В Нидерландах в XVII веке распространилась плодосменная система земледелия, которая в следующем веке заняла господствующее положение в Англии, а затем во Франции, а в XIX веке и в Германии. Пастбища при этом распахивали, а кормовые травы специально сеяли. Производилось чередование культур, истощающих и обогащающих почву (плодосмен). При этой системе земледелия помимо зернового хозяйства складывалось и стойловое животноводство с возделыванием технических и других пропашных культур. Средняя урожайность пшеницы с 7-8 ц/га (XVIII век) возросла до 16-17 ц/га (1840-80).
В Англии в начале XVIII века был изобретён токарный станок. В 1741 году близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение осёл, а вскоре − фабрика, оснащенная пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой. В 1765 была изобретена механическая прялка, на которой можно было работать с 16-18 веретёнами. В 1771 начала работать прядильная фабрика, где машины приводились в движение водяным колесом. В 1785 был запатентован ткацкий станок с ножным приводом, в 40 раз увеличивший производительность труда. С 1775 по 1800 фирма «Уатт и Болтон» произвела для фабрик 93 паровые машины. Первый паровоз был построен в Англии в 1804 году. Отставая от Англии в уровне механизации, Франция, где со времён Ришельё преобладала легкая промышленность, оставалась крупнейшим производителем в Европе. В Пруссии и Саксонии развивалось полотняное, суконное и железоделательное производства, но рынок заполоняли изделия французской и английской промышленности. В Америке с конца XVIII века появились хлопкопрядильные фабрики, активно велось строительство дорог и каналов. В 1807 году по реке Гудзон уже ходил пароход, а к 1820 году в США пароходы можно было встретить повсеместно. В 1825 году в Англии действовало 15 000 паровых машин. Быстро росло производство металла. Важным стимулом для металлургии стало появление железных дорог. Первая железная дорога общественного пользования была открыта в Англии в 1825. К 1840 году железными дорогами были соединены уже все города Англии, а в Германии началось производство рельсов и локомотивов. В 1852 году в Британии для добычи угля была создана врубовая машина.
Метод промышленного производства бельевой соды был разработан в 1791 году Лебланом. Он смешивал купоросное масло (серная кислота) с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля. Полученную смесь заливали водой, и из раствора получали соду. Метод Леблана был проще и дешевле, чем получение соды из золы растений. В 1824 году Аспдин запатентовал процесс производства портландцемента. Он заключался в спекании глины с известняком с последующим перемалыванием в порошок, при смешивании которого с водой, песком и гравием получался бетон. Бетон уже в середине XIX века использовали для сооружения городской канализации Лондона.
Первый электрический телеграф был создан в России в 1832 году. В 1837 американский изобретатель Морзе разработал телеграфный код, где буквы алфавита были представлены комбинацией «точек» и «тире». Одновременно в Лондоне началась коммерческая эксплуатация телеграфа. В 1858 году была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, а в 1870 году установлена связь Лондон — Бомбей. Появились электрические лампочки, электромоторы.
Жатка, изобретённая американцем Маккормиком в 1834 году, в четыре раза увеличила эффективность работ на сборе урожая. В 1837 году Джон Дир ввёл в употребление стальной плуг, значительно облегчивший обработку земель в прериях Среднего Запада. К 1866 году внедрение машин для сбора урожая (жатка, сноповязалка, комбайн), позволило поднять урожай зерновых до 6,7 ц/га, а к 1898 году — до 10,3.
В конце XVIII века во Франции и Англии для дорожного покрытия стали использовать пакеляж – каменно-щебеночное основание, устраиваемое из каменной шашки, устанавливаемой на слое песка острием вверх с выравниванием поверхности слоем щебня. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания. В 1806 году инженер Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 см, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного — внизу, мелкого — вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия стали применять катки.Строительство железных дорог в США, где рабочих рук не хватало, вынуждало применять механизмы. Ещё в 1834 был создан паровой экскаватор со стрелой 5,7 м и производительностью 40 м3/ч. Позже паровые экскаваторы и краны появились в Европе и в России.
В 1850-60х ускоренными темпами развивалась военно-промышленная база Германии, в которой особую роль играли сталеплавильные, артиллерийские заводы Круппа (Рейнская область). В США к 1860 общая длина железнодорожных путей составила 49 250 км. В 1869 была построена трансконтинентальная железная дорога. В 1870 году в Германии насчитывалось уже около 7 000 километров железных дорог. В Италии к 1871 году все области были связаны железными дорогами (6 200 км). В 1870-80х в Германии Отто изобрёл двигатель внутреннего сгорания, а в 1888 Бенц начал производство автомобилей. В США и Германии быстро распространилось электрическое освещение, электромотор вытеснял паровые машины. В Англии, а затем в Германии и в Америке развивалась химическая промышленность. После 1870 индустриализация охватила Чехию, Россию и Японию. Англия и Франция стали уступать Германии, США и России, где темпы роста были выше. Началось вытеснение британских товаров даже с внутреннего рынка.
Конец XIX века стал временем мощного индустриального развития Соединённых Штатов. Беспрецедентная волна иммигрантов принесла в США не только рабочую силу для американской индустрии, но и создала разнообразие национальных общин, населивших малолюдные западные территории. В 1870-80х годах как экономика в целом, так и заработная плата, богатство, национальный продукт и капиталы в США росли самыми быстрыми темпами в истории страны. Так с 1865 по 1898 посевы пшеницы выросли на 256%, кукурузы — на 222%, добыча угля — на 800%, а общая длина железнодорожных путей — на 567%. К началу ХХ века доход на душу населения и объём промышленной продукции в США стали самыми высокими в мире. Душевой доход в США вдвое превысил германский и французский и на 50% — британский.
В XVIII веке развивалась математика и механика. Огромный вклад здесь внёс Эйлер, фактически сформировавший современный курс высшей математики и создавший теоретическую механику. Большое значение в этих науках имели также труды Даламбера и Бернулли. В биологии Линней систематизировал множество видов, обеспечив, таким образом, её научное освоение. Было продолжено накопление знаний в области химии, климатологии, в изучении теплоты, электричества. К концу века был открыт закон Кулона, а в 1800 создан «вольтов столб». В 1820 Эрстед обнаружил отклоняющее действие тока на магнитную стрелку. Почти одновременно была создана теория упругости. В 1827 открыт закон Ома, в 1831 – электромагнитная индукция. В 1840е годы был сформулирован закон сохранения энергии. В 1862 введено понятие энтропии. В 1850-70 годы Максвелл с помощью дифференциальных уравнений описал электромагнитное поле.
Прогресс в развитии науки и промышленности вдохновил графа Сен-Симона. В 1808 он доказывал, что промышленный класс приносит наибольшую пользу. Место военно-теократического государства должно занять государство промышленно-научное; воинская повинность должна уступить место общей обязанности труда. «Золотой век, который слепое предание помещало до сих пор в прошедшем, на самом деле находится впереди нас», − говорил он. Он считал, что наука и промышленность позволят создать новый счастливый мир, поэтому прогресс несёт позитивный заряд. На этой основе возник позитивизм – философское направление, суть которого состоит в интеграции научных данных. Позитивисты считали, что источником знания является опыт, и не видели нужды в специальном развитии философского знания. Это направление вело к свободе и индивидуализму, борьбе всех против всех. Позитивист Спенсер был одним из авторов теории эволюции. Именно он сформулировал положение, что в борьбе за существование «выживает наиболее приспособленный». Он стал самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма. В своих работах 1860 года он ввёл и само понятие «социальный прогресс». Другой английский учёный – Мальтус – говорил об избытке населения и нехватке продовольствия. Такие теории в условиях анархии, порождаемой свободным развитием всех и каждого, вели к всеобщей враждебности и подогревали настроения неприязни и даже ненависти к другим людям. В обществе накапливалась злоба. Анархия царила в торговле и в промышленности, развивавшейся совершенно беспорядочно, без всякого плана. Также развивалась и наука. В политике анархизм призывал ликвидировать государство. А это уже был вызов имущим классам, поскольку распространялся он среди бедняков – богатым нужен был порядок, именно сохранение существующего порядка. Анархизм вызывал романтические мечтания о благородных разбойниках, восстанавливающих справедливость, и распространялся в литературе, живописи, музыке. Одновременно всё заметнее становятся результаты глобализации, и знания начинают свободно перемещаться по миру — начинается взаимная интеграция разных философий. Европа открывает для себя Индию и Китай во всей полноте, а Индия и Китай — Европу. Для западной философии столкновение с Китаем в первую очередь отразилось на этико-религиозных вопросах.
Что позволяет нам говорить о неадекватности вины Адама и вечного наказания? Во-первых, вина Адама была отягчена внешними обстоятельством искушения. Все это объясняет то, почему Бог не отправил в ад все первое человечество в лице Адама и Евы, чтобы начать новое творение. Сатану никто не искушал, поэтому его вина была его собственной. Адама же искушал сатана, следовательно Божья справедливость должна была это учитывать. С другой стороны, не всякая вина подлежит непременному наказанию вечными муками. Поскольку вина Адама не была вызывающим богоотступлением, а выразилась в недоверии к Нему, Бог решил предоставить ему шанс спасения, заключенный в наделении его обетованием будущего Спасителя, Который должен был произойти «от семени жены». Данное положение объясняется присутствием в природе Боге не только справедливого (правового), но и любовного (морального) начала.
«Воля Божия есть безусловный произвол. Бог хочет чего-нибудь не потому, что оно добро, наоборот, оно только потому и добро, что Бог его хочет. Бога мы не можем понимать, можем только воспринимать в Его действиях. Разум познаёт Божество как совершенную первопричину, действующую целесообразно, но о собственно Боге мы можем иметь лишь смутное познание».
Дунс Скот
Its like you read my thoughts! You appear to grasp so much approximately this, like you wrote the e book in it or something.
I feel that you just could do with some percent to force the message house a little bit, however
instead of that, that is wonderful blog. A great read. I’ll definitely be back.