ИМПЕРИЯ 3

Царский указ 1701 года произвёл переворот: землю уже не давали за несение службы, но всякий землевладелец был обязан служить. Служить могли и не дворяне, а получение чина с 1722 стало зависеть только от выслуги. Чин прапорщика давал потомственное дворянство. Но на  гражданской службе потомственное давал только чин коллежского асессора (равный майору), а  низшие чины давали только личное дворянство.  Российские дворяне включили в свой состав и бояр, и помещиков, и европейских наёмников, и выходцев из других сословий, и татарских тарханов, и сибирских царевичей. Позже влилась казацкая старшина, остзейские немцы и часть польской шляхты. Поскольку основная часть дворян была воинского происхождения, то на гражданскую службу они отдавать детей не хотели. Поэтому большая часть чиновников происходила из «поповичей». Тем более что церковь утратила прежнее влияние, а на службу требовались грамотные люди.

С 1718 указом царя были введены «ассамблеи», посещение которых было обязательно для дворян и их жён. Это переворачивало все представления о нравственности. Мало того, что женщины были выведены «на позор», так там ещё в обязательном порядке надо было предаваться пьянству. Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак. Дворяне в большинстве считали эти посиделки неприличными. Но упрощение нравов всегда прельщает молодёжь. В «женские» царствования ассамблеи были заменены балами, которые стали устраивать и в провинциях. В 1746 всем, кроме дворян, было запрещено покупать крестьян и землю, а с 1762 служба для дворян перестала быть обязательной. Дворяне были освобождены от телесных наказаний  и получили  право заводить мануфактуры и торги, продавать «за моря» товары. Многие тогда уехали в поместья, и в 1775 власть на местах перешла под контроль их предводителей. Они стали какбы служащими внутренних дел, получив право надзора и суда над своими крестьянами. Однако общероссийской дворянской организации дозволено не было.

Павел I упразднил губернские дворянские собрания и запретил дворянам лично обращаться с просьбами к императору. В начале XIX века  часть дворянства прониклась республиканскими настроениями, а многие вступили в масонские ложи. Движение декабристов имело черты дворянской фронды. Во времена Николая I в Петербурге были запрещены публичные балы. В 1832 для детей личных дворян было установлено звание почётного гражданина, который освобождался от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. С 1845 это звание получали чиновники до X класса (равного штабс-капитану), а потомственное дворянство стал давать лишь чин равный полковнику. К концу XIX века в империи было 1,8 миллиона дворян. Из них 53% русских, 29% — поляков, 6% — грузин, 5% — татар, 3% — литвы, 2% — немцев.

Влияние Церкви на Русской равнине традиционно было сильнее царского. Именно церковь объединила и создала русский народ, да и само слово «Россия» имело церковное происхождение. С укреплением царства церковная власть оказалась помехой самодержавию, которое стало с ней бороться. Царь Пётр не допускал самостоятельности Церкви и не любил духовенство, в котором находил наибольшее число своих противников. Он склонялся к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, инвалидные дома. В 1701 монахи были приписаны к монастырям, а архиереям было указано в мирские дела не входить. Монахам даже было запрещено иметь в кельях письменные принадлежности. По регламенту 1721 года им дозволено было выходить за стены монастыря только с письменным разрешением от настоятеля. Чтобы не ставить патриарха («Ибо простой народъ … помышляетъ, … что духовный чинъ есть другое и лучшее государство»), был создан Святейший Синод, члены которого обязаны были признать «крайняго судію духовныя сея коллегій, быти самого всероссійскаго монарха». В Синоде образовалось две партии: архиепископ Дашков возглавил партию, состоявшую преимущественно из приверженцев царицы Евдокии и царевича Алексея Петровича. При внуке Евдокии Петре II  Дашков, опираясь на Долгоруких, правил в Синоде и даже пытался восстановить патриаршество. Но этому воспротивился архиепископ Прокопович, который в 1730, поддержав противников Долгоруких, вернул себе власть в Синоде.

В XVII веке переход из одного сословия в другое был свободным. Прихожане сами выбирали священника и посылали его «ставиться» к архиерею. На убылые места выбирали детей умерших священнослужителей. Существовали «крестцовые» попы, дежурившие на больших перекрёстках «для вольного промысла». В 1722 всех попов стали приписывать к приходам. Было определено, чтобы в приходе было не менее 100 дворов, а «при каждомъ попѣ одинъ дьячокъ и одинъ пономарь». По смерти священника поступал на его место старший сын, бывший при отце дьяконом, а на его место определялся в дьяконы следующий брат, служивший дьячком. Дьячковское место занимал третий брат, бывший прежде пономарём. Поповские старосты были заменены благочинными, опекавшими 10-30 приходов. С 1721 в епархиях были открыты архиерейские школы, обучение в которых стало обязательным для сыновей священнослужителей. При школах находились общежития (бурсы) с монастырскими порядками. Курс обучения разделялся на восемь классов, с преподаванием в первом классе латинской грамматики, географии и истории, во втором — арифметики и геометрии, в третьем — логики с диалектикой, в четвёртом — риторики и пиитики, в пятом — физики и метафизики, в шестом — политики, в седьмом и восьмом — богословия. Языки — латинский, греческий, еврейский, церковнославянский — должны были изучаться во всех классах, но на деле преподавалась одна латынь, которая была и языком преподавания: даже Священное Писание изучалось по латинской Библии. Духовенство было обязано разыскивать староверов, а если на исповеди вскрывалось государственное преступление, то и доносить. Духовный характер деятельности терялся, и между священником и прихожанами возникала стена отчуждения. Духовенство утратило нравственное влияние и само стало охладевать к общественной жизни и её интересам. В течение XVIII века оно превратилось в послушное орудие светской власти. В то же время были отменены телесные наказания для причта. С 1730х школы, перешедшие на программу Киевской академии, получили статус семинарии, а прочие с 1808 стали 4-классными духовными училищами. В I классе учили читать и писать; во II преподавались русская грамматика, катехизис, арифметика и чистописание. Эти классы составляли приходское училище. III и IV классы составляли уездное училище и были двухгодичными; в них изучались латинский и греческий языки, славянская грамматика, катехизис, арифметика, география, священная история, церковный устав и пение.

В 1764 все церковные имения были переданы в Коллегию экономии. Было упразднено 567 монастырей. Из оставшихся 226 стали получать денежное содержание от государства, а 161 должны были существовать за счёт собственных сил. Критиковавший эту реформу митрополит Мацеевич был лишён сана и умер в заточении.

Яицкие казаки-староверы принимали священников из Казанской епархии, а астраханский епископ дозволил служить по дореформенным книгам. В 1763 было объявлено, что обычай креститься двумя перстами, запрещать не следует. В конце XVIII века единоверие стало распространяться по империи: в Елисаветграде,  Перми, Казани и, наконец, в 1800 году в Москве, и было признано императором Павлом. С разделом Польши и присоединением Грузии в Синодальную церковь влились бывшие униаты и грузинские православные. Встраивание их в имперскую систему происходило  с некоторым нажимом. На присоединённые земли посылали русских иерархов. Но сама русская церковь к концу XIX века стала более декорацией, чем силой. Митрополит Палладий (1892-1898) любил торжественные, «обстановочные» богослужения с большим числом сослужащих: «при пышной обстановке — суетливость, беготня, разговоры».

Слово «посад», которое в 1929 было заменено словом «посёлок», в давние времена означало поселение возле крепости. Посад делился на слободы и сотни. Чёрные сотни  платили подати, белые были от них освобождены.  Посадские были лично свободны, и делились на людей лучших, середних и молодших. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. Иван Грозный создал на местах самоуправление: земский староста, земский дьячок (секретарь-делопроизводитель) и целовальники (пристава) избирались на 1-2 года. В 1699  в Москве была учреждена бурмистерская палата, которой были подчинены и земские избы (старост переименовали в бурмистров). С 1708 земские избы подчинялись губернаторам, с 1728 их называли ратушами (с 1743 ― магистратами). Магистраты содержали полицию, школы, сиротские и смирительные дома, госпитали, биржи. Грамотная Екатерина II знала, что всякое общество должно состоять «из дворянства, среднего рода и хлебопашцев». К среднему роду она считала «причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в торговле, в мореплавании и ремеслах». Переводом слова «посадский» на польский язык, найдено было для «среднего рода» название ― мещанин. Магистраты сохранили на западе, где действовало Магдебургское право или Литовский статут. В других городах самоуправление было передано думам, состоявшим из городского головы и шести гласных.  Дума не имела административной или полицейской власти. Магдебургское право и Литовский статут к 1840 году были отменены, а магистраты повсеместно превратились в городские суды.

Купцы, оплатив гильдейский сбор, получали свидетельство, в которое вписывались члены семьи. При определённых условиях могли быть вписаны внуки и братья. Остальные родственники могли состоять в купечестве только от своего имени. Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности. Если оно выписывалось на имя женщины, то муж не мог в него вписаться. В 1812 торгующие крестьяне получили сравнимые с купечеством торговые права, и уже в 1825 только в Москве торговало свыше 2000 крестьян, а к 1840м крестьяне составляли почти половину торговцев Москвы. В 1830 -50е в купечество записались многие государственные крестьяне и сибирские бухарцы. В 1830-60е годы возникали городские общественные банки. В 1840-60е купеческие капиталы вкладывались в пароходства, в производство бумаги, тканей, стекла, вина. Строились мыловаренные, свечные, кожевенные заводы. С 1870 года городские думы избирались подданными Российской империи старше 25 лет, владеющими имуществом. Число нехристиан было ограничено 1/3 общего числа гласных.  Избиратели делились на три курии по размеру налога. К выборам не допускались лица, не уплатившие налогов, судимые, снятые с должности и находящиеся под следствием. Городской голова избирался думой из числа гласных и утверждался губернатором  или министром внутренних дел.

Черносошных крестьян в петровское время стали называть государственными. Чёрным вообще называлось население, платившее налоги (соха ― единица обложения). Крестьяне же это вообще весь крещёный люд. Крестьянин это старославянское «хрестиѩнинъ» в произношении великороссов. Здесь сказалась, конечно, и близость произношения со словом «крест» (старославянское «хрестъ»). Крестьянин был какое-то время синонимом русского. Все люди «русской веры» были крестьяне. Среди них были князья, архиереи, бояре, купцы и так далее. А были простые крестьяне, которые ничем не выделялись, жили в сёлах и пахали землю. Вот потому, что эти люди другого наименования не имели, за ними и закрепилось название крестьян. Крестьян было несколько категорий. Черносошные были свободными людьми. Жили общиной («обчество», «мир»), объединённой на договорных началах. Из общины можно было выйти, выполнив свои обязательства. Государственные крестьяне («свободные сельские обыватели») могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью, вести торговлю, открывать фабрики и заводы. Они заселяли страны с суровым климатом, и вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, пушным промыслом, собирательством и торговлей. «Свободные обыватели» были основным населением Поморья (около миллиона человек к 1700 году). Через Архангельск они вели торговлю с норвежцами («мурманами») и англичанами.  В состав государственных крестьян были включены  инородцы Поволжья и Приуралья, а также селившиеся в России немцы, греки. В Диком поле их число пополняли беглые крепостные, и это  негласно поощряла царская власть. В каждой волости государственными крестьянами избиралось волостное правление, состоявшее из волостного старшины и двух «заседателей» (по хозяйственной и полицейской части). Волости подразделялись на сельские общества. Сельский сход избирал сельского старосту, а для исполнения полицейских функций — сотских  и десятских. Для рассмотрения мелких дел избирали волостные и сельские «расправы».

Черносошными вначале были и крестьяне в поместьях, где государственное тягло было заменено на содержание конкретного помещика. У последнего могли быть свои холопы и наймиты. Соборное уложение 1649 года запретило даже свободному от долгов крестьянину уходить от помещика. Хотя оно и указывало: «крещёных людей никому продавати не велено», помещики скрыто продавали крестьян. С 1675 купленных крестьян стали регистрировать в Поместном приказе, что фактически узаконило торговлю людьми. А правительство Софьи в 1682 приказало регистрировать продаваемых без земли в Холопьем приказе с уплатой пошлины. В XVIII веке торговля приняла особый размах. Только в 1801 году Александр I запретил публиковать в газетах объявления о продаже людей, а в 1808 прекратили продавать людей на ярмарках. При Николае Павловиче в 1833 году было запрещено разлучать при продаже семьи. Затем покупку крестьян запретили безземельным дворянам. А в 1847 году крестьяне получили право покупать себе волю, если их владелец обанкротился. В 1724 было около 3 миллионов государственных крестьян, крепостных ― около 9 (при общей численности населения 14). В 1760е 7,6 миллиона были государственными, 10  ― крепостными (общая численность 19). В 1858 государственных было 33, а крепостных ― 23.

Монасты́рские крестья́не находились во владении церкви, куда они попали вместе с землями (большей частью, бывшие боярские вотчины). После секуляризации церковных земель в 1764 они были переданы в ведение Коллегии экономии. Монастырские крестьяне стали «экономическими». Они обладали личной свободой и платили денежный оброк. Дворцовые крестьяне  принадлежали царской семье. Их обязанностью было снабжение двора. В XVI веке их численность могла быть около миллиона (≈50% населения), но позже многие из них были подарены дворянам. Большинство дворцовых проживало в Костромской, Смоленской и Вятской губерниях. В 1797 они были переданы в Департамент уделов, который внедрял улучшенные породы скота и семян, картофель, учредил ремесленные училища. Удельный крестьянин мог приобретать недвижимость и землю, выходить в мещанство и купечество. В XVIII веке для поддержки промышленности на Урале и в Сибири государственных крестьян приписывали к мануфактурам. Фактически такая приписка была государственной повинностью. От воинской повинности приписные были освобождены: рекруты становились мастеровыми, а остальные занимались поставкой на заводы продовольствия, перевозкой материалов и выжиганием древесного угля. В Алтайском округе продовольствием торговали только местные крестьяне, другие не имели права селиться и торговать на территории округа. Поэтому там возникла специализация: часть крестьян оставила пашню, и занималась торговлей, ремёслами, углежжением и гоньбой по Сибирскому тракту.

В 1861 было отменено крепостное право, и бывшие крепостные фактически были приравнены к государственным крестьянам. Их обществам предоставлялся полевой надел, за пользование которым надо было платить в течение 49 лет. В 1864 были созданы земства, которые избирали богатые землевладельцы и горожане, и выборные от сельских обществ. Председателями земств были местные предводители дворянства, а исполнительным органом ― управа. Земства ведали содержанием дорог, школ и больниц; устройством хлебных складов и семенных депо; взиманием налогов на местные нужды. Полиция земствам не подчинялась, а их деятельность контролировалась губернатором.

История донского казачества возводится к ясам (аланам) и касогам (черкасам). Именно они были прихожанами Сарайской епархии. Во времена Золотой орды там, в междуречье Дона и Хопра, существовало объединение берендеев, вятичей, мещёры и мордвы ― казачье государство Червлёный Яр.  В  XVI веке в Мещёрской Украине (междуречье Оки, Мокши и Цны) расселились мещёрские казаки. Казачьи войска появились во время Великой замятни. Это были осколки Золотой орды, расположенные на степных окраинах: Запорожское, Донское, Волжское, Яицкое войска. Казаки были христиане: сперва, видимо, несториане, потом православные. На Волге в их число влились ушкуйники. Славянский язык преобладал. Само слово «казак», скорее всего, переиначенное «касог» ― черкес. И на Москве казаков называли черкасами. Казаки были воинами и земледельцами (или скотоводами), и по образу жизни мало отличались от сибирских крестьян. В 1685 году донской атаман Самойло Лаврентьев поддержал ревнителей старой веры. Во время служб перестали поминать московского царя и патриарха. Однако промосковская партия победила, и уже в 1688 атаман Осип Михайлов приводил казаков к присяге на верность Москве и «новой вере», а зачинщики волнения были выданы царскому правительству. В XVIII веке все казачьи республики были подчинены Российской империей, а казачьи войска превращены в стражу. Атаманом всех казачьих войск считался цесаревич. Каждое войско возглавлял наказной  атаман. Станичные атаманы избирались на станичных сборах. По мере необходимости империя формировала казачьи войска на дальних рубежах, обращая в казаков крестьян и другие группы населения. По типу казачьих формировались инородческие полки: татарские, якутские и другие. В 1737 году было создано Калмыцкое казачье войско. Охрана границы с Китаем была возложена на тунгусов и бурят, для чего в 1760 был сформирован тунгусский полк, а в 1764 были образованы четыре бурятских полка. В 1807 из крымских татар были сформированы 4 конных полка. Запорожское и Волжское войска были расформированы, часть казаков переведены в другие сословия. В  1822 сибирские дворяне и дети боярские были уравнены с казаками.  Донское и Яицкое (Уральское) войска сохраняли полную автономию до XX века.

Служилые люди, жившие на Тульской и Белгородской оборонительных линиях, к началу XVIII века оказались в глубине империи. Многие из них не поступили на службу, а потому не были зачислены в дворянство и получили наименование однодворцев. Они сохранили право на владение землёй и крепостными. Вместе с тем они платили налоги и несли рекрутскую повинность. После присоединения новых территорий к однодворцам были причислены польские шляхтичи, не сумевшие доказать своё дворянство, и бессарабские мазылы. В Сибири в XVIII веке началось замещение служилых людей регулярными войсками. Служилые записывались в разночинцы. Звание разночинцев получали также  дети личных дворян, отставные солдаты, выпускники университетов, не поступившие на службу.

Александр I предполагая удешевить содержание армии и улучшить её снабжение, создал военные поселения. Он хотел уменьшить зависимость государства от дворян, которые поставляли и основную массу товарного хлеба, и офицерский корпус. К 1825 было поселено в Новгородской губернии 12 гренадёрских полков и 2 артиллерийские бригады, в Могилёвской губернии – 6 пехотных полков, в Слободско-Украинской, Херсонской и Екатеринославской губерниях – 16 кавалерийских полков. Округом поселения заведовал полковой командир, который был председателем комитета полкового управления. Комитет заботился о сельском хозяйстве, выдавал пособия, наблюдал за содержанием строений, принимал меры к сбережению здоровья жителей, назначал опеку над нерадивыми хозяевами. От комитета зависело и позволение вступать в брак. В округах гренадёрской дивизии каждая рота была расположена в 60 домах-связях, выстроенных в одну линию. На площади поселения размещались часовня, караульня, школа, мастерские, цейхгаузы, пожарная команда, лавки. Фасады домов выходили на бульвар, по которому пропускались только пешеходы. Около каждого дома были сараи для скота, орудий и хлеба; дворы были огорожены и содержались в чрезвычайной чистоте. Земли были разделены между поселянами-хозяевами на равные участки. Недостаток пахотной земли пополнялся расчисткой лесов и осушением болот. Хозяева снабжались от казны лошадьми, рабочим скотом, земледельческими орудиями и мебелью. С достижением 45-летнего возраста военные поселяне зачислялись в инвалиды, с получением от казны жалованья и провианта. В 1857 году военные поселения были упразднены, а поселяне причислены к государственным крестьянам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *