Основной капитал. Индустриализация.

Ещё постановление XII съезда РКП (1923) называло политику, несущую ущерб тяжёлой промышленности «неправильной и гибельной». «Без восстановления последней лёгкая промышленность, как и все хозяйственное строительство, была бы лишена фундамента, – декларировалось в нём. – Уголь, нефть, металл — вот те отрасли промышленности, успехи которых действительно обеспечат и хозяйственное процветание республики, и её внешнюю безопасность». Эти идеи развивались и росли в ходе восстановления хозяйства. Им придавала силу и международная обстановка, и увеличение возможностей промышленности, и аграрное перенаселение, оборачивавшееся городской безработицей. Дзержинский в январе 1926 в письме, направленном в президиум ОСВОК, требовал: «вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование». От Главметалла он требовал «не позже 5 февраля установить постепенный переход к полной независимости от капиталистических стран, производящих оборудование. Рассмотренный и увязанный план представить мне 15 февраля».

Индустриализация проводилась по конкретным планам, но цели имела весьма обширные, которые трудно было свести в конкретику. Поэтому планы первой пятилетки подвергались пересмотрам в ходе их выполнения. Подход вначале был весьма абстрактный. Это хорошо видно на сибирском примере: в Новосибирске местные власти предлагали построить завод, который «будет перерабатывать металл, получаемый из Кузнецка». На что именно перерабатывать, ещё не знали. Впоследствии начали строить завод «Сибирский комбайн», который по  ходу строительства превратился в «Сибтекстильмашстрой», потом в «Сибметаллстрой». Потом он стал одним из крупнейших в СССР снарядных заводов.

В первую пятилетку развернулось строительство Кузнецкого и Магнитогорского комбинатов, Уралмаша, автомобильного завода в Нижнем Новгороде, заводов Россельмаш, СТЗ, Краматорского и Горловского заводов. Поставить станкостроение главнейшей задачей призывал на XVI съезде Михаил  Каганович. На съезде критиковали создание крупных объединений «с грандиозными аппаратами» и сосредоточение в Москве всего оперативного руководства промышленными отраслями. Главной целью пятилетки было развитие машиностроения. «Южмаш» к тому времени специализировался на транспортном машиностроении и производстве металлоконструкций. «Ленмаштрест» – на энергетическом машиностроении и судостроении. Самолётостроением с 1925 года руководил «Авиатрест», подчинённый Главметаллу ВСНХ. В 1928 он был передан Главному военно-промышленному управлению. В «Авиатрест» в то время входило 15 предприятий. В Москве в 1930 году на базе лаборатории химико-технологического института был создан Государственный научно-исследовательский институт химического машиностроения (впоследствии ЭКИхиммаш). В результате деятельности Научно-технического управления ВСНХ и Госплана  в 1931 для освоения производства коррозионностойких сплавов и защитных покрытий была организована контора «Электрохимет».. В том же году был создан Государственный научно-исследовательский институт редких металлов (Гиредмет).

Промышленность, по словам Сталина, опиралась «в основном на угольно-металлургическую базу на Украине». Второй угольно-металлургической базой должен был стать Урало-Кузнецкий комбинат. Украинские горняки и металлурги (вернее их лобби в партхозактиве) отчаянно сопротивлялись развитию своих восточных конкурентов. Сибирский партийный руководитель Эйхе на съезде говорил: «Нам иногда кажется, что у нас нет «Союзугля», а есть «Донуголь». Создаётся впечатление, что в Харькове сидит не «Союзуголь», а «Донуголь», который только переменил вывеску». А председатель Сибирского краевого исполкома Клименко обращал внимание на невозможность выхода на требуемые темпы индустриализации на основе трудгужповинности.  Он настаивал также на создании в крае лесного треста, на создании всесоюзного строительного треста и союзного треста по строительным материалам.

В январе 1930 план развития Урало-Кузнецкого комбината был представлен Президиуму ВСНХ. Куйбышев сразу его поддержал. В феврале-марте были приняты решения об увеличении мощности Кузнецкого  и Магнитогорского комбинатов. Флагманами черной металлургии становились три завода: Магнитогорский, Кузнецкий и Макеевский, дававшие в сумме  5 миллионов тонн, что составляло 80% «отправного» варианта пятилетнего плана или 50% «оптимального». Для форсирования увеличения выплавки металла металлурги согласились начинать производство чугуна на недостроенных заводах.

Капиталовложения в промышленность Русской равнины снижалась (за первые три года пятилетки на 12%), а в восточных районах росли (на 14% за тот же период). Капитальные работы по Сибири увеличились почти в 7 раз. Однако  «удельный вес южной металлургии в металлургии Союза» составлял 73%, а Урала только 21%. Это, говорил Куйбышев на XVI съезде, свидетельствует «о монопольном положении южной металлургии». «Старые обжитые индустриальные районы, – утверждал он, – не всегда оказываются наиболее выгодными местами для развёртывания там промышленных предприятий». Но из зала выкрикнули: «Это теория только».

Сталин в отчёте ЦК отметил, что  сельское хозяйство по сравнению с 1913 выросло на 13%, а промышленность – на 80%. При этом обобществлённый сектор промышленности составлял 88%, а частный – 12. На заводе «Коммунар» в Запорожье (бывший Копп, Леп и другие) наладили производство комбайнов. Представители завода уверяли: «Американский комбайн служит только один сезон. Мы выпускаем комбайн, который обеспечит 6-7 лет работы». На Путиловском заводе отдел тракторостроения перепрофилировали под выпуск танка Т-26. При освоении выпуска танка Т-28 встала задача производства качественной стали. Броневую сталь в Советском Союзе варили только в тресте «Югосталь».  Это было единственное и небольшое производство.  В 1932 броневую сталь начали производить на Путиловском заводе. Технологию производства мостовых кранов купили у фирмы «Демаг» в Дуйсбурге (Германия), там же, на заводе «Канто и Клейн» приобрели технологию производства трансформаторного железа. Технологию выплавки сернистой стали для производства метизов получили от фирмы «Рёхлинг».  Там же была получена и технология производства марганцовистой стали для буров и технология изготовления листа из быстрорежущей стали. Производство такого листа было организовано на заводе «Серп и Молот» (бывший «Гужон») в Москве.

Сменивший Куйбышева на посту председателя ЦКК-РКИ Орджоникидзе за 2-3 года объехал все важные заводы. На XVI съезде он критиковал план по импорту, утверждая, что многое из того, что хотят ввезти из-за границы, можно сделать в Союзе. «Тульский и Ижевский заводы, – говорил он,– готовы на 1930/31 год принять заказ по станкам и инструментам в 5 раз больше против текущего года, «Большевик» (б. Обуховский) – в 4 раза, Ленинградский арсенал – в 2 раза». Он отметил, что завод «Баррикады» в Царицыне, «построенный во время войны Виккерсом, для производства орудий крупных калибров, бездействует». Куйбышев особенно упирал на вопросы качества. Он призывал сделать контрольно-браковочные органы на заводах независимыми от заводской администрации. От шахтёров он требовал не просто «давать столько-то угля», а «давать угля столько-то, но с минимумом зольности».  В металлургии за 3 года пятилетки вырос брак по литейному чугуну на 0,13%; по кровельному железу – на 2,58%; брак рельсов на Надеждинском заводе (бывш. Клейн) – на 7,4%.  Но в то же время многих в СССР охватывал трудовой энтузиазм. Металлурги совершенствовали технологию плавки: уточнился график операций на домне, тщательнее подготовлялась шихта, улучшалась её завалка, совершенствовался режим дутья. Однако чтобы довести доменную печь до проектной мощности, нужно осваивать режимы плавки в течение нескольких лет. А расчёты на резкий рост производства металла на заводах «Югостали» не оправдались.  В начале 1928 года возник вопрос о дефиците металла. Это была как раз та яма, которую предвидел Дзержинский, и которую не хотели видеть левые. Тогда эта проблема была отнесена на счёт вредительства. К этому подключилось ОГПУ, и «некоторая часть инженеров, по словам Куйбышева, стала работать и давать промышленности то, что они в течение десятилетия скрывали». «Старые спецы» вели работу в соответствии с техническими инструкциями. Но, как сказал Куйбышев: «Пролетарское государство только тогда   подчинит прочно интересам рабочего класса процесс технического перевооружения промышленности, когда оно выкует свои собственные технические кадры». «У старых инженеров учитесь тому, что они знают ценного, но их рутине, их косности ни в коем случае не поддавайтесь», – говорил Орджоникидзе.  Пятилетка была временем форсированного развития, когда технические возможности использовались на пределе. И если в плане (даже оптимальном) показатели были увязаны, то в ходе выполнения форсирование планов привело к их разбалансировке. Да и само качество плана, созданного впервые, не могло быть идеальным. Поэтому разного рода накладки были неизбежны. Металлургические заводы барахтались в попытках наладить стабильное производство. В «Югостали» при расширении заводов забывали расширять подъездные пути. В результате с вводом новостроек приходилось разбирать железнодорожные пути старых цехов. ЦК ВКП(б) принял постановление, предписывавшее довести выплавку чугуна в «Югостали» до 6 миллионов тонн в 1932/33 году, но уже осенью 1929 в ВСНХ пришли к убеждению, что при запланированных объёмах машиностроительного производства не хватит чугуна даже по оптимальному варианту плана. Причиной таких явлений была поспешность: строительство заводов начиналось без проектов, и в дальнейшем велось при некомплектности  чертежей. Орджоникидзе требовал бороться с «беспроектностью» и «обломовскими темпами работ», с дороговизной строительства и недостаточной его эффективностью.

Не хватало и стройматериалов, поскольку ничего не было сделано для своевременного развития их производства. Уже в 1929 году в незавершённом строительстве было сосредоточено 31% капиталовложений, и эта доля росла, достигнув в 1932 76%.

Ещё одним провалом был срыв заказов на оборудование: не всё было гладко и на Западе. Например, в Бреслау (тогда Германия) был размещён заказ на детали для электропечей. Его выполнение сильно затянулось, а когда детали прибыли,  оказалось, что они негодны. Владелец завода взялся за изготовление этих деталей, стремясь выбиться из долгов.  Никто до этого в Германии их не изготовлял. Когда положение стало очевидным, владелец завода застрелился.

В целом первый пятилетний план строительства и промышленного производства выполнен не был. Полностью вступил в строй только Кузнецкий комбинат. В чёрной металлургии выполнение составило лишь 65% от плана. Куйбышева признали не способным, и в декабре 1930 сместили с поста председателя ВСНХ, заменив на Орджоникидзе. Большая часть программы капитального строительства для металлургии была перенесена на 1933-34 годы. В то же время укрепление тяжёлой промышленности позволило создать собственную базу для «реконструкции всего народного хозяйства». За годы пятилетки продукция машиностроения возросла в 4,4 раза. На порядок выросли тракторостроение, автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, крупное сельскохозяйственное машиностроение. СССР в 1932году  вышел на 2-е место в мире по производству чугуна и стали. В годы первой пятилетки были сооружены 1500 крупных предприятий, введены в строй 1500 километров железных дорог. Были построены ДнепроГЭС, Турксиб, Уралмаш, Магнитка, Сталинградский тракторный. Многие достижения просто теряются на этом фоне. Например, в марте 1931 был пущен Днепродзержинский коксохимический завод, обеспечивший высококачественным коксом южные металлургические заводы. Собственное производство вольфрама и молибдена позволило наладить выпуск победита на заводе Электросталь. Горьковский станкозавод построен в 1931.

С 1930 года индустриализация стала приобретать «военный» характер. В Нижнем Новгороде рядом с автозаводом и одновременно с ним был построен авиазавод №21, рассчитанный на выпуск 2000 самолётов в год.

Подводя итоги первой пятилетки в области выполнения Урало-Кузбасского проекта, авторы обобщающего труда «Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства  Союза ССР», отметили «заново созданную металлургическую базу» и «более рациональное размещение угольной промышленности». В процессе планирования, и в ходе выполнения плановых заданий предельно детально определялись отраслевые задачи, преимущественно, в форме количественных показателей. Потребности комплексного регионального развития, фактически, рассматривались как второстепенные.

***

Главной задачей второй пятилетки (1933–37) стало освоения полной мощности начатых объектов и создание новых производств. Упор делался на специальные виды машин для отраслевых технологий. Необходимым было признано широкое внедрение новые видов обработки и технологических процессов.  На первый план выдвигалась борьба за экономию и качество. На XVII съезде РКП (1934) Орджоникидзе говорил: «Мы о своей марке по линии качества заботимся мало». В течение первых лет пятилетки решались 3 коренных вопроса: создание тяжёлой промышленности, реорганизация сельского хозяйства и укрепление обороны страны. Но, по словам Орджоникидзе, в вопросе станкостроения было отставание. «Для того чтобы оборудовать будущие автомобильные заводы, нам нужно огромное количество станков, – говорил он. – В 1937 наша промышленность должна дать 40-50 тысяч станков».

В 1932 ВСНХ был разделён на наркоматы тяжёлой (НКТП), лёгкой и лесной промышленности. Основным «наследником» стал НКТП. Военное производство было сосредоточено в его главках: ГУАП (артиллерия), ГУВП (вооружение и боеприпасы), Главморпром, Главоргхимпром, Главазот, Главэспром, а также ВОТИ (точная индустрия) и 2 всесоюзных треста – Аккумуляторный и «Спецсталь». Остальным производством управляли главки  Главтрансмаш, Главметиз, Главмашпром, Главхимпром, Главнемет, Главсельмаш, Главстанкоинструмент, Главточмаш, Главрезина, ГУТАП, Главцветметобработка, Главалюминий, ГУМП. Авиационная промышленность с 1930 года стала Всесоюзным объединением (ВАО), в которое был преобразован Авиатрест. Это была самостоятельная государственная корпорация,  работавшая по заданиям военного министерства. Но через год по просьбе Реввоенсовета ВАО вернули в ВСНХ, а в 1932 подчинили Главному военно-мобилизационному управлению НКТП. Ещё один важный концерн входил в состав не промышленных наркоматов, а НКВД: Гулаг занимался в больших масштабах производственной деятельностью.  И в его руководстве большую роль играли инженеры. Такие например, как Завенягин, Сафразьян, Жук. В 1936 из НКТП был выделен наркомат оборонной промышленности. В его составе было 11 главков, которые обозначались по номерам. Первый – авиационный (б. Авиатрест), 2й  – б. Главморпром, 3й – артиллерийский (ГУАП), 4й – боеприпасы (ГУВП), 5й – электротехнический (Главэспром). Шестой занимался химией, 7й – бронёй (Спецсталь), 8й – танками, 9й – оптикой. Десятый образован из ВОТИ, 11й – из Аккумуляторного треста.

В 1934 из наркомата снабжения (образован в 1930 на базе наркомторга) выделен наркомат пищевой промышленности.

Проводились работы по экономии металлов. Придание поверхностной твёрдости и износоустойчивости (азотированием, цианированием, хромированием и др.) позволило заменить легированные, конструкционные и инструментальные стали более дешёвыми. В химической промышленности цветные металлы заменяли материалами с химически стойкими покрытиями, в первую очередь гальваническими. При переходе на электрохимическое лужение была получена экономия олова с одновременным улучшением качества покрытия. Контора Электрохимет проводила научные исследования по совершенствованию гальванических технологий.

На XVII съезде Михаил Каганович призывал увеличить производство станков сверх плана второй пятилетки, по меньшей мере, на 20%. Он говорил также о необходимости развивать производство инструментов, признавая при этом, что в массовом производстве инструментов уже обгоняли Европу. Станки в то время производились «Фрезером» и «Калибром», заводом револьверных станков в Нижнем Новгороде. Кузнечно-прессовое оборудование, молоты и пресса производились на Уралмаше и на Краматорском машиностроительном. Турбины производили питерские Путиловский и Металлический заводы. Электромоторы производил питерский завод «Электросила». Электропечи и трансформаторы выпускались на московском «Электрозаводе». Дробилки, прокатное и литейное оборудование – Уралмаш и Краммаш, а также Ижорский завод.

Орджоникидзе отмечал, что СССР имеет железной руды около половины мировых запасов, а нефти – больше четверти. Он призывал превратить Караганду в «мощный угольный бассейн». Представитель Казахстана ратовал за развитие нефтяной промышленности на Эмбе.

До 1935 года в чёрной металлургии не эффективно расходовалась руда. Из-за отсутствия предварительной подготовки, обогащения и агломерации вынос её в виде колошниковой пыли составлял 5,5 миллиона тонн, или 29%. Это соответствовало потере 265 кг чистого железа на тонну чугуна.

Член ЦК, зампред Госплана Ломов (Оппоков), выступая на конференции по размещению производительных сил в УКК, в апреле 1932, говорил о вреде увлечения «гигантизмом промышленных комбинатов»: по достижении определённых пределов, издержки начинали расти, а управляемость падала.  Он считал нужным во второй пятилетке  в Урало-Кузнецком комбинате  освоить уже созданные предприятия, и призывал не абсолютизировать количественные  показатели, а сделать упор  на качество и максимальное использование оборудования. Он также говорил о недостаточном внимании со стороны плановых органов к развитию лёгкой и пищевой промышленности. Например, в районе УКК создавались лишь два мясокомбината – в Орске и Семипалатинске.

Если к  1933 году выплавка чугуна составляла всего 6,5 миллионов тонн в год, то в 1937 году, когда полностью вошли в строй металлургические заводы-новостройки, было выплавлено уже 14 миллионов тонн. Утроилось производство стали и проката.  Выплавка черновой меди увеличилась более чем в два раза, Была создана алюминиевая промышленность. Выросла советская золотопромышленность, покрывшая снижение общемировой добычи золота. В 2,7 раза возросла выработка электроэнергии. Было освоено производство новых видов станков, паровозов, гусеничных тракторов. Были построены тракторные заводы ХТЗ и ЧТЗ. Харьковский завод (б. «Русский паровоз») начал производство танков. Рядом с Челябинским тракторным строился завод текстильного станкостроения (Челябинскстанкострой). Вначале он проектировался для выпуска оборудования текстильной промышленности, но в ходе строительства его перепроектировали в танковый завод. Вошли в строй Уралмаш и Уралвагонзавод.  К началу пятилетки в СССР было 12 авиазаводов. В 1934 введён в строй авиамоторный завод в Перми (№19), в 1935 – в Воронеже (№16). Всего за годы второй пятилетки было построено 10 авиазаводов (в том числе в Тушино, Химках, Новосибирске, Иркутске, Комсомольске)  и ещё 9 строилось. Завод Руссобалт (завод №22) в то время производил большие самолёты, в частности «АНТ». Военно-промышленное лобби оказывало мощное давление на Совет Обороны, и планы государственной промышленности это давление отражали. Хотя даже военный министр  Ворошилов был против безудержного роста расходов на вооружения и продвигал принцип оборонной достаточности.

Росла добыча нефти: в Баку в 1937 она составила 21,4 миллиона тонн (в 1932 – 12,2). Выработка бензина по сравнению с 1913 выросла в 48 раз. Были введены в действие около 5 тысяч км новых железных дорог и свыше 8 тысяч км вторых путей. Новых мощных паровозов серий «ФД», «ИС», «СО» было построено свыше 6 тысяч. В 1937 выпустила первую партию продукции Киевская фабрика вискозного шёлка. В НИФХИ из этилового спирта были получены ацетон, этиловый эфир и ацетальдегид. Наличие ацетальдегида дало возможность получать уксусную кислоту, уксусный альдегид, этилацетат и бутанол. В 1936 вошёл в строй большой завод по производству синтетической уксусной кислоты. Промышленное использование получил разработанный в институте метод получения безосколочного стекла «триплекс». В 1935 был пущен завод по его производству.

Улов рыбы за 10 лет (с 1927) вырос вдвое, составив 14,9 миллиона центнеров. Рыбная промышленность СССР во второй пятилетке по добыче рыбы заняла второе место в мире.

***

Третья пятилетка (1938-42) была объявлена пятилеткой химии и специальных сталей. Резолюция XVIII съезда (1939) требовала увеличить продукцию химической промышленности в 2,4 раза – значительно выше роста промышленности в целом. Планировалось увеличить производство серной и азотной кислот, синтетического аммиака, искусственного волокна и пластических масс; создать новые отрасли органического синтеза (синтетический спирт, уксусная кислота и др.) на основе использования побочных продуктов нефтепереработки, производства каучука, кокса и природных газов. Во всех отраслях химической промышленности внедрялся твёрдый технологический режим и новейшие достижения (использование высоких давлений, развитие электрохимических методов и др.).

За годы третьей пятилетки должно было  закончиться строительство Магнитогорского комбината, Первоуральского трубного завода, заводов Запорожсталь, Азовсталь, Нижне-Тагильского завода. Создавалась металлургическая база на Дальнем Востоке, начиналось строительство Халиловского завода.

На XVIII партконференции (февраль 1941), в докладе Вознесенского ставилась задача закрепить самостоятельность и независимость народного хозяйства СССР от капиталистического окружения, в первую очередь в металлургии и машиностроении. Эта задача решалась путём форсированного роста производства специальных видов машин, редких металлов, а также строительства новых предприятий. Рост производства чёрных металлов, энергоносителей и электроэнергии в 1941  планировался в среднем около 120% (к 1940). Выпуск легированных сталей должен был вырасти на 100%. По производству  алюминия планировался рост до 166%, меди – 131%, никеля – 199%, молибдена – 428%. При этом рост производства хлопчатобумажных тканей и кожаной обуви должен был составить лишь 111%. Внимание уделялось и автоматизации – производство станков автоматов и полуавтоматов должно было  увеличиться на 76%.

Конторе «Электрохимет» была поручена организация и внедрение способов экономии цветных и чёрных металлов и мероприятий по борьбе с коррозией во всех отраслях народного хозяйства.  В феврале 1937 было создано Главное управление химического машиностроения (Главхиммаш), в состав которого вошёл ЭКИхиммаш. В августе  из НКТП был выделен наркомат машиностроения..

В январе 1938 из Комитета по заготовкам (при СТО) был образован наркомат заготовок.

В январе 1939 НКТП был разделён на наркоматы: промышленности строительных материалов («наследник» Главстром), топливной промышленности, химической промышленности (Главхимпром), цветной металлургии (цветмет, «Медь», Вогау), чёрной металлургии («Продамет»), электростанций и электропромышленности. Наркомат оборонной промышленности тогда же был разделён на наркоматы: авиационной промышленности (86 заводов, Главкоавиа), боеприпасов (53 завода, «ВПК»), вооружений (38 заводов), судостроительной промышленности (41 завод, Главморпром). Из наркомата пищевой промышленности выделены наркоматы: мясной и молочной промышленности, рыбной промышленности (Главрыба). Из наркомата лёгкой промышленности выделен наркомат текстильной промышленности (Главтекстиль, ВТС).

В феврале 1939 наркомат машиностроения был разделён на наркоматы: общего, среднего, тяжёлого машиностроения. В октябре наркомат топливной промышленности разделён на наркоматы: нефтяной (Главнефть), угольной промышленности (Главуголь). В мае образован наркомат по строительству (Госсоор).

В марте 1940 из наркомата химической промышленности выделен наркомат резиновой промышленности (Главрезина); в апреле  из наркомата электростанций (Электрострой) и электропромышленности – наркомат электропромышленности, а из наркомата лесной промышленности – наркомат целлюлозной и бумажной промышленности.

В июне 1941 из наркомтяжмаш выделен наркомат станкостроения. В сентябре был образован наркомат танковой промышленности (27 заводов). Харьковский паровозный в то время создал танк Т-34, Обуховский завод − танки «КВ». В ноябре Общемаш был преобразован в наркомат миномётного вооружения (147 заводов).

Существенное значение в производстве имело совершенствование технологий. Об этом говорилось даже на партийных форумах. Например, председатель Госплана Вознесенский на  XVIII конференции детально объяснял разницу между ковкой и штамповкой деталей, преимущества, получаемые при штамповке с указанием в числах экономии времени и металла. В то время начала уже внедряться электросварка и станки с приборами автоматического контроля.

Одновременно в том же докладе Вознесенский отмечал убытки в лесной и в сланцевой промышленности. Он также призывал снизить «удельный вес» служащих, чтобы сократить издержки производства; указывал на необходимость освоения добычи марганцевой руды на Урале и подобных этому мероприятий с целью  уменьшения средней дальности перевозок, а также требовал сокращения простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой. Нарком рыбной промышленности Жемчужина на XVIII съезде (1939) призывала советские и партийные организации Дальнего Востока (Камчатки в первую очередь) вкладывать средства и помогать в освоении этих мест. Косыгин предлагал возложить ответственность за полный монтаж и своевременный пуск текстильных комбинатов на машиностроительную промышленность. За образец он принимал американскую промышленность, где комплектно обеспечивались поставка и монтаж целой текстильной фабрики.

Только за три года третьей пятилетки, – докладывал Вознесенский, –  вступило в строй в государственной промышленности 2 900 фабрик, заводов, шахт, электростанций и других предприятий. (За всю первую пятилетку было введено в действие 1 500 промышленных предприятий). В Красноярском крае к 1939 уже были построены Красноярский машиностроительный завод, кислородный завод, завод сгущенного молока, развернулось строительство Северного полиметаллического комбината. На Урале готовился пуск Нижне-Тагильского металлургического комбината. В Витебске была построена чулочно-трикотажная фабрика «КИМ», в Иваново-Вознесенске – Меланжевый комбинат. В Таджикистане за годы пятилеток вступили в строй Варзобстрой, Шурабуголь, хлопкоочистительный завод, мясокомбинат, механизированный хлебный завод, шелкомотальная фабрика, швейная фабрика. Строился текстильный комбинат, цементный завод, Вахшская ирригационная система.

Если в США производство в 1938 году составило 80% от уровня 1929 года, в 1939  — 98%, а в 1940 — 111%; то в СССР соответствующие показатели были  — 415%, 482% и 534%. В Советском Союзе рост производства сопровождался перестройкой промышленности (особенно машиностроения) для выпуска самой современной техники, как гражданской, так и военной. При этом в производстве на душу населения СССР отставал от США (по стали, углю, электроэнергии в 3-4 раза).

Автозавод «ГАЗ» в 1933 выпустил 26 тысяч автомобилей, 1938 – 140 тысяч. Уже в 1937 этот завод производил больше грузовиков, чем все автозаводы Англии. В СССР грузовиков было больше, чем в Японии, Италии и Польше. Были построены авиазаводы в Казани, Саратове (завод Комбайнов). Началось строительство авиасборочного завода в Испании.  А заводы Украины выплавляли в год стали столько, сколько Польша, Венгрия и Румыния вместе взятые. В Липецке выросла металлургическая промышленность, давшая в 1938 году 690 тысяч тонн металла – в 3 раза больше, чем металлургические заводы Венгрии. Липецкие железные рудники в 1938 дали 850 тысяч тонн руды – столько в 1936 добыли вместе Польша, Венгрия и Румыния. В 1939 был построен самый большой судостроительный завод №402 в Молотовске.

В НИФХИ была успешно решена задача разработки промышленного метода получения формалина. Разработанный в институте способ химического крепления грунтов нашёл применение при строительстве Московского метрополитена, проходке шахт и буровых скважин. В 1938 были введены в строй Кемеровский и Днепродзержинский азотно-туковые заводы, на которых из природного газа получают азотные удобрения и формалин, используемый при производстве пластмасс и искусственного волокна, а также в других отраслях промышленности. «Гиредмет» разработал способы получения бериллия, металлической сурьмы, висмута и ртути. В 1939 СССР полностью отказался от импорта этих металлов. В 1939 «Электрохимет» был преобразован во Всесоюзный трест по борьбе с коррозией – «Металлохимзащиту». Его задачей стало обобщение и разрешение конкретных вопросов по экономии и замене металлов в химической и смежных с ней областях промышленности.

До революции в России не существовало производства многих металлов: алюминия, магния, никеля, кобальта, олова, молибдена, редких металлов и др. И ещё в начале 1930х ряд цветных металлов (например, олово) оставался предметом импорта.

В условиях войны самой живучей оказалась советская экономика, продемонстрировавшая невиданную мощь и динамизм. Одна только эвакуация 1941 года, когда в течение нескольких месяцев на тысячи километров были перевезены полторы тысячи заводов, возможна была, видимо, только в СССР. Вся перевезённая промышленность уже к концу года давала продукцию. Причём советское военное производство в 1943 количественно превосходило производство почти всей Европы. Себестоимость продукции при этом снижалась, а бюджет СССР был дефицитным только в 1941-43.

В августе 1945 ГКО создал «Специальный комитет» для разработки уранового проекта. Председателем этого «совета директоров» стал Берия. Атомная корпорация получила наименование «Первое главное управление» при Совнаркоме. Одним из головных предприятий было питерское ГСПИ-11 (б. проектное бюро «Двигательстрой»).   В мае 1946 создан Специальный комитет №2 (по реактивной технике). Ему были переданы авиазавод в Химках (Химкинская мебельная ф-ка, ГДЛ-ОКБ), завод №88 (б. Бекос), ДАЗ. А Кунцевский пистонный завод в 1945 стал производить станции орудийной наводки.

***

Задачу четвёртой пятилетки (1946-50) Сталин, в общем, определял так: «восстановить пострадавшие районы страны… и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». В марте 1946 был принят «Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства». Намечалось за пять лет увеличить (по сравнению с 1940) добычу угля на 51%, нефти — на 14%. Задание по нефтепереработке требовало развивать производство высокооктанового бензина, повышать качество горючего и масел, а также увеличить выход нефтепродуктов путём сокращения потерь и широкого внедрения новейших методов переработки нефти. Планировалось построить 4 нефтеперерабатывающих завода, а 3 восстановить.

В ходе послевоенной конверсии была проведена реорганизация наркоматов. Наркомат танковой промышленности (танкопром) уже в октябре 1945 был преобразован в наркомат транспортного машиностроения. Наркомат боеприпасов («ВПК») в январе 1946 преобразован в наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат по строительству – в наркомат по строительству предприятий тяжёлой индустрии.  Наркомат Средмаш в феврале – в наркомат автомобильной промышленности. Наркомат миномётного вооружения (Общемаш) – в наркомат машиностроения и приборостроения. В июне из министерства электропромышленности выделено Министерство промышленности средств связи (Эспром). В 1948 в результате объединения создано Министерство лесной и бумажной промышленности.

Во время войны было разрушено 32 тысячи промышленных предприятий. В то же время вследствие эвакуации промышленности вырос потенциал восточных регионов. Восстановление народного хозяйства в освобождённых районах началось уже в 1943 году. В мае 1945 была начата конверсия – перевод военных заводов на выпуск товаров народного потребления. Это повлекло временное снижение общего объёма производства: в 1945 выпуск промышленной продукции составил 92% от уровня 1940 года, а в 1946 – 77%. Средства в первую очередь выделялись на восстановление металлургических и топливно-энергетических предприятий. Большое внимание уделялось восстановлению машиностроения, прежде всего заводов Ленинграда и Украины. Быстро восстанавливалась транспортная система, шло строительство Южно-Сибирской магистрали.

В 1945 году в топливных отраслях объём производства составлял 78% от уровня 1940 года. В районе между Волгой и Уралом была создана мощная нефтяная база – «Второе Баку». Широкое развитие геологоразведочных работ вывело СССР на одно из первых мест в мире по разведанным промышленным запасам нефти. Быстрый рост добычи был достигнут благодаря резкому увеличению объёма бурения скважин. Советский турбобур стал лучшей в мире машиной для бурения. С его помощью бурили уже скважины глубиной до 5 тысяч метров, а также наклонные скважины, позволяющие извлекать нефть из пластов, залегающих под дном моря, реки или под строениями. Совершенствовалась технология нефтепереработки, появлялись новые смазочные материалы. Так нефтянка выходила на первое место. В то же время в 1949 в СССР выплавлялось 21,5 миллиона тонн стали (в США 80,4), алюминия – 135 тысяч тонн (617,6), электроэнергии производилось 72 миллиарда кВт-ч (410), нефти добывалось 33 миллиона тонн (276,5). Иначе говоря, по сравнению с США в СССР производилось стали 26,7%, алюминия – 21,9%, электроэнергии – 17,6%, нефти – 11,9%.

На довоенный уровень промышленное производство СССР вышло уже в 1948 году. А к концу пятилетки выпуск промышленной продукции увеличился на 73% по сравнению с 1940 годом. За годы четвёртой пятилетки было восстановлено и построено 6 200 крупных промышленных предприятий. Улучшались параметры энергетики: расход топлива на выработку 1 кВт-ч снизился более чем вчетверо. Производство нефти возросло на 22%, угля — на 57%. В 11 раз увеличилось производство турбобуров, в 15 раз — гидравлических турбин, в 25 раз — магистральных тепловозов, в 11 раз – электровозов.

Было разработано ядерное оружие, уничтожившее преимущество США в этой сфере. Для этого в июле 1948 в городе №40 под Челябинском на предприятии «База 10» (комбинат №817, «Маяк») был введён в строй промышленный реактор для обработки оружейного плутония. В то же время в Сарове была организована «Приволжская контора». Заводы этой «отрасли» появились в Новосибирске, в Томской области, Красноярском крае.

 

***

Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану (1951-55) предусматривали повышение уровня промышленного производства на 70%. По видам продукции рост должен был составить: по чугуну  – на 76%, по стали – 62%, прокат – 64%, уголь – 43%, нефть – 85%, электроэнергия –  80%. Производство паровых турбин должно было вырасти в 2,3 раза; гидротурбин – в 7,8; паровых котлов – в 2,7; крупных металлорежущих станков – в 2,6; нефтеаппаратуры – в 3,5 раза.  В цветной металлургии ставилась задача увеличить производство меди в 1,9 раза, свинца – в 2,7 раза, алюминия – в 2,6 раза, цинка – в 2,5 раза, никеля – 1,5 и олова – 1,8. В энергетике планировалось ввести в действие Куйбышевскую ГЭС (2 100 000 киловатт), а также Камскую, Горьковскую, Мингечаурскую, Усть-Каменогорскую и другие общей мощностью 1 916 000 киловатт; построить и ввести в действие ЛЭП Самара – Москва. Ставилась задача завершить автоматизацию районных ГЭС и приступить к внедрению телемеханизации в энергетических системах.

Планировалось увеличить производство прокатного оборудования более чем в 2 раза, станков повышенной точности – в 2 раза, тяжёлых кузнечно-прессовых машин – в 8 раз, приборов управления и контроля – в 2,7 раза. Рост производства грузовых судов и танкеров для морского флота планировался в 2,9 раза, речных пассажирских судов – в 2,6, судов для рыбопромыслового флота – в 3,8 раза.

За пятилетие планировалось построить новые нефтеперерабатывающие заводы удвоив таким образом мощность действующей промышленности, а также большое количество трубопроводов и нефтехранилищ. Объём капитальных работ в нефтяной промышленности увеличивался в 2,3 раза по сравнению с четвёртой пятилеткой. Для этого предлагалось резко сократить сезонность строительных работ, укрупнить и усилить строительные организации, разработать и внедрить более совершенные технические методы ведения строительных работ в зимнее время. Планы были составлены весьма подробно. Так, производство соды кальцинированной следовало увеличить на 84%, соды каустической – на 79%, минеральных удобрений – на 88%,  синтетического каучука  – на 82%. На 56% должна была вырасти вывозка деловой древесины, на 46% – производство бумаги. Планировался также рост производства цемента,  кирпича, шифера, полированного стекла, новых стеновых материалов. Планировалось увеличить в 3-5 раз парк экскаваторов, скреперов и бульдозеров, улучшить проектное дело, широко внедряя типовое проектирование и укрепить проектные организации квалифицированными кадрами. Следовало также укрепить строительные организации, осуществляющие строительство предприятий чёрной и цветной металлургии, нефтяной промышленности, электростанций и заводов энергетического и металлургического оборудования, нефтеаппаратуры, крупного и уникального станкостроения, тяжёлых кузнечно-прессовых машин, подъёмно-транспортного оборудования и судостроения.

План предусматривал установить более высокие, чем в целом по СССР, темпы роста производства строительных материалов на Урале, в Сибири, в районах Поволжья, на Дальнем Востоке и Средней Азии. Особо отмечалась необходимость развития энергетики, машиностроения и рыболовства в прибалтийских республиках. Планировалось развитие производства чёрных металлов в системе местной промышленности за счёт строительства небольших передельных металлургических заводов. Была поставлена задача развития производства товаров широкого потребления, предметов домашнего и хозяйственного обихода, местных строительных материалов на предприятиях местной промышленности и промысловой кооперации. В сфере ширпотреба и пищепрома планировалось увеличить производство хлопчатобумажных тканей на 61%, шерстяных – на 54%,  кожаной обуви – на 55%, сахара-песка – на 78%, мяса – на 92%, рыбы – на 58%, масла животного – на 72%, растительного – на 77%, консервов – в 2,1 раза.

После смерти Сталина была попытка укрупнения советских концернов и, вероятно, преобразования их в органы государственной политики.  Уже в марте 1953 Авиапром был присоединён к Министерству вооружения. Так был образован Миноборонпром. Объединением Автопрома (Средмаш), Сельмаша, Станкопрома и Общемаша было образовано Министерство машиностроения. Минсредствсвязи было воссоединено с Электропромом и Электростанциями в Министерство Электростанций и электропромышленности. Стройдормаш, Главморпром, Трансмаш (Танкопром) и Тяжмаш были объединены в Минтранстяжмаш. Легпром, Мясомолпром, Пищепром, Главрыба были объединены в Министерство лёгкой и пищевой промышленности. Министерства строительства предприятий машиностроения и предприятий тяжёлой индустрии были объединены в Минстрой. Были объединены также министерства внешней и внутренней торговли.

Быстро развивалась промышленность в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Казахстане и в Средней Азии. Общий объём промышленной продукции в этих районах к 1952 году увеличился втрое по сравнению с 1940. В 1951 году там было произведено уже около трети всей промышленной продукции СССР, более половины стали и проката, почти половина угля и нефти, свыше 40% электроэнергии. На тот момент 91% всех ГЭС Министерства электростанций был полностью автоматизирован. Внедрялось также телеуправление, позволявшее проводить работу гидроагрегатов вообще без обслуживающего персонала. Семь ГЭС уже работали без дежурного персонала и управлялись с диспетчерского пункта, находившегося от них за десятки километров. Однако заводы, выпускавшие энергетическое оборудование, отставали с освоением и выпуском автоматики, а её внедрение выдвигало новые требования к персоналу. Для решения этой задачи Министерство электростанций развернуло сеть вечерних и заочных техникумов, обучение рабочих. Был поставлен вопрос о подготовке инженеров, знающих автоматику. Серьёзным недостатком в работе электростанций была высокая аварийность. «Ликвидация аварийности и укрепление дисциплины персонала, – говорил Жимерин,  –  остается главнейшей задачей энергетиков». Он заметил также, что некоторые электростанции Ленинграда, Донбасса и Новосибирска пережигают топливо.

В СССР был построен автоматический завод по производству поршней для автомоторов. Себестоимость поршней этого завода была значительно ниже, а производительность труда выше обычной более чем в пять раз. Малышев назвал этот завод «прообразом техники будущего коммунистического общества». Но далее в своём выступлении на XIX съезде он отметил, что оборудование на машиностроительных заводах в среднем используется на 35-40%  от календарного времени, а в литейном и кузнечном производствах преобладает ручной труд. Он призвал повышать роль технологов и совершенствовать технологии; обратил внимание на конструктивные недоработки в машиностроении и требовал использовать последние достижения науки и техники, изучать опыт применения машин и механизмов и не пускать в серийное производство новые машины без предварительной всесторонней их проверки и испытания.

Препирательства на XIX съезде вызвало качество хлопка-сырца, которое критиковали иваново-вознесенские ткачи. Руководство Узбекистана критику приняло, но министр хлопководства Усман (Юсупов) заметил, что  большой процент засорения получается вследствие несовершенства хлопкоуборочных машин, переложив часть вины на машиностроителей. Он заявил, что советский хлопок является лучшим в мире. В ряде районов были достигнуты урожаи хлопка 30 центнеров с гектара. Министр ставил задачу чтобы к концу пятилетки такие урожаи стали нормой в поливной зоне. В неполивной зоне – добиться урожайности хлопка 7-10 центнеров с гектара.  В СССР росли площади орошаемых земель. Маловодье почти полностью было ликвидировано. Проводились работы по ликвидации засолонённости и заболоченности земель. Косыгин, соглашаясь с критикой Маленковым качества продукции предприятий лёгкой промышленности, признавал причиной этого нарушение «государственной дисциплины». Однако работу хлопкоочистительной промышленности подверг критике, заявив, что технически вопрос очистки хлопка «давно решён», и министр хлопководства напрасно представляет это дело, как трудно разрешимую проблему. «Качество очистки хлопка за последние два года ухудшилось, и текстильным фабрикам систематически поставляется хлопок с крайне большой засоренностью», – утверждал он. Он отметил также слабое развитие швейной промышленности в восточных районах, на Урале и в Средней Азии, и предлагал в пятой пятилетке создать швейные предприятия в большинстве областей.

Не смотря на проблемы и неувязки, выполнение пятилетних планов к тому времени было поставлено хорошо. Темпы роста советского хозяйства постоянно увеличивались. В сравнении с 1940 годом продукция промышленности возросла уже в 1952  до  223%.  При этом  группа «А», производившая средства производства, – до 267%, а группа «Б» – только до 156%. В 1954 в СССР вступила в строй первая в мире атомная электростанция.

На  XX съезде (1956) Маленков назвал тяжёлую индустрию «основой основ» развития всех отраслей народного хозяйства и дальнейшего подъёма материального и культурного благосостояния советских людей. «Линия, направленная на преимущественное развитие тяжёлой промышленности была, есть и остаётся генеральной линией нашей партии», – заявил он. Продолжала расти и добыча нефти. За послевоенные годы она росла на 14% ежегодно (в США — на 4%). В то же время в Директивах шестой пятилетки отмечалось «недовыполненение» планов по сельскохозяйственной продукции, «что сдерживало развитие отраслей легкой и пищевой промышленности, выпуск товаров народного потребления».

В 1957 Советский Союз запустил первые в мире спутники. Устинов на XXI съезде (1959) отмечал, что это было «выдающимся успехом электронно-вычислительной техники и промышленности, обеспечивающей производство целого ряда сложных электронно-вычислительных приборов и машин для проектирования ракет и управления их полётом, а также для систематической обработки измерений и наблюдений, поступавших с борта спутников и космической ракеты во время их запуска. Для решения задачи длительного обеспечения космических объектов электроэнергией были созданы солнечные батареи, получающие и превращающие энергию солнца непосредственно в электрическую энергию». Президент Академии Наук Несмеянов докладывал съезду о создании быстродействующих ЭВМ и разработке методов машинного счёта. Он говорил о развитии автоматики, внедрении её в химическую промышленность. Советская химия наряду с освоением западных видов синтетического волокна дала свои оригинальные: «энант» и «пеларгон», изготовляемые на основе природного и попутных газов. Советскими химиками была создана и изложена в математической форме теория цепных разветвлённых реакций. К ним относятся реакции полимеризации мономеров, фотохимические процессы, процессы горения и взрыва. Созданная на основе учения о цепных реакциях теория горения и детонации дала возможность разработать новый способ зажигания топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания — форкамерно-факельное зажигание.

Курчатов говорил о поставленной Хрущёвым задаче по разработке схем управления термоядерными реакциями. Сославшись на исследования этого вопроса в Англии и Америке и обсуждение этой темы на международной конференции в сентябре 1958, Курчатов обозначил время, необходимое для решения этой задачи периодом в 10-20-50 лет.  Он пояснил, что осуществление термоядерных реакций требует исключительно высоких температур, измеряемых десятками и даже сотнями миллионов градусов.  При этом необходимо удержать и термически изолировать вещество от окружающей среды на длительный промежуток времени. Для этого предполагалось использовать магнитные поля, которые должны взять на себя роль стенок, так как обычная стенка не может выдержать такие температуры. «Заканчивая выступление, – сказал Курчатов, – я не беру на себя смелость делать предсказания о сроках осуществления управляемой термоядерной реакции, но хочу заверить делегатов съезда, что советские учёные, инженеры и техники, работающие над задачей термоядерной энергетики, сделают всё от них зависящее для решения этой важнейшей научно-технической проблемы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *