ГОСУДАРСТВО 2

В 1357 «добрый царь» Джанибек завоевал Тебриз, но в том же году отпал Шибанский улус. А затем началась  «Великая замятня»: в 1359 был убит царь Бердибек. В последующие годы сменилось более десятка царей, которых ставили и свергали противоборствующие группировки. Зять Бердибека тёмник Мамай захватил Белую орду. Литовский великий князь Ольгерд присоединил Подолье. Тверь заключила с ним союз, к которому в 1371 присоединился и Мамай. Залесские княжества объединились вокруг Московской династии. Эта ветвь Рюриковичей началась с князя Юрия, зятя самого царя Узбека.

В 1360 ушкуйники напали на Жукотин. По требованию царя Кидыря великий князь Дмитрий (московский) захватил нападавших и переслал в Орду, где они были проданы в рабство. 1369-70  в ходе борьбы Новгорода с Тверью ушкуйники взяли Кострому и Ярославль.  В  1374 они взяли Болгар Великий, а затем Новый Сарай. В 1375 полторы тысячи ушкуйников разбили пятитысячную рать костромского воеводы и захватили Кострому, затем двинулись на Болгар, который откупился большой данью, а Сарай был взят штурмом и разграблен. Новгородцы шесть раз нападали на Великий Устюг. Иеромонах Стефан, сам устюжанин и сын зырянки, в 1379 начал проповедовать среди зырян христианство. В 1385-86 зыряне при поддержке Москвы и Устюга отбились от новгородцев, и Стефан ездил в Великий Новгород заключать мирный договор. В 1389 Москва присоединила Белоозеро.  Вятская земля примерно в 1378 году из каких-то  расчётов признала себя вотчиной нижегородского князя.

Ещё один зять чингизидов ― туранский эмир Тимур (он был женат на дочери последнего царя Чагатайского улуса) помог царевичу Тохтамышу занять Сарай, и  Тохтамыш восстановил единство Золотой орды. Единственным противником Тохтамыша оставался Мамай, поддерживаемый генуэзцами. Посулив московским боярам выгоду, а князю Дмитрию ярлык на великое княжение, Мамай предложил им предоставить генуэзцам в Великом Устюге концессию для добычи мехов и торговли. Сергий Радонежский, опасаясь превращения Москвы в генуэзскую колонию, заявил, что «на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех». Его поддержал митрополит Алексий. Москва отвергла предложение Мамая, фактически став на сторону Тохтамыша. Куликовская битва была эпизодом гражданской войны в Орде, но для Москвы она оказалась моментом, с которого начался подъём. Мамай вскоре погиб, а его сын Мансур стал на Ворскле (в районе Полтавы). Наследник Ольгерда Ягайло, женившись на королеве Ядвиге, стал королём Польши, но его двоюродный брат великий князь литовский Витовт  был противником ополячивания.

В 1382 Тохтамыш захватил Москву и выдал ярлык князю Дмитрию, взяв его сына Василия заложником. Но в 1386 княжич бежал в Молдову. В 1387 он приехал в Литву вместе с митрополитом Киприаном, который убедил Витовта обручить с Василием его дочь. После смерти в 1389 году Дмитрия Донского, Василий стал великим князем московским. А Витовт, будучи отцом московской великой княгини, претендовал уже на господство над всей Русью. В 1392 году московский князь купил у царя Тохтамыша право на Нижний Новгород.  Тогда Устюг стал московским, и Вятка оказалась владением Москвы.  В 1397 жители Двинской земли приняли уставную грамоту, присоединявшую и этот край к Москве, но новгородское войско в 1398 выбило москвичей. В 1412 двинцы «ходили войною на Мурманы», а в 1419 в устье Двины «пришедши Мурмане войною в 500 человек с моря, в бусах и в шнеках» и сожгли Николо-Корельский монастырь.

Центром княжества Мамаев был городок Глинск, почему они и стали называться князьями Глинскими. Позже их владения включали земли Черниговщины от Черкасс до  Курска и Белгорода. Их владения населяли в основном потомки северян. Князь Мансур Мамай сохранил местный порядок — местные атаманы выбирались населением. Военный поход князь объявлял только после всеобщего одобрения. Князья тут возглавляли казачье войско. Присоединившись к Литве Мамаи стали там самыми могущественными магнатами, а Литва получила огромную территорию Дикого поля.

В 1385 царь Тохтамыш в Персии вступил в борьбу с Тимуром. Это привело к войне, решающим сражением которой была битва у Самарской луки в 1391 году. После неё Золотая орда распалась, царей ставил Тимур, потом его зять Едигей. Тохтамыш бежал в Киев к Витовту, который в 1399 попытался восстановить его на престоле. На Ворскле сошлись войска Литвы, объединившие князей Гедеминовичей и Рюриковичей, татар Тохтамыша и Александра Мансуровича Мамая, тевтонских рыцарей. Им противостояли царь Тимур-кутлуг и эмир Едигей. Заманив всадников Витовта притворным отступлением, ордынцы отрезали их от пехоты и разгромили. По литовским летописям «казак Мамай» спас великого князя Витовта после разгрома на Ворскле. Около 1430 года под покровительство Витовта перешёл тёмник  Яголдай. Яголдаева тьма (как бы герцогство) охватывала верховья Оскола, Северского Донца и низовья Десны, и, возможно, входила в княжество Мамаев. Яголдаева же внучка была выдана замуж за князя Вяземского, с которым около 1494 года Яголдаевщина отошла к Москве.

Великое княжество Литовское сохраняло древнерусские порядки. Вся власть принадлежала великому князю. Главные дела вели «старейшие паны» Рада. С XV века созывался сейм, на заседания которого приглашались по два депутата от шляхты каждого повета. Войском командовал гетман. Канцлер руководил делопроизводством, которое велось на старорусском языке. Земский подскарбий следил за казной. Воеводствами управляли воеводы. Главой  повета был староста. На местах крестьянские сходы выбирали старцев, следивших за порядком и собиравших подати. Во главе городского управления стояли войт, бурмистры и городская рада. Войт следил за порядком. Сотские, десятские и «слуги местные» собирали налоги, следили за торговцами и ремесленниками. Уголовные дела расследовали на копных сходах мещан.

Княжескими имениями управляли тивуны, а потом державцы, при которых тивуны стали помощниками.  В разгар работ на помощь призывались нетяглые селяне и мещане. Нетяглыми были данники и  господарские слуги: путные слуги, разъезжавшие по разным поручениям, панцирные, щитные, доспешные и конные. Податями облагались пахотные земли, сенокосы, различные угодья. Они зачастую были общим владением рода. Род мог принимать «потужников», которые несли вместе с ним повинности. Если потужники приобретали равные права с родовичами, то становились сябрами. С селян собирали дякло (рожью, овсом, сеном, курами, яйцами), мезлеву (скотом, мёдом, мехами, солью, рыбой, углём) и другие повинности.

В состав боярства входили служилые, соответствовавшие московским «детям боярским» и селяне, переведённые на боярскую, то есть военную, службу. К 1529 году название «боярин» осталось только за последними. То есть, слово «боярин» в «литовско-русском» приблизительно соответствовало слову «ратник» в «московско-русском». Каждый землевладелец был обязан выставлять определённое количество воинов. Такое войско называли «посполитое рушение».  В XV-XVI веках возросло значение шляхетского ополчения. Шляхта соединялась в отряды — «копья», которые объединялись в «хоругви». В XV веке право объявлять рушение перешло к сейму, а король стал нанимать войско, на содержание которого шла четвёртая часть королевских доходов. Так появилось  кварцяное (четвертное) войско. При необходимости сейм собирал дополнительно компутовое войско.

Шибанское царство в 1420-е годы разделилось на Сибирское и Узбецкое, от которого потом отделилось  Казахское. В западной части Синей орды в 1440-е годы сложилась орда Ногайская. В Булгарии образовалось в 1438  Казанское царство, а в Белой орде в 1441― Крымское. Земли вокруг Сарая назывались Большой ордой. К наследству Золотой орды тянули руки и турецкий султан, и папа римский. Самостоятельными игроками на этом пространстве были только Литва, Москва, Казань и Сибирь. В 1449 году Литва и Москва заключили договор, о влиянии на Русской равнине, отдававший Великий Новгород Москве. После продолжительной осады Хлынова к Москве была присоединена и Вятка, сохранившая самоуправление. «Въ лето 6967 (1459) великий князь Василей Васильевичь Московский и всеа России Вятскую землю взялъ и дань положилъ были въ самовластии 278 летъ». В 1451 Москве подчинился князь Ермолай, правивший в Перми Вычегодской, и его сын Михаил ― правитель Перми Великой. В 1467 году вятчане и пермяки совершили поход против вогулов (манси). Они взяли в плен пелымского князя Асыку, но тому удалось бежать. В 1468 вятчане участвовали в походе московских войск на Казань: ушкуйники, спустившись на ладьях на Каму, начали грабежи в глубоком тылу казанцев. В ответ казанцы захватили Хлынов и установили там татарскую администрацию. Но в 1469 Казань была взята московскими войсками.

Царь Большой Орды Ахмат пытался восстановить  Золотую Орду. Этому противились крымский царь Менгли-Гирей и московский князь Иван Великий. В 1481 Большую орду захватил сибирский царь, который Ахмата убил. Тогда в Москву перебежали князья Бельские (Гедеминовичи) и Глинские (Мамаи), а за ними перешли некоторые верховские княжества (на верхней Оке). Тверское княжество было подчинено Москвой в 1484.  Тверской  князь бежал в Литву, а тверские бояре потом перешли в московскую думу.  Началась война с Литвой. Московские войска захватили Мосальск, Рогачёв, Одоев, Козельск, Перемышль, а по мирному договору в 1494 Москва получила Вязьму.  В 1500-03 на службу Ивану Великому перешли князья Стародубский и Новгород-Северский, Трубецкие и Мосальские, завоёваны были Брянск, Гомель, Дорогобуж. По перемирию 1503 года Москве достались 19 городов, составлявших до войны треть великого княжества Литовского.

Псков всегда был союзником Москвы, а в Новгороде боролись литовская и московская партии. В 1471, разбив новгородское войско, Москва забрала Двинскую землю. «Въ лето 6979 (1471) великий князь Василей Васильевичь послалъ на Вятку Бориса Слепца веля имъ ити на Двинскую землю воевати съ ними же и Устюжанамъ велелъ ити». В 1478 в Новгороде было упразднено вече. В 1481 на Великую Пермь напал вогульский князь Асыка. На выручку пришло войско из Устюга. В 1483 году в поход на вогулов из Москвы послали войска, к которым присоединилось и ополчение обеих пермских земель. Войска прошли через Чердынь в Югру, рассеяли пелымских вогулов, спустились по Тавде и Иртышу на Обь и пленили влиятельного югорского князя Молдана. Югорские князья, добиваясь возвращения Молдана, согласились в 1485 заключить мир. Затем Иван Великий занялся подчинением Вятки, которое вылилось в войну 1485-89 годов. По её окончании, как и из Новгорода, часть населения Хлынова была выселена. Около 1488 года в Соли Вычегодской поселился Фёдор Строганов, а сын его Аника завёл солеваренный промысел. «Въ лето 7007  (1499) великий князь Иванъ Васильевичь послалъ воеводъ своихъ съ силою съ Устюжаны и Двиняны и Вычагжаны и съ Вятчаны на Угорскую землю и повоеваша и князей поимаша а иныхъ кроте приведоша и вси здрави возвратились». В 1486 после перехода под власть Москвы Белозёрского княжества была принята Белозёрская уставная грамота. В 1497 в действие был введён Судебник, основанный на нормах  Русской правды, Двинской и Белозёрской уставных грамот,  Псковской судной грамоты. А в 1510 году вече было отменено и во Пскове. Триста семей были переселены в московские земли, а их деревни отданы московским служилым. В 1517 году Москва захватила Рязанское княжество.

Михаил Глинский служил в войсках Саксонии, воевал в Италии, побывал в Испании. Возвратясь в Литву в 1499 он был назначен маршалом королевского двора. Поляки боялись, что Глинский может захватить власть, и перенесёт столицу на Русь. При дворе началась борьба. Глинский заключил договоры с послами московским, молдавским и крымским, осадил Минск, двинул войска к Вильне, Смоленску и Бобруйску. Московские полки подошли к Орше. Однако польские войска отбили нападение. Был заключён мир, и Глинским пришлось выехать в Москву. В 1514, по взятии Смоленска, Глинский надеялся получить его под свою власть,  но не вышло.  Воеводой Смоленска был назначен Василий Шуйский Немой ― суровый враг Литвы. Глинский хотел бежать в Литву, но был схвачен и заключён тюрьму. В 1519 Немой был назначен первым боярином Боярской думы, а в 1526 великий князь Василий Иванович женился на племяннице Глинского, Елене. Дружкой князя был Михаил Захарьин, под поручительство которого княгиня выхлопотала дяде свободу. К Захарьину же как специалисту по артиллерии  обращался и шляхтич Иван Пересветов, служивший ранее в Литве и Молдове, а потом переехавший в Москву.

Перед смертью (1533) Василий Иванович назначил Василия Немого московским наместником. Заботу о своей семье он поручил «седьмочисленным» боярам, в том числе Михаилу Глинскому, Василию Немому, Михаилу Захарьину. Конюший («маршал») князь Овчина Оболенский не был включён в опекунский совет. Однако он стал главным советником великой княгини Елены. Сестра же его, Аграфена Челяднина, Василием Ивановичем была назначена мамкой к княжичу Ивану. Глинский в 1534 был арестован, и вскоре умер.  В 1538 умерла Елена, после чего были схвачены Овчина Оболенский и его сестра. Василий Немой стал правителем. Осенью Захарьин и Немой умерли. Место правителя занял Иван Шуйский, которого в 1540 десятилетний великий князь Иван по настоянию митрополита Иоасафа отстранил от дел. В 1542 Шуйский сумел вернуться, однако в мае умер. Тогда власть захватил его двоюродный дядя Андрей Шуйский Честокол. В декабре 1543 года великий князь Иван Васильевич, обвинив Шуйских в том, что они «безчиние и самовольство чинят», «велел его предати псарям, и псари взяша и убиша его». Сына Честокола дядька увез на Белоозеро, где они прожили несколько лет, занимаясь крестьянским трудом.

Одна идея о “ГОСУДАРСТВО 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *