ВЕРА 3

Народы, перемешанные Римской империей, утрачивали традиции и теряли веру в своих богов. Многих привлекало христианство. Христианские общины в Византии вели службы (часы)  по Часослову ― сборнику псалмов и молитв, составленному палестинскими монахами.  Основой службы было пение, в котором попеременно звучал хор  и солист. В определенные дни совершались шествия из кафедрального собора в другие храмы. При этом пели гимны, а во время остановок молились. Это как бы требовало возведения крестово-купольных храмов со многими дверями, что позволяло участникам шествий свободно входить и выходить.  С переносом в 325 году столицы империи в Византий (Константинополь) местный предстоятель стал архиепископом. Архиепископ Несторий (428-431) считал слово «Богородица» неправильным:  «От плоти может родиться только плоть, и Бог, как чистый дух, не мог быть рождён женщиной; создание не могло родить Создателя». Подвергшись критике, Несторий возвратился в Сирию, откуда потом распространилось несторианство. Позднее, в ходе противостояния с александрийским патриархом и римским папой, византийские предстоятели приняли титул патриарха, а с 457 года стали  венчать на царство императоров. В 582 они титуловались «вселенскими патриархами», что вызвало резкую критику со стороны папы римского.

В Византии зародилась иконопись. Грубая и схематичная, она использовала краски на расплавленном воске. В VI веке богослужение стало окутываться мистикой, а в VIII ― наполнилось символизмом. Тогда началось поклонение иконам. Противники поклонения идолам настаивали на их уничтожении. В 726 году при поддержке царя иконы стали  уничтожать, а иконописцев объявили еретиками. Многие мастера уехали в Италию. Но в 843 иконы были вновь разрешены. Тогда родился аскетический стиль, собиравший внимание на лике святого. С икон исчезли детали, лица были лишены эмоций, главным объектом стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом. В то время в Студийском монастыре были созданы Триодь  для годового подвижного круга богослужения и Месяцеслов для неподвижного. В этом монастыре монахи занимались работами 8 часов зимой и 4½ часа летом. Чтобы они не обзаводились личным имуществом, их одежда еженедельно перераспределялась. Жизнью монастыря руководил игумен, эконом отвечал за текущие дела, келарь ― за питание.

Напряжённость отношений между Римом и Константинополем привела в 863 к отлучению римским собором патриарха Фотия. А в 867 собор в Константинополе отлучил папу Николая. Это было время, когда делили наследство Аварского каганата. Франки захватили западные земли (и царскую власть), и в 798 учредили в Зальцбурге архиепископию. Южные земли заняло Болгарское царство. На севере Аварии образовалось Моравское княжество. О востоке ни греки, ни римляне ничего не знали. Но именно тогда появился народ «рос». В 838 году послы русского кагана прибыли в Византию. После нападения русов в 860 на Царьград патриарх Фотий направил миссионеров, которые крестили русь. К тому времени царство франков разделилось на три княжества (королевства),  восточное (Германия) продолжило борьбу с Моравией за аварское наследство.  Славяне были основным населением Аварского каганата, и моравский князь Ростислав, желая избавиться от опеки из Зальцбурга, обратился за помощью в Царьград. Прибывшая оттуда миссия во главе с учеником Фотия Константином (Кириллом) составила славянскую азбуку и перевела Евангелие, Апостол и Псалтырь. В 864 была крещена и Болгария. Папа тоже одобрял эту деятельность: славянский был языком международного общения на востоке Европы, поэтому её важность в церковных столицах понимали лучше, чем в баварской глухомани. Однако латинско-немецкое духовенство сопротивлялось: Мефодий даже был заключён на три года в монастыре.

В Киеве уже в 944 существовала церковь Ильи пророка. Княгиня Ольга, вероятно, была крещена в Царьграде осенью 957, а в 962 году германский кайзер (царь) по её просьбе послал в Киев епископа Адальберта. Однако эта миссия по пути была атакована, вероятно, князем Святославом, и Адальберт бежал. Но его последователи распространили влияние на Польшу, приходили и к русскому князю Ярополку. «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал». После захвата Киева Владимиром двое варягов (Феодор и Иоанн) были принесены в жертву, церковь снесена, а на её месте установлен кумир Перуна. В 987 византийцы для подавления мятежа Варды Фоки, пошли на союз с русским каганом. Владимиру в жёны была обещана царевна, и ради этого он обещал креститься со всем народом «его стран». Соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки к  989 году. Владимир, вероятно, крестился в Корсуни (Севастополь), до войны, а крещение Руси должно было произойти позднее. «Низвержение» Перуна при этом было не «поруганием»,  а языческим обрядом «проводов» старого бога. Легкость, с которой был крещён Киев, наводит на мысль о том, что христианство там уже давно набрало силу, а язычниками были пришедшие с Владимиром дружинники. В 989 на месте кончины Феодора Варяга и его сына Иоанна была заложена Десятинная церковь, построенная греческими мастерами. Важнейшие части росписи выполнены мозаикой, а остальное ― фреской. Софйский собо́р был построен в 1011-18 годах. В барабане центрального купола были изображены 12 апостолов ― символ проповеди христианства во все концы мира. Главный купол и алтарь были украшены мозаиками, из которых хорошо сохранились образ Христа Вседержителя в зените купола и молящаяся Богоматерь в своде алтаря. Все изображения выдержаны в аскетическом стиле.

Русь стала одной из митрополий Византийской церкви. Фактически ею вначале управлял Анастасий Корсунянин. Первые епископы были посажены под Киевом, в княжеском замке (на Руси), и в Чернигове (у северян). В 990е образованы были Новгородская (словене) и Полоцкая (кривичи) епархии. Около 1000 года прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжег), позднее, правда, скончавшийся в темнице. Позже латинское влияние несли поляки, поддержавшие князя Святополка, но они были выбиты Ярославом Мудрым, основавшим в Киеве первые монастыри. Печерский монастырь возник иначе: священник Иларион на лесистом холме к югу от Киева, вырыл себе пещерку, которая стала местом его аскетических бдений. В 1051 Ярослав Мудрый возвёл его на митрополичью кафедру. Иларион писал: «Въ иудѣихъ бо оправдание, въ христианыихъ же спасение. … Иудѣи бо о земленыих веселяахуся, христиани же о сущиихъ на небесѣхъ. И тоже оправдание иудѣиско скупо бѣ зависти ради, не бо ся простирааше въ ины языкы, нъ токмо въ Иудеи единои бѣ. Христианыихъ же спасение благо и щедро простираяся на вся края земленыа. …Яко же и есть. Вѣра бо благодѣтьнаа по всеи земли прострѣся и до нашего языка рускааго доиде». После смерти Ярослава Иларион был заменён греком Ефремом, и последующие митрополиты все были греки. Илларион же вернулся в пещеры, где к тому времени поселились Антоний и его последователи. Феодосий, пришедший к ним в 1058,  в 1062 был избран настоятелем. При нём была возведена деревянная церковь и введён Студийский устав, избранный Феодосием, чтобы упорядочить жизнь братии. Позже была основана иконописная школа, из которой вышли первые русские иконописцы.

Вне монастырей долго сохранялись службы ещё доиконоборческого времени. Торжественная служба «Паннихис» («Всенощное») была относительно недолгой. Все молитвы концентрировались на теме ночного бдения, на ночном поклонении в подражание бесплотным существам. «Это скорее «литургия времени», разных моментов дня и ночи, чем ежегодного церковного поминовения праздников». Эта служба не исчезла и с введением монашеских уставов. Изменившись, она стала известна у славян как молебен, а в другом виде как заупокойное богослужение «панихида». В конце Паннихис пелись кондаки. Полный кондак был поэмой, представлявшей собой «беседу» повествовательного или драматического характера. Кондак пели один или несколько певцов, а припев исполнял хор. Известно 85 кондаков Романа Сладкопевца (VI век). В X веке его поэма «Мария у Креста» была переложена в форму канона, известного как «Плач Богородицы». Каноны же, входившие в правило молитвы по Студийскому уставу, впоследствии вытеснили кондак из богослужения.

Против Киева выступали провизантийские галицкие и суздальские князья-грекофилы. После захвата Киева Юрий Долгорукий сместил русского митрополита и вновь поставил грека, присланного из Царьграда. После разгрома Киева монголами митрополитом был избран грек Кирилл. Первое время он был близок с галицким князем, но после того как Даниил принял от папы титул «короля Руси», склонился к сотрудничеству с владимирским князем Александром Невским. Приемник Кирилла и вовсе переселился во Владимир. С 1325 года митрополит стал жить в Москве. Через полвека митрополит Алексий Бяконт стал фактически правителем Москвы, а старыми русскими землями овладел язычник князь Ольгерд. Для разрешения конфликта на Русь был отправлен святитель Киприан. Ему удалось образовать коалицию русских великих княжеств: Московского, Литовского, Тверского и Нижегородского. Однако интриги генуэзцев выбили из этого союза Тверь, присоединившуюся к Белой орде (к Мамаю), а затем и Литву. Тогда патриарх рукоположил Киприана митрополитом Киевским, Русским и Литовским. Киприан устроил брак московского князя Василия с литовской княжной, усилив, таким образом, позиции князя Витовта, добившегося в результате автономии Литвы (от Польши). При Киприане стала быстро увеличиваться в своем составе русская книжность, была проведена реформа и унификация церковного пения, а Новый год, начинавшийся по иранской традиции в марте, перенесли на сентябрь. Киприан был сторонником исихазма, для которого ключевыми являются фразы: «Царствие Божие внутрь вас есть», «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «Когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне», «Хочу лучше сказать пять слов умом моим в церкви, нежели тьму слов на языке». Исихасты зрят несотворённое и невещественное влияние Бога (энергию). Наивысшей энергией по Аристотелю обладает Бог-Перводвигатель, который сам неподвижен и является высшим покоем. Григорий Палама сформулировал богословие энергий, отличных от сущности Бога, в противовес тезису Фомы Аквинского о полном тождестве энергии и сущности Бога, и с ним согласны все исихасты.

В 1439 году Флорентийский собор принял унию Римской и Константинопольской церквей. Однако это решение самими церквами признано не было, и митрополит Исидор, один из главных участников собора, через три дня после возвращения в Москву был арестован. В Москве был избран митрополитом Иона, а в Литве Исидор передал свою власть Григорию Болгарину. Но Григорий тоже вернулся в православие. Митрополитов стали избирать епископы, а в Царьграде уже только утверждали. В 1556-67 годах митрополитом  в Литве был бывший королевский казначей, при котором усилился переход в протестантскую веру. Потом митрополитами там становились женатые, и даже дважды женатые. Возросло влияние униатов. В 1589 году константинопольский патриарх Иеремия по просьбе князя Острожского сместил митрополита-двоежёнца Онисифора Девочку, заменив его Михаилом Рогозой. Тот сместил всех архиереев, обвинявшихся в двоеженстве и троеженстве, и расширил права церковных братств. Недовольные епископы в 1590 решили подчиниться папе. К концу 1594 они уговорили присоединиться к ним и митрополита Михаила. Король издал указ ο передаче Киево-печерской лавры в непосредственное ведение митрополита. В 1595 епископы и митрополит подписали послание папе, но князь Острожский обратился к православным, призывая их твёрдо держаться своей веры. Экзарх константинопольского патриарха предложил не признавать униатов своими пастырями. В декабре епископы принесли присягу папе. Из Европы они привезли «бесстыдные книги, наполненные слишком распутными фигурами, рассматриванием которых, безбожными глазами пожирая, неблаговидное вожделение чем дальше, тем больше в себе приумножает».

Весной 1596 князь Острожский потребовал отобрать кафедры у епископов, отступивших от православия. Против унии выступали братства и многие представители духовенства. В октябре 1596 в Бресте состоялось два собора: униатский и православный. Униатский собор отлучил оставшихся верными православию епископов  львовского и перемышльского. Православный лишил сана униатских епископов и митрополита. В 1620 гетман Сагайдачный добился фактического признания Польшей автономной казацкой республики в Малороссии. Благодаря ему была возрождена и православная иерархия. Митрополитом стал Иов Борецкий, которого польский король сразу объявил шпионом. Тогда всё Запорожское войско записалось в киевское Богоявленское братство. Иов Борецкий писал: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай».  После Борецкого полуподпольно служение продолжил Исайя Копинский, свергнутый в 1632 королевским ставленником Петром Могилой (Мовилэ). Мовилэ были молдавскими воеводами (герцогами), пока в 1612 их не изгнал Кантемир-мурза. Тогда они бежали к своим родственникам Вишневецким.

Униатский митополит Иосиф Рутский (Вельяминов) создал при монастырях школы и добился для них равных прав с иезуитскими. Острожская школа, основанная в 1576, обучала грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Изучали там и высшие науки: философию, богословие и медицину. В программу обучения входили церковнославянский, польский, греческий, древнееврейский и латынь. Выпускник Острожской школы Мелетий Смотрицкий создал церковнославянскую «Грама́тику», выдержавшую множество переизданий, переработок и переводов. Он установил спряжения глаголов и систему падежей, свойственных славянским языкам (в отличие от западных грамматистов, подгонявших падежи живых языков под нормы латыни). В Острожской же школе вместе со Смотрицким учился и Сагайда́чный. Львовское церковное братство в 1570е также основало школу. Одним из учителей там был Транквиллион,  опубликовавший в 1619 «Евангелие учительное», широко распространившееся в Речи Посполитой и в Русском царстве. Но в 1625 митрополит Борецкий вынес решение о несоответствии его православному канону. В Львовской школе учился и молдавский воеводич Пётр Могила. В 1615 году при Киево-Братском монастыре была основана школа, преобразованная потом в коллегию. Там преподавали славянский, греческий, польский и латинский языки. Обучение продолжалось 5 лет на основе классно-урочной системы. Занятиям уделялось не более 5 часов в сутки. Учебный год состоял из 180 дней. Руководителем коллегии стал Могила, ориентировавшийся на латинскую систему образования, и языком обучения стала латынь. В XVII веке в коллегии было 8 классов. Преподавателей для коллегии вначале готовили в университетах Европы, позднее коллегия готовила их сама. В 1658 году коллегия получила статус академии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *