СТАРЫЙ ПОРЯДОК 3

Революция цен породила в Европе хаос. В начале XVI века под влиянием Рима, где папой стал Джованни Медичи (Лев Х),  в Германии тоже появились гуманисты, среди которых заметной фигурой был Рейхлин, последователь Фичино и Пико делла Мирандолы. В 1507 году возник спор о еврейских книгах между немецкими гуманистами, поддержанными папой, и доминиканцами из Кёльна. (Кёльн был их оплотом: именно в Кёльне в  XV веке был издан «Молот ведьм»). Доминиканцы в утверждении веры Христовой были склонны к догматизму, что не удивительно: проповедующий слово всегда может уклониться от реальной жизни к буквальному пониманию текста. Францисканцы, в отличие от них, руководствовались более верой и интуицией. Поэтому они меньше преподавали, а больше беседовали с людьми. Поэтому же францисканцы больше занимались миссионерской деятельностью, проповедуя христианство в дальних странах: в Палестине, в Китае, в Африке, в Новом Свете. В тех краях, как и в Европе, они не навязывали людям формы, привычные для себя, а сохраняли существующие, лишь объясняя христианские нормы. Доминиканцы же ломали все порядки по своим «грамотным» представлениям. При этом францисканцы в учении о мире в большей степени были привержены идеям Платона. Францисканцами-мирянами, между прочим, были Данте и Петрарка. В каком-то смысле францисканцы расчищали дорогу гуманистам. Доминиканцы же гуманизму противостояли.

Рационализм требовал ответа на вопрос: «Каков Бог?» Святой Августин утверждал, что Бога разумом не постичь. Схоластика всё же пыталась постигать Бога разумом. При этом и Августин, и схоласты не сомневались, что Бог всесилен, и весь мир находится в его власти. Расходились они в человеческих возможностях: Августин считал, что от человека ничего не зависит; а схоласты всё же допускали некоторую свободу воли, но не супротив воли Божьей. Однако существовали и другие представления. Например, что Бог не активен: сотворив мир, не вмешивается в его дальнейшую судьбу. Такое представление (деизм), вообще, близко к  взглядам манихеев и гностиков. Существовало и близкое к язычеству представление о том, что Бог как бы разлит во всей природе. И в человеке тоже есть частица Бога. Такой пантеизм проповедовали в средние века турлепины, сторонники свободной любви. К этим взглядам близки были представления о грядущем царстве Божием на Земле. Но всё же представление о спящем Боге и о всебожии это два разных вида атеизма. Если Бог не действует активно, то есть он или нет, не важно. В такой вере нет смысла. Бог ставит предел своеволию человека. Вера это согласие с тем, что предел должен быть. Атеизм это беспредел. Здесь заметим, что близкие гностицизму герметические идеи излагал в своём «Городе Солнца» доминиканец Кампанелла.  Этот трактат коммунисты впоследствии признавали первой попыткой изложения своих принципов.

Во время понтификата Льва Х доминиканцы активно торговали индульгенциями для привлечения средств  на строительство собора святого Петра в Риме. Эта деятельность вызвала возмущение августинца Лютера, который в 1511 посетил Рим и был потрясён развращенностью  нравов, насаждавшейся гуманистами. Лютер вступил в спор с папой, а в 1520 году и вовсе разорвал с ним отношения. В этом конфликте одной из причин было навязывание романскими народами своего представления о Боге и о жизни германцам. Даже Священное писание читали по латыни. Итальянцы и испанцы его, в общем, понимали, а для немцев это была тарабарская грамота. После разрыва с папой Лютер  занялся переводом Библии на немецкий язык. Ещё раньше него против торговли индульгенциями выступил священник собора в Цюрихе Цвингли. Он, как и Рейхлин, был последователем платоников, в первую очередь Фичино. В начале 20х годов  взгляды Лютера и Цвингли стали знаменем, под которым развернулась борьба против власти папы и императора. Но надо отметить, что Лютер следовал заветам святого Августина (был более мистик), в то время как Цвингли был близок гуманистам (более рационалист).

Сила Франции постоянно росла, а Германия напротив, слабела. И уже французский король Франциск намеревался короноваться императором. Когда же курфюрсты избрали императором Карла Габсбурга, испанского короля, Франциск возмутился и начал с ним войну. Папа (в то время уже Джулио Медичи, кузен Льва Х) поддерживал Франциска, и позволил ему самостоятельно назначать во Франции прелатов. Войска Карла, вовремя не получившие жалования, взбунтовались и разграбили  Рим. Папа был заключен в замок, население города разбежалось. Через несколько лет папа вынужден был признать Карла V императором и короновать. Одновременно английский король «национализировал» английскую церковь. Так окончательно рухнул авторитет папства и его влияние.  Эпоха  ренессанса в Риме вскоре закончилась. Следующие папы восстановили инквизицию, избавились от роскоши и установили строгие правила для духовенства, и даже кардиналы вынуждены были следовать этим правилам. Но Риму уже подчинялись только церкви Испании, Италии, Южной Германии и Польши. Тевтонский орден вышел из подчинения Риму, и преобразовался в герцогство «Пруссия».

В то время идею Божьего царства на земле стали воспринимать как достижимую в «посюсторонней жизни», при помощи собственных усилий. Это породило коммунистические идеи. Ранее эту идею отстаивали турлепины («интеллигентные люди»), которые проповедовали и «свободную любовь». Поэтому противники коммунистов обвиняли их в разрушении семьи. Коммунисты же эти обвинения не отвергали, что косвенно свидетельствует об их связи с турлепинами.  На востоке Германии помимо лютеран появились  «цвиккауские пророки» (анабаптисты) – два суконщика и студент,  осуждавшие науку и светские развлечения и возвещавшие гибель безбожников. С 1520 в Цвиккау проповедовал и Мюнцер, говоривший об установлении царства Божьего на земле. Потом он проповедовал  в Праге и в Альштедте (Тюрингия). Эти пророки считали, что людей «развращает» частная собственность, а потому её надо отменить. Сторонники Мюнцера жгли церкви – «пещеры  дьявола», как они говорили. Лютера это толкнуло к союзу с князьями. А Мюнцер в 1524 утвердился в Мюльгаузене, где была введена общность имуществ, конфискованы дворянские и монастырские владения. Это движение ставило задачу освободиться совсем от служения господам и создать «братское объединение» для служения общей пользе. В Германии тогда началась крестьянская война: восстания  поднялись во Франконии, Саксонии, Тюрингии. В Швабии крестьяне требовали уменьшения повинностей, свободного пользования лесами, реками и другими угодьями.  На западе сильно было влияние рыцарей, и требования повстанцев отражали их чаяния. Однако, пользуясь отсутствием единства среди восставших, феодалы разгромили их и казнили их вождей. В 1526 крестьянская война закончилась, и в том же году имперский сейм предоставил светским властям решать вопрос о вере по своему усмотрению.

В Швабии реформаты были не согласны с Лютером, верившим, что причастие действительно суть тело и кровь Христовы. Они считали, что хлеб и вино лишь символизируют тело и кровь Его. В 1531 году их вождь  Цвингли погиб в столкновении с католиками, а через пять лет это  движение возглавил французский богослов Кальвин. Он был привержен рационализму и к мистицизму относился с недоверием. Протестантизм распространялся и во Франции, причём больше по окраинам, захватывая те области, где раньше селились катары и вальденсы. Кальвин приобрёл большое влияние в Женеве и занял там должность проповедника. Он считал, что одни люди изначально предопределены к спасению, а другие – к погибели, и от самого человека ничего не зависит (но это уже мистицизм!).  В 1537 городской совет принял написанный им «Катехизис», и в городе было установлено демократическое правление. Однако при этом насаждалась строгая мораль, были разгромлены либертины, а также закрыты театры. Осуждалась погоня за модой, вычурные причёски, даже зеркала были уничтожены. Режим был строг, широко применялась смертная казнь. Кальвин стал кем-то вроде аятоллы,  его и называли «женевский папа».

Анабаптисты продолжали ждать скорого наступления тысячелетнего царства  Христова на земле. Особенно напряжёнными их чаяния сделались около 1530 года, проявившись в Нидерландах и на Нижнем Рейне. В 1534  они победили на выборах в магистрат Мюнстера. В городе было создано теократическое государство, в основе которого лежали коммунистические принципы общности имущества и социального равенства. Лютеране и другие реформаты осудили эти действия. Католическо-протестантская коалиция взяла город в осаду, и в  июне 1535  Мюнстер пал. В том же году было подавлено восстание анабаптистов в Амстердаме, в ходе которого погибло около 30 тысяч человек, а в 1540 − восстание в Генте. В скором времени большая часть анабаптистов эмигрировала в Англию, где они стали называться меннонитами.

Во Франции к 1560 году кальвинистами (гугенотами) было уже примерно 10% населения. Король Франциск  к тому времени умер, и на престол восходили по очереди его сыновья. Реальная власть была у регентов, в числе которых были королева-вдова Екатерина Медичи, герцог Гиз, адмирал Колиньи и принц Конде-Бурбон.  Последние двое присоединились к гугенотам. Кальвинизм противостоял абсолютной власти королей, являясь идейной основой республиканства (рационализм!). А власть монарха была основана на воле Божией (мистика). Колиньи и Конде составили заговор и пытались захватить короля, но их план провалился. В 1562 Гиз организовал избиение гугенотов, направлявшихся на молитву. С этого началась череда войн, продолжавшаяся до 1598 года. Гиз через год погиб, Конде был убит в 1569. Перемирие было объявлено в 1572. Тогда в Париже собралось множество гугенотов на свадьбу принца Бурбона – Генриха  Наваррского и сестры короля Маргариты. Сам король подпал под влияние адмирала Колиньи и склонялся к разрыву союза с Испанией и поддержке голландцев. Екатерина Медичи приказала убить адмирала, но покушение не удалось. Тогда она убедила сына напасть на гугенотов. В ночь святого Варфоломея в Париже было убито около 300 гугенотов, в том числе и Колиньи. Война продолжилась. Была образована «католическая лига», действовавшая не менее организованно, чем гугеноты. Король пришёл к соглашению с Генрихом Наваррским, и приказал убить молодого Гиза, вождя католиков. Это было в 1588, когда испанцам сильно не везло (англичане отбили нападение Великой армады). Но в следующем году король был убит монахом, и династия пресеклась (и английская армада Дрейка была разбита испанцами). Французский престол получил Генрих Наваррский, согласившийся ради этого принять католичество. Он запретил гугенотам совершать службы ближе 5 лиг от Парижа, в остальном предоставив им полную свободу. Католицизм был объявлен официальной религией.

Английский король Генрих  VIII в 1534 году был провозглашен  главой  английской церкви. В течение 1535-39 годов специально созданные Генрихом комиссии закрыли все монастыри, конфисковали их имущество, а монахов изгнали. Мощи многих святых по приказу короля были вскрыты, ограблены и осквернены. В 1540 году Генрих вновь женился (на протестантке), но тут же  развёлся и казнил организатора этого брака Томаса Кромвеля, пытавшегося ускорить церковную реформу. После этого король вновь стал благоволить католикам. Все подданные были обязаны участвовать в мессе, причащаться, исповедоваться. Несогласие приравнивалось к государственной измене. После казни пятой жены (1542), ставленницы католической партии, Генрих вновь стал склоняться к протестантизму. Его шестая жена, убежденная протестантка, много способствовала этому. После смерти Генриха, при его дочери Марие Католичке (1553-58) многие протестанты бежали из Англии на континент, где познакомились с учением Кальвина. Вернувшись после смерти королевы Марии, они выступили за очищение (латинское puritas — чистота, поэтому их называли пурита́нами) англиканства от остатков католичества: требовали заменить епископат выборными старейшинами (пресвитерами), вместо мессы вести проповеди, обряды упростить и лишить храмы украшений. Пуритане отличались религиозным фанатизмом, храбростью, упорством, уверенностью в своей исключительности и «избранности», аскетизмом и расчётливостью в экономических вопросах. Они высмеивали тех, кто не мог или не хотел много зарабатывать, осуждали большие феодальные дворы и бесполезные, с их точки зрения траты денег. Они придерживались строгих нравов, осуждали пьянство, распутство и азартные игры.

Существовавшие в то время монашеские ордена подвергались критике, поэтому возник ряд новых орденов, с другими уставами. В их числе в 1534 был основан орден иезуитов, которым было разрешено вообще не следовать монашеским правилам, если этого требовало служение Христу. Главным принципом их было беспрекословное повиновение папе. Другим их отличием была «приспособительная» мораль, позволявшая произвольно толковать нормы нравственности. Иезуиты могли жить в миру, сохраняя принадлежность к ордену в тайне. Кроме этого, ими применялась система доказательств, допускавшая считать вероятное достоверным, если это выгодно церкви, а также мысленные оговорки и казуистику (анализ всех мелких деталей обсуждаемого вопроса, вместо решения его в принципе).  Главным храмом ордена стала церковь Исуса в Риме, в последующие века послужившая образцом для многих католических храмов по всему миру. Как и кальвинисты, иезуиты тоже обращались к индивиду. При этом цель иезуитов была – встроить человека в коллектив. Кальвинисты же боролись за интересы отдельного человека, не принимая во внимание коллектив (а значит слабых его членов). Но если другие ордена проповедовали коллективу, то иезуиты обращали проповедь к отдельному человеку, и использовали знание психологии. Обращённых при этом было меньше, но вера их была глубже.

Иезуиты в середине XVI века создали коллегиумы для обучения детей. Учёба в них была бесплатна, поэтому много было детей из бедных семей. Аристократы тоже стали отдавать детей на обучение иезуитам. Впоследствии у них учились Дидро, Вольтер, Декарт и многие другие. Большинство учеников всё же остались верны своим учителям. Иезуиты строили прекрасные учебные здания и занятия вели не слишком интенсивно – в году было всего 180 учебных дней, а в день занимались по 5 часов. Упор на преподавание богословия не делали. Вместо этого преподавателей набирали таких, чтобы вера окружала учеников с утра до вечера. Физические наказания, в отличие от других школ, применяли редко. К учёбе побуждали соревнованиями, а дисциплина поддерживалась, в том числе, и слежением за учениками. Много внимания уделялось логическому разбору текста. Ученики прочитывали его заранее, а на уроке рассматривали все доводы за и против какого-то положения, доказывая его правоту. В XVII веке программу школьного образования разработал Ян Коменский. Он принадлежал к церкви моравских братьев – протестантов, появившихся в Чехии после Гуса, задолго до Лютера. Его школьная система во многом развивала идеи иезуитов. Но Коменский был сторонником Просвещения, и создал нашу «современную» школу. Английский мыслитель Локк в педагогике отстаивал позиции близкие школе иезуитов. Он тоже требовал воспитания мужества и нравственности, избегал формализма в вопросах веры, говорил о необходимости физического развития. Но он воспитывал дельца, а иезуиты – подвижника.

4 идей о “СТАРЫЙ ПОРЯДОК 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *