«АКИ ОБРЕ…» 3

Разгромившие хунну сяньби были вольным народом и не захотели себя ограничивать государственными формами. Поэтому после смерти их царя Таньшихая эта держава распалась, а в Монголии стало господствовать воинство жужань. Считают, что жужань были объединением разных изгоев, говоривших по-монгольски. Это степное братство образовало профессиональное и дисциплинированное войско. Их правитель Шелунь (Жарун) завоевал земли от Кореи до Тяньшаня и от Гоби до Амура и в 402 году принял титул кагана (императора). Видимо, в Маньчжурии тогда стало тесно, и на Лену с Амура двинулись тунгусы, потеснившие юкагиров. Племя дулга (тюрки) на юге Алтая добывало железо и делало оружие для жужань. В 553 предводитель тюрков Бумын, объединив племена теле (уйгуров), изгнал жужаней и захватил власть в каганате. Его брат Истеми был ябгу (ябгу≈принцепс) западных земель. Благодаря ему тюрки поставили под свой контроль Шёлковый путь. В 555 Истеми подчинил Хотан, Семиречье, усунь, дулу, нушиби и Хорезм. В 556-558 годах он воевал на севере с абарами, хионитами, варами и огорами ― конгломератом  иранских и угорских племён. В 562-565 Истеми в союзе с персами разгромил «белых гуннов» и присоединил Согдиану. Согдийцы — главная опора Шёлкового пути. Они хотели наладить торговлю с Европой, но иранский шах Хосров Ануширван выкупил весь привезённый ими шёлк и демонстративно сжёг его. Тогда Истеми перешёл Волгу, подчинил болгар и хазар и заключил союз с Византией. В 576 году тюрки предприняли походы в Крым и на Кавказ, благодаря чему под их контролем оказался весь Шёлковый путь. Их каганат распростёрся от Жёлтого моря до Чёрного. По территории он превзошёл все ранее существовавшие империи.

Однако в 581 году начались междоусобицы, и в  603 Тюркский каганат распался на Западный и Восточный. Западный простирался от Тяньшаня до Дона. Ядром его были «десятистрельные тюрки», состоявшие из пяти племён («стрел») нушиби (к западу от реки Чу) и пяти племён дулу  (к востоку от неё). Столицей был Ордукент, расположенный в Чуйской долине. Нушиби получали доходы от торговли, а дулу находились в стороне, но вынуждены были посылать войска для охраны пути. Это привело к распрям, и каганат распался. Восточный каганат тоже распался, но в  679 тюрки его восстановили. Однако титул кагана уже принял и правитель енисейских кыргызов Барс. В 709 году тюрки разбили кыргызов, но всё же признали их независимость. В  710 война возобновилась, и тюрки снова выступили в поход против кыргызов. Они перешли зимой Саяны, прошли через снег «высотою в копьё» в «чернь» (тайга) коглеманскую, напали на спящих кыргызов и разгромили их. Каган Барс был убит, и кыргызы покорились. Успех сопутствовал тюркам, пока был жив каган Бильге. Через 10 лет после его смерти каганат был захвачен уйгурами. В 758 уйгуры подчинили и кыргызов, но в 820 году те восстали и восстановили свой каганат. Война продолжалась  20 лет. В 840 столица уйгуров была сожжена, а уйгурские войска разбиты армией кагана Солагая. Он завоевал Джунгарию, Даурию и Западную Маньчжурию, установил отношения с Китаем, арабами, карлуками и Тибетом.

Многие племена тюрков после этого объединились в Кимакском каганате, занимавшем в IX — XI веках земли от  Алтая до Урала. Столицей его был город Кимакия на Иртыше (недалеко от Павлодара). В начале XI века Кимакский каганат расширился, потеснив на юго-востоке карлуков, на юге огузов, на западе печенегов и угров на севере. Но с расширением власть кагана ослабла, и на западе усилилось племя кипчаков (половцы), подчинившие и самих кимаков. Затем они двинулись к Волге, вытесняя печенегов на Русскую равнину.

Экономика всех этих государств была основана на кочевом скотоводстве. В стаде преобладали овцы и лошади. Население Семиречья и оазисов (где много было согдийцев) занималось земледелием. Выращивали в основном зерновые: пшеницу, ячмень, рис, а также хлопок, виноград, тутовник и клевер, содержали домашний скот. Горожане занимались ремеслом и торговлей. Было много гончаров, ткачей, шорников, ювелиров, жестянщиков, слесарей и медников. На развитие ремёсел большое влияние оказали тюркские ювелиры, оружейники и кузнецы. Объединение земель и подвижность скотоводов привлекали торговцев, которые путешествовали вместе со стадами, открывая новые рынки. И сами купцы, как видим на примере согдийцев, влияли на политику каганатов. Каган и знать отправляли  караванами товары, получая от торговли прибыль. Кроме транзитной торговли по Шёлковому пути существовала и внутренняя: в Фергане и Согде добывали золото, медь, железо, ртуть, в Илаке (близ Ташкента) — свинец, серебро и золото. Алтай давал железо, Семиречье — хлеб и ремесленные изделия, Степь — продукты животноводства. Обмен происходил в натуральной форме и достигал больших масштабов. Так, тюрки только китайцам продавали по нескольку десятков тысяч лошадей в год, получая в обмен до 100 тысяч кусков шелка.

Степное войско со времён хунну делилось на тысячи, сотни и десятки. Каган жужаней Шелунь ввёл жёсткую дисциплину в армии, установил единые законы и наследование власти от отца к сыну. Он создал секретариат и присвоил сановникам ранги. В каганате появились учёные, распространялся буддизм. Тюрки развили эту систему, создав «эль», центром которого была «орда» – ставка хана. Вельможи имели каждый свою орду. Все вместе они составляли «тюрк-беглер-будун» («тюркские князья и народ»). Необходимость сохранять державу лишала князей и народ покоя, потому что только постоянная готовность к бою поддерживала её существование. В Тюркском каганате, объединявшем разные кочевые и оседлые племена, не было равенства. Господствующее племя было элем, все остальные ― «кара будун» (чёрный народ). Правильный перевод термина «эль» ― латинское «imperium» или русское «держава».  Каганаты уйгуров и киданей были соглашением племён («гур»), поэтому их каган был не  ильхан, а гурхан. Подчинённым народам тюрки назначали правителей ― эльтеберов, происходвших, как правило, из местного правящего рода, или тутуков ― губернаторов. Сын или брат кагана (наследник) назывался «тегин». Другие царевичи носили титул шад. Титул ябгу (принц) предположительно происходит из тохарского «явуга», поэтому и закрепился на западных землях. Все племена, и чёрная кость, и белая,  делились, кроме того, на тардуш (племена западной части каганата) и тёлис (восточной части). Их ополчения составляли правое и левое крыло войска. Оба объединения управлялись шадами, которых назначал каган. В Кыргызском каганате армия комплектовалась десятитысячными округами (туменами), а в случае ведения тяжёлой войны дополнялась ополчением. Закованный в панцирь кыргызский рыцарь — алып был вооружён копьём, палашом, палицей или чеканом.

Булгары же, видимо, оторвалось от тюрков ещё во времена хунну и ушли вместе с ними на запад, поэтому в состав Тюркского каганата они не входили. Огузы были западной группой тюрков и стали основой тардуш, а затем и Западного каганата.  Кимаки, бежавшие после крушения Уйгурского каганата за Иртыш, оттеснили огузов к Каспию. Уйгуры и тюрки говорили на одном языке, а Уйгурский каганат был по сути одним из этапов упадка Тюркского каганата. После его разгрома кыргызами идея каганата измельчала и каганами стали объявлять себя многие цари (ханы). Создав каганат, кыргызы расселились на большой территории и разделились. На юге сложились кара-киргизы, на Енисее остались хакасы, на Алтае ― ойроты, а на притоках Оби расселились шорцы и чулымцы, вытесняя на север последних самоедов и енисейцев. В лесостепи от Волги до Иртыша жили теснимые тюрками угры. На юге тюрки теснили иранцев, на востоке ― монголов и тунгусов.  Основную массу кочевников составляли общинники-скотоводы, «кара будун» («чёрный народ»). Кочевое население жило патриархальными семьями, которым принадлежал скот. Семью возглавлял кан, одна из жён которого была старшей (катун). Кроме сыновей, дочерей и невесток семья включала и рабов (кул). Из совокупности таких семей складывался род (урук), а группа родов образовывала племя. Инородцы или бедняки, впавшие в зависимость (таты), работали в хозяйствах богачей (биев). Каждый бек или тархан имел своих татов. Бек (князь) был главой племени. В больших племенах беки собирали дружину из огланов (молодцев). Судьями, кроме беков, бывали тарханы и буруки. Тарханы считались благородными, вероятно имея какие-то заслуги. Буруки же, по-видимому, в древние мирные ещё времена были родовыми старейшинами.  А когда появились беки и дружины, буруки сохранили за собой власть в первую очередь судебную.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *