ЖЕЛЕЗО 5/2

С 3000 годов, на территории  Вьетнама существовало государство Ванланг. В 5200 годы Князь Ан Зыонг разгромил его и основал новое  государство − Аулак. В то время племена гор и равнин объединились и  стали именоваться вьетами. Столицей государства стала  Колоа, построенная на притоке Красной реки. Её окружал девятиярусный   вал (сохранилась часть  более 16 км длиной) и  судоходные рвы.  Цинь Ши Хуан направил для завоевания  Аулака 500 000 воинов. Началась партизанская война, и, в конце концов, китайцы ушли. В 5301 году земли   Аулака присоединило княжество  Наньюэ (Намвьет).

В Индии, на  юге Тамилнада, испокон веков правил индусский  род Пандья. Греческий путешественник Мегасфен (около 5200 года)  приписывал его основание  дочери Геракла. Государство Пандьев на протяжении  двух тысяч лет  вело обширную торговлю с портами Индийского океана и держало в подчинении многие княжества на юге Кералы. Пандьи находились во враждебных отношениях с правителями Цейлона, а также вынуждены были постоянно отбивать нападения северных держав (Паллавов, Чалукьев, Раштракутов). В конце X − начале XI веков Пандья  признали верховенство царства Чола. Это государство тамилов возникло во II веке в долине реки Кавери. После падения царства Паллавов  Чола распространила свою власть на весь Тамилнад и юго-восток  Декана.  Столицей был Танджавур. Чола  пыталась подчинить себе Цейлон и Мальдивские острова. Интересы её распространялись и на Малайский архипелаг.

Чера  —  династия, правившая в южной Индии с I по XII век. В ранний период, государство Чера охватывало значительную часть территории Кералы. Столицей  был  Ванчимутур. Правители  Черы  воевали  с соседними тамильскими государствами Пандья и Чола. Процветала торговля специями, слоновой костью и драгоценными камнями, которая  велась с Персией, Египтом, Палестиной и Аравией. Около 800 года был принят индуизм.

Княжество Линьи было основано в 5700 году (192  от рождества Христова) на прибрежных землях  центрального Вьетнама. Столицей  был город Симхапура (Хюэ). Основателями княжества были мятежные китайские чиновники. Основное  население составляли чамы и другие австронезийцы. В III—IV веках был  принят индуизм.  Князь Бхадраварман I  (349—361)  распространил своё влияние на Тямпу, где почитался под именем бога Бхадрешвара. В 605 году Линьи подверглось нашествию  империи Суй, которая захватила и разграбила его столицу. В 620 году  Линьи признало себя вассалом  Китая. Однако Тя́мпа   сохранила независимость. Установив контроль над  морской торговлей между Халифатом, Китаем, Индией и малайскими островами, Тямпа процветала в  VII—X веках. В VIII веке политический центр Тямпы переместился из Мишона на юг, в Пандурангу и Каутару. В 875 году князь Индраварман объединил под своей властью Тямпу и кхмеров. Он  принял буддизм, однако  с 925 года  индуизм взял верх, пути тямов и кхмеров  разошлись.

Бапно́м (Фунань) первое кхмерское государство. Располагалось  в дельте Меконга. Столицей был город Вадхьяпура. Слово «Бапном», связано с древним кхмерским титулом   «курунг бнам» (царь горы). В III веке военачальник  Фанман  подчинил власти Бапнома прибрежные княжества  вплоть до Малаккского полуострова. За  заслуги Фанман был избран  князем. При нём Бапном стал торговой империей. Организованные  по общинному принципу отряды сооружали каналы и проводили дренажные работы в болотистой дельте Меконга. По транспортным каналам могли проходить и морские суда. Бапном поддерживал торговые связи с южноиндийскими государствами,  Персией, Византией, Китаем,  государством Пью в западном Индокитае, а также с монами, вьетами, тямами. О развитой внутренней торговле свидетельствует обращение собственной монеты не только из золота и серебра, но также из бронзы и олова. Гончары  использовали ножной круг и были объединены в мастерские. Их изделия не уступали индийским и сирийским.  Большие города, находившиеся в центрах рисопроизводящих районов, где оросительные каналы пересекались с транспортными, стали крупными торговыми центрами. Водоснабжение в городах было организовано так, чтобы свести до минимума возможное заражение в условиях частых в тропиках эпидемий. В начале V века в Бапноме правил князь Каудинья II. Он изменил  законы  «в соответствии с индийскими». В конце VI века Бапном был поглощён своим бывшим вассалом — государством Ченла.

Род Паллавов известен с  конца III века. Со временем они создали на севере Тамилнада собственное царство со столицей в Канчипураме. Подданные Паллавов были дравидами, поэтому и правители восприняли тамильские обычаи и культуру. При Нарасимхавармане I (VII век) государство Паллавов достигло зенита своего могущества. Из  гавани в Мамаллапураме отправлялись экспедиции для колонизации Юго-Восточной Азии, неся в те  края джайнизм, буддизм и индуизм. Было предпринято успешное вторжение на Цейлон. Основную угрозу для Паллавов  представляли ближайшие соседи — сначала Западные Чалукьи, а потом династия Чола. Около 880 года Чола овладела всей территорией Паллавов.

Шривиджая (санскритское  Шри Виджая,  исламское  Срибуза,  китайское Сань-фо-ци) была основана до 500 года на месте государства Кантоли. В 650 году  Шривиджайе проиграла войну Тарума, существовавшая на Яве с  358 года.  В 686  Шривиджая завоевала государство  Джамби на Суматре. Столицей Шривиджаи  был  Палембанг. Через этот город шла торговля тканями, драгоценными камнями, слоновой костью, серебром, камфорой, драгоценными породами дерева, пряностями, слонами и благовониями. Корабли шли через Малаккский и Зондский проливы, обмениваясь товарами из Индии, Китая и Аравии. Шривиджаю поддерживало коренное население Индонезии — «оранг лаут» (морские люди),  имевшие мощный флот. Между 702 и 724 годами из Шривиджаи ко двору  империи Тан было отправлено четыре посольства. В 775 Шривиджая занимала уже весь Малайский полуостров  и полностью контролировала Малаккский и Зондский проливы. Были установлены дружественные отношения с яванским князем Шайлендрой, скреплённые династическим браком. В 850 сын Шайлендры Балапутра-дэва перенял управление Шривиджаей.

Раштракуты  — индийская династия (753—982). Ранние правители были вассалами Чалукьев, но в середине VIII века Раштракуты разбили их и два века правили большей частью южной Индии. (Махараштра, Карнатака, Андхра-Прадеш, Мадхья-Прадеш.) Столицей Раштракутов был город Маньякхета (теперь Малкхет в Карнатаке). Созданное ими государство было одной из крупнейших мировых империй того времени.

**

Царство Гандха́ра, простиралось от Пакистана до восточных провинций Ирана. Его столица Таксила, лежавшая на пересечении трёх крупнейших торговых путей, находилась в Пенджабе, в трёх днях пути к востоку от Инда. Другие племена ариев продвинулись дальше: кошала на северо-восток от Ганга, ещё восточнее видеха, с главным городом Митхила. Здесь, при дворе учёного князя Джанаки, жил знаменитый мудрец Яджнявалкья и происходили диспуты учёных брахманов, в которых участвовал и сам князь. На нижнем течении Ганга после слияния его с Джамной образовалось княжество Каши, с городом Каши (Варанаси), а ещё дальше на восток сидело племя анга, с городом Чампа. Наконец, на юг от Нижнего Ганга лежало княжество Магадха. Коша́ла располагалась  на территории  штата Уттар-Прадеш и юго-западного Непала.  Князь Кошалы Прасенаджит в 5000 годы   с помощью дипломатии и войн подчинил Каши и ряд других областей. После длительной борьбы Кошала сама была подчинена Магадхой. В 5095 году  министр Шайшунага сверг царя Магадхи и захватил трон. Наследника Шайшунаги  убил министр Махападма Нанда, который в 5163 году  взошел на престол и основал  династию Нанда. Махападма был  сыном цирюльника и  противником кшатриев. Он набрал армию из 20 000 всадников, 200 000 воинов, 2 000 колесниц и 3 000 слонов и победил многочисленных князей,  расширив царство  до Декана. Нанды организовали государственное управление и сбор налогов. При них строились каналы, проводилось орошение земель.

Гандхара  в 5182 году  была захвачена Александром Македонским. В Таксиле в то время учился Чандрагупта Маурья. Он был из кшатриев, и  родился около 5170 года. Со своим наставником Чанакьей он разработал  план захвата власти в Магадхе. Воинов они нанимали в разных областях, и  создали огромную армию. Чандрагупта ругал царя  Аграмеса Нанда и склонял на свою сторону Александра, убеждая его направить армию на восток. Однако Александр не рискнул воевать с Магадхой.  Когда в 5191 году последний сатрап Александра покинул Гандхару, Чандрагупта стал фактическим правителем Пенджаба. Он двинул свои войска против армии Нандов и одержал победу. В хрониках приведено неправдоподобно большое число погибших: 1 миллион солдат (?!), 10 000 слонов, 100 000 лошадей и 5 000 колесничих. Получив власть, Чандрагупта  завоевал всю северную Индию от Бенгальского залива до Аравийского моря. Потом он нанёс поражение царю Сирии Селевку Никатору и заключил с ним мирный договор. Селевк послал ко двору Чандрагупты своего посла Мегасфена,  написавшего о  пребывании в столице Магадхи сочинение в четырёх книгах.  Со своим  советником Чанакьей Чандрагупта провёл   реформы и установил  централизированное правление — мантрипаришад. В конце жизни Чандрагупта отказался от трона,  принял аскезу в соответствии с учением джайнов, и умер от добровольного голодания. В 5244 внук Чандрагупты  Ашока объявил войну княжеству Калинга (в Ориссе), которое раньше  входило в державу Нандов.  Калинга оказала  упорное сопротивление. После победы, увидев множество трупов, причинённые страдания и разрушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние. И тогда он принял буддизм.  Ашока установил контроль над  чиновниками,  «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страданий».

Империя Маурьев включала огромную территорию. На юге она граничила с государствами Чола, Керала и Сатья, в которых строились буддийские ступы, и куда посылались проповедники. Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендрой для распространения буддизма. Ашока не признавал кастовую систему и запрещал традиционные для индуизма жертвоприношения. К концу своего правления  Ашока щедрыми дарами в пользу буддийской общины  разорил  казну. Когда внук Ашоки — Сампади  стал наследником престола, распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не стали выполнять. После его смерти империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле.  Последний царь из Маурьев  был  убит во время военного парада военачальником Пушьямитрой Шунгой, который объявил себя царём и создал новую династию. Пушьямитра был  ярым противником буддизма. Он разрушал буддийские монастыри и убивал монахов. Около 5328  греко-бактрийский царь Деметрий I  предпринял  поход против Шунгов и дошёл  до Паталипутры (теперь Патна), образовав новое Индо-греческое царство. Причиной вторжения считается защита буддизма. Эту же политику продолжил  потомок Деметрия Менандр I  (5358  — 5373).

Около 5335 года саки, вынужденные покинуть Семиречье,  двинулись в Фергану и Согдиану. Около 5365  они вторглись в Бактрию.  В середине 5300 годов они заселили Сакастан (юг Афганистана).  Потом с севера на Бактрию стали наступать юэчжи (тохары),  занявшие её в  5383 году.  Около 5430 года  царь саков  Май овладел Гандхарой, но после его смерти  царство распалось. На востоке саки доходили до Паталипутры (Патны).   Последним    индо-греческим царём был Гермей.  Около 5440 года   его поддерживал   китайский генерал Вэнь Чжун, управлявший пограничной областью в западном Ганьсу.  Вэнь Чжун помогал Гермею организовать союз  с юэчжами против саков.  Их объединённые войска отбили Ки-пинь (Кабульская долина), и  Гермей был провозглашён князем. Как вассал Ханьской империи он получил  китайские атрибуты власти и печать. Позднее китайцы потеряли интерес к таким удалённым землям, и  Гермей был свергнут  юэчжами.  Первый из известных князей  юэчжи Сападбиз правил около 5490 года. Юэчжи распространились на восток в 5500 годы и создали Кушанское царство. Основателем его  был Куджула Кадфиз —  правитель удела в индо-греческом царстве при царе Гермее. После смерти Гермея Кадфиз около 5555 года (47 от рождества Христова) занял его трон и  начал завоевывать соседние княжества в Гандхаре.  Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при Виме Кадфизе. Он присоединил к Кушанской державе  земли по Гангу вплоть до Варанаси.  Кушанская империя стала одной из крупнейших  держав. Она охватывала значительную часть Средней Азии,  Афганистан, большую часть Пакистана и север Индии. Поддерживая индуизм, царь стремился укрепить свой авторитет  среди новых подданных. Наиболее известный из  кушанских царей − Канишка.  Время его правления приблизительно 5610 − 5640 годы (100 – 130 от рождества Христова). При нём столицей стала Пурушапура (Пешавар). Канишка  покровительствовал буддизму.  Кушанская держава была централизованным государством во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Глава государства опирался на  административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. В III веке кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидами. К V веку остатки кушанского мира были разрушены нашествием эфталитов («белых гуннов»).

Магдахой после падения  Шунга  правили  Канва. В  IV веке установилась   династия Гупта.  Чандрагупта I был коронован  в 319 году. Он принял  титул — махараджадхираджа, что буквально означало «великий князь, князь князей». При нём началась чеканка золотых монет  весом 7,5 г. Его сын Самудрагупта претендовал на роль «владыки всей земли». В Северной Индии  Самудрагупта «искоренил» власть двух Нагов и продвинулся до государства Кота (район  Дели). В областях Непала и Ассама местные вожди считались слугами царя и обязывались выполнять его волю.  В  Декане совершались походы вплоть  до столицы Паллавов. Правители кушан, Цейлона, островов Юго-Восточной Азии и Западные Кшатрапы (саки) попали в зависимость от Гуптов. Официальной религией в государстве был буддизм, но при Самудрагупте возник культ царя как живого божества. «Умом он превосходил легендарных мудрецов древности, своими поэтическими попытками заслужил титул «царя поэтов» и не имел себе равных в игре на музыкальных инструментах». Его сын Чандрагупта II (376- 414) покорил  Пенджаб и победил вахлаков (Бактрия). Сведения о нём нашли на нержавеющей железной колонне на окраинах Дели. При нём была уничтожена власть Западных Кшатрапов. Держава Гуптов  протянулась от Аравийского моря до Бенгальского залива. Чандрагупта II принял титул «Викрамадитья» («Солнце доблести»). Это было время расцвета гуптской культуры, и деятельности крупнейших поэтов и учёных, именуемых по традиции «девять драгоценностей». При Скандагупте (455 — 467)  государство занимало уже только долину Ганга и воевало с эфталитами в Гандхаре. В конце V века  царь эфталитов Торамана совершил несколько  походов в Индию. Царствования Чандрагупты III и Бханугупты прошли в ожесточённых боях с захватчиками.  Тораману и его преемнику Михиракуле удалось установить свою власть над  северной Индией.  В первой половине VI века Гупты признавали верховную власть эфталитов и платили им дань. Но внутренние распри  в государстве  эфталитов привели к распаду их державы. В ней остались только Пенджаб и Гандхара.

После падения  Гуптов Харичандра Пратиха́ра около 550 года создал  княжество в Бхинмале. Потомки Харичандры основали государство Марвар  близ современного Джодхпура. Нагабхата I (730—756) расширил свои владения на восток и юг. Он сделал своей столицей Аванти в Мальве и препятствовал расширению арабских владений в Синде. В Битве за Раджастхан (738 год) коалиция под руководством Нагабхаты разбила войска арабов. Ватсраджa (775—805)  вёл войны  с Палами в Бенгалии и Раштракутами в  Декане. Ватсраджа  победил правителя Пала Дхармапала и Данти Дурга — царя Раштракуты и завладел Каннауджем. Около 800 года Ватсраджа был разбит царём Раштракуты Дхрувой.  Нагабхата II (805—833)   вновь завоевал Каннаудж и Индо-Гангскую равнину до Бихара  и  остановил натиск мусульман с запада. Каннаудж стал столицей  царства Пратихаров, которое занимало большую часть северной Индии примерно с 836 по 910 год.  Михир Бходжа (836—886) расширил царство Пратихара  на запад до Синда, на восток до Бенгалии, и на юг до Нармада. Раштракутский царь Индра III (914-928) захватил Каннаудж в 916 году, и хотя Пратихары отбили город, их позиции ослабли. К концу X века Пратихара сократилась до маленького государства вокруг Каннауджа.

Пала  —  династия буддийских царей Бенгалии и Бихара. Гопала, основатель династии, был избран на царство в 750 году. Его наследники в 770—850 годы  расширили пределы царства на север до Пенджаба и на запад до Камбейского залива. Потомкам  пришлось отстаивать господство на севере Индии от Раштракутов и Пратихара.

**

В 4500 годы  Ассирия лишь изредка позволяла себе небольшие рейды в горы на северо-востоке. В 4623  царь Тукульти-Нинурта II предпринял поход на север, в «страны Наири» (Урарту). В качестве дани ассирийцы вывезли  бронзу, свинец, железо, а также коней и мулов. Сирийские княжества  образовали вскоре два союза – Северный с центром в Каркемише и Южный с центром в Дамаске, а на Армянском нагорье разрозненные племена объединились в государство Урарту. В  4632 ассирийское войско вошло в Каркемиш, который покорился без боя и уплатил огромную дань изделиями из золота, 20 талантов серебра (606 кг), 100 талантов (3030 кг) меди и 250 талантов (7575 кг) железа. В 4640 году  ассирийцы принудили платить дань Тир, Сидон и другие города Финикии. После подчинения Вавилонии в 4689  в Ассирии начала распространяться вавилонская культура. Знать стала уделять больше внимания искусству, литературе, науке. Тиглатпаласар III начал войну против царя урартов Сардури II, который  пытался  отрезать  Ассирию от Средиземного моря и  мест добычи  железа. В  4776 году Тиглатпаласар взял Дамаск и  вплотную подошёл к границе Египта. Царю Саргону II в 4799,  обеспокоенные наступлением греков, «семь князей кипрских, обитающих за 7 дней пути среди моря, неизвестные даже по именам его предкам, услышав о его подвигах, поразились и привезли в Вавилон ему дары: золото, серебро, мебель из дорогих пород дерева».  Саргон вручил им стелу со своим изображением и описанием деяний. Эта стела обозначила предел ассирийского владычества на западе.

В  4805 году  Мардук-апла-иддин  занял Вавилонский престол, но сын Саргона II Синаххериб изгнал его. В 4807  Синаххериб нанёс удар по Тиру и Сидону. Их князь Элу-эли потерпел поражение и бежал «в даль моря, где и сгинул». Затем Синаххериб разгромил египетское войско. Чтобы покончить с Мардук-апла-иддином, Синаххериб вторгся в его владение. Но тот погрузил на корабли семью, часть войска, статуи богов и даже кости своих предков, пересёк Персидский залив и высадился в Эламе. Эламский царь предоставил ему в управление Нагиту («область болот») на одном из островов Персидского залива. Тогда Синаххериб с помощью финикийских мастеров  основал две верфи − на Евфрате (лес с гор Амана и Ливана) и на Тигре  (лес из Курдистана). Построив корабли, он переправился через Персидский залив и захватил Нагиту. В  4819 году  восстал Вавилон. Синаххериб захватил его,  разрушил,  и  затопил  место, где он находился. Его сын Асархаддо́н после вступления на престол отстроил Вавилон заново. При этом  был построен зиккурат Этеменанки (90 м высотой), названный потом «Вавилонской башней». Наследник Асархаддона Ашшурбанапал  собрал огромную библиотеку — более 20 тысяч клинописных табличек − энциклопедию тогдашних знаний и литературы. После смерти Ашшурбанапала в Ассирии началась  гражданская война. Изобретение скифами (или киммерийцами) седла и уздечки позволило  вести стрельбу из лука в движении. Киммерийский лук был деревянный, длиной около 90 см. Скифский лук, склеенный из разных пород дерева и роговых пластин, был короче, но метал стрелы намного дальше.

В 4894 году мидяне захватили Ашшур. У его развалин цари Мидии и Вавилона заключили союз. Мидийцам досталась  северная часть поверженной державы, вавилонянам – южная. Но отношения между союзниками вскоре испортились. Вокруг Вавилона были возведены  мощные укрепления. Севернее Сиппара, на узком  перешейке между Евфратом и Тигром, вавилоняне соорудили  «Мидийскую стену». В Вавилоне же царь Навуходоносор выстроил  дачный дворец и висячий парк («висячие сады Семирамиды»). «Он устроил каменные возвышения, придав им вид гор, и засадил всякого рода деревьями, устроив  так называемый висячий парк, потому что его жена, воспитанная в мидийских землях, скучала по родной природе». Он  же был первым археологом − искал памятные цилиндры древних царей в фундаментах зданий. В его надписях перед нами проходит вереница имён, начиная с Саргона Древнего,  Нарам-Сина, Шульги и Хаммурапи.

Мидяне пришли в Иран из Турана  в  4600 годы.  Около  4840  они объединились,  столицей их стал город Экбатана (Хамадан). Царь  Увахшатра  разделил  войско по видам оружия на  копьеносцев, лучников и всадников и в 4894 завоевал северную Ассирию, а вслед за тем Элам и Урарту. Около 4960  власть в этой державе перешла к персидскому царю Киру. В 4969 году  персы  завоевали  Вавилон. После этого  Сирия и Финикия  подчинились им добровольно. Торговые города Финикии,  вавилонские  купцы были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами. Кир стал царём Вавилонии,  исполнив древние священные церемонии, и получил царство «из рук бога Мардука». Затем  Кир  обратился против кочевых племён Ирана и Турана. Поход  на массагетов стал для него роковым. Летом  4978 года, перейдя реку «Аракс», он потерпел поражение и погиб. Его сын Камбис в битве у Пелусия  разбил египетские войска. Фараон  и вся его семья попали в плен. Наследник Камбиса Дарий  в 4991 году занял долину  Инда. Около 4996 года он двинул своё войско вдоль западного берега Чёрного моря. Местные фракийские народы подчинились персам. Дарий перешёл Дунай и напал на скифов. Скифы  стали отступать, угоняя  скот, уничтожая траву и засыпая источники. При этом их конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты, и Дарий решил уйти из Скифии.  Потом начались войны с греками, которые привели к ослаблению державы.

В  5174 году  греческий царь  Александр Македонский начал войну  и персы не смогли оказать  отпор. Александр подчинил себе всё Персидское царство. Около 5260 года  в Парфии поднялось  восстание против греков. В ходе долгих и кровопролитных войн парфяне подчинили  Иран, Месопотамию, и часть Бактрии. Митридат I (5337 — 5370)  завоевал  Мидию и Сирию. Его победы  позволили установить контроль над Великим Шелковым Путём. При нём официальное одобрение получил культ Митры. После смерти Митридата  держава пришла в упадок, и Митридат II Великий  (5384 — 5420)  уже унаследовал государство, находившееся в состоянии полной анархии. Он заключил мир с саками, согласившись ради этого выплачивать им дань. Вместо тяжёлой пехоты ядром парфянской армии стали с этого времени отряды тяжеловооруженных, одетых в доспехи всадников. Проведя военную реформу, Митридат  возобновил войну. Парфянам удалось отклонить  движение саков, которые после этого стали оседать в  Дрангиане и  Арахосии. Следующий удар парфян был направлен на Армению, занимавшую  важное стратегическое положение в Юго-западной Азии. Артавазд Армянский был разбит, и Митридат Великий  заменил его  своим ставленником. После смерти Митридата  начался период упадка, вызванного ростом  сепаратизма,  династийными распрями и набегами алан. Римляне стали опустошать западные области  державы. Наиболее чувствительный удар парфянам нанес император Траян, завоевавший Армению и Месопотамию.

Около  5716 года (208 от рождества Христова) царём стал Артаван. По его  приказу  ко  двору прибыл  Ардашир, который по легенде был единственным отпрыском исконных царей Персии.  Явившись ко двору, он занял особое место при царе, но потом впал в немилость. Со служанкой царя,  слышавшей предсказания  звездочётов о том, что  ему суждено стяжать фарр (благодать) царя царей Ирана, Ардашир бежал в Парс. Артаван пустился  в погоню. В сражении  28 апреля 227 года Ардашир победил. Казнив Артавана  и всех мужчин его дома (кроме двух его сыновей)  и женишись на его дочери Ардашир сам стал шахиншахом (императором). Спасшиеся сыновья Артавана  принудили  сестру подать Ардаширу кубок с отравленным питьём. Однако кубок выпал из её руки и разбился, а сама она во всём призналась. В гневе Ардашир приказал казнить её вместе с братьями — несмотря на то, что она уже понесла от него. Однако мудрый мобедан-мобед (глава зороастрийского духовенства) спрятал царицу и царевича Шапура. Горькие мысли о собственном одиноком бесчадии склонили Ардашира к прощению царицы и признанию Шапура сыном и наследником. Ардашир постепенно расширил  свои земли  до Кермана и Сакастана. В 234—235  он воевал с римлянами и дошёл до Антиохии. За год до смерти Ардашир сделал Шапура своим соправителем.  Около 242 года римляне перешли в наступление и стали угрожать столице персов  −  Ктесифону. Только в 255 году в сражении при Барбалиссе персы разгромили 60-тысячное войско римлян. После этого Шапур вторгся в Сирию. В 260 году против Шапура выступил с  войском в 70 000 солдат  римский император Валериан, но в  начале осени он был  окружён. Вместе с императором в плен попали префект претория, сенаторы, военачальники. Трудом этих  десятков тысяч пленников во главе с Валерианом была построена плотина на реке Карун. Шапур  воевал и с кушанами. Под его властью оказались области до Бактрии, Согдианы и Шаша (Ташкент), а также юго-восточный берег Каспия. В Армении правил  сын Шапура. В свите Шапура состояли  пророк Мани и мобедан-мобед Картир. Сам шах придерживался зороастризма: «Я — поклоняющийся Мазде, владыка Шапур, царь Ирана и не-Ирана, происходящий от богов, сын поклоняющегося Мазде владыки Ардашира, царя царей Ирана, происходящего от богов, внук владыки Папака, царя. Я — господин Ираншахра».

Йездигерд I стал царём  в 399 году, когда возросла  роль  князей и магов. В борьбе с ними шах  опирался на торгово-ремесленное население городов, среди которого было много христиан. Христианам  было разрешено отправлять культ и восстанавливать  церкви. В годы правления Йездигерда I поддерживался мир с Византией. По его смерти  шахом стал Бахрам V, который  простил должникам недоимки (предание говорит о 70 миллионах серебряных монет, то есть о 280 т серебра). При нём начались войны с эфталитами (белыми гуннами), которые продолжались и при следующих шахах. При шахе Каваде большую власть приобрели маздакиты – зороастрийская  секта,  отчасти манихейского толка, проповедавшие идеи, сходные с коммунистическими, но  близкие мистическому гностицизму. Террор, устроенный маздакитами, вынудил сасанидскую знать  сместить шаха. Однако Кавад с помощью эфталитов возвратил себе трон. Маздакизм потерял опору сразу после низложения Кавада, и возвращение шаха этого  не изменило — он перестал вообще поддерживать маздакитов. Шах Хосров  Ануширван  (531 — 579)  покровительствовал наукам и искусствам,  знал греческий язык. К нему после закрытия Академии из Афин переехали философы. При нём  переводили греческие и индийские книги.  Персидский  врач Барзуй  перевёл с санскрита много книг, в числе которых знаменитый сборник «Панчатантра». В 551 году шах собрал в книги писменные  ответы опытных врачей на многие  вопросы. В его правление  была основана медицинская академия. Мобед Вех-Шапур по его указанию произвёл кодификацию Авесты. Около 560 года Хосров, заключив союз с Тюркским каганатом, начал военную кампанию против государства эфталитов. Сам он женился на дочери тюркского кагана.  Сын Хосрова  Ормизд был внуком Истеми-кагана и  оказывал предпочтение не знати, а простому народу. Полководец  Бахрам Чубин поднял восстание, а дядья царевича  свергли Ормизда  и возвели на престол его сына  Хосрова  Парвиза  (591 — 628). Чубин двинулся на Ктесифон, а юный шах бежал к византийскому императору Маврикию, который  оказал помощь войском. В сражении при Ганзаке Бахрам Чубин был разбит и бежал в Тюркский каганат, где был  принят каганом.  Хосров сумел через своего посла склонить подарками царицу тюрков на заговор, и наёмный убийца заколол Бахрама отравленным кинжалом. После победы над Бахрамом  Хосров  раздал воинам 20 миллионов монет (более 80 тонн серебра). В 602 году дружественный персам византийский император Маврикий  был убит, а в 627 году византийцы вторглись в Месопотамию. Персы смогли их остановить, но  авторитет Хосрова пошатнулся. Придворные  организовали против него заговор и убили. Провозглашение Йездигерда III царём совпало с нападением мусульман. Иранские войска были разбиты. Добыча арабов превзошла все ожидания. Каждый всадник получил по 12 000 драхм (около 48 кг серебра). Ковёр площадью около 900 м² из дворца шаха, на котором драгоценными камнями, золотом и серебром был вышит дивный сад, отослали ко двору халифа и там разрезали на куски, ибо у халифа не было  помещения, где такой ковёр можно было использовать целиком. В 642 году в результате трёхдневной битвы персы были ещё раз разбиты арабами. После этого у Йездигерда  не осталось  войска. Странствия  привели его на  окраину бывшей великой державы. Он прибыл туда, привезя с собой остатки сокровищницы и обширную библиотеку. Тюрки напали на немногочисленную свиту шаха и разогнали её. Йездигерд устремился в Мерв, но марзбан приказал запереть перед ним ворота. Усталый шах решил заночевать на какой-то мельнице в окрестностях города и попросил хозяина его спрятать, а мельницу запереть и не работать на ней. Тот ответил, что если ему заплатят за вынужденный простой, он откроет двери. Шах дал деньги и вошёл. Ночью мельник, совершил неслыханное для перса святотатство — зарезал гостя-Сасанида во сне, а труп бросил в арык, где его и обнаружили. Так  закончилась история великого рода Сасанидов.

В 632 году после смерти пророка Магомета  халифом был избран  Абу Бакр.  Он был вынужден сразу начать в Аравии войну с вероотступниками.  После усмирения восстания  Абу Бакр, повёл арабов на войну против византийцев и персов. Халиф Омар  продолжил его завоевания и под конец своей жизни, кроме  Аравии,  правил  Сирией, Месопотамией и Египтом. При халифе Усмане был завоёван  Иран до Амударьи,  Кипр, Магриб. После убийства  халифа Али  Муавия  из рода Омейядов стал единоличным правителем в Халифате. Он провозгласил наследником своего  сына Язида, и  государство с выборным правлением превратилось в наследственную монархию. При  Муавии  арабы перешли за Амударью,  дошли до Бухары и Самарканда, а в Индии − до Пенджаба. Им  сопутствовал   успех в  Индии и Афганистане, на Кавказе и в Анатолии,  в  Испании и  Франции. Халиф Абу-ль Аббас ас-Саффах основал династию Аббасидов. Его потомок, покровитель поэтов и литераторов, Харун ар-Рашид (786—809),  был свидетелем высшего блеска халифата. С 850х   начался упадок. В Хорасане образовалось государство Тахиридов. На Западе Египет вместе с Сирией отделился  в 868.  А с 935 года  к западу от Евфрата  багдадские халифы  признавались только  духовными владыками. С их именем чеканилась монета и читалась общественная молитва (хутба).  Внутри своего государства, в  Багдаде, халифы стали зависимы от тюркской гвардии.  В 945 году шиитская династия Буидов  захватила Багдад. Хотя из политических расчётов Буиды называли себя  «эмирами аль-умарâ»  Багдадского халифата, но обращались с халифами как с пленниками, с совершенным неуважением и презрением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *