ГОВОРЯШША ОБЕЗЗЯНА

 

 

    ГОВОРЯШША ОБЕЗЗЯНА

 

                                               I

 

Уйма люду  на Земе живушше. Нас тако много, чё ажно кажна-то и встренуть   не могёш дак. Не могёш  встренуть  ажно  кажна десята.  Всю уйму-то на Земе живушше не знам.  А, кто далёко от нас  живушшы  — не разумем. Посему людска  уйма-та  на пол-уймы разделено, в коих люди один другово хотя разуметь могут. Да и сеи пол-уймы — культуры  шибко больши и сами деляцца на други пол-уймы, в коих у людей-то  встречи быват.  Да и сеи «пол-уймы» велики, дак, и они дробяца на помельче. И так всё, покуда   не дойдам до не шибко больших обчеств, в коих сами живам. Тут  свой люд. А там, дале, — чужи, не знам их. Пушшай они тоже люди-то, и не худы боле нас; да мы их не знам, а антересы свои имам. А они чужи.

Род людской не заединой. Вся уйма-то люду  на подуймы разбито. Онни подуймы  всех опережат, други – отстават. Коноводы переменяцца быват. А культур-то сотни. Посему вероятнось, чё свои всех опередят, невелика дак. И метацца  душа людска:  вперёд кидацца, или со своим людом айдать? Школа-то нас научала   «прогрессивно мыслить» –  вперёд айдать. Так, по школьному знанню, белой свет-то устроенной. Оннако случацца  айдать надо по ногам и ажно по головам.  А у своих-то, кто вместе живушше,   своё знанне: со-весть. Совесь. И это знанне не позволят  по головам-то айдать. Да и по ногам дак.

Терь  многи думат, будто совесь така ж химера, как Бог, и други таки слова.  Это матерьялизьм – идеология, чё опускат людей до уровня животины. Када нет ничё свята, ишшезат моральны перегороды, и путь к победе спрямляцца. Оннако  мораль презремши сам в цинизм впадаш, а цинизм  дословно  означат «собачнось». То ись, людь такой, будто бы собакой стават. Ну, натурально, собака. Облезлый токо. Оннако грят, бутто человек от обеззяны проишшедши.

И я верам, чё от обеззяны дак. И верам, чё Богом сотворено. И то сему не супротив: «технология» Божесвена творення в Библии не разъяснено. Сказано токо: «Создал Господь Бог человека из пороха земна». Дак и наука  то ж бает: тело у нас из тово, чё едим, сложено. А всё, чё  едим,  из «пороха-то земна» и растёт. В научных трудах премудрось биохимии и физиологии подробно объяснено.  Но кака нужжа  была бы  в донаучны времена описать сё так подробно в свяшшенном писанне? Наука  здеся Библии-то не перечит. Оннако многа люди думат, чё  «боженька» —  старичок такой,  на облаке сидяшше. Сей «боженька», человечка-то из глины и слепил будто. В такого «боженьку»  не верам!

Людям для веры особы чудеса надо. В привышном чуда не зырят. Да на ся-то гляньте! Говоряшша обеззяна не чудо ли?  Кто мог таково сотворить? Как? У биологов  происхожженне видов объяснено, но  там токо  строй тела меняцца. Да людско  тело-то от гориллы не шибко отлично. Но сказ и толк людской! Ить тут  падь меж людом и всей прочей тварью-то! Как мы-то  одолели? Наука здеся  ничё объяснить не могёт.

 

 

II

 

Как люди заговорили? В науке сотни разных теорий развито, как люди слово поимали. Да ни одна не доказана.  Наука-то сама  на логике стояшше, то ись на слове.  Заколдованный круг оннако! Логикой чё хошь объяснить могём, да токо не саму логику-то. Посему в 1866 году у  Парижска  лингвистическа опчесва заперечено споры про то,  как люди слово поимали. Сто лет о том  не толковали. С 60х годов ХХ столеття  снова к тому обрашшено. Да ни онна гипотеза так и не  доказано. Самоверно, говорка складалась долго и толчков к тому много было.   Происхожженне видов в след мутаций быват, а у  мутаций  обшша вектора нет. Пото происхожженне люду (и говорки дак) в след нека «броунова шарошення» поимано. И тем  ходом цепь последовательных (могёт быть и параллельных) процессов пройдано, коими людь-то ставлен дак.

Онно с  самоглавных начал для говорки − язык-от. Боле верно все органы говора и слуха.  У людей они особенны – позволят слышать и повторять шибко чётко саморазны звуки. Пошто люди  тако уменне имат? Могёт быть, мильоны лет тому  причина была, терь до ёй не докопашся. Положим, оннако, чё в дебрях ли, в потёмках, надо было перекликаться подобно  птицам. И людь какаду себя уподобил. А подражат он чишше попугая дак.

А то  ишшо некоторы мнят, будто труд  обеззяну людём оборотил. Взаправду,  рукоделле шибко помогат ума набраться. Приметим оннако,  чёб  осознано начать работать – ставить цель и переть – надо сперва уяснить саму таку возможнось. Отседа следоват, чё людь сперва хоть и мог, но не говорил, да и не думал.  Потом было задумался и  заговорил. Сей «людь», кой не говорил, но мог уже укать,  и был  самой-то обеззянолюдь – питекантроп.

Говорено было тож, чё людями стали те особы, кои поддались внушенню – внушаемы были, дак. И в сам деле, людь, в отличче от других тварей, поддаватся  внушенню, и сам  внушать могёт. Внушенне едва ль не самоглавный способ ставлення людска опчесва, чё  нас отличат  от животин. Как раз внушенне-то и скреплят опчесво да удерживат людей от разобшшення и разброда. Оно как бы заместо стайноси у людей, стадна инстинкта. По сути, внушенне – та ж стайна побудка, словом говорена, логическа проекция коллективизьма. Так чё  внушенне в людском опчесве должно быть, но оно не причина становлення люда, а  след тово.

Сушшествоват ишшо гипотеза становлення  людя на взморрях-мелководдях.  В сам деле, сей ландшафт   многим маняшший дак. Самоперво, харчей здесь обилле всякоразных. Така гипотеза  легко объяснят и прямохожженне (в воде на четвереньках не шибко удобно айдать), стопу, совсем не подобну  обезьянней «руке» (она боле ласта, чем лапа) и  почти полно шшезновенне «шерсти», которо иначе вошше не поддаватся объясненню дак. «Лысы» твари токо в воде и живут. Поддерживат  гипотезу-то и любовь людей к водяным процедурам, к коим други понга почитай равнодушны. Могёт быть, людь и в сам деле обособился от своёй «ронни» переселившись из лесу на пляж?

 

                                           III

 

В нашенско време  по прашшуры людски  ажно  генетика пайдала дак. И сей же час,  замечательны, прямо, результаты выдала. Да результаты-то удивительно складны, да шибко сходны  с, как мнят самоважны  антропологи, про африканску древню родину людья. Така «баса», да от таких спорых  результатов-то, ажно настораживат. Нова ведь научна дисциплина генетика-то! А пошто в ёй  ошибок нет? Свово «пильтдаунска людя» пошто нет? Могёт быть, след погодить? А результаты-то, получены генетиками, ведать.

Как их поимали? У двухсот тышш людей со вся свету состав ДНК в хромосомах анализовано. У восьми тышш ДНК целиком анализовано, у оставших —  чась токо дак. От    7 000 000 000  людей, чё на Земи живушше,  200 000-то  0,35% стало. Така выборка не велика, прям скажем, пото важно знать, как именно  выбрано было. Оннако как сеи   двести тышш набрано, худо знам.

По концу  работы-то явлено  десятки популяций. Кажна популяция-то  на своёй территории локализовано. Шшитат, чё  популяции-те ответствоват поиманым  мутациям ДНК. Дале  иерархия популяций построено было ответно древу генетичких  мутаций. Генетики тута шшитат, чё мутации онна в след другой айдат. Пото могём зырить, как из боле ранних мутаций боле позни появляцца.

Так от,  было имано «исходны» ДНК, кои у журналистов звано «митохондриальна Ева»  да «Y-хромосомной Адам». Ответно средней скорости мутаций ихний возраст  определено   коло двухсот тышш лет. Оннако за возраст  ручацца  не след, пото как от  условий скорось мутаций могёт шибко поменяцца дак.  Да и сама скорось-то из экспериментов с дрозофилами получено. Како право  её  к людю прикладать? Да ишшо и  условвя-то, кои  давным-давно были, не знам.

Оннако всё ж на иерархие-то популяций  успели положить  ходы  «племён» в доисторически времена. Исходно место в Африке явлено, в её экваториальной  части-то. То ись,  «олдувайска  древня родина люддя» подтвержжено будто. Дале мошшными потоками через Баб-эль-Мандеб и Синай люди пайдали в Азию и, пошарашась  посеред  её, разошлись по всёй земной суше. Могёт быть, так  и было. А  подтвердили б ка разультаты-то и други  исследовання —  генетички, антропологички, лингвистички, геологички.

 

                                         IV

 

Самопервы звери явились коло 225 миллёнов лет тому, могёт ажно, в Антарктиде, котора тода съединялась с Австралией, Африкой и Полудённой Америкой. Коло 190 миллёнов лет тому явились сумчаты  звери, которы жили в тех же местах. Плацентарны явились близко 170 миллёнов лет тому. Тода уже связь с Австралией,  прервалась видно, и плацентарны в Австралию не попали. Расселеннем по разным континентам у плацентарных  много разных групп явлено. В Африке  жили африкански звери (ажно слоны дак), в Полудённой Америке – неполнозубы (ленивцы, муравьеды). Коло 100 миллёнов лет в Полуночном полушарьи явились «полуночны звери». Таки слова уже супротив теорри дрейфа континентов – по ёй Полудённа Америка и Африка  с полуночными материками тода не связаны были. Оннако, надо сказать, палеонтологи не шибко упират в эти миллёны лет. Они боле доверят цепи  событий: сё раньше тово, а то позже сево. Абсолютный возраст-то определят боле физики, да точнось гарантировать  они не могут. А для непрофессионалов всё ж удобнее пользовать абсолютну хронологию, в миллёнах лет.

Звери, кои на полуночь попавши, коло 90 миллёнов лет тому  разделились будто на два таксона. В онном стали все от ежов до китов и ажно  рукокрылы, хишшны и копытны-то. В другом  – токо грызуны да приматы. Шшитат, будто приматы-то поспели в Азии коло 75 миллёнов лет тому. Отсель они расселились по тропикам Стара света. Коли так, тода не ясно как обеззяны  в Полуденну Америку попали. Понга от обеззян Стара света одделено 35 миллёнов лет тому. Шшас понга  живут на экваторе — в Африке и в Индонезие. Токо гиббоны живут ишшо в Полуденном Китае. Где ж они  спервоначалу были? Солоно поверить, чё они прайдали  вокруг Индийска океяна. Оннако  наука твердит тако. Други обеззяны живут на полудённом взморре океяна-то, а понга-то  не живут дак.

Пушшай, скажем, миллёнов  15  тому лет  жил такой понго-питекантроп  вроде шимпанзе, токо повыше да потяжельше. Пото  он  боле под лесом на земи толокся, как горилла, а не то, как  шимпанзе, на ветках. Страна-та была широка, не плоска, лесиста да шибко тёпла (экваториальна). Питекантроп-тот ел боле кокосы да бананы (или чё друго тако). Инаким харчём тож не брезгал, ажно и  мясо ел. Чёб еду добывать,  палки,  камни имал был. Из веток  гнёзда строить умел.

Допустим, прожил он так  миллёнов 5  лет. А потом  страна-то, где он жил, под воду ушла. Но затонула  не сопола, и стала вся как лесисты острова середь мелких  вод. Плодовы угоддя уменьшилось, но не шшезло. А в воде ина еда имано: моллюски, раки, инода и рыба.  На мелкой воде удобно как раз на двух ногах шастать, а то и плавать. Волосся тута токо мешат, пото для жисти гоже  было  мутации-то, кои супротив роста «шерсти». Мелка вода опасна!  Акулы,  крокодилы заплыть могут. В воде от них не убегёшь. Гоже было ставить сторожа на горе.  Да чёб сторож-тот  следил  за  акваторией, а коли опаснось, дак  сигнал подал бы. Например, «справа в ста шагах крокодил!»

В таком разе баско бы рыбу  добыть,  солоно дак. Руками  не памаш. А  камення да палки токо есь. Остра палка в воде-то нада.  Рыбу бить ей сподручно, подковырнуть  раков или моллюсков со дна. Острогой-то   ажно от акул и крокодилов отбицца могёшь. Острить палку  каменнем острым могём. От так людь-то стать  мог:  прямоходяшшей, голый, худо говоряшший, токо один-два технологически процесса умевший, оннако способной. Способной людь – Homo sapiens. И тянулась така жись,  думам, ишшо годов эдак  миллёнов  пять. Так, не так было, наука-то чётка ответа не знат.

 

                                        V

 

А для ответа-то доказательства не найдено. Сверху  мало чё  сохраница могло, след,  копать надоть.  А где? Поначалу  в Германии копали. Оно  понятно – сперва у  Гёте и Геккеля тако задано было. Потом  французы и англичаны подвязались. И то понятно, после трудов-то Ламарка и Дарвина. По всей Европе копать стали – в своём огороде прошше копать дак. Да «спелы» люди-то  в Европе найдено,  в другом месте где-то становлено. Раз понга близь экватора живушше, на полуденном взморре, то и перволюдя след там же искать. В конце XIX столеття Дюбуа  на Яву пайдал. Да  три кости имал там. В яванска питекантропа определено. Потом  на Африку перецепились. Там уж и «зыбка люддя» устроено, у генетиков «Адам» и «Ева»  найдано. А на полудень Индии, на Мадагаскаре, в Полудённо-Восточной Азии  совсем не ишшут, или копат во сто раз мене. Не то  политика тут замешано, не то  «научна школа» не складено…  А вошше,  доказать «становленне людя»,  неспособно. Способно токо подтвердить стройну теорью. И верить в её.

Так от, африканска  древня родина — шатко мненне:

  1. Пото, чё там боле спорушно копать, а копать всюду надоть, где  чё-нить найти могёшь;
  2. Самомало специфически черты у австралоидов, пото ихни территории боле гожи, чёб «зыбку»  люддя искать;
  3. Самобольша «плотнось» языковых семей на Новой Гвинее дак. Знать,  больша  древнось, как люди в тех местах обитат;
  4. Из Полудённо-Восточной Азии по суше (или через невелики водяны перегороды) люди могли двигацца во всех направленнях и заселить все материки. А Африка  сё тупик. Это не доказыват, конечно, чё «африканска  древня родина» не могёт быть, но требоват проверить и «азиатску древню родину».
  5. Гипотеза дрейфа континентов не согласно с сушшествованнем лемуров токо на Мадагаскаре и с сушшествованнем обеззян также и в Полудённой Америке. Оннако таж гипотеза утверждат, чё уже 20 миллёнов лет тому карта мира приобрела современны очертання, и Африка, Индия, Мадагаскар и Индонезия сухопутны связи утрачено. Оннако понга разделились боле  позно, но живушше по обе стороны Индийска океяна, а в Индии их нет. Как орангутаны и гиббоны попали в Индонезию? Гляда   сухопутной мост был в Индийском океяне (кой шшез коло 5 миллёнов лет тому). От там и могли жить и понга, и голый людь. С сево «моста» они могли прайдать в Африку и в Индонезию.

 

Хоть  «родословве» людя возстановить не удалось,  представляцца така картина: Коло 5 миллёнов лет (±2 или ажно 3) тому  люди стали выхоить из пределов райской Лемурии, в коей они обитали сперваначалу. Или она продолжала тонуть, или людей стало боле, но исход начато было. И выхоили люди на восток – на Зондски острова – и на закат – в Африку. Так могём судить по найданым останкам. Расселясь люди и разделялись на расы, чё и понятно.  (Када группа ухоит и живёт отдельно  столеттями, она внутри себя вся породнится  и у её  определённы признаки закреплено будет. Так от, стали первоначальны расы.) Первы расы было: яванский питекантроп,  а во след за ним питекантропы из полуденна  Китая. Потом в полуночном Китае  синантропы явлено. На западе самостарый из найданых —  сахелантроп в Сахаре. Боле позни — гомо хабилис и гомо эргастер в восточной Африке. В Индие и на Мадагаскаре  ничё не найдано, да  и не смотрено дак.

У археологов знано  два «класса» каменных снастей: просты сколоты гальки и ладом оббиты «рубила» (их иначе называт «каменны топоры»). Шшитат, чё по им могат поимать до куда развитой людь и ажно степень «людства». Упрошшат, поди. Люди пользовали то сыррё, чё   доступно было, и робили  снасти, кои было надо. Вошше, камень широко пользовали там, где он был. В лесу шибче имали дерево, в Полуденно-Восточной Азии – бамбук, на взморрях   раковины имали. А ишшо во многих местах, чай,  с кости робили. Поди и не обработаны природны камни имали, коли их форма гожа была. Дерево, кось, бамбук с того времи сохранно не могёт быть; раковины и «природны» камни солоно отличить. Пото судить о прогрессивных и отсталых обшесвах по сим первым типам каменных снастей солоно. Развитте техники поди  иначе выглядеть могло. А могло ево и не быть на каких-то территорьях. Но тако   косносттю шшитать не могём. Коли было развитте, знать, был смысл и причины, коли не было развиття, знать, и нужжы в ём не было. Нужжы не было! Так то же баско.

Людь-от он ведь смелой породы. Пото завсе смел, смет и посмет дале супротив большей силы стоять. Ины звери на тако не способны. И ажно думать людь  посмел. Пото и огня людь  не робел как други звери.  Людь научился  тушить огонь-то, а потом и разводить ё, и жечь. Так от он и стал не как все  звери. Оннако людь  долго не пользовал огонь  – нужжы не было.  Токо, кода на полуночь пайдал жить, да в холонны края попавши, стал завсе огонь пользовать. И не токо чёб тепло имать.  В холонных краях-то овочи тошшо родят. А  корення и лисття (а мясо тем боле) башше обжарить – боле мякко и смачно станет. Мясо! Там, где мясо, там и шкуры, там мех дак. А в студёных краях  закутаца  бы в тёпло, укрыца чем-нить хоца. Огонь и одёжа  у людей имано, када они  из субтропиков в  умеренный климат заявились. Сёння знам, чё уже синантропы полтора миллёна лет тому  завсе огонь пользовали. В то време на полночь от их нихто не жил. Бают, правда, про стоянку Диринг-Юрях в Якутах, оннако там тошшо имано. А следы огня в Африке, поди, и не людски. Как  огонь поимано, так и людь стал дак… а ирий утрачено.

Мало по малу всё  боле студёны земи, людями занято было, видать, племя людско шибко умножилось. А во след  тово в новых земях   новы расы явлено. Неандертальска раса-то сама изучена, да и сама раскопана.  300-100  тышш лет тому у их вся материкова Европа заимано было, кроме Польши. На полдень они ажно до Аравийской пустыни жили были. Как и все древни люди, они держались гор, и часто  в пешшерах жили, хотя балаганы ладить собили. Они жили боле полеваннем и ели боле мясо. Главна снась их в полеванне деревянный рожён был, а у ево  конец  обожженнем острёной. Неандертальцы  и в  каменном деле успевали. Умели скалывать тонку каменну шшепу, с кой ладили  скребки, ножи и другу снась. Така техника шибко бытованне меняла. Одёжа у их была из  шкур. Они ишшо вывихи вправлять могли,  переломы костей лечили. Крепки, коренасты, носаты, волосаты, да и  рыжи, чай, были. Мёртвых по вере ихней хоронили.

Каменно дело  в то же време и в Полуночной Африке также поставлено было. В Полуденной Африке в то време камни-то в огне калили, разколоть чёб.

Друга раса,  в то време было, — «денисовцы». Об их шибко мало найдано и почти всё токо в Денисовой пешшере, на Алтае. Изучено тоже худо, дак. Оннако генетичкий анализ проведено и  родство с меланезийцами явлено. След, имам вероятнось, чё денисовцы-те были люди веддоидной расы, на Алтай пропёршеся. А в расе той  древни жители Индии, Индокитая, австралийски аборигены стали были. Поди, потомки питекантропов, дак? Австралоиды чернявы —  и волосся и кожа, —  бородаты, широносы. Волосы у их волнисты, ажно кудрявы. Ране их  неграми шшитали, да пигментация, ведь, не главна расова примета. Австралоиды  черты разных рас сочетат будто. Денисовцы камення сверлить, шлифовать умели, бусы ладили. Иглы имали, знать шить  умели.

Вестимо ишшо коротышки на острове Флорес в Индонезии были. Ростом  были аршина полтора, а жили тоже полеваннем. Шшитат, чё они вымерли, оннако у  полинезийцев в сказаннях сказано, чё преж их на островах-тех жили каки-то мелки люди «менехуне». Полтора аршина  ростом были, чё  шибко мене  пигмеев и негритосов (те ростом 2 аршина). Череп коротышки  Фло изследовано. По изследованому  могём думать, чё  видели они боле худо. Зато у их ассоциативно мышленне боле сильно было. Вешши да морды они глазом схватывали боле скоро и чётко.  Они лекко представляли всяко разно, и о невидимых связях мыслить могли.  Всяку работу плановать могли. А каменна снась у их из самопростых была.

Терь шшитат, чё  людь разумный-разумный (Homo sapiens sapiens), зовомый «нонешний людь»,  160 тышш лет тому в Эфиопии явлено. Сей образец «идалту» звано. Был он, видать, с первоначалу  «лицом чёрен».  Шшитат, чё  130 тышш лет тому идалту след сильной засухи, коя в Африке была,   перейдал оммелевше  тода  Красно море.  Коло 100 тышш лет тому идалту в Плестине жил,  черезполосно, видать, с неандертальцами. От тех переимал многи обычаи и мало-мало смешался с ими дак. От сево скрешшения, поди, и стали европеоиды (кроманьёнцы). А которы мнят, чё  идалту с неандертальцами враги бывали, и ажно людоедсво водилось дак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *