Для Геродота всё население Скифии было «скифами» ― к тому времени царские скифы в общении с греками заслонили всех. Сношения с земледельцами велись через них. Этим и объясняется, что Геродот, отметив, что скифы-пахари сеют хлеб на продажу, больше ничего о них не сообщает. Он ничего о них не знал. Хотя ещё около 4860 года (от сотворения мира) греки стали покупать у них хлеб и вскоре в устье Южного Буга основали Ольвию. Как раз тогда у «пахарей» появились богатые погребения. Они жили в лесостепи несколькими группами: в Подолии ― фракийцы-агафирсы. По Тясмину, Роси и у Киева ― славяне (потомки чернолесских племён), видимо, и на Ворскле тоже. На Суле и Северском Донце ― будины. На среднем Дону была, вероятно, мордва. «Пахари» у Геродота называются «άροτήρες» (аротирэс), что созвучно древнерусскому оротарь, ратай ― «пахарь». Они пахали деревянным плугом в виде крюка, сделанного из рассохи — ствола дерева с отходящим от него толстым суком. Сук использовался как «гридиль», служивший для запрягания пары волов. Обрубок ствола отёсывали в «ползунок» с острым рабочим краем. Комья земли за плугом разбивали мотыгами. Поля при такой вспашке быстро зарастали сорняками. Поэтому через несколько лет поле забрасывали. При сборе урожая пользовались серпами. Крупу и муку мололи каменными зернотёрками, но это было весьма трудоёмко, поэтому ели больше кашу. Сеяли пшеницу, ячмень, просо; на Донце также рожь, а на Дону гречиху. Повсеместно выращивали бобы, горох и коноплю. Жили в хатах из обмазанных глиной жердей или в землянках с открытым очагом посредине. Скот содержали под открытым небом.
С приходом царских скифов «пахари», создав укрепления и войско, сохранили независимость. Характерно Немировское городище на Южном Буге, состоявшее из крепости на мысу и пространства, обведённого валом и рвом около 4,5 км длиной. Такие убежища строили от Днестра до верхнего Дона. Наиболее известны из них Пастырское на Сухом Ташлыке в Правобережье и Бельское на Ворскле в Левобережье. Последнее, видимо, и было известно Геродоту под названием Гелон. Площадь этого города занимает 4400 га, протяжённость валов около 30 км. Жилища в нём круглые и четырёхугольные, углублённые в землю, отапливались очагами или сводчатыми печами. Вожди славян сохранили в своих руках распоряжение зерном и по-прежнему торговали с греческими городами. Однако доходами они вынуждены были теперь делиться с царскими скифами.
В 4996 Скифию пытался завоевать персидский царь Дарий, но вынужден был уйти без славы. Около 5000 года «пахарей» с севера стали теснить меланхлены. А вытесненные скифами киммерийцы, которые по языку всего ближе, вероятно, были с фракийцами, создали на Кубани могущественное царство. Свидетельство его существования ― большой курган (высотой 15 м), в котором вместе со знатным покойником погребено около 1000 лошадей. Покорённые киммерийцами меоты тоже выращивали хлеб. Одни только Афины в 5120-5160 годы половину необходимого им хлеба (15 750 тонн) получали из Боспора Киммерийского. Скифскому царю Атею удалось создать в Таврии большое государство. В 5150 он напал на гетов, но эта политика в 5169 привела к войне с Македонией. Несмотря на превосходство в доблести и численности, скифы были побеждены. Македонцы захватили в плен по 20 тысяч детей и женщин, множество скота, 20 тысяч кобылиц было отослано в Македонию для разведения породы». Уже после смерти Атея скифы в 5177 отбили войско, посланное Александром Македонским.
В 5179 году Александр начал войну в Туране. За рекой Яксарт (Амударья) он нанёс поражение сакам. Дальше на север македонские войска не углублялись. Большую часть степи тогда уже занимали арии. На Волгу, вероятно с Окса (Сырдарьи), пришли сарматы. Далее на восток обитали массагеты и саки. В Синцзяне и Ганьсу – юэчжи, которых считают (настоящими) тохарами. Ещё дальше жили уже алтайские народы (не арийцы), из которых более известны были хунну и дунхэ. Полагают, что тохары создали в 5200 годы в Ташкентском оазисе государство Кангюй. Это название взято из китайских хроник, а у персов упоминаются хангары. Вероятно, исходной формой было «кангар» – был в древности такой народ. В Кангюе разводили лошадей, верблюдов, ослов, горбатых быков. Выделывали золото, нашатырь, благовония разных сортов, меха, парчу. После 5380 через Кангюй прошёл Великий шёлковый путь, а Золотая дорога через Кангюй вела с Алтая в Бактрию. Участок Шёлкового пути от Ферганы до Арала шёл по Сырдарье и связывал Кангюй со странами Яньцай (Приаралье), Янь (Урал) и Лю (Поволжье). Яньцай находился далеко от других государств, поэтому сведения о нём отрывочные и неясные. Греки сообщают о городе Хаврана, а китайцы о Вэньнаша, как о новом имени Яньцай (может быть, Хавранашахр?). Видимо, речь идёт о Хорезме (стоит вспомнить и русское название «Хвалисы»).
Кризис в Великой Скифии случился около 5230 года, и царство скифов ослабло. В 5300 годы в Диком поле появились сарматы, а вместе с ними и иранские топонимы, которые не были известны Геродоту. Это свидетельство того, что сарматы заняли опустевшие земли. Часть скифов укрылась в Крыму, где смешалась с таврами – местным древним народом. А ближе к Азовскому (Синему) морю сохранились синды, говорившие, возможно, на индо-арийском. Из сармат первыми на Русскую равнину пришли языги. Они продвинулись далеко на запад, до Дуная. Вслед за ними двигались роксоланы, занявшие Таврию. Они ввязались в войны даков с Римом, и римляне некоторое время даже платили им дань. В какой-то мере роксоланы, должно быть, контролировали и торговлю хлебом, а значит, и «пахарей». К востоку от роксоланов, между Доном и Волгой, обитали аорсы. Верхние аорсы (на Каспийском побережье) вели караванную торговлю индийскими и вавилонскими товарами, получая их от армян и согдов. Все сарматы были скотоводами и жили в кибитках, которые перевозили волы. Скот надо было постоянно охранять, а пастбища защищать от захвата. Поэтому сарматы были очень воинственны. Гиппократ писал, что «их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девках…. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный именно с этой целью медный инструмент, прикладывают его к груди и выжигают, так что она теряет способность расти, а вся сила и изобилие соков переходят в правое плечо и руку». Отсюда, видимо, и распространились мифы об амазонках.
В 5400 году Яньцай был сильнее Кангюя, но через столетие попал в зависимость от него и стал называться Аланья. Правители его тоже происходили из тохаров. В I веке от рождества Христова аланы появились к западу от Волги. В их обществе знатные роды противостояли простолюдинам, женщины имели большое влияние. Однако уже вскоре положение стало меняться. Общество превратилось в военную дружину, состоявшую из катафрактариев (по парфянскому образцу) и лёгкой конницы. Распространился обряд искусственной деформации головы. Подвижный образ жизни повлёк за собой численное преобладание мужского населения. К 155 (5663) году эта волна докатилась до нижнего Дона, и в последующие двести лет держава алан господствовала на Северном Кавказе.
Аммиан Марцелин указывал, что аланы были ранее известны как массагеты. «Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения». «Множество их побед привело к тому, что они постепенно поглотили все народы, которые им встречались, и их имя распространилось на них на всех». Основная территория Аланского царства находилась между Доном, Волгой и Кавказом. Здесь аланы оставались вплоть до монгольского нашествия, и были известны на Руси под именем ясов. Слова «чугун», «хозяин», «каша» возможно заимствованы русскими у них. В отличие от других сарматов войско у аланов было профессиональным. «Мужественные и крепкие берутся в джигиты («чжегэ»), что в переводе означает: строевой ратник», − отмечали китайцы. «Всё, что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается мирными делами», — писал Аммиан Марцеллин. Аланы — это конные воины, вооруженные луком, мечом и длинным копьём, защищённые панцирем, кольчугой и остроконечным шлемом. Они ввязались на стороне римлян в борьбу с Парфией. А потом попытались отнять у бывших союзников Каппадокию. Имея огромное превосходство в кавалерии, они были для римлян серьёзным противником. Но выйти в Закавказье они так и не смогли.
Воевавший с ними Аммиан Марцеллин писал: «Аланы, живя на далёком расстоянии одни от других, как номады, перекочёвывают на огромные пространства…. У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствии лёгкости вооружения». Они носили короткие рубахи, пояса, штаны, заправленные в мягкие сапоги, длинные плащи, застегивавшиеся на плече. Женщины их одевались в длинные платья, которые знатные шили из дорогих привозных тканей и обшивали золотыми бляшками. Они использовали металлические зеркала, румяна, благовония. Одним из аланских племён были сербы, обитавшие к северо-востоку от Азовского моря. А слово «хороатос» было найдено на каменных табличках в Танаисе – древнем городе в устье Дона. Аланским племенем были и анты.