ВЕРА 2

Балты тоже обожествляли стихии и считали главной святыней огонь. Их огненный змей Айтва́рас приносил в дом молоко, мёд и другие дары, воруя их у соседей. По его следу можно было узнать, где зарыт клад. Как и у славян, он соблазнял женщин, которые из-за него хворали. Громовержец Перкунас изначально был богом природы. Он посылал дождь, оплодотворяя землю (Жемину). Первый гром во время праздника Йоре (у славян  Ярила) её благословлял. На свадьбах или после сбора урожая, окропив почву со словами «Дорогая Земля, ты даёшь мне, и я даю тебе», глава дома выпивал кружку пива и клал в борозду хлеб. Затем он резал петуха, которого потом подавали к праздничному столу. Остатки еды и кости посвящали Жемине (закапывали или сжигали). Землю целовали, приговаривая молитву: «Что пришло из земли, в землю и вернётся!». Ве́лняс, играющий на дудке древний арийский бог-пастух, хозяин нижнего мира и покровитель скота. Он прятался от молний, оборачиваясь камнем, деревом, змеем, человеком. Жизнь его, как у Кощея, была спрятана в яйце, яйцо — в утке и так далее, заканчивая пнём, через который кувыркался оборотень. Из литовских сказаний известно, что кузнечное ремесло первыми освоили черти. Велняс обучил ему кузнеца, сковавшего Солнце. Кузнец этот не то помощник, не то сам Перкун. Главный праздник Солнца ― лиго или янов день,  отмечют в самую короткую ночь, с 23 на 24 июня. Считают, что в эту ночь цветёт папоротник. На лиго на дверях рисуют крест Лаймы (свастику) ― символ света, огня и жизни. Лайма — богиня счастья и судьбы, покровительница рожениц и женских работ. Главный бог ― бог неба Диевас ― пассивен и на судьбы людей не влияет.

Священные рощи (дубовые, липовые) балты считали обиталищем богов. Там  располагались капища, представлявшие собой камни, на которых возжигали огонь, и приносили жертвы. Лики прусских богов — Перкунаса, Патримпаса и Патолоса можно было увидеть в Ромове (близ современного Черняховска Калининградской области). Однако главной святыней были не изображения, а священный дуб, символизировавший мировое древо, ось мироздания, соединявшую верхний, средний и нижний миры. Ствол его окружал полог,  за который могли заходить только криве,  которые были в Ромове (а затем в Вильне) верховными жрецами. По легенде, святилище в Ромове основал в VI веке первый криве Брутен. Перед Перкуном горел вечный огонь. Бог растительности Патримп был символом среднего мира. При нём жила змея в корзинке. Нижний мир олицетворял хозяин преисподней Патол (Велнясу поклонялись только восточные балты). Рядом с идолом Патола лежали черепа человека, лошади и коровы.

Чудской космологии присущ дуализм ― противопоставление добра и зла. Бог  и его брат-соперник вылупились из утинных яиц. Бог сотворил небо, солнце, землю и человека; его брат создал луну, гадов и злых духов. На земле враждуют леший (Во́рса) и водяной (Ва́куль). Ворса разводит в лесу зверей и птиц и следит,  чтобы охотники не били дичи больше необходимого. Он забирает к себе детей, проклятых матерями, и не выпускает из лесу воров и убийц. Ва́куль живёт в водоёмах. У него длинные зелёные волосы. Рассказывали, что во время грозы он выходил из воды и показывал небу зад. Бог пытался поразить его молнией, но водяной каждый раз прятался в воду. Ворса и Вакуль часто дрались, из-за этого полдень считался опасным  временем. И в наше время коми в полдень не работают. Их колдуны могли насылать порчу (шева), которую  хранили в специальном коробе (чуман). Колдуна можно было убить, или застрелив ольховой пулей, или бросив чуман в огонь, а чтобы не ожил, ему вбивали клин из ольхи. Колдуны старались всучить шеву тем, кто ругается, не умывается, злословит.  Она могла выглядеть волосом, соринкой. Если коми замечали соринку в пище, обязательно предупреждали друг друга. Ни один коми не начинал пить, не сдув предварительно шеву. Каждый имел свою миску для еды, чтобы шева не переходила от человека к человеку. «Испорченные» же кликушествовали, страдали падучей, жаловались на головные и сердечные боли, вялость. Некоторые «становились» птицами, кукарекали, «взлетали». Порча вызывала также распущеность вплоть до гомосексуальности. Женщины начинали курить, пить, одеваться в мужской костюм, отказываться от выполнения женских работ.

В ранние времена коми (пермь) и марийцы (черемиса) ассимилировали другие народы, обитавшие южнее. Потому и там был распространён и дуализм утиных яиц, и вера в мировое древо, и священные рощи. Удмурты были преданы роду, у них в каждом доме обитал воршуд ― бог семьи. Они верили в духов: лешего, полевика, водяного, домового и других. Мордва-эрзя сохраняла отчасти арийскую веру. Имя их громовержца Пурьгине-паза схоже с именами балтского Перкунаса, арийского Парджаньи, славянского Перуна. Мордва верила в родство зверей и людей и рассказывала о выходе девки замуж за медведя. У вепсов медведь был «царем всех зверей». У них широко распространены рассказы о превращении колдунами новобрачных в медведей, сказки о браке медведицы и охотника или женщины и медведя. Существовал запрет произносить имя медведя (kondi), которое заменяли другими словами, в том числе и «бука».

Иранцы тоже поклонялись не только богам, но и духам (дэвам) ландшафтов и природных явлений. Духи существуют и в представлениях осетин ― потомков алан. Хотя можно не сомневаться, что у алан главным был бог войны. Аммиан Марцеллин даже писал, что аланы поклонялись лишь этому богу, образом которого служил им воткнутый в землю меч. Но вообще у сарматов важнейшим был  культ Солнца. Имя восточнославянского солнечного божества «Хорс» соответствует аланскому *xors ‘Солнце-царь’. И у осетин есть бог-солнце Хур, по указанию которого богатырь  отправляет на землю огненное колесо. Волшебные предметы в сказаниях осетин часто подобны предметам русских сказок: шапка-невидимка; кусок кожи, сев на который, очутишься там, где захочешь (ковёр-самолёт); столик, на котором сами появляются еда и напитки (скатерть-самобранка). Герои их сказаний выбирают путь на развилке трёх дорог, ловят птицу, крадущую золотые яблоки, находят невест в подводном царстве. Уходящий корнями в арийскую древность Симург изначально имел облик гигантской хищной птицы, и был посредником между небом и землёй. Это посредничество связывало его с мировым древом, которое Симург охранял. Вероятно, у сарматов и алан Семаргл стал покровителем отдельных людей и племён. Верования южной части восточных славян сформировались на сармато-аланском субстрате. Исследователи считают, что анты, обитавшие между Днестром и Днепром, были смешанным народом, в основном сармато-аланского происхождения. Возможно, с VI века они говорили уже на славянском языке, ещё сохраняя этнографические особенности, а в VII веке полностью растворилось в славянской среде. Хорс и Семаргл естественно вошли в восточнославянское язычество при ассимиляции иранцев.

Хазары были язычниками. Первенствовал у них Куар, бог молний. Имя это иранское, возможно, от иранского названия солнца. Божество Тангри-хан (Аспандиат) представляли безобразным великаном. Ему в священных рощах приносили в жертву лошадей. Вероятно, Тангри-ханом его называли тюрки, а Аспандиатом ― иранцы. Тангри по-тюркски небо, а принесение в жертву коней известно по раскопкам на Северном Кавказе курганов ещё скифского времени. Судя по этим именам, иранцев среди хазар было больше. Но правили тюрки, поскольку изначально Хазария была западной ордой Тюркского каганата. Имя Аспандиат, несомненно, связано с иранским словом «аспа» ― «лошадь». У сарматов он мог ассоциироваться с древнеиранским героем Спендодатом. Хазары поклонялись также огню, воде, луне, богам дорог. В 680-е годы на Кавказе сложился союз, направленный против арабского Халифата. Наместник хазарского кагана, присоединился к этому союзу и принял христианство. Были разрушены языческие капища, срублены священные деревья и основана самостоятельная церковь во главе с пайрапетом (католикосом). В 737 арабы разбили хазар,  каган бежал на север и запросил мира, обещая принять ислам. Во времена Гарун-аль-Рашида (786-809) хазарский шад (царевич) Булан устроил диспут между мусульманским кади и христианским священником. Каждый из них хулил веру другого, но оба они якобы согласились на том что «вера Израиля ― лучшая вера и вся она ― истина». Христианство и ислам были государственными религиями Византии и Халифата. Однако с 780-х годов отношения с Византией испортились, а Халифат всегда был противником хазар. Евреям же покровительствовали Каролинги. В IX веке, когда Каролинги сокрушили Аварский каганат, евреи взяли в свои руки торговлю с Востоком. Их путь проходил через Чехию и Русь в пределы Хазарии. Вдоль этого пути селились колонии еврейских купцов и ремесленников. Хазары же исповедовали и ислам, и христианство, и иудейство, и языческие культы. Иудейства держались каган, царевич и их окружение. Постепенно отдаляясь от своих подданных, они теряли силу и влияние.

Древние тюрки признавали высшей силой небо (Тенгри) и почитали землю (Йер). Богиня Умай ведала рождением людей.  Дух подземного мира Эрлик был творцом всякой нечисти. Человек был в родстве со всей природой, и смерть понимал как естественное продолжение жизни. Вера позволяла чувствовать дух природы, жить с ней в гармонии, подчиняясь её ритму. Тюрки знали свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Они уважали коллектив и были привержены дисциплине, с почтением относились к старшим, с глубоким уважением к матерям. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут оценивать семь поколений. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринималось как извращение. Около 700 года часть булгар расселилась на средней Волге (Итиле) среди черемисы. Волга (и Вологда) слова черемисские: волгыдо по-марийски свет. Итиль ―  татарское название. Правитель булгар назывался балтавар (эльтебер), то есть посадник (граф). Ибн-Русте  писал (903-913): «Болгары — народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие. Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами». В 922 году балтавар Алмуш объявил ислам государственной религией и принял титул «эмир» (князь, король). Булгары установили отношения с государством саманидов, столица которого находилась в Бухаре. Оттуда, вероятно, пришли легенды об Александре Македонском. Считали даже, что он основал город Булгар. В Золотой Орде в соответствии с Ясой вначале существовала веротерпимость. Но при царе Узбеке ислам стал государственной религией. Сувары (предки чувашей) ислам принимать отказались. Они почитали бога неба и света Турă (Тенгри), связывая его с почитанием священных дубовых рощ. Они выбирали дерево-старейшину, у которого собирались в праздники. Чувашские святилища почти полностью аналогичны марийским. Они также окружены забором с тремя воротами, назначение которых тоже совпадает.  Жертвоприношение (чÿк) чуваши устраивали всем родом. Перед чÿк все обязательно мылись в бане и одевались в чистую одежду. Помолясь, закалывали жертву. Второй раз молились перед трапезой. Затем, взяв в руки по куску хлеба и мяса, молились в третий раз. После обряда обязательно угощали стариков, которые не могли придти на чÿк. Шкуры и черепа вешали на священное дерево. Молились об урожае, о дожде. Сувары почитали громовержца Куара и огонь. Для очищения разводили костёр, через который прыгали по три раза. Женская кукла йĕрĕх, которой посвящена пятница была покровителем рода. Это похоже на культ удмуртских воршудов и на русскую кикимору (пятницу).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *