РЕЗЮМЕ 1

1

«Тёмные века» характерны, в первую, очередь падением римской государственности. Западная империя с момента своего отделения была довольно рыхлым образованием со слабой центральной властью. Главной её силой было войско, состоявшее уже большей частью из не римлян. Федераты были составными частями этой «империи». Они же составляли и основу войска. Их влияние на центральную власть, поэтому, постоянно возрастало. В конечном итоге, «гуннов царь» Аттила попытался подчинить империю. В сущности, войны Рима с федератами и войны между федератами следует рассматривать как гражданскую войну в Западном царстве. В ходе её политический центр в Италии стал глохнуть. Сложилось два новых центра: на Дунае и в Галлии. В VI веке и в Галлии государство пришло в упадок. Дунайский же центр постоянно подпитывался свежими силами с востока: там проходила славянская экспансия, поддержанная восточными всадниками. Это создало основу существования в течение нескольких столетий Аварского каганата. За это время экономика Западной Европы выросла. Благодаря слабости государств поднялось хозяйство церкви: монастырское и епархиальное. Увеличилось производство продуктов сельского хозяйства. Стабилизация аварами политического положения в Восточной Европе способствовала развитию радонитами трансъевропейской торговли. Равновесие было нарушено с приходом в Испанию арабов. Их нападения вынудили франков создать сильное войско и начать войны. Франки разгромили Аварский каганат, и центр империи переместился на запад. Затем начался климатический оптимум, повлекший рост населения, городов и торговли.

2

Знания, принесённые арабами, столкнули с христианского пути многих интеллектуалов. Распространявшаяся из Испании философия Аристотеля, посеяла сомнения в учении блаженного Августина, которое было официальной церковной доктриной. Вновь появились ереси. Рост населения вследствие «потепления викингов» разрушил установившуюся ранее стабильность. Тогда выход был найден в экспансии на восток, оформленной в виде «крестовых походов». Но она требовала более совершенной организации и техники: мусульмане в этом превосходили европейцев. По этой причине рыцарское войско стало формироваться в духовные  ордена, не подчинявшиеся светским властям. Апогеем этого движения стал орден тамплиеров, подчинявшийся непосредственно папе и территориально охвативший всю Западную Европу. Это была могущественная военно-хозяйственная корпорация со своим идеологическим центром. Однако с востока проникали и ереси, и моральное разложение. Святейший престол утратил моральное превосходство, и оказался в подчинении у германских королей, в то время бывших и «римскими» императорами. Впрочем, папы не сдались, и последовавшая борьба привела к ослаблению «Священной Римской империи». Вслед за тем власть папы оспорил усилившийся король Франции. Он не только вынудил папу уничтожить орден тамплиеров, но и перенёс папскую резиденцию в Авиньон.

Опорой этому был рост городов, их богатства. В Италии многие города даже изгнали сеньоров и подчинили себе сельские общины. Короли (в первую очередь французские) стали набирать войско за деньги, которые платили им города. Поэтому политическая роль городов возросла, а роль феодальной рыцарской кавалерии уменьшилась. Этому способствовало и развитие стрелкового вооружения.

3

Церковь стала сдавать позиции, прежде всего в идеологии. Проповедь аскетизма и всеобщего братства действенна в «скудные» времена. Рост благосостояния ведёт к разобщению, но идеи любви и братства этому препятствуют. Именно потому и распространялись ереси. И не только среди простолюдинов. Духовенство в то же время и в не меньшей степени подверглось сомнениям в истинности церковных проповедей. Но не только диссиденты подрывали авторитет Церкви. В ещё большей степени его разрушали всевозможные прегрешения монахов и священников, которые были более заметны, чем инакомыслие. Официальный теизм вытеснялся пантеизмом, который тянул за собой развитие магических воззрений. Всё это касалось, преимущественно, городского населения. Деревня (и крестьяне, и сеньоры) в большей мере сохраняли преданность католичеству. Горожане отличались от них большей дерзостью, которую требовали условия городской жизни. Даже ремесленники, жизнь которых была, в общем, спокойнее, чем жизнь купцов, менял и им подобных, вслед за ними тоже становились смелее.

Европейское единство при этом ослабело, и усилились западные окраинные страны: Франция и Испания. Франция, в то время как бы включала и Бургундию, и Англию, владевшую Аквитанией и строившую отношения с Португалией. В Испании после Реконкисты, кроме Португалии, было ещё два королевства – Арагон и Кастилия. А на востоке в это время усилилась католическая Польша, но совсем по иной причине: тут побеждала римская дипломатия. При этом Тевтонский и Ливонский ордена оказались под польским покровительством. Но это на северо-востоке, а на юго-востоке европейцы были разгромлены турками, которые захватили Балканы и угрожали продолжить свои завоевания.

4

Европейское единство было утрачено. От христианства никто не отказывался, но толковали его теперь на разные лады. И даже твёрдые сторонники папы, как например иезуиты, опирались в большой степени на логику, чего раньше и быть не могло. Мистика же стала достоянием гностических магов, таких как Бруно. Но и в этой среде она вела к развитию математики и «естественной магии», то есть естествознания. Распространялись хилиастические идеи о грядущем Золотом веке. Зачастую они были связаны с магическими представлениями и верой в возможность достижения этого коммунизма усилиями людей.

Развитие мореходства привело к многократному росту богатства в Европе. Это вызвало экономические потрясения и резкое расслоение населения. В земледельческую эпоху средних веков такой бедности и такого богатства не бывало. Тем более что официальная политика христианской церкви этому препятствовала. И те богачи, которые были тогда (Медичи, например) не могли и сравниться с появившимися с развитием мировой торговли настоящими капиталистами. Такими как Фуггеры, например.

Всё это повлекло политические столкновения, образование различных движений, войны. Сложились новые мощные религиозные объединения: лютеране, кальвинисты, анабаптисты и другие. Появились новые монашеские ордена в лоне католической церкви, как например иезуиты. Прокатились гражданские войны в Германии, Франции, Англии. Да и война в Нидерландах (испанском владении) в каком-то смысле тоже была гражданской. Все эти войны по своим причинам и целям были войнами торговцев с земледельцами. То есть это были войны города и деревни. И вот тут-то буржуазия победила – наступил капитализм. Завершилось установление этого строя в Европе тридцатилетней войной, после которой влияние церкви совершенно ослабело. Политика стала основываться на экономических, династических и политических интересах. Государства признали суверенитет друг друга, равноправие и нерушимость границ.

5

Заключив в 1703 году договор с Португалией, Британия получила возможность сбывать в португальских колониях свои товары. Это доставило ей огромную долю золота, добываемого в Бразилии. Бурное развитие техники и промышленности в Англии увеличило её экономическую и военную мощь. Английское правительство поставило цель превзойти Францию, доминировавшую тогда в Европе. В ходе семилетней войны Франция потерпела поражение и понесла экономические потери. Это, в конечном итоге, привело к революции и попытке восстановить французское господство. Но континентальная блокада Британии лишь ещё более способствовала развитию английской промышленности. Франция вновь потерпела поражение, и в Европе стала усиливаться Германия.

Ослабление Франции шло параллельно с кризисом рационализма. В Англии развивался эмпиризм, а в Германии рационалистический подход был потеснён романтизмом. И в самой Франции возникли и распространились коммунистические идеи справедливости. В начале XIX века Сен-Симон, восхищённый ростом индустриальной мощи создал философию позитивизма. Но увидев бедственное положение тогдашних рабочих, он же развил и социалистические идеи.

После наполеоновских войн возникло противостояние доминировавшей в морях и промышленности Британии и Священного союза, господствовавшего на континенте. Поскольку Священный союз опирался на христианские ценности, его противники должны были их отрицать. Идеологом их выступил генуэзец Мадзини, насаждавший национализм и пытавшийся опираться на рабочих. Британия, где в это время вырос империализм, поддержала движение Мадзини. В дальнейшем Мадзини объединился с Марксом и анархистами в Интернационал. И хотя это объединение оказалось непрочным, социалистические идеи распространились по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *