ВЕРА 4

Перун ― балтийский бог, и на Волхове он не был чужим. Его навязывание, вероятно, указывает на происхождение  дружинников Владимира. Каган создавал империю, и ему нужна была общая вера. Но перунов культ не был принят: в 982 году «заратишася вятичи», в 984 ― радимичи. Тогда Владимир обратился к христианству. Это вызвало сопротивление в Новгороде. Владимир направил туда боярина Добрыню (дядю своего) и воеводу Путяту с 500 воинами-ростовцами (меря). Пять тысяч новгородцев осадили Путяту в захваченном им дворе. Чтобы отвлечь их, Добрыня приказал поджигать дома. Ополченцы бросились спасать имущество, а их вожди запросили мира. Словене согласились на проповедь христианства и строительство церквей, но креститься не хотели.  «Не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Чтобы выявить некрещёных, Добрыня велел выдавать крещёным крестики. Так появились нательные кресты. Первый новгородский епископ Аким Корсунянин построил деревянный Софийский собор «о тринадцати верха́х» и Десятинный монастырь. Многие последующие епископы там были из монахов Киево-Печерской лавры.

В 991 году Добрыня и Анастасий Корсунянин крестили Ростов Великий. Эта епархия (Мерьская земля) включала всю Верхнюю Волгу и Сухону. Первый епископ грек Феодор построил в городе дубовый храм Успения Богородицы. Но меря встретила проповедь враждебно, и Феодору пришлось перебраться в Суздаль. Следующего епископа – Леонтия язычники-меряне изгнали, и он поселился за городом. Зазывая к себе отроков ростовских, он кормил их пшеницею, сваренною с мёдом. Потом Леонтий снова поселился в городе и крестил многих отроков и взрослых. Язычники с оружием в руках подступили к церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Надев архиерейское облачение, он вышел из храма к народу и убедил его креститься. С того времени церковь в Ростове стала расти. Однако есть мнение, что Леонтий был убит толпой язычников в 1073 году.

В Поморье, христианство распространялось с приходом словен, а в Полесье, у кривичей («детей» криве), языческие традиции сохранялись очень долго.  Нежелавшие принимать крещение бежали в Полоцкое княжество. Есть мнение,  что князь Всеслав Брячиславич, пытаясь изолировать Русь от варягов, организовал языческие волнения в землях ободричей в 1066 и в Швеции в 1067 году. Говорили, что мать родила его «от волъхвования» и от рождения «бысть ему язвено на главе его». «Язвено» это, возможно,  родимое пятно. Тем не менее, в 1066 в Полоцке началось строительство Софийского собора. В 1067 Всеслав захватил Новгород, снял с тамошнего Софийского собора колокола, иконы и утварь и увёз в Полоцк.

В 1071 году явились волхвы, особенно сильные в Мерской (Ростовской) земле. В Новгороде за епископа стали только князь и дружина, а словене ― за волхва, обещавшего перейти Волхов «аки посуху». Тогда князь его убил. Через несколько десятилетий Кирик Новгородец (1110-1156) написал «Впрашание Кюриково», ставшее практическим руководством для священников. В нём упомянуты славянские боги Род и Рожаницы, которым тогда ещё «крошили хлебы, сыры и мёд». В 1156 новгородцы сами избрали «во владыки» Аркадия. Владыку Митрофана на новгородскую кафедру в 1199 году посадил великий князь Владимирский, но в 1211, возложив на него ответственность за «великий пожар», новгородцы его изгнали: беды считались результатом нерадивости или греховности правителей. В 1218 году Митрофан возвратился, и новгородцы провозгласили его опять своим владыкою. Псковичи при поддержке князя Гедимина хотели выйти из-под Новгорода, но митрополит утвердил архиепископом избранного новгородцами Василия Калику. Тогда в 1331 году в князья был навязан Наримунт Гедиминович. Василий щедро отпускал средства на благотворительность, дважды восстанавливал «Великий мост» через Волхов. Он верил, что рай, в котором жили первые люди, цел и существует на Востоке, а место мучений ― на Западе. Архиепископ Иоанн благословил новгородцев на борьбу с великим князем Василием Дмитриевичем, но по заключении мира в 1401 митрополит Киприан вызвал его в Москву и на три года заточил в монастырь. Владыки имели в Новгороде большую власть и авторитет. После присоединения Москва стремилась их подавить, и в 1480 архиепископ Феофил был заточён в Чудовом монастыре.

Стефа́н Пе́рмский был монахом Спасского монастыря в Ростове Великом, и обучался в Григорьевском затворе, бывшем своего рода университетом. Ростовскую культурную и религиозную жизнь того времени характеризовало «грекофильство». В Ростове сохранялась греческая церковная и культурная традиция: «тогда было в церкви Святой Богородицы так, что левый клирос пел по-гречески, а правый — по-русски». Греческий язык знали и Стефан Пермский и Сергий Радонежский. После 1364 Стефан составил зырянскую азбуку и перевёл на зырянский язык православные службы. В 1379 он начал проповедовать христианство в  Пырасе (Котлас), а затем пришёл на Йемдын (Усть-Вымь), где находилось крупнейшее языческое святилище. Там Стефан вступил в спор с Памом, который был «знаменитый кудесник, волхвам начальник, знахарям старейшина». Пам призывал: «Не слушайте Стефана, который пришёл от Москвы. А от Москвы может ли добро прийти? Не оттуда ли к нам тягости приходят, дани тяжкие и насилие, тиуны, и доводчики, и приставы?». Тогда Стефан предложил Паму пройти с ним через огонь и подо льдом.  Пам, по легенде, отказался, и потому, якобы, был отвергнут зырянами. Интересно, что поведение Стефана напоминает здесь новгородского волхва 1071 года. Став Пермским епископом, Стефан уничтожал все «кумирници пермскии … боги их в конец сокрушил, раскопал, огнём пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку». Спустя несколько лет Пам ещё раз попытался организовать отпор, но был изгнан в Югру. В 1392 он привел под Усть-Вымь войско вогулов (манси), но они взять крепость не смогли. Тогда часть зырян ушла в Югру. Пермь Великую крестил епископ Иона столетием позже. На Вятке же сами строили церкви и освящали их, не обращаясь к епископам. Почти пятьсот лет вятская церковь была самоуправляемой. Приходы были полностью самостоятельны. Священников вятчане принимали из Руси. Никольский собор в Хлынове, где хранилась чудотворная Великорецкая икона, выдвинулся на первенствующее место. Протопопы собора называли себя патриаршими десятильниками. Образованность вятских священников была невысокой, а деятельность их значительно нарушала церковные догматы. Духовная жизнь там впитала в себя славянское и пермское язычество.

На Русской равнине христианство было воспринято сквозь призму собственных представлений об устройстве мира. Часть волхвов подалась в священники, другие ушли в подполье. Но все были крещены, и все обсуждения через пару столетий уже велись в христианских понятиях. В XIII веке распространилась симония (продажа церковных должностей). Были даже приняты «ставленые пошлины»: за поставление брали по 7 гривен серебра. В 1311 на соборе в Переяславле Залесском тверские  и новгородские священники выступили против симонии, однако решение было принято в пользу её сохранения. Тогда был отправлен запрос к патриарху, который запретил ставленные пошлины. Но и это не привело к их отмене. В то время и появились в Новгороде стригольники, идеалом которых был поп-бессребренник. Вместе с тем, по словам Стефана Пермского, стригольники заменяли исповедь в церкви покаянием земле. Они собирали свои отдельные собрания и, опираясь на Евангелие, выступали против  увлечения обрядностью, заслонявшего духовную жизнь и нравственность. Стригольники подчеркивали духовный смысл всех церковных таинств. Они не верили в воскресение мёртвых, не признавали причастия, отвергали иконы. Верующий, говорили они, может молиться, где пожелает. Можно допустить, что слово «стригольник» было придумано их противниками, относившими их к последователям ведьм (стрига, Стрибог). Их «покаяние земле» и внецерковные собрания вполне могли подтолкнуть к такому мнению. Архиепископ Моисей, умерший в 1362, боролся и со стригольниками, и с ещё не вымершими в Новгороде языческими обычаями.  В 1376 трёх стригольников в Новгороде казнили, но после 1429 о них нет упоминаний.

В 1484 году новгородским архиепископом был назначен Геннадий. Вскоре ему стало известно, что игумен Захария своим постриженикам воспрещал причащаться, и сам не причащался тоже. Вызванный к владыке старец отвечал: «А у кого деи, ся причащати? Попы, деи, по мзде ставлены, и митрополиты, деи, и владыки по мзде же ставлены». Многие считали, что и сам Геннадий поставлен за взятку. Затем обнаружилось, что в Новгороде распространено и осквернение икон. После признаний попа Наума это движение назвали «ересью жидовствующих». Еретики отвергали троичность Бога, считая Христа «простым человеком».  Признавая закон Моисея, новая ересь отвергала иконопочитание, монашество, посты и воскресение мертвых. C 1480 года ересь проникла и в Москву.  В окружении Ивана Великого «молдавская» партия, поддерживавшая его внука Дмитрия и его сноху Елену Волошанку (дочь молдавского воеводы), противостояла «греческой», поддерживавшей княжича Василия и его мать Софью Палеолог. В первой состояли ведавший послами дьяк Курицын, князья Патрикеев и Ряполовский. Многие из них сочувствовали ереси жидовствующих, и сам великий князь относился к ней снисходительно. В 1490 митрополитом стал Зосима, ставленник Курицына.

Геннадий советовал еретиков «казнити», и Иосиф Волоцкий тоже доказывал, что «еретика и отступника подобает … казнем лютым предавати». Но Иосиф считал, что убивать богохульников должны светские власти.  Белозерские же старцы доказывали, что кающихся еретиков церковь не казнит, а приемлет «простертыми дланьми». Они тоже не поддерживали жидовствующих и считали необходимым бороться с ересью.  Вожди старцев Нил Сорский и Паисий Ярославов были уважаемы, и архиепископ Геннадий искал их совета. Нил Сорский писал, что инок отрекается от мира и не заботится об имуществах, землях, богатствах. Иноки должны питаться исключительно своими трудами. Заволжские монастыри отличались бедной, простой обстановкой. Паисий призывал иметь в церквах только необходимое  — «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Старцы проповедовали строгий аскетизм, но требовали не умерщвления плоти, а внутреннего самосовершенствования. Нил Сорский писал, что «цвѣты добродѣтелей» расцветают от «безмолвия» (по-гречески «исихии») и иссушаются от бесед. Личная воля должна подчиняться только Богу, а изучение  божественных писаний — главная обязанность инока. При этом старцы критически относились к тексту (но не к содержанию), Иосиф же верил в тексты и не считал возможным их изменять. Осифляне отстаивали право монастырей на владения для осуществления ими миссионерской деятельности и благотворительности. Доктрина иосифлян строилась на основании «божественного происхождения» царской власти и на преемственности Русского государства от Византии. Исходя из этого, иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса патриархии.

Согласно соборному приговору 1490 еретики были преданы отлучению. После осуждения их били кнутом, а затем отослали к новгородскому епископу. Некоторых из них по требованию Геннадия сожгли, других заточили. На соборе 1504 года осифляне победили и жидовствующие были преданы анафеме. Однако в середине XVI века появилось учение монаха Феодосия Косого, в общем близкое жидовствующим и стригольникам.

Во второй половине XI века аскетизм в византийском искусстве вытеснила гармония. Произведения стали изящными и поэтичными. В конце XII столетия усилилась стилизация. Фигуры стали вытянутыми и тонкими, важнейшее значение получил свет. Русская иконопись в тот период оставалась частью византийской, и многие мастера были греками. В начале XIII века иконописная мастерская работала в Ростове. Классический византийский образ служил там мерой художественного качества. При великом князе Андрее и его брате Всеволоде Большое Гнездо были построены белокаменные храмы, расписанные мастерами, вероятно, приехавшими из Солуни, где Всеволод провёл юность. Белозерские же иконы выходят за рамки византийской линии. Яркие цвета и резкие контуры придают им остроту, делают их похожими на романскую живопись Европы. Из новгородских икон в середине века уходит гармония, приёмы письма упрощаются. Например, икона Николая Чудотворца из Духова монастыря отличается небывалой жёсткостью линий и одноплановостью. Такие простые и сильные образы нравились новгородцам. Большинство таких икон написано на красном фоне. Храмы Новгорода тоже отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.  Ростовские иконы по сравнению с новгородскими более тонки и артистичны. Колорит построен на изысканных сочетаниях глубоких цветовых оттенков. Лики написаны рельефно, их отличает коричневый оттенок и яркие румяна. Для псковских икон XIV века характерна тонкая продуманность, наполненность богословскими идеями, сдержанная цветовая гамма росписи. В конце XIV столетия художественная жизнь сосредоточилась в Москве, где работали свои мастера и приезжие: греки, сербы и другие. В творчестве Феофана Грека выразились воспевание земной красоты как Божественного творения и, в тоже время,  устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. Во фресках Феофана пятна света на ликах, руках, одеждах, символизируют пронизывающий материю божественный свет, возрождающий её к новой, одухотворенной жизни.

Залесское зодчество продолжило традиции византийской архитектуры и обогатило их европейскими элементами. Например, церковь в Кидекше (1152) имеет пояс из «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Первым европейскую каменную технику в Залесье начал использовать Юрий Долгорукий. При нём были возведены белокаменные храмы во Владимире, Суздале, Юрьеве, Переславле. При Андрее Боголюбском построена це́рковь Покрова́ на Нерли́. В последние десятилетия XIV века стали устраивать большие иконостасы ― перегородки из рядов икон, отделяющие алтарную часть храма. В Москве во второй половине XV века храмы строили итальянцы и псковичи. Храм Василия Блаженного был построен псковским зодчим Постником Яковлевым. Церковь Вознесения в Коломенском возведена в 1532 Петром Фрязином. В ней наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Но это всё «высшая» архитектура, господская. Большая часть строений по всей Руси была из дерева. И даже не поморские Кижи её олицетворяли, а простые церквушки, разбросанные по огромным нашим просторам. На Вятке, на Сибирской дороге, в 1579 году была построена деревянная церковь-часовня. Это была клеть длиной шесть с половиной (4,5 м), высотой пять с половиной аршин (3,9 м). Она не имела потолка; двускатная крыша покоилась «на самцах». Освещали её два волоковых оконца. С восточной стороны клети сделан небольшой четырехугольный прируб; в нем алтарь с одним слуховым оконцем. От жилой клети её отличал лишь крест над коньком, ещё без главки, да прируб алтаря.

Песненное последование на Руси постепенно заменилось Студийским, а затем (в XV веке) Иерусалимским уставом, который стал общеобязательным с 1682 года. Его отличал энтузиазм, наглядность и древнее происхождение. На Русь Иерусалимский устав пришёл с Балкан — сначала в Киев, а затем уже в Москву. В XV веке в русских служебниках появился характерный для него чин всенощного бдения. Некоторое время элементы песненного последования сосуществовали параллельно с монастырскими традициями. И в XIV веке при переписывании Требника митрополита Киприана в него были добавлены некоторые древние молитвы, не употреблявшиеся в суточном круге монашеского чина. Монастыри располагались сначала на важнейших торговых путях в Киеве, в Новгороде и Смоленске. С середины XII века появляются монастыри в Залесье — во Владимире и Суздале, а затем в Заволжье, где строились маленькие скиты и пустыньки. Колонизация осуществлялась выходцами из Мерьской земли, постепенно продвигавшимися в сторону Вологды. Сама Вологда возникла как поселение около основанной в 1147 обители. Далее монастырская колонизация устремлялась к месту впадения Юга в Сухону. Сын перебравшегося в Московское княжество ростовского боярина Сергий Радонежский основал в 1337 году Троицкую пустынь, которая около 1340 превратилась в лавру. Сподвижник Сергия Кирилл Белозерский в 1397 основал Кирилло-Белозерский монастырь, другой его сподвижник ― Павло-Обнорский монастырь (1414 год). В то же время основаны Оптина пустынь  и Псково-Печерский монастырь. Выходец из Кирилло-Белозерского монастыря Савватий положил начало Соловецкому монастырю. Валаамский монастырь основан в 1393 году. Монашеские поселения начинались с водружения поклонного креста, рядом с которым ставились кельи монахов. По мере роста монастыря строились часовни и трапезные. По назначении в обители священника строился храм. Помимо монахов в монастырях появлялись и трудники.

Иерусалимский устав позволил создать экономическую основу для монастырского землевладения. На Руси он распространился во времена митрополита Киприана, и был переведён под названием «Ока Церковного». Противостояние Москвы и Новгорода подталкивало создание промосковских монастырей в новгородских землях. Со временем в центре этой сети монашеских обителей оказался Кириллов монастырь. Он стал важнейшим опорным пунктом в Заволочье и торгово-траспортным узлом: через него пролегал путь к Белому морю, и пересекались торговые потоки. Монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой. Он стал крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры.

Ставший в 1526 году новгородским архиепископом Макарий запретил совместное проживание в монастырях иноков и инокинь. В женских монастырях игумены были заменены на игумений. Служить в женских монастырях стали белые священники (не монахи). Миряне, проживавшие при монастырях, были удалены. Макарий старался все новгородские монастыри превратить в киновии (общежития). Вначале его управления епархией только четыре из 24 монастырей были общежительными, к концу его служения число киновий достигло восемнадцати. Были собраны «Макарьевские минеи», включавшие жития святых, дидактические и богословские произведения.

В 1580 году в Хлынове был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, который к 1615 стал на Вятке крупнейшим вотчинником. Вскоре было основано ещё несколько монастырей, отличавшихся от деревни лишь небольшим деревянным храмом и иногда оградой вокруг монастырских строений. Для созыва к богослужению или при других случаях использовали деревянные била или металлические полосы — клепала, подвешенные рядом с церковью на деревьях или звонницах. Когда появились колокола, для них стали делать столбчатые колокольни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *