ЖЕЛЕЗО 4/2

Наиболее обширна и цветиста греческая мифология. Известна она по литературным произведениям, в которых была упорядочена и даже получила некоторое развитие. Происхождение богов описано в поэме Гесиода «Теогония»: вначале был Хаос, потом появились Тартар (бездна), Гея (земля) и Эрос. От брака Геи с Ураном (Небо) родились титаны (великаны), циклопы (одноглазые) и сторукие. Далее рассказывается о пожирании детей, отрубании детородного органа, продолжавшего, тем не менее, плодоносить. Миф о Деметре повторяет месопотамские земледельческие легенды, возможно, вместе с земледелием он и распространялся. Сказание о боге Дионисе,  сопутствуемом  безумием и насилием, было местным, как и вакханалии. В их описаниях очевиден оргиастический характер греческого язычества,  вероятно  сходный  с тем, что подвергал критике Заратустра.

Начало греческой философии скрыто во тьме времён. Известен Фале́с, предсказавший солнечное затмение 4923 года.  Его род имел финикийские корни, а сам он некоторое время жил в Египте. Считается, что именно он «привёз» из Египта геометрию и календарь, научился (у финикийцев) ориентироваться по  Малой Медведице. Фалес полагал, что  всё  образуется из воды: при сгущении она становится землёй, при испарении ― воздухом. Причина движения — дух, «гнездящийся» в воде. Его последователи развивали это учение, полагая  началом всего уже не воду, а  воздух. После завоевания Малой Азии персами, мудрецы перебрались в Италию. Один из них – поэт  Ксенофа́н  —  критиковал представления о богах, которыми поэты и народная выдумка населили Олимп. Он писал:  «Что среди смертных позорным слывёт и клеймится хулою, то на богов возвести, ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро». Его последователи размышляли больше не о природе, а о восприятии мира человеком.  Пармени́д критерием истины называл  разум. В чувствах, — говорил он, — точности нет.  Другое направление происходило из орфизма — мистического учения  связанного с именем мифического поэта и певца Орфея. Орфики верили в воздаяние после смерти, бессмертие души, раздвоенность человеческой природы на добро  и зло.  Душа, по их мнению, осуждена к реинкарнациям в последующих телах, и через серию рождений должна искупить изначальный грех. Здесь связь орфизма с восточными арийскими  верованиями очевидна. «Орфическая жизнь» со своими путями и практиками  имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела. На этой основе  возникло учение Пифагора. Сам Пифагор  родился в Сидоне Финикийском в 4938 году.  Его отец был купцом из Тира. В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости.  Он был посвящён не только в египетскую медицину и математику, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев. Ещё 12 лет Пифагор пробыл в Вавилоне, общаясь с магами, потом уехал в Италию, где  нашёл много последователей. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Последователи Пифагора делились на акусматиков  («слушателей») и математиков («учеников»). Акусматики имели дело с религиозными и ритуальными сторонами учения, математики — с исследованиями четырёх пифагорейских «матем»: арифметики, геометрии, гармоники и сферики. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся  постулаты общечеловеческой морали. Математика  предназначалась для «посвящённых».

Кроме этих  направлений были и другие философы. Гераклит рассуждал  о всеобщей изменчивости. (Подобно понятию «анитья» в буддизме). Он считал, что всё в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Гераклит говорил:  «Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон, и что всё возникает через вражду». «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды».  «Многознание уму не научает». Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения  об «атоме» — неделимой частице вещества, реально существующей, не разрушающейся и не возникающей. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве  хаотично, сталкиваются или разлетаются. Сложные тела возникают при соединении атомов. Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания, и для избавления от них знание надо обрести.  В то же время появились и софи́сты  —  платные преподаватели красноречия, которые тоже образовали  философское направление. Один из первых софистов Протагор  считал мир непознаваемым. В сочинении «О богах» он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни». Протагору принадлежит тезис «Человек — есть мера всех вещей», из коего следует, что  объективной истины нет (поскольку люди отличаются друг от друга). «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле». «Все есть таким, каким оно кажется нам».  Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии  обычаев от законов природы. Законы  и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения. Софисты утверждали, что всё в мире относительно. Это следовало из учения Гераклита  о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент.  Здесь мы сталкиваемся с подобием греческой философии и китайской. В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями инь и ян, восходящими к древним представлениям о взаимодействии пассивной женской силы — инь и активной мужской — ян. С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. Но инь-ян не ставит человека центром Вселенной.

Классический (афинский) период греческой философии принято отсчитывать от Сократа. Самое знаменитое его изречение: «Я знаю только то, что ничего не знаю» близко к словам Лаоцзы: «Знать о (своём) незнании – превосходство. Не зная (думать, что) знаешь – порок».   Прикидываясь простаком, Сократ обращался к человеку с вопросом, по теме, в которой тот был сведущ. Сократ задавал заранее продуманные вопросы, которые постепенно заводили собеседника в тупик.  Сократ считал, что знания уже содержатся в головах собеседников, и своей задачей  видел лишь доведение этих знаний  до сознания человека посредством наводящих вопросов. Он пытался восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. В 5100е годы ученики Сократа основали философские школы. Одна из них – киренаики (гедонисты).  Основателем  этой школы был  Аристипп, учивший, что единственная цель в жизни — это наслаждение, которое и является высшим благом. Добродетель это умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Антитеза наслаждения ― боль. Наслаждение и боль составляют два состояния души. Счастье ― это «совокупность частных наслаждений», которые выпадают на долю человека. Гедонисты выступали против изучения природы, считая, что познание невозможно. Другой школой стал кинизм (кинос по-гречески «собака»). Основатель этой школы  Антисфен  утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке»,  сочетая   простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям, верность, храбрость, благодарность. Таким образом, он стремился жить сам и называл себя аплокион (истинный пёс). Киники признавали только практический разум и житейскую мудрость; «правильную» науку считали одним из вреднейших явлений.   Антисфен отвергал существование общих понятий  и утверждал, что идеи существуют только в сознании человека. Этим он близок к китайской школе имён (минцзя). Истинное благо, по мнению киников,  может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих, а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство,  но здоровье (спокойствие). Киники  отрицали общепринятые ценности и устоявшиеся нравственные нормы. Киническая добродетель сводится  к четырём положениям:  Натурализм, исходящий из приоритета природы, полагающий низший уровень потребностей. Субъективизм, основанный на свободе воли, силе духа,  способности к независимому существованию, самоограничению,  перенесению трудностей.  Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества. Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности. Идеал кинизма это  крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием.

Одним из  учеников Сократа был Платон, который после смерти учителя  путешествовал,  посетил  Египет,  Южную Италию и Сицилию, общался с пифагорейцами.  В 5121 он вернулся в Афины, и основал собственную школу — Академию.  Платон  противопоставлял душу и тело: тело — смертно, а душа — вечна. Разумное начало души обращено на познание, яростное ― стремится к порядку,  страстное начало выражается в желаниях.   Платон учил, что представления людей о мире подобны смутным теням. Философ может получить более ясное представление, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не может оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Государство, по представлениям Платона, появилось  вследствие  разделения труда. Потребности в еде, доме и одежде породили земледельца, строителя и ткача. Затем возникли конфликты с другими государствами, и появились воины. Третий класс (каста!) правители-философы (брахманы!), создают законы для улучшения государства. Политический идеал Платона —  стабильное государство, где каждый выполняет свою работу.

Аристотель родился в Македонии,  в семье придворного лекаря. В 5141 году он поселился в Афинах и  стал учеником  Платона.  С 5165 года он был воспитателем Александра – сына македонского царя, а спустя 8 лет вернулся в Афины, где создал свою школу – Ликей. Аристотель разделил науки на теоретические и практические. К первым  он отнёс физику, математику и метафизику, ко вторым — этику и политику. Метафизика излагала учение о четырёх причинах. Причины эти таковы:  Материя  — «то, из чего»  всё многообразие  существующих вещей. Первично  материю  представляли  пять стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир. Эфир ― божественный и совершенно непохожий на другие  элемент ― входит в состав звёзд и неба.  Форма  — «то, что»  определяет  многообразие вещей из однообразной материи.  Действующая  причина  — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.  Цель,  — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. Аристотель также сформулировал логические законы:  закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;  закон противоречия — «не противоречь сам себе»;  закон исключённого третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано». Аристотель учил, что  обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Если человек знает одно, а поступает по-другому,  то  у него  не знание, а  всего лишь мнение. Он утверждал, что мировое движение есть цельный процесс, что предполагает наличие  единого двигателя (Бога). Аристотель считал, что Земля шарообразна и является центром Вселенной, а сама Вселенная состоит из ряда концентрических сфер.  Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Поэтому государство для него не было «священной коровой» как для Платона. Он выделял  три  слоя граждан: богатых, средних и  бедных.  В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо. Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей. Ростовщичество Аристотель считал извращением «так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги». Он называл такого рода деятельность «хремастикой» и отделял её  от хозяйственной деятельности – «экономики».

После завоеваний Александра Македонского греческая культура распространилась  от Италии до Индии. К востоку от Средиземного моря произошло смешение различных религий и традиций. В это время,  получившее впоследствии название «эллинизм», философия продолжала развиваться. Одно из направлений основал Эпикур, считавший ощущения главным критерием истины. Разум же он считал  зависимым от ощущений. Учение Эпикура о природе развивало взгляды Демокрита: Вселенная  представляет собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Познание природы  освобождает человека от страха суеверий и от боязни смерти. Смерть в понимании Эпикура  это отсутствие ощущений. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Эпикур считал, что нужно не стремиться к славе, власти или богатству, а наслаждаться маленькими радостями жизни — вкусной едой, компанией друзей и тому подобным. Другим направлением был скептицизм, начало которому положил  Пиррон. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всё это произвольные человеческие установления и обычаи. Вещи недоступны для нашего познания и поэтому следует воздерживаться от суждений.  Пиррон встречался с индийскими гимнософистами (буквально «голыми мудрецами», то есть йогами)  отсюда, по-видимому, он и вывел свою  философию. Особенную популярность в этот период приобрёл кинизм.  Киники проповедовали аскетизм, естественность, приоритет личных интересов перед государственными. Отрицая традиционную религию и государство, они   называли себя гражданами мира — космополитами. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество. Основоположник стоической школы Зенон был учеником киников, но ушёл от них, недовольный  «киническим бесстыдством». Стоики представляют мир живым организмом, управляемым  божественным законом (логосом). Учение Гераклита о Логосе схоже с учением Лаоцзы о Дао.  Человеческая судьба является проекцией  Логоса, поэтому стоики возражали против  спора с судьбой, к которому людей толкают страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец. Согласно стоицизму, всё существующее — телесно и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила  есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром, — Бог. «Логос находится в смешении с материей.  Он целиком пронизывает и образует её, создавая космос». Всеобщая взаимосвязь  понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком. Все люди — граждане космоса как мирового государства.  Космополитизм стоиков уравнивал  перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. (Тоже проповедывал Кришна!). Всякое нравственное действие является  самосохранением и самоутверждением, и в то же время увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики —  предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит». (Это же прямо даосизм!) Стоики выделяют четыре вида переживаний: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением. Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие. Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.  Во времена Римской империи учение стоиков стало своеобразной народной религией. Наибольшим влиянием оно пользовалось в Сирии и Палестине. Сократ был главным авторитетом стоиков: его поведение во время суда, отказ от бегства,  его утверждение, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто её совершает, чем жертве, — все это целиком отвечало их учению.

В эпоху римского господства на территории империи распространялись различные культы восточного происхождения. Среди солдат было много митраистов, широко был распространён культ «великой матери» Кибелы, культ египетской богини Исиды. Их приверженцы, бывало, меняли веру, сохраняя  свои старые обычаи и представления. Так образовывались синкретические вероучения и разные ереси.

Христианство возникло внутри иудаизма, и Христос воспринимался верующими как мессия. Но рождение Христа вовсе не случайно приветствовали восточные мудрецы Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Христианство впитало множество восточных идей и элементов, бродивших в эллинистическом мире. Они могли происходить даже из Китая, но окатанные временем и пространством хранили лишь самую свою суть. В христианстве многое словно заимствовано из зороастризма. Важнейшие идеи  христианства  это, во-первых,  учение о полном господстве духовного начала над материей. Во-вторых, это учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»). И это, второе, совершенно отличает христианство от всех других идеологий, открывая перед христианами безграничную свободу в Божьем мире. Христианство впитало стоическую этику просто потому, что оно распространилось на территории Римской империи. Таинства вводят божественное присутствие в жизнь христианина и служат залогом грядущего (за концом  времён) слияния с Богом. Исус Христос родился в 5508 году. Много позже от этого момента стали вести современное летоисчисление.

Во II веке от рождества Христова распространилось учение, связанное с орфизмом, пифагореизмом и платонизмом. Названное впоследствии гностицизмом, оно основано на представлении о  тайных знаниях  и  особых  духовных практиках. Обретение гнозиса (тайного знания)  считается спасительным. Поскольку знание о вещах само  не  вещь, то  обладающий  знанием,  свободен от подчинения вещам. А, следовательно, он свободен  и от подчинения, каким бы то ни было запретам, в том числе социальным и нравственным. Так раскрываются высшие способности духа, позволяющие  преодолеть ограничения материального мира и  утвердиться в мире запредельном.  Основная часть гностических «знаний» заимствована из герметизма – учения Гермеса Трисмегиста. Эта мифология опиралась на представление о том, что мир пребывает во зле.  Зло же  не могло быть сотворено Богом. Следовательно, мир сотворён злой силой, которую гностики именуют Демиургом. «Асклепий»  –  трактат, приписываемый Гермесу Трисмегисту, содержит описание творения мира и иерархии богов. Для магии особое значение имеет фрагмент, где Трисмегист указывает, что человек может творить богов из идолов,  заключая в них (посредством специальных церемоний) демонов. Современные исследователи  полагают, что «Асклепий» и трактаты герметического свода были написаны примерно во II − III веках от рождества Христова.  Гностицизм трактует устройство мира посредством ряда понятий, в числе которых  эоны, плерома, архонты и другие. Эоны  являются продуктом «истечения» божества, по мере отдаления от которого они теряют свою силу. Примеры эонов: Демиург, София-Ахамот. Другие  «истечения»  Бога — Ум, Слово, Мудрость, Сила. Число эонов может доходить до 360. Согласно учению гностиков, плерома представляет собой совокупность всех эонов. Исус Христос также явлется одним из эонов. Архонты −  духи-мироправители, творцы материального космоса, а также  влечений и эмоций, делающих человека рабом материи. Абраксас  — верховный Бог. Его изображали  в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой — щит. Демиург ―  творец мира, «злое» начало. В гностических текстах  обозначался именем Ялдабаоф. Это порочный, невежественный, ограниченный демон. Ялдабаоф  стал богом над материей, создал ангелов и  совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи. Часто отождествлялся с Яхве, иногда с Сатаной.  Некоторые гностические секты проповедовали докетизм — учение об иллюзорности материи.

Ещё одна религия – манихейство – была создана, можно сказать, целенаправленно.   Пророк Мани, который родился в Месопотамии 14 апреля 216 года от рождества Христова (5724 от сотворения мира), ставил себе в заслугу то, что был первым основателем религии, который лично записал своё учение.  Мани считал, что  это должно  обезопасить учение от последующих искажений. Он создал цельную религиозную систему и  представил её в форме сложного драматического мифа, главные сюжеты которого — творение мира и человека, судьба человека в мире и пути его спасения.  Первые 20 лет жизни Мани провёл в христианской секте близ Басры. Её приверженцы вели крайне аскетический образ жизни, соблюдали безбрачие,  не употребляли мяса и вина. Из этой секты фактически и развилась церковь манихеев.  Двойственность – основа всего мира, учил Мани. В этом, как мы помним, он не был первым. Но у манихеев добро и зло одинаково сильны. Поэтому бог не отвечает за существование несправедливости –  дела  дьявола.  Кроме того, ни инь-ян-цзя, ни зороастризм, ни христианство, ни индийская школа санкхья  не считают материю источником зла – эта идея принадлежит манихеям. Мани учил, что во Вселенной существуют два начала и две силы, изначально чужеродные, противоположные, никак не связанные и не имеющие ничего общего — Свет и Мрак. Свет это верховное божество. Его имя Отец Величия или Бог Истины. Страна Света есть обитель покоя. Свет полностью благ — он не знает никакого зла и полностью духовен (нематериален). Активное начало мрака — Материя, она же Грех и помысел смерти. Мрак полностью бездуховен, лишён блага и гармонии. Он беспокоен и агрессивен, его силы извечно заняты борьбой друг с другом. Пространственно  Свет пребывает «в высоте», а Мрак — в «бездне». Манихейская история мира кажется компиляцией арийских представлений о метемпсихозе и  построений китайской школы инь-ян. Манихейство распространилось от Европы до Китая и в течение полутысячелетия конкурировало с другими мировыми религиями. Но в итоге манихеи вынуждены были отступать,  и растворились среди своих конкурентов.

В  III—VI веках от рождества Христова (5700-6000 годы от сотворения мира) возникло направление, соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля,  пифагореизма,  идей халдейских оракулов, египетской религии и индуистской философии.  Впоследствии оно получило название «неоплатонизм». Халдейские оракулы учили, что основу мироздания образует божественная Триада:  Отец, Демиург  и Геката. Этим трём началам соответствовали три  мира: Эмпирей («умопостигаемый мир»), Эфир («звездный космос») и Материя («подлунный мир»). Миром управляют сонмы мелких демонов, властительницей которых была Геката.  Люди же делятся на избранных  и стадо. Проводилось самосовершенствование посредством  магической практики. Существенную роль в этом играли заклинания − ритмичные повторения бессмысленных наборов звуков. Магическим инструментом был инкрустированный драгоценными камнями золотой шар на ремешке. Его движение  означало движение небесных сфер. Конечной целью было слияние с божеством.  В III—IV веках неоплатоники попытались объединить все существующие древние культы. Главным делом они считали практическую мистику, магическую практику  и гадания. Систематизировав античную мифологию, они изъясняли  методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии, экстатического восхождения в сверхчувственный мир.  Наиболее известным  выразителем идей неоплатонизма является Плотин. «Стержень» неоплатонизма ― триада Плотина: Единое — Ум — Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо). Избыток его «истекает» в Ум, где происходит его разделение на множество идей. Это, в отличие от  представления о «сотворении мира» как действии Бога,  понимается как непроизвольный безличный процесс, необходимый по природе самого Сущего.  Ум также «истекает» в Душу, где появляется чувственное начало, и образуются  демоны, люди, ангелы и животные. «Истечение от верховного светоча» понимается как нисходящее движение,  но возможно и обратное движение восходящего экстаза. В отличие от  творения «истечение» снимает проблему существующего в мире зла. Поскольку каждый последующий уровень «истечения»  отличается меньшей степенью совершенства, то зло является  закономерным недостатком блага в нижнем уровне. Избавление от зла заключается в возвращении души к своему «изначальному источнику», «когда Душа находилась в тесной связи с Умом». Люди, погруженные в чувственное,  идут по нисходящему направлению. И чем дальше они отходят, тем труднее им возвратиться. Таким людям всё представляется более ценным, чем собственная душа, даже предметы, которые  ниже их собственной природы. Чтобы возвратить таких на истинную дорогу, есть только один путь: разъяснить им, как высоки они сравнительно с чувственными предметами. Душа должна вспомнить  о «занебесной отчизне». Задача человека — преодолеть естественные свойства «нижней части души» — страсти, вожделения, пороки — и путём добродетелей, аскетизма,  творчества стремиться к слиянию с Единым.

Самой молодой из мировых религий является ислам, который возник в 610 (6118) году. Это произошло, когда пророку   Магомету,  уединившемуся в пещере,  во сне  явился ангел Джабраил  (Гавриил) и продиктовал ему первые пять стихов Корана. Согласно исламу,  Аллах — Бог, творец всего сущего. Помимо него никто не обладает этими качествами.  Аллах вечен, он не был рожден и ни кого не породил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Сущность Аллаха непостижима для человеческого разума.  Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах видит и слышит всё, и невозможно скрыть что-либо от его взора. Магомет — последний посланник Божий. Он вёл скромный образ жизни, довольствовался только самым необходимым, был справедливым, кротким, терпеливым, щедрым и отважным. Мусульмане веруют в Аллаха — творца всего сущего; в ангелов ― исполнителей Божьей воли, сотворённых Аллахом из света;  в Священные писания, ниспосланные Аллахом через пророков; в пророков  Божьих; в Судный день (конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие ада и рая). Пророки были посланы Аллахом к разным народам и племенам, посланником ко всему человечеству был только Магомет. Человек может выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки. Следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной  пищи, напитков или вредных привычек. Необходимо быть  правдивым, верным  и вежливым; изгонять из сердца злобу и зависть, уметь прощать. Следует искать мудрости и знаний, стремиться к самосовершенствованию. Разумно управлять своим имуществом,  любить  чистоту и красоту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *