После падения династии Шан к власти в Китае пришла династия Чжоу. Столица Чжоу находилась на западной окраине, что не было удобно для управления государством. Поэтому Чжоу было довольно рыхлым образованием, в котором действительную власть имели сильные деятели независимо от той должности, которую они занимали. Вначале это был князь и его братья, которые имели титул «гун». Часто это переводят как «князь», но более правильно будет «воевода» (герцог). Со временем воевод стало больше, и не все они имели равное влияние. Влиятельные люди имели ещё и дополнительные должности управителей или советников. Они владели собственными уделами и состояли в родстве с князем. Основой государственного аппарата были шанские грамотеи. Они вели все записи и составляли приказы. Княжество Чу, расположенное между Хуанхэ и Янцзы, было не китайским, и никогда не входило в состав Шан или Чжоу. Оно делилось на уезды, правителей которых князь мог назначать и смещать. Его примеру последовали и другие княжества. В 5287 году князь Цинь объединил под своей властью весь Китай. Он ввёл строгие порядки, следуя по пути централизации государства. Однако его действия ущемили интересы землевладельцев, и в 5301 году царство распалось, но на следующий год было восстановлено Лю Баном, учредившим империю Хань. Более половины земель ему пришлось передать в уделы князей (ван) и посадников (хоу). Только царь У (5368-5421) догадался установить порядок наследования земель, при котором удел следовало делить на всех сыновей. Вскоре владения раздробились, и владетели потеряли силу. У также ограничил права советников и учредил канцелярию, которую контролировал сам. В столице была создана академия, большинство выпускников которой становились чиновниками.
Государство в Индии выросло из администрации общины. Во главе её стоял князь (раджа), происходивший обычно из кшатриев. В империи Маурьев, объединившей в 5200 годы большую часть Индии, царь возглавлял государство, издавал указы, был верховным судьёй и командовал войском. Большую роль играла стража, которая следила и за самим царём. При царе существовал политический совет (паришад), но было и народное собрание (сабха). Государство делилось на провинции (джанапады), которые возглавляли раджуки.
В Ассирийской державе общины сохранялись только в деревнях. Верхние слои общества образовывались из людей, выдвинувшихся по службе. Они имели поместья, но земли их были разбросаны по разным краям: цари старались не допускать усиления отдельных родов. Знать образовывала группировки, которые иногда могли даже воздействовать на решение оракула возвещавшего «волю богов». Царь не был ни верховным судьёй, ни собственником всей земли, и само избрание его зависело от решения оракула. К 5000 году все земли от Индии до Ливии и от Сыр-Дарьи до Аравийского моря завоевали персы. Бывшие независимые царства стали сатрапиями Персидской империи. Сатрапы сначала командовали и расположенными в их сатрапиях войсками, но позже войска стали подчиняться непосредственно царю. В сатрапиях сохранялись местные обычаи, местная знать и местный язык. Правительство империи располагалось в Сузах – бывшей столице Элама. Государственным языком империи был арамейский. В управлении большую роль играли чиновники и переводчики. Контролировал чиновников и всё государство начальник личной стражи царя. После завоевания Персидской державы Александром Македонским греки недолго продержались на этой территории. Уже через несколько десятилетий они были вытеснены парфянами. Эта держава опиралась на могущественные роды: Карены, Сурены, Михраны и другие. Каждый из родов имел собственное войско, поэтому часто возникали внутренние конфликты. Однако это государство просуществовало около 500 лет, постоянно ведя тяжёлые войны на границах. Во главе его стоял царь, опиравшийся на совет родовой знати. После парфян власть снова захватили персы. Они восстановили империю в прежних границах и правили около 400 лет. При этой династии (Сасаниды) Иран стал более централизованным государством. Шахиншах («царь царей» = император) Хосров Ануширван разделил империю на четыре куста (военных округа), во главе которых стояли испехбеды. Им была подчинена и гражданская администрация. На высшие должности, которые раньше занимали знатные люди, Хосров стал назначать чиновников по своему усмотрению. Судей царь тоже стал назначать сам. К 6160 году (652) арабы завоевали Иран, его территория была включена в состав Арабского халифата. Халиф был первосвященником, главнокомандующим, верховным судьёй, верховным правителем и верховным собственником всей земли. Халифат позаимствовал у персов систему ведомств, управлявших отдельными направлениями. Так, диван-аль-джунд управлял войском, диван-аль-харадж – финансами, диван-аль-барид – почтой, дорогами и тайной полицией. Начальников провинций (эмиров) и судей (кади) тоже назначал халиф. Но кади совершенно не зависели от эмиров.
Земля, вода и тепло – вот что нужно для роста растений. Там, где этого хватает, общины земледельцев не нуждаются в помощи. Поэтому в Индии (на Ганге) общины сохраняют силу до настоящего времени. В Китае и Месопотамии, где вода распределяется неравномерно, приходится выполнять работы по мелиорации. Они сложны и трудоёмки, требуют объединения общин и специальных руководителей. Поэтому государства здесь развивались быстрее. Там, где земля плодородна, но расположена мелкими участками (горы у моря), там одним земледелием не проживёшь. Там развивается морская торговля, а вслед за ней пиратство и работорговля. Поэтому античная Греция – классическая страна рабства. Там, конечно, демократия – в маленьких гаванях все вооружены, и никакое царское войско через горы и моря туда не проникнет. На какое-то время этот строй обеспечил существование греческих государств, но союзники Афин были в правах ущемлены, да и в самих Афинах не все имели равные права. В 5171 году Грецию объединил князь Македонии Филипп. Был создан союзный совет (синедрион), объявлен всеобщий мир, запрещены междоусобные войны, перевороты, конфискации, противозаконные казни.
Рим вначале был чем-то вроде казачьего войска. Во главе его стоял «рекс», что обычно переводят на русский язык как «царь». Но этого «царя» князем можно называть с большой натяжкой. Это была выборная должность, хотя и пожизненная. В выборах участвовали только воины. После изгнания Тарквиния Гордого «царей» больше не избирали, и власть сосредоточилась в сенате (совете старейшин). Фактически сенат контролировала группа из 30-40 родов, как патрицианских, так и плебейских. Их называли «нобили». Эта олигархия и правила Римом. С ростом римских владений управлять ими становилось всё труднее. Необходимо было твёрдое централизованное правление. После нескольких попыток установилась власть императора. Формально сохранялись республиканские органы власти, но фактически они действовали под контролем императора (это был как раз настоящий царь). С ослаблением Римской империи, на границах её стали селиться федераты – варварские племена охранявшие границу. Они имели самостоятельные государства, возглавшиеся выборными князьями – конунгами. На русский «конунг» обычно переводят как «король», но древнерусское «кънязь» полностью соответствует германскому аналогу. «Король» же — претензия западнославянских князей на равенство с царём (термин происходит от имени императора /царя/ Карла Великого). В сущности, польско-чешское «король» это аналог древнерусского термина «великий князь».
Государства Северной Азии устроены были аналогично древним китайским княжествам. Тюркский каганат был государством племени кок-тюрк. Государство и племя обозначалось одним и тем же словом – «эль». Остальное население каганата называлось «кара будун» − чёрный народ. Власть передавалась по системе лествицы – от старшего брата к младшему, потом от младшего дяди к старшему племяннику. Такая же система действовала и в Китае при династии Шан. После распада Тюркского каганата лествица действовала в образовавшихся на его месте государствах. В Киевской Руси лествица тоже действовала. И система рангов тоже в этих странах была китайская. По аналогии с семьёй в Китае и дружина состояла из старших (братьев, дядьёв) и младших (братьев, племянников). Дядя по-китайски «бо». У тюрков был титул ага, тоже означавший «дядя». В Болгарской орде – осколке Тюркского каганата – титул этот, должно быть, сохранялся в китайской форме «бо». Но освоенный уже тюрками он приобрёл турецкий суффикс множественного числа «ляр» − «боляр» («дядья»). После завоевания болгарами славян на Балканах, образовалось Болгарское царство во главе с царём (ханом) Аспарухом. Болгары вскоре перешли на славянский язык, и стали произносить «боляра». Как другие подобные славянские собирательные имена (мордва, литва, чудь, русь) «боляра» образовывало единственное число посредством славянского суффикса «ин»: болярин (мордвин, литвин, чудин, русин). На Руси «л» превратилась в «й» — боярин. Китайский это титул.
В Китае верховным жрецом был верховный правитель, а жрецами более низкого ранга были чиновники. Они и совершали обряды, занимались гаданиями и предсказаниями. Деревенский храм одновременно был и сельской администрацией, в которой заправляли состоятельные крестьяне. Независимы от государства были даосские монахи. Они посвящали свою жизнь поискам совершенства, духовного и телесного. К их советам прислушивались и простые люди, и правители. Монахом мог стать любой, для этого нужно было выбрать себе учителя (шаньюй) и пройти многолетний курс послушания.
Индийские брахманы были сплочённой варной, из которой выходили не только жрецы, но и чиновники, судьи, учителя и учёные. Брахманы боролись за обособленность различных каст, выступали против смешанных браков и запрещали переход из одной касты в другую. Знать божественные законы могли только брахманы, превратившие их в сложную науку. Всё учение хранилось в тайне. Брахманы утверждали, что обычный человек не может постичь его. Внутри жреческой касты самые талантливые и мудрые брахманы объединялись в тайный союз во главе с верховным жрецом. Члены союза знали наизусть все Веды и были посвящены в тайное учение Упанишад, заключавших «самое глубокое и таинственное, что произвела мудрость брахманов».
Таким образом, индийские жрецы были большей силой, чем китайские. Китайские жрецы, будучи чиновниками, склонялись к формальному проведению обрядов, что часто не удовлетворяло людей. Дао появилось как следствие этой неудовлетворённости. В Юго-западной Азии, где существовало множество различных верований, жрецы не могли объединиться, не объединив культы. Поэтому там сосуществовали многие жреческие общины, но ни одна из них не имела такой силы, как брахманы в Индии. После походов Александра Македонского всё это множество культов оказалось в едином поле эллинистической культуры. Духовным центром этого мира были Александрия и Палестина, где складывалось общее мировоззрение. В конечном итоге образовалось два направления: проповедующая единство мира открытая для всех кафолическая (всеобщая) христианская церковь и проповедующее двойственность мира (добро и зло, материя и дух) течение, которое впоследствии названо было гностицизмом. Христианская церковь подобно даосам и буддистам позволяла своим приверженцам свободно расти до любых высот, как в учении, так и в иерархии. Гностики подобно брахманам хранили тайные знания, в которые посвящали не всех.
Основу войска в Китае в этот период составляла пехота – лучники, копейщики, алебардщики. Они были сведены в шесть ратей, расположенных на западе, вблизи столицы. Состояли они из воинов-крестьян, которые жили в военных поселениях. Ещё восемь ратей было сформировано из завоёванного населения (шан). Эти войска располагались ближе к резиденции правительства в центре страны. В провинциях и на границах располагались малочисленные отряды стражи. Существовала воинская повинность, и каждый должен был отслужить один год в войсках и один год на границе. К 5000 годам вместо этого уже было профессиональное войско, поддерживаемое при необходимости ополчением.Войско формировалась из «пятков» (у). Пяток предпочитали формировать из односельчан или ещё лучше из родственников. Пятки объединялись во взводы (лян). Основой боевого порядка была колесница. Ей придавалось три ляна пехоты, вспомогательный лян и транспортная колесница. Всё это составляло роту (цзу). Цзу сводились в более крупные подразделения и образовывали дивизии (цзюнь). Цзюнь считался основным соединением, способным выполнять самостоятельные задачи на поле боя. Три цзюня составляли армию. Экипаж колесницы состоял из трёх человек: возницы, лучника и воина, вооружённого клевцом. Клевцами были вооружены и воины тяжёлой пехоты. Лёгкая пехота, состоявшая из некитайцев, была вооружена луками. Кроме пехоты существовала кавалерия, которую пришлось создать для борьбы с северными варварами хунну. Существовали также речные флотилии боевых кораблей, вооружённых катапультами и таранами. Кроме всего этого применялось ещё «нападение огнём», для чего использовались арбалеты, птицы и диверсанты. Управляли войском с помощью барабанов, знамён, факелов. В Китае написаны и первые в мире трактаты о ведении войны. Самым первым известным стратегом был Сунь Цзы. «Война — это путь обмана, — учил он. — Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его». Особое место в военном искусстве Китая занимала цзи (стратагема) — заранее составленный стратегический план, в котором противнику приготовлена какая-либо ловушка или военная хитрость. Общее количество цзи не поддается счёту. Вот некоторые из них:
- В покое ожидать утомленного врага.
- На востоке поднимать шум, на западе нападать.
- Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан.
- Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего.
- Делать безумные жесты, не теряя равновесия.
- Заманить на крышу и убрать лестницу.
- Бегство (при полной безнадежности) — лучшая стратагема.
Лет на 100 позже в Индии был написан трактат, в котором были рассмотрены и военные вопросы. Индийские полководцы большое внимание уделяли разведке, боевой подготовке и боевому обеспечению. Существовали специальные ведомства, следящие за состоянием вооружений. В их ведении находились склады оружия и мастерские по его изготовлению. Существовали 4 рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Конница была более многочисленна и применялась гораздо шире, чем в Китае. Были специальные заводы для разведения лошадей. Слонов тоже ловили специально нанятые люди. Колесниц существовало 7 видов, экипаж некоторых доходил до 12 человек. Имелось 24 вида метательных машин, подвижных и неподвижных. Боевое построение и система сигналов были аналогичны китайским. Очень тщательно производилась разведка: изучалось состояние вражеского войска, благосостояние населения и его настроение, местность на театре боевых действий. Большое внимание уделялось состоянию собственных войск – существовала стража, которая обеспечивала порядок и дисциплину. Лучшими войсками считались подразделения кшатриев, за ними шли наёмные войска. Ополчение, собранное из провинций было менее надёжно. Войска союзников вызывали ещё меньшее доверие военачальников. Но бывали ещё перешедшие из стана противника, которые при победе превращались в мародёров, а при поражении бежали. Ещё хуже них считались войска, сформированные из лесных племён.
В Ассирии войско подобное китайскому было создано на 400 лет раньше. У ассирийцев была развита штурмовая техника – тараны, лестницы, подкопы. Щиты выше человеческого роста защищали лучников при осаде крепостей. Ассирийцы применяли также построение в шеренгу, когда опустившееся на колено шеренги щитников и копейщиков обороняли построенных за ними стреляющих лучников. Армия стала единообразно экипирована и обучена. Именно ассирийцы первыми начали широко применять стальное оружие. Они же впервые ввели два новых рода войск — регулярную кавалерию и сапёров. Изобретение скифами (или киммерийцами) седла и уздечки позволило всадникам вести стрельбу из лука. А это дало преимущество над всеми прочими ратниками, как пешими, так и колесничими. Киммерийский лук был деревянный, длиной около 90 см. Скифский лук, склеенный из разных пород дерева и роговых пластин, был короче, но метал стрелы намного дальше.
Кавалерия, заменившая традиционные отряды колесниц, позволяла наносить внезапные стремительные удары, застигая противника врасплох и нередко добиваясь успеха малыми силами. Она также могла преследовать разбитого противника вплоть до его полного уничтожения. Отряды сапёров прокладывали дороги и наводили переправы, позволяя ассирийскому войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми. И они же впервые дали возможность вести осаду крепостей с применением осадного вала, насыпей, стенобитных машин. Новая ассирийская армия имела превосходно налаженную службу разведки и связи. Это ведомство считалось столь важным, что во главе его обычно стоял наследник престола. Для производства вооружений и военной техники была создана военная промышленность, в которой ремесленники были объединены в отряды и полки. Существовали специальные инженерные отряды, которые проводили землекопные, дорожные и мостовые работы. Основной военной единицей ассирийской армии был кисир (отряд, батальон) в 500-2000 человек. Несколько отрядов образовывали эмуку (силу, дивизию). Сменившие ассирийцев персы имели войско лучников – конных и пеших. Оно было профессионально, но малочисленно. Персы не применяли доспехов, поэтому были легки и подвижны. Войско Парфянской державы было иррегулярным, то есть собиралось только в случае войны. Мало того, оно не имело единого командования, а состояло из племенных ополчений или отрядов местных начальников. Пехоты у парфян не было, только кавалерия. Лёгкая кавалерия была та же, что и у персов, а тяжёлая – катафракты – была вооружена пиками и закована в доспехи (как всадник, так и конь). Воевали парфяне успешно. Их главным мотивом была ненависть к грекам и римлянам, которые навязывали им чуждый образ жизни. Массы вражеской пехоты парфяне атаковали лёгкой кавалерией, расстраивавшей порядки противника. Затем сомкнутым строем наступали катафракты, сминавшие вражеские ряды. После них вновь выступали лучники, добивавшие рассеянные остатки войск. Арабы перенимали у всех народов всё самое лучшее. Их войско имело и кавалерию парфянского образца и пехоту. Но арабская пехота была мобильной. При движении форсированным маршем пехотинцы не отставали от всадников! А в походе пехота передвигалась на верблюдах. На верблюдах перевозили катапульты, осадные и штурмовые орудия. Нововведением арабов был полевой госпиталь, который сопровождал войско. Его тоже перевозили на верблюдах.
По сравнению с восточными армиями греческая пехота (гоплиты) выглядела убого. Это было ополчение в тяжёлых доспехах, вооружённое копьями и короткими мечами. Воины строились в фалангу – в несколько шеренг, нормально считалось восемь шеренг. Непосредственно в бою принимали участие только первые шеренги. Задние ряды служили в качестве резерва для немедленной замены раненных и убитых, а также оказывали на воинов из передних рядов физическое и моральное давление, удерживая их от отступления. Конница у греков появилась только после столкновения с персами, но и тогда она была малочисленной. Тогда же появился и военный флот. Триеры строились для отражения флота персов. Этот корабль был предназначен для перевозки морской пехоты (тех же гоплитов) и уничтожения кораблей противника, для чего на носу триеры имелся таран. Персидские корабли были, в общем, похожи, но легче и не так прочны. Их строили финикийцы, сами персы строить корабли не умели.
Римское войско вначале было тоже фалангой ополченцев. Но к 5000 годам сложилась более развитая структура. По имущественному цензу была выделена лёгкая пехота (велиты, набиравшиеся из пролетариев), которая выдвигалась вперёд и завязывала бой. Фалангу преобразовали в легион, состоявший из 30 манипул. Это придало строю гибкость, возможность заполнять бреши. Воины были вооружены копьями и короткими мечами. Потом армия стала профессиональной, вооружение и обмундирование однообразным. Расстановка воинов в строю стала определяться не имущественным цензом, а опытностью и умением. Было введено обучение солдат и строжайшая дисциплина. Наказания были суровыми. Консулов, возглавлявших войско, сопровождали ликторы, которые носили пучёк прутьев, а в военное время – топор. Угрозы порки и казни нередко и неуклонно приводились в исполнение. Дисциплина и выучка римских воинов были основой боеспособности римского войска. Позднее легион был разделён на когорты по 6 манипул в каждой. Кавалерия и метательные орудия выполняли в римском войске вспомогательные задачи.
На севере Азии государства образовывались позднее, и войско там было подобно парфянскому. Хунну, жившие к северу от Китая, как и парфяне, тоже были конными лучниками. Китайцы писали, что они могли выставить 300 000 всадников. В их войске было 24 генерала (ваньци), каждый из которых командовал 10 000 воинов. Хунну старались вести маневренную войну, изматывая противника в дистанционном бою рассыпным строем. Они успешно применяли охваты с флангов, ложные отступления и засады. Всё захваченное в бою становилось собственностью воинов. В Тюркском каганате войско было разделено на правое крыло (тардуш) и левое (телис). Полноправные члены рода и племени носили наименование эр − «муж-воин». Стоит заметить аналогию с китайским титулом «нань», буквально означавшим «муж». «Мужем-воином» становился по праву рождения любой парень, совершивший воинский или охотничий подвиг.
Рост китайского государства был следствием роста населения. Крестьяне расселялись на новые земли, создавая новые поселения. При этом рушились большие семьи, и малые семьи становились хозяйственными единицами. Патриархально — клановые связи рвались, их замещала административно-соседская община «пятидворка», ответственная за выплату налогов. По размерам имущества всё население было разделено на четыре категории: «большие», имевшие свыше миллиона юаней; «средние» — свыше ста тысяч юаней; «малые» − тысячи юаней и «бедняки». Многие переселялись в города. «Ныне люди оставляют земледелие и стремятся заняться торговлей. Повозки, запряжённые быками и лошадьми, наводняют дороги, а города полны бездельников и обманщиков…» Центром городской жизни был базар. Там руководил начальник с целым штатом надсмотрщиков. Торговать могли только те, кто был зарегистрирован в реестре. Лавки располагались рядами и в каждом ряду торговали только одним товаром. Тут же в лавках изготовляли товары на продажу. На базаре располагались также казённые мастерские, цирюльни, гадальщики. «В древности не торговали пищей. Впоследствии на базарах появились лавки мясников, стали продавать вино, торговать сушёным мясом, рыбой, солью и только. Ныне же целые ряды заполнены готовой пищей, базары завалены различными яствами. Людям становится лень готовить самим…»
В Индии этого не происходило. Там тоже росло население, и колонизировались новые земли. Но при этом на новых территориях выстраивалась такая же община, как на старом месте. Общины были достаточно велики – несколько деревень – и в них всегда были свои администраторы, смотрители (сооружений и водоёмов), ремесленники и брахманы. Внутри общин по профессиональному признаку складывались касты. Большинство земледельцев входили в варну вайшья. Часть земледельцев и большинство ремесленников – в более низкую варну шудра. Касты возглавлялись панчаятами – советами каст, в которые входили наиболее уважаемые люди, хорошо знающие обычаи. Рыночные отношения в Индии были слабо развиты. Они замещались системой джаджмани – обмена услугами и продуктами внутри общины. Джаджмани это наследственная связь между отдельными семьями, по которой одни обязаны поставлять определённые продукты или услуги, а другие обязаны принимать их и расплачиваться. При этом нормы оплаты внутри деревни были постоянными.
В Юго-западной Азии за два тысячелетия железного века сменилось много царств, и общины здесь не могли сохраниться. Здесь бывала и частная собственность на землю, и царская, и храмовая. Земля принадлежала то воинам, то торговцам. Земли были плотно заселены, и происходило смешение разных культур. Ещё при персах Вавилонию населили саки, индийцы, евреи, арабы, египтяне. Персидские цари построили дороги, а после прихода греков Юго-западная Азия превратилась в мост между Индией и Европой. В обоих направлениях по нему двинулись купцы со своими товарами. Финикийские купцы поселились в Иудее. Возникла ассоциация израильских купцов. Персы собирали налоги серебром, которого не хватало, и это повлекло за собой рост ростовщичества. Появились частные торговые дома – Эгиби, Мурашу.
Совершенно иное развитие происходило на Средиземном море. В Греции, Анатолии, в Леванте земли для выращивания злаков было мало. Люди строили корабли и плавали вдоль побережий в поисках земли, или рыбы. Первыми успеха на этом поприще добились финикийцы. Греки многое у них переняли. Они торговали с дальними землями, основывали колонии. Здесь развивались ремёсла, морская торговля, денежное обращение и ростовщичество. Строились города, а деревни становились подчинёнными им поселениями. Даже крестьяне выращивали оливки и виноград больше на продажу, и многие из них имели лодки, чтобы перевозить продукты на базар. Вместо общин в Греции существовали полисы (города), во многих из них была демократия. Но равноправия не было – права граждан определялись размером их имущества. Кроме того было много не граждан, которые не участвовали в выборах вообще.
Не смотря на всесилие государства в Китае, существовали его противники. Ещё во времена Цинь Шихуана мелкие шайки пиратов и работорговцев объединились, создав банду под названием «Тень лотоса». Позднее произошло крестьянское восстание «краснобровых», вызванное реформами и неурожаем. При династии Хань образовались тайные общества – религиозные «цзяомэнь» и мирские «хуэйдан». Последние, впрочем, тоже имели свои религиозные практики. Тайные секты, проповедовали неизбежность скорого осуществления «пути великого благоденствия». Руководителем наиболее крупной из этих сект был Чжан Цзяо, получивший наименование «великого мудрого и доброго − учителя». Используя средства народной медицины, Чжан Цзяо занимался врачеванием, чему он в значительной мере был обязан своей популярностью среди бедноты. Сторонники Чжан Цзяо проповедовали, что «синее небо уже мертво, на смену ему должно появиться желтое небо». Ранней весной 5689 года (181) восстание вспыхнуло одновременно в разных частях империи. Восставшие повязали головы платками желтого цвета — символ новой эры великого благоденствия (отсюда название этого народного движения «жёлтые повязки»). К осени они были разбиты правительственными войсками.
Община способна установить более жёсткий контроль, чем государство. Поэтому в Индии восстаний не было. Неарийские местные племена – дасью – были включены в общину для выполнения «грязной» работы: забоя скота, разделки туш, обработки кож. Они же стирали бельё, убирали мусор, мяли глину. Их назвали неприкасаемыми, им запрещалось подходить близко к людям других каст, брать воду из их колодцев, входить в их дома, храмы.
В Иране около 6000 годов распространилось учение Маздака – последователя гностиков-коммунистов. Главный постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится (уже в «этом мире») победой «добра» над «злом». При поддержке царя Маздак начал проповедь своего учения. При нём сторонники движения заняли важные административные посты, а сам Маздак был назначен на один из высших постов в государстве. Маздакиты стали захватывать имущество знати и передавать его нуждающимся. Несогласные с реформами были объявлены приверженцами зла и подверглись террору со стороны маздакитов. В 6036 году (528) во время религиозного диспута Маздак и его окружение, а также большое число рядовых маздакитов были схвачены и зарыты заживо в землю вниз головой. Инициатором этой расправы был царевич Хосров Ануширван.
В различных шумерских, древнеегипетских, аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках около 4000 года упоминаются хабиру − группы людей, кочевавшие по территории Благодатного Полумесяца (Ханаан) от северо-востока Месопотамии и Ирана до границ Египетского царства. В число хабиру входило как местное население Сирии и Палестины, так и разноязычные общины, не желавшие подчиняться власти Египетского царства. Хабиру описывают как бродяг, разбойников, торговцев, слуг, рабов, мигрирующую рабочую силу и т. п. Современные учёные считают, что хабиру состояли из изгоев близлежащих аграрных сообществ. К ним прибавились беглецы из Ассирии и Вавилона. Некоторые учёные, опираясь на документы амарнского архива, отождествили хабиру с библейскими евреями. Помимо сходства в написании и произношении, описание нападения хабиру на города Ханаана весьма сходно по деталям с библейским рассказом о завоевании Израиля еврейскими племенами. Потом евреи (в английском они и сейчас называются “Hebrew”) присвоили литературу, которая имелась в городе Угарите – одном из крупнейших средиземноморских портов того времени. Угаритский язык был «чрезвычайно близок к современной ему форме иврита». То есть угаритский был освоен бродягами-разбойниками хабиру, которые до этого говорили на разных языках. Так и образовался иврит. И так была «создана» древнейшая часть Библии.
Классическое рабство существовало только в Греции и Риме. Но возникло оно в Греции. Именно морская торговля и морской транспорт создавали условия для захвата людей с целью продажи. Рабов можно было использовать в качестве гребцов – это самое первое. Потом стали просто продавать, и появились рабы-земледельцы. Римляне придумали заставить рабов драться на потеху публики, и так появились гладиаторы. Далее на северо-запад в Европе жили кельты, у которых рабства не было, но практиковались человеческие жертвоприношения. В Англии археологи даже обнаружили следы людоедства. Не случайно европейские сказки часто повествуют о людоедах.