быт. Они одевались в шкуры. Кроме того, неандертальцы умели вправлять вывихи, лечить переломы костей. Они были мощные, коренастые, носатые, волосатые и, вероятно, рыжие. Умерших они хоронили, согласно своей вере.

Аналогичная техника обработки камня существовала в то время и в Северной Африке. В Южной Африке камни в то время раскалывали обжигом в костре.

Другая раса, существовавшая в то время, − «денисовцы». Находок тут очень мало, практически только в Денисовой пещере на Алтае. Изученность, соответственно, тоже очень плохая. Но по ним проведён генетический анализ и выявлено родство с меланезийцами. Иначе говоря, существует вероятность, что денисовцы были продвинувшимися на Алтай представителями веддоидной расы, в которую входят древние жители Индии, Индокитая, австралийские аборигены. Может быть, это потомки питекантропов? Австралоиды чернявы и волосами и кожей, бородаты, широконосы. Волосы у них волнистые, даже кудрявые. Их раньше относили к неграм, но в действительности пигментация не главный расовый признак. Австралоиды как будто сочетают в себе черты разных рас. Денисовцы умели сверлить и шлифовать камни, делать бусы. У них были иглы, значит, они умели шить.

Известны ещё коротышки с острова Флорес в Индонезии. Ростом они были около метра, но тоже охотники. Считается, что они вымерли, однако в фольклоре полинезийцев есть сообщения, что до них на островах жили какие-то карлики «менехуне» ростом тоже около метра. Это намного меньше роста пигмеев и негритосов (1,5м). Исследования черепа Фло позволяют думать, что коротышки по сравнению с нами видели хуже, но зато у них сильнее было развито ассоциативное мышление, они лучше опознавали предметы и лица. У них было хорошо развито воображение, абстрактное мышление. Они способны были планировать свои действия. Каменные орудия у них были самого простого типа.

Теперь считается, что так называемый «современный человек» — Homo sapiens sapiens (человек разумный-разумный) появился 160 тысяч лет назад в Эфиопии. Называется этот образец «идалту». Поначалу был он, по всей видимости «лицом чёрен». В связи с разразившейся, как считают, в Африке около 130 тысяч лет назад сильной засухой, идалту перешёл обмелевшее в то время Красное море и около 100 тысяч лет назад обитал в Плестине, где, видимо, жил чересполосно с     неандертальцами, от которых перенял многие обычаи, а отчасти и смешался с ними. От этого скрещения, может быть, и образовались европеоиды (кроманьонцы). Имеются также сведения о вражде между идалту и неандертальцами и имевшем место людоедстве.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *