СЕВЕРНЫЕ ПРОСТОРЫ 4

Западное племя балтов, обитавшее на нынешнем литовско-польско-белорусском пограничье, Тацит называл «эстиями». Восточнее жили галинды. Они занимались подсечным земледелием, выращивая пшеницу, рожь, бобы, горох, просо. Разводили свиней, овец, коней, коров. Жили в многокомнатных домах столбовой конструкции. У них не было луков, только копья с каменными или костяными остриями, а горшки они лепили вручную. В верховьях Днепра существовала родственная им днепро-двинская культура, которую отождествляют с андрофагами (людоедами) Геродота. Там разводили коров, свиней и лошадей на мясо. Треть харчей давала охота, а земледелие носило вспомогательный характер. Жили в посёлках вблизи водоёмов. На Среднерусской возвышенности жила голядь, занимавшаяся рыболовством и охотой. Дома там были каркасные со стенами из плетня, обмазанного глиной, отапливались открытыми очагами. Голядь воевала с будинами. В 5000-5400 по Десне и Сейму жили меланхлены («чёрные плащи»). У них были глинобитные печи, веретёна, железные шилья, костяные иглы и бронзовые украшения. Их городки были укреплены рвами, валами и деревянными стенами и расположены на неприступных утёсах по берегам рек.

Северную часть Русской равнины (до Невы) с древнейших времён занимала лопь, которую античные авторы называли феннами. У «феннов нет… ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля», ― писал Тацит. Зимнее жилище они покрывали оленьими шкурами, а в центре его устраивали каменный очаг. Транспортом им  служили лыжи и керёжка — сани-волокуша в виде узкой лодочки. Южнее лопи обитала чудь (финны), уже освоившая металлургию. Она распространилась из бассейна Камы и, вытесняя лопарей на север, доходила до берегов Финского залива. На Каме и Вятке жили «пермя́не» — предки современных удмуртов и коми. Там на мысах у слияния рек они строили городки (до 10 000 м2) , которые окружали рвом и валом. На валу строили стену. Посёлки со временем росли, увеличивались ширина и высота валов, глубина рвов, появились многорядные укрепления. Насыпи усиливали дёрном, камнями, возводили на них частоколы или бревенчатые стены. Дома были срубные прямоугольные в плане площадью 60-130 м2. Очаги были грунтовые, или на каменных выкладках, или на глинобитных вымостках. Пермяне занимались скотоводством и пушной охотой, умели делать бронзу и железо.

Часть чуди  продвинулась на запад. Там к 5000 годам на Суре сложилась мокша, а на Оке — эрзя. Оба племени имели контакты с иранцами на юге, а на севере и западе — с балтами. И мокша, и белокурые и сероглазые эрзя это всё мордва. Есть мнение, что геродотовы будины – голубоглазые и рыжеволосые − тоже мордва (или родственный ей народ). Городецкая культура, которую считают исходной для мордвы, бытовала и на среднем Дону. Лингвист Стецюк обнаружил большое количество греко-финских изоглосс, которых в мордовском языке больше, чем в других финских. Мордовские селения отличались разбросанностью, и глухими стенами домов (избы там ставили окнами в сторону двора). Мордва разводила свиней и коров, а также овец. Распространено было бортничество. Там умели делать поташ, конопляное масло, белое сукно, выращивали разные злаки и, вероятно, капусту. Капуста пришла от греков, которые около 5000 годов завезли её на Черноморское побережье. Традиционная мордовская кухня включает  щи и каши, особое место занимают блины. В междуречье Оки и Волги сложились мари, меря, мурома. Мурома разводила свиней, коров, в меньшей мере овец. Лошадей разводили и на мясо. Меря занимала Верхневолжскую низменность. Она занималась коневодством, а также разводила коров и свиней, понемногу сеяла просо, ячмень. Жили в полуземлянках (≈20м2) с сенями. На мысах имели укреплённые городки. В частности, и на территории Московского Кремля был такой. Умерших хоронили вдалеке от селений, в «домиках мёртвых». Западнее обитала весь. Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы, а также лён, хмель, репу, которая появилась на Русской равнине с началом земледелия. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение. Чудское племя сумь разделялось на карелу и ямь. Как и лопь, они жили  в чумах, но уже не кочевали. Карелы постепенно расселились по озёрам Онего и Нево (Ладожскому) и далее на запад. Ямь осела южнее, достигнув на западе Балтики.

На Ямале в 5100-5700 годы от сотворения мира люди жили в укрепленном посёлке, в землянках. Орудия делали из кости и камня, но имели бронзовые украшения и железные ножи. На их поселениях найдены обломки сосудов на высоких конических поддонах, инструменты для выплавки бронзы. Они использовали лук и стрелы, лёгкое копьё и костяной гарпун. Занимались они охотой и рыболовством, ездили на собачьих упряжках. Собак рыбой кормили. Язык этих людей остался неизвестным, но предполагают, что это были сиртя, растворившиеся впоследствии среди ненцев. Далее на восток жили юкагиры ― семья народов с близкородственными языками. Одульские племена пришли на Лену с Оби около 1500 лет от сотворения. Другие пришли с берегов Байкала около 2500 лет  и включили в свой состав местных людей арктической расы (вероятно чукчей). Юкагиры выделывали круглодонные горшки, каменные и костяные наконечники для стрел, копий и гарпунов. Одул с 4200 годов знали металлургию бронзы. Они жили охотой на диких оленей и рыболовством. Вадул кочевали вслед за стадами диких оленей от лесотундры к морю, добывали их поколками на воде во время сезонных переправ или загоняли в озёра собаками. По снегу вадул ходили на широких подбитых камусом лыжах, а по насту — на голицах. По воде передвигались на плотах, лодках (долбленках и берестянках). Жили в полуземлянках (чандал) с каркасом из четырёх столбов и четырёх поперечин, на которых лежала плоская крыша. Одул жили в конических чумах (нума), которые зимой покрывали ровдугой (оленья или лосиная замша), а летом — лиственничной корой. В центре жилища устраивали очаг. Зимой ели строганину, весной и летом коптили над костром и вялили на солнце длинные тонкие пласты мяса. Во главе рода стоял лигэе шоромбох — «старый человек», который мог заменять шамана. Но главенствовать мог и сам шаман (алма), а также тэнбэе шоромбох — «сильный человек» или лучший охотник (хангича). Жена главы рода заведовала распределением добытого на общей охоте или рыбалке. Маршруты перекочёвок наносили на бересту, изображая также отдельные моменты охоты и рыбалки. Такие «шангар-шорилэ» служили им географическими картами.

Около 4100 в Минусинской котловине енисейцы, воспринявшие технологии фёдоровцев (тохар), создали конное войско и торговали с Китаем. Их влияние распространилось  до Сары Арка (Казахский мелкосопочник), где сложилась культура (4200-4600), в состав которой, возможно, вошли и угры. Сохранившиеся там «скальные мавзолеи» свидетельствуют о существовании в степи властных структур. Под это влияние подпал и Алтай. В 4300-4500  в связи с усыханием пастбищ и сокращением поголовья скота, произошёл переход к кочевому скотоводству. Оседлые поселения исчезли, вместо коров и свиней стали разводить овец и лошадей. Но главным тяглом оставался бык. Скот легко мог быть украден, а нередко погибал вследствие падежа или джута. Хозяевам тогда грозила голодная смерть. Поэтому за скот дрались, бились и за  пастбища. Войны стали обычны: знать добывала себе власть и богатство, а рядовые кочевники стремились поправить своё положение.  До 4500 годов в Степи, скорее всего, обитали угры, тохары и дахи-киммерийцы. Арии жили в Бактрии, где тогда был распространён язык Авесты. Потом к юго-западу от неё сложился персидский язык, к которому был близок мидийский (парфянский). К бактрийскому близки были хорезмийский, сарматский и согдийский. Больше отличались языки живших на восток от Бактрии саков. В формировании культуры Турана  важная роль принадлежала Мидии. Искусство скифо-сибирского мира, было основано  на переработанных там ассиро-вавилонских мотивах. Саки и скифы распространили его от Дуная до Хуанхэ. Погребения 4700-5200 годов, относящиеся к культурам скифского круга, были обнаружены даже в лесостепи на юго-западе Маньчжурии. В 5000-5180 саки окончательно вытеснили тохаров из Турана.

Наиболее характерные элементы скифской культуры представляют оружие и конское снаряжение, а её происхождение от переднеазиатской отчетливо видно в зверином стиле. Скифы отобрали подходящие им сюжеты и придали им формы, отвечающие свойствам дерева и кости. В этих формах они и вошли в состав изображений в золоте. Один из распространённых сюжетов ― пантера, живущая именно в Закавказье. Звериный стиль в Таврии (скифы) и в Туране (саки) имеет существенные различия. Скифский язык, не был тождествен сарматскому, он ближе к бактрийскому и современным языкам Афганистана. До 4500 скифы находились в контакте с хурритами, обитавшими на Кавказе.  Свидетельство этому ― скифское слово «акинак»  (пранахское *ɦāhḳ́i ‘железо’,neḳV ‘нож’=‘железный нож’). В  Закавказье скифы вмешались в борьбу мидийцев с Ассирией. Их конные лучники были тогда непобедимы. Но обстоятельства сложились для них неудачно и в 4922 их изгнали в Дикое поле. Привыкнув воевать, они не хотели заниматься скотоводством, а тем более земледелием. Скифы изгнали киммерийцев, а в 5000-5100 подчинили Среднее Поднепровье, о чём свидетельствует распространение характерных для них катакомбных (вот они, арии!) погребений в верховьях Тясмина, Южного Буга и Ингульца. Там проходил путь из Ольвии на Днепр, который царские скифы держали под контролем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *